Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Развитие образного мышления средствами художественной выразительности"

Методическая разработка

Автор: Мельникова Лариса Ильинична, Преподаватель по классу фортепиано, МАОУ ДОД "Детская музыкальная школа №5", город Пермь, Пермский край



В раздел дополнительное образование





Текстовая HTML-версия публикации

1 Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа №5» г. Перми
Методическая разработка
по теме
«Развитие образного мышления

средствами художественной выразительности»
Автор


Мельникова Лариса Ильинична,

преподаватель по классу фортепиано

МАОУ ДОД «Детская музыкальная школа №5»
Пермь, 2015 г.
2
Содержание работы

1
. Введение………………………………………………………………… 3
2
. Творчество начинается в игре…………………………………………. 3
3
. Работа над художественным образом………………………………… 3
4
. Задачи и их решение…………………………………………………… 4
5
. Средства художественной, музыкальной выразительности………… 4
6
. Развитие чувства метро – ритма………………………………………. 5
7
. Формы и методы работы для исполнения музыки…………………... 6
8
. Заключение……………………………………………………………… 7
9
. Список использованной методической литературы…………………. 7
3
Введение.
«В детстве закладываются не только основы знаний, но и формируется музыкальное мышление и умение работать, - справедливо считает А. Артоболевская. – Только сумев достигнуть заинтересованности на первых встречах с музыкой, можно постепенно вводить ребѐнка в более узкий круг профессиональных навыков».
Творчество начинается в игре.
Планируя свои уроки я стремлюсь к одному – чтобы ребѐнку было интересно. И решение здесь одно –
игра
! И, поскольку творчество – это всегда импровизация, то и моя работа носит более импровизационно – художественный, нежели методический характер. Я руководствуюсь следующими принципами: - действия педагога должны быть предельно понятны ребѐнку, их смысл для ребѐнка должен быть очевиден, их цель должна быть ясна, их необходимость должна быть осмысленна и одобрена; - ничего не делается просто так. Любое действие является либо звеном в цепочке приобретения знаний, либо началом этой цепочки и непременно будет иметь продолжение по принципу «от простого к сложному». То есть «урок – звено в процессе обучения».
Работа над художественным образом
начинается с первых шагов изучения музыки и музыкального инструмента. Беседы с ребѐнком о музыке, еѐ языке, фортепианной игре, чтение нот и о многом другом должны быть доступны для ребѐнка и в нужной мере занимательны. Один из очень важных дидактических приѐмов, способных натолкнуть ученика на размышления, побудить в ней интерес – это
вопросительная форма

изложения
: «Не кажется ли тебе, что…? Как ты думаешь?» и тому подобное. Наши вопросы поставлены так, что для ответа на них ребѐнку приходится вслушиваться в музыку. Основой для них служат сопоставления и сравнения. Чтобы разбудить у ребѐнка его образное мышление можно применить ещѐ один дидактический приѐм, например, сказать: «Реши сам! Тебе надо подумать, когда аккомпанировать тихо, когда чуть громче, когда сделать ударение».Перед учителем стоит
задача
: - научить ребѐнка относиться к музыке как к выразительному искусству; - научить выразительно интонировать музыку; - научить передавать характер интерпретуемой музыки. В работе с детьми младшего возраста я использую яркие и разнообразные мелодии и ритмы народной музыки, а также пьесы, близкие детям по музыкальным образам и настроению. Такие пьесы пробуждают у
4 ребѐнка воображение, помогают создать настроение, заинтересовать понятными и яркими образами, научить понимать и переживать музыку различного характера – весѐлую, грустную, торжественную, танцевальную, напевную… Каждое, даже самое маленькое произведение, должно возникнуть в сознании ребѐнка как целый образ, который может заинтересовать. А каждый образ диктует определѐнные исполнительские приѐмы. От яркости возникшего образа у ребѐнка рождается способность передать его движениями рук. Как можно раньше от ученика нужно добиться, чтобы он сыграл грустную мелодию грустно, бодрую – бодро, торжественную – торжественно и т.д. и довѐл бы своѐ художественно – музыкальное намерение до полной ясности.
К

средствам

художественной,

музыкальной

выразительности

относятся
: - игровые навыки ( стаккато, легато, нон легато ); - общий характер музыки ( весѐлый, бодрый, спокойный, грустный ); - скорость звучания ( темп ); - громкость звучания ( динамика ); - соотношение звуков по времени ( ритм ); - форма ( куплетная, вариационная ); - регистры (высокий, средний, низкий ); - творческие задания ( рисунки, стихи – подтекстовки ). На самой начальной стадии фортепианного обучения важен не только результат действий ребѐнка и созданный им звуковой образ, сколько воспитание у ребѐнка психологической установки: «Хочу и стремлюсь сыграть ласково и шутливо»... Познание ребѐнком на практике элементарных структур, то есть простейших средств развития музыкального материала – вот условие, которое поможет ему лучше вслушиваться, размышлять о музыке. Умственная работа с ребѐнком должна быть связана с его образным и музыкально – ассоциативным мышлением. На фортепианных уроках можно многому научить ребѐнка, опираясь на музыкальный показ, на эмоциональную выразительность, на образные сравнения. Но этих методов не достаточно. Нельзя откладывать обучение музыкальной грамотности, то есть умение разбираться в строении музыкальной речи, помогающей пониманию выразительности музыки. Осознание слуховых явлений с
5 помощью терминов благотворно сказывается на музыкальном развитии ребѐнка, на приобретение навыков подбирания и транспонирования. Переходя к профессиональному обучению, следует стараться как можно легче и понятнее дать ребѐнку необходимые знания. Вместе с тем надо работать над воспитанием воли к труду. А целью труда должно быть стремление ученика ощутить результаты своей работы. Это стремление педагог должен пробудить у ребѐнка и поддерживать в ходе занятий. Не раз в своей педагогической практике я убеждалась в правоте слов С. Фейнберга: «Дети по своей природе реалисты. Поэтому они не всегда прилежно выполняют свои уроки по музыке, если не видят ясно перед собой определѐнной, достижимой цели. Серьѐзная задача педагога – заставить ребѐнка поверить, что все рекомендуемые ему приѐмы разучивания и тренировки действительно приведут к желаемому результату». Занятия с ребѐнком над воспитанием,
развитием чувства метро –

ритма
продолжается на протяжении всего процесса обучения. Без временной упорядочности невозможна никакая фортепианно – педагогическая работа с учеником – ни обучение осмысленному обучению, ни формирование его инструментальной техники. Метрическая пульсация даже в однотипной музыке в отношении размера и скорости движения по своему характеру может быть различной. При освоении ритма я пользуюсь системой ритмослогов. Начав ритмическое воспитание ученика с ощущения равномерной пульсации, целесообразно перейти к осмыслению характера чередующих долей – сильных и слабых. Например: При обращении к стихотворному тексту подвожу ученика к осознанию-переживанию длинных и коротких «шагов». Затем следует
6 разговор о длительностях, такте и тактовой черте. Объясняя длительности звуков, я говорю и о паузах. Прежде всего дети должны уяснить, что пауза – знак молчания, то есть перерыв в звучании, но не в движении. Необходимость образных сравнений и доступных ребѐнку примеров относятся также к темпу и размеру. Вся выдумка должна идти от интуиции ребѐнка и его индивидуальной реакции на музыку. В педагогической практике я использую разные
формы и методы

работы
помогающие ученику понять характер исполняемой музыки.
1
. Проигрывание педагогом сочинения целиком или отрывками. Проигрывать сочинения ученику важно потому¸ что содержание любого произведения нельзя во всей полноте передать словами. Часто ребѐнку бывает трудно самостоятельно разобраться в проходимых сочинениях, без предварительного ознакомления изучение протекает медленно и вяло. Полезно давать ученикам задания по самостоятельному ознакомлению с произведением, чтобы развивать их инициативу.
2
. Раскрытие содержания словесными пояснениями. Педагог должен уметь говорить о музыке красиво, поэтично, увлекательно. Все пояснения и образные сравнения должны быть близки и понятны ученику. Учащегося следует знакомить с авторами, с эпохой, в которую было написано сочинение. Более слабым ученикам полезно давать программу понятную, близкую к их развитию, вместе с педагогом поговорить о художественном замысле произведения, тем самым вызвать у ребѐнка художественную фантазию.
3
. Раскрытие содержания произведения – эмоциональное воздействие с помощью «дирижирования» ( то есть жестикуляция, подпевание ). Значение этого метода в том, что он даѐт возможность педагогу непосредственно влиять на ученика во время исполнения. Каждая музыкальная задача должна быть выражена в звуке, темпе, ритме и соответствующих приѐмах игры. Например, определив характер и настроение пьесы, нужно сразу же найти звуковую окраску, пульс движения, элементарные нюансы, а также технические средства, вытекающие из характера пьесы и помогающие ярче раскрыть еѐ образное содержание.
7
Заключение.
Использование всех методов в процессе работы создаѐт предпосылки для успешного решения поставленной задачи – то есть раскрытие содержания, развитие художественного образа. Достигнуть успехов в работе над художественным образом можно лишь непрерывно развивая ученика
музыкально,

интеллектуально
,
артистически и пианистически.

Список использованной методической литературы
1. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. – М., 1989. 2. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. - Л., 1969. 3. Перунова В.И. Путь к музыке. – Л., 1989. 4. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., 1967. 5. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. – М., 1989.


В раздел дополнительное образование