Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Знакомство с опытом работы по использованию дидактических средств художественно-эстетической направленности в формировании экологической культуры и эстетического вкуса в технике рисования пером и тушью".

Методические рекомендации для проведения мастер-классов по теме "Рисование тушью и пером"

Автор: Гоцина Марина Михайловна, педагог дополнительного образования, МБОУ ДОД Детский эколого-биологический центр города Ростова-на-Дону, Ростов-на-Дону



В раздел дополнительное образование





Текстовая HTML-версия публикации

муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детский эколого-биологический центр города Ростова-на-Дону
Методические рекомендации

для проведения мастер-классов по теме

«Рисование тушью и пером»
Автор-составитель: Гоцина Марина Михайловна педагог дополнительного образования 2015 г.

Содержание:
1. План проведения мастер-класса. 2. Технологические особенности техники рисования пером 3. Методические советы по изучению данной техники. 4. Инструкционная карта к выполнению рисунка «Цветочные мотивы». 5. Инструкционная карта к выполнению рисунка «Бабочка». 6. Инструкционная карта к выполнению рисунка «Старое дерево». 7. Инструкционная карта к выполнению рисунка «Зима – кружевница».
Тема:

Выразительные возможности рисования тушью и пером.

Цель:
Знакомство с опытом работы по использованию дидактических средств художественно-эстетической направленности в формировании экологической культуры и эстетического вкуса в технике рисования пером и тушью.
Задачи:
Демонстрация активных форм организации занятий с использованием практических работ в технике рисования пером и тушью. Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе освоения опыта работы.
План проведения мастер класса.

1.Организационный

момент.
Вступительное слово об активизации образовательного процесса дидактическими средствами художественно- эстетической направленности. Постановка целей и задач мастер-класса.
2.Основная часть.
Беседа по организации и проведения занятий с использованием дидактических средств при изучении темы «Выразительные возможности рисования пером». - Последовательность выполнения рисунков в перовой технике. - Виды линий и штриховки. - Тон и контраст. - Сочетание акварельной размывки и штриховки пером.
- Демонстрация работ педагога и обучающихся. - Индивидуальная работа по созданию рисунка в технике туши и пера.
3.Заключительная часть.
- Выставка творческих работ. - Подведение итогов мастер-класса.
Технологические особенности техники рисования пером
Почти каждый человек время от времени рисует, то черкая в записной книжке, то показывая дорогу или поясняя свою мысль. Каждый намеренно оставленный таким образом след есть рисунок. Рисунок передает состояние души художника. Рисование пером является отличной школой воспитания руки и глаза, наблюдательности, воображения. Этот способ изображения интересен детям разного возраста: от начальной школы до старших классов. С 19 века в мире широкое распространение получили металлические перья разного размера и формы. Их использовали для письма и рисования. Хотя для нынешнего поколения детей перо стало атрибутом прошлого, т.к. оно не используется в повседневной жизни. Для многих знакомство с пером становится настоящим открытием, увлекательным и интересным путешествием в мир графики. Металлические перья могут давать тончайшие паутинные и довольно сочные, толстые линии. Не всегда перо свободно двигается по бумаге. Если оно имеет очень острый конец, а бумага шероховатая, то штриховка будет затруднена. Работа двумя- тремя различными перьями сразу позволяет варьировать характер штрихов, но и одним пером можно достичь большого разнообразия в толщине линий, меняя нажим. Работа пером требует наблюдательности, внимания, уверенности и точности.
Особенность работы пером заключается в том, что исправления практически

невозможны.
В этом, как ни странно, одна из привлекательных сторон данной техники. Рисунки пером в сочетании с размывкой или подцветкой акварелью отличаются особой выразительностью. Эта техника дает широкий простор для творческого поиска.
Очень важно, чтобы перо не царапало бумагу. Меняя нажим, можно добиться разнообразной толщины линии. Стальное перо дает четкую, тонкую линию, а гусиное или тростниковое - живую и выразительную. Лучше рисовать пером на гладкой мелованной бумаге, где допущенные иной раз ошибки можно исправить, пользуясь лезвием. Работы получатся более выразительные, когда линия и штрих сочетаются с тоном бумаги (серым, голубым, охристым, зеленоватым), создается впечатление живописной манеры рисунка.
Методические советы по изучению техники рисования пером.
Искусство рисования пером состоит в умении накладывать штрихи на бумагу так, чтобы создавались выразительные композиции. Для начала следует рассмотреть различные виды штрихов и линий и потренироваться в их изображении. Контурные линии точно повторяют изгибы поверхности изображаемого объекта, как бы стекая по поверхности предмета. Они могут быть прямыми или ломаными, длинными или короткими, волнистыми или округлыми. Прямые линии можно располагать параллельно друг другу. Предмет, нарисованный такими линиями, будет смотреться плоским. Таким способом можно рисовать пейзажи и явления природы – дождь, туман. Еще один способ нанесения туши – перекрестная штриховка. Штрихи в данном случае желательно пересекать под острым углом, чтобы не получалась «решетка». Перекрестная штриховка используется для передачи шероховатой поверхности и для углубления тона. При выполнении этой работы требуется большая аккуратность, т.к. линии должны иметь одинаковую толщину и наклон. Используя в своем рисунке запутанные, спиралевидные линии можно с легкостью передать небрежность курчавых волос на портрете, а также естественность крон деревьев и кустарников. Также эти линии используют для набросков. Располагая, волнистые линии близко друг к другу, можно передать фактуру коры дерева, перьев птиц, прожилок листа.
Прежде чем приступить к работе пером, важно узнать правила тональных отношений, закон контраста, законы линейной и воздушной перспективы.
Тон
– это степень светлоты или темноты цвета. Белый цвет – это цвет чистого листа бумаги, если нанести небольшое количество штрихов или точек – получим серый цвет, и чем они реже и тоньше, тем серый цвет будет светлее. Чем больше штрихов или точек на определенном участке, тем серый будет темнее. Таким образом, можно выполнить переход от серого к черному. Соотношение тонов очень важно при работе тушью. В рисунке не обязательно наносить контуры предметов, чтобы придать ему форму – это можно сделать путем умелого использования тона. Темные предметы на светлом фоне благодаря контрасту тона будут выделяться.
Контраст
– ключ к четкому и выразительному рисунку. Контраст можно создавать с помощью различного тона, направлений и видов штриховки. Например, чтобы передать в пейзаже пространство, необходимо контрастно изображать передний план: четко прорабатывать мелкие детали разнообразными штрихами и линиями, располагать черные элементы рядом со светлыми. Дальний план, наоборот, изображается обобщенно, без контрастов, равномерно серым. Удивительными по красоте и нежности получаются рисунки в смешанной технике акварели и туши. Прозрачность и звонкость акварельных красок сочетается с графичностью и выразительностью туши и пера, рождая необычные произведения. Не все способны полюбить и оценить искусство графики, где присутствует только тон. Детям гораздо ближе язык цвета. Смешивание красок приносит им радость, побуждает к творчеству. А сочетание работы красками и тоном интересно вдвойне. В смешанной технике несовершенство владения акварелью можно замаскировать последующей проработкой тушью: добавить контраст, там где он необходим, проработать штрихами главное, а второстепенное оставить как есть.

Инструкционная карта к выполнению рисунка в технике рисования

пером «Цветочные мотивы».
Начинать знакомство с рисованием в смешанной технике акварели и туши лучше с изображения простых одиночных предметов, например цветов. Для этих целей мной был выбран цветок пиона. Материалы. 1. Акварель 2. Кисти беличьи №3,5 3. Палитра 4. Емкость для воды 5. Тушь черная 6. Перо №11 7. Графитный карандаш 8. Ластик 9. Плотная бумага А4 или А5

Последовательность выполнения рисунка в технике рисования

пером «Цветочные мотивы».

1.
Выполняем карандашом подготовительный рисунок цветка, который планируем изобразить. (Для достоверности изображения проанализируем фотографию этого цветка).
2.
После того как линейное изображение выполнено, приступаем к работе акварелью:
2.1.
Разводим на палитре достаточное количество красок не слишком насыщенного цвета, чтобы была возможность утемнить рисунок тоном. Нам потребуются травяной зеленый и розовый цвета.
2.2.
Розовым цветом закрашиваем цветок, зеленым – стебель и листья.
2.3.
Теперь рисунок необходимо оставить до полного высыхания краски.
3.
Приступаем к работе пером и тушью:
3.1.
Обводим по контуру все лепестки пиона. Теперь наша задача состоит в том, чтобы передать объем цветка, изобразить тени между лепестками.
3.2.
Для этого начинаем тонкими параллельными штрихами утемнять каждый лепесток снизу, оставляя верхнюю его часть незаштрихованной. Используем прием тональной растяжки. Здесь очень важно не перетемнить, т.к. это может лишить изображение легкости.
4.
Крупные лепестки на переднем плане прорабатываем по краям и от центра такими же тонкими и легкими штрихами.
5.
Стебель обводим по контуру с теневой стороны (обычно воображаемый источник света находится в левом верхнем углу).
6.
Вертикальными параллельными штрихами прорабатываем тень, постепенно уменьшая количество штрихов в освещенной части.
7.
Проводим линию в середине каждого листа.
7.1.
От края к центру наносим штриховку, повторяющую своими изгибами форму листа. Чтобы избежать однообразия, можно некоторые листья заштриховать от центра к краю.
8.
Теперь смотрим на весь цветок, и если это необходимо утемняем некоторые участки.

Основные этапы выполнения рисунка в технике рисования пером

«Цветочные мотивы».


Инструкционная карта выполнения рисунка в технике рисования

пером «Бабочка».
В данной работе отрабатываются навыки применения техники сочетания акварельной живописи и рисования пером. Материалы. 1. Лист плотной бумаги А 4 или А5. 2. Карандаш. 3. Ластик. 4. Акварель. 5. Кисть белка №4. 6. Палитра. 7. Тушь черная жидкая. 8. Перо № 1 или 2 (с острым носиком).

Последовательность выполнения рисунка в технике рисования

пером «Бабочка».

1
. Выполнить карандашом рисунок крыльев бабочки, при этом важно соблюдать симметрию. Отметить прожилки крыла и особенности форм цветовых пятен (рис. 1).
2
. В соответствии с замыслом расписать акварелью крылья. Просушить работу (рис. 2).
3.
Используя перо, обводим контуры и прожилки, штрихами наносим тушь на темные участки крыльев (рис 3). Старайтесь наносить штрихи в одном направлении (параллельно прожилкам крыла), не пересекая их. ****В местах затемнения штрихи необходимо наносить в большем количестве, а если участок крыла светлый, соответственно штрихов должно быть меньше. ****Для придания выразительности, края крыльев можно сделать совсем черными (рис.4).
4.
Короткими вертикальными штрихами проработать туловище, нарисовать усики (рис. 5).

Основные этапы работы

выполнения рисунка в технике рисования

пером «Бабочка»
Рис 1. Рис.2 Рис.3. Рис. 4. Рис. 5.

Инструкционная карта к выполнению рисунка в технике рисования

пером «Зима – кружевница».
В этой работе мы изобразим тушью и пером зимний пейзаж. Чтобы передать белизну и воздушность снега, штрихи будем наносить очень тонкими и легкими линиями. Ну и какой же зимний пейзаж без заснеженной ели – эта лесная красавица займет центральное место в композиции. Материалы. 1. Бумага А 4 – А5. 2. Простой карандаш. 3. Ластик. 4. Черная тушь. 5. Перо с тонким наконечником.

Последовательность выполнения рисунка в технике рисования

пером «Зима – кружевница».

1.
Выполняем тонкими линиями подготовительный рисунок карандашом:
1.1.
Ель, камни, кустарники на переднем плане рисуем крупными, а деревья на дальнем плане – небольшого размера. Этот прием поможет передать пространство на плоскости листа.
1.2.
На камнях, ветках ели и на верхушках кустарников изображаем хлопья снега.
2.
Приступаем к работе тушью и пером:
2.1.
Обводим по контуру реку, камни, ветки кустарников.
2.2.
Начинаем прорисовывать еловые ветки. Иголки выполняем прямыми, тонкими, короткими штрихами.
2.3.
Снег на ветвях оставляем незаштрихованным.
3.
Прорисовываем камни и кустарники на переднем плане:
3.1.
Снег оставляем белым, обведя его по контуру тонкой линией.
3.2.
Фактуру камней передаем прямой штриховкой, располагая ее параллельно граням.
3.3.
Рисуем множество мелких, пересекающихся веток в верхней части кустарников, и, конечно, снежную шапку.
4.
Линию берега подчеркиваем штриховкой темно-серого тона:
4.1.
Воду в реке рисуем зигзагообразно расположенными горизонтальными штрихами.
4.2.
Иллюзию снежных сугробов создаем светотеневой проработкой их формы.
4.3.
Тени на снегу должны быть выполнены очень светлыми и тонкими штрихами.
5.
Деревья на дальнем плане прорисовываем светло-серым тоном, без особой деталировки.
6.
Создаем объем облакам легкой штриховкой, повторяющей своими изгибами их форму.
7.
После того как все элементы пейзажа прорисованы, необходимо придать цельность изображению. Это значит, что все контрасты должны быть сосредоточены в центре композиции. Если это необходимо, то можно кое-что обобщить, утемнить. Теперь работа полностью готова и можно ее оформить.

Основные этапы работы

выполнения рисунка в технике рисования

пером «

Зима – кружевница».


Инструкционная карта выполнения рисунка в технике рисования

пером «Старое дерево».
Эта работа выполняется тушью и пером. Тональное пятно создается скоплением множества точек. Материалы. 1. Лист плотной бумаги А 4 – А5. 2. Простой карандаш. 3. Ластик. 4. Черная тушь. 5. Перо с тонким наконечником №1-2

Последовательность выполнения рисунка в технике рисования

пером «Старое дерево».

1.
Выполнить карандашный рисунок дерева. Что бы оно выглядело старым, ствол рисуем толстым, а ветки корявыми, с причудливыми изгибами. Намечаем траву, цветы, деревья на дальнем плане (рис. 1).
2.
Приступаем к рисованию тушью. Светлые участки слегка покрываем точками, что-то вообще остается белым, темные же участки, напротив, должны быть заполнены большим количеством точек – за счет этого создается тональный контраст, придающий рисунку выразительность (рис. 2).
3.
Для передачи фактуры коры дерева углубления делаем темнее, а выступающие части светлее рис. 3).
4.
Контрастным тоном прорабатываем траву и цветы на переднем плане. Деревья и кустарники на дальнем плане выполняем светло-серым тоном (рис.4).

Основные этапы работы

выполнения рисунка в технике рисования

пером «Старое дерево».
Рис.1. Рис.2. Рис.3. Рис.4.

Список использованной литературы:
1. Н.М. Сокольникова «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе», - М.: «ACADEM A», 2003. 2. М.Т. Ломоносова «Графика и живопись»,- М.: АСТ «Астрель», 2006г. 3. «Атлас цветов», - М.: Росмен, 2004г. 4. «Художественная школа», - М.: Эксмо, 2005г.


В раздел дополнительное образование