"Все богатства мира в руках детей"
статья
Автор: Севостьянова Нина Викторовна, инструктор по труду, МКОУ "Ямальский районный детский дом", ЯНАО, Ямальский район, с. Мыс Каменный
В раздел дополнительное образование
Текстовая HTML-версия публикации
Севостьянова Нина Викторовна, заместитель директора по научно-методической работе, МКОУ «Ямальский районный детский дом», с. Мыс Каменный, E-mail: mysdetdom@mail.ru, 8(34996) 28-244Все богатства мира в руках детей.
Аннотация. Статья посвящена вопросам развития творческого потенциала воспитанников детского дома. Автор раскрывает задачи, формы развития творчества в современном образовании. Главным результатом модернизации школы должны стать соответствие школьного образования целям опережающего развития общества… Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Медведев Д.А Вот прошел очередной конкурс, и мы с восторгом смотрим на детские поделки. Сколько в них фантазии, находчивости, как непредсказуем взгляд ребенка на мир, окружающую жизнь. Детское творчество – это чудесная и загадочная страна, помочь ребенку войти в нее и научиться чувствовать себя там, как дома, значит, сделать жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее. В последнее время растет интерес педагогического сообщества к проблематике научно-технического творчества в образовательной деятельности [1,2]. Это вызвано объективной и осознаваемой обществом ролью развития творческого мышления в становлении личности и ее самореализации, необходимостью развития в человеке способности преодолевать проблемы на основе тех или иных (подчас - нестандартных) подходов и решений, действовать продуктивно с опорой на свой образовательный потенциал. Новое видение получает проблема раскрытия научно-технических творческих возможностей человека, от решения которой зависят условия его эффективной жизнедеятельности в интенсивно меняющемся мире. Иными словами, современная социально-экономическая, культурно-историческая ситуация требует развития творческого потенциала детей - ведь творчество - это наивысший уровень проявления способностей к тому или иному виду деятельности [3]. Образовательный процесс в детском доме предполагает применение технологии личностно-ориентированного обучения, которая создает наиболее благоприятные условия для развития воспитанника как индивидуальности и призванной помочь детям в реализации их личностного научно-технического творческого потенциала. Основываясь на положениях национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», одним из приоритетным направлений в работе детского дома является развитие творческого потенциала воспитанника.
Творческое развитие - это не только развитие способностей к различным видам художественной деятельности (умения красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку...). Понятие это намного шире и глубже. Творчество - это в первую очередь интеллектуальный процесс, в результате которого на основе прошлого опыта создается качественно новое знание. И это новое знание может быть выражено в изменении материального измерения человеческой жизни, в новом понимании мира, в новом чувстве, в новой более высокой ступени самоосознания. Изначальный творческий акт происходит в душе ребенка и лишь после может быть опредмечен и найти свое воплощение в каком- либо виде деятельности. Поэтому творческое развитие - это не столько приобретение каких-либо определенных технических навыков, а в первую очередь создание условий, в которых ребенок может совершать эти качественные переходы в своем сознании, окунаться в неизведанное, творить. Работы отечественных и зарубежных специалистов (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель) свидетельствуют, что творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние ребенка. Поэтому так важно для наших детей, а они у нас особенные (дети- сироты), широкое включение в педагогический процесс разнообразных занятий творческой деятельностью, создание обстановки эмоционального благополучия, наполнить жизнь детей интересным содержанием, предоставить каждому ребенку пережить радость творчества. В детском доме каждый ребенок, может наиболее полно проявить себя, без какого бы то ни было давления со стороны взрослого. Большое значение также придается инициативе воспитанников в выборе той или иной техники, которой он хочет овладеть, в реализации собственного замысла ребенка при выполнении изделия. Детское творчество – явление уникальное. Педагогическая мысль различных стран уже многие десятки лет исследует проблему природы возникновения детского творчества. Материал и опыт по исследованию детского творчества накапливались с годами. Постепенно вырабатывался правильный подход к этой проблеме. Л. С. Выготский отметил, что любая практика, любой опыт могут быть усвоены двумя путями. Один из них – воспроизводящий, репродуктивный. В его основе лежит точное повторение ранее выработанных приемов поведения. Другой путь основывается не на воспроизведении готовых способов, а на творческой переработке, создании новых образов и действий. А.А.Волкова, характеризуя творчество, писала: «Воспитание творчества – разностороннее и сложное воздействие на ребенка. Мы видели, что в творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть
наблюдательными – значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими». В Концепции модернизации образования подчеркивается первостепенность решения задач, направленных на создание творческой атмосферы и условий для инновационной деятельности, где ребенок, прежде всего, приобщается к вечным общечеловеческим ценностям (красоте, добру, истине). В результате этого у него рождаются и развиваются такие стержневые качества личности, как самостоятельность, инициативность, произвольность в виде стремления к преодолению трудностей, а также потребность в активном освоении и созидательном преобразовании окружающей действительности. Система воспитательной деятельности в нашем детском доме ориентирована на развитие индивидуальности ребенка, на создание условий для формирования творческой личности, мы пытаемся уйти от репродуктивного обучения, стремимся развивать у воспитанников креативные способности. Наши педагоги — люди интеллектуальной активности, увлеченные и ищущие, формирующие познавательную самодеятельность воспитанников. Развитие креативности в детях способствует процессу саморазвития личности. Именно поэтому часто прибегаем к сотворчеству в детском коллективе, что позволяет повысить результативность и качество деятельности детей, деятельности, которая становится привлекательной и необходимой. Анализируя участие детей в конкурсах различного уровня, мы пришли к выводу, что дети с особым увлечением занимаются продуктивной деятельностью, в частности их, привлекает конструирование из бумаги, техническое моделирование и бумажный дизайн. Начальное моделирование и конструирование способствует развитию интереса воспитанников к конструкторской деятельности и формированию различных способов реализации задуманных изделий, моделей и технических устройств. Воспитанники с удовольствием создают плоские и объёмные поделки из картона и бумаги, сувенирную продукцию в виде открыток, панно.… Знакомятся с элементарными навыками по черчению и развивают пространственное мышление при изготовлении работ в технике нитяной графики, модульного оригами. Приобретают конструкторские навыки при изготовлении и оформлении поделок. Введение новых способов деятельности, новых материалов и инструментов через творческие задачи, которые дети решают совместно с воспитателем и индивидуально, способствует решению учебных задач и заданий. Предлагая воспитанникам освоить новые технологии такие как: изонить, модульное оригами, айрис-фолдинг, пейп-арт, педагог пропускает сначала через себя. Изготовление материального продукта (поделок, изделий, работ из бумаги) рассматривается как сумма технологических действий, направленных на формирование эстетических и утилитарных функций. В процессе создания поделки ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изделию, созданному им, огорчается, если что-то не получается. В работе над своими произведениями воспитанник приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем. Создавая работу, ребенок
осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает определенными навыками и умениями и учится осознанно их использовать. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека. Такие вопросы как «А я хорошо сделал?», «У меня красиво получилось?» от своих воспитанников часто слышит каждый, каждый, кто старается понять ребенка, ввести его в мир творчества, фантазии. Дети очень любят рассматривать свои поделки, рисунки, изделия и т.д. Они могут возвращаться к ним неоднократно. Мы постоянно видим живой интерес детей к созданным им изделиям, в которых они находят все новые и новые привлекательные подробности. Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе в работе с разными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из бумаги, салфеток, картона и изонити. Техника работы с бумагой может быть различной: обрывная и вырезная аппликация, техника мозаики, поделки в технике «оригами», создание различных объемов, используя технику «бумагопластики», бумагокручения. В создании поделок в интегрировании с нетрадиционными техниками бумаги и изонити доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиться положительного результата. Сухомлинский В.А. писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Благодаря занятию творчеством, успешному участию в различных фестивалях, конкурсах, выставках наши дети раскрывают свой внутренний мир, учатся видеть прекрасное вокруг себя, верить в свои силы; успешно адаптироваться в современных условиях жизни. В процессе практического освоения различных видов декоративно- прикладного искусства воспитанники учатся создавать красоту своими руками. Эти занятия не только формируют эстетический вкус у ребят, но и дают им необходимые технические знания, развивают трудовые умения и навыки, то есть осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. Воспитанники, выставляя свои работы на выставки, принимая участия в конкурсах, получают грамоты и дипломы, становятся грантами Президента РФ (Худи Кирилл 2006г.), Главы муниципального образования (Вылко Степан 2008г.), их имена внесены в книгу «Одаренные дети» (Окотэтто Анатолий 2011г.). Наблюдения показывают, что дети, активно и успешно занимающихся творчеством в детском доме, становится более успешными в самостоятельной
жизни: у них более развиты коммуникативные, нравственно – этические навыки; они более уверенны в себе, умеют организовать свое свободное время, а также обустраивать свой быт, используя умения, полученные в детстве (изготовление сувениров, картин, элементов одежды, украшений и прочие). Для некоторых выпускников вовремя выявленные и развитые творческие способности становятся возможностью обеспечения себя и своих детей в самостоятельной жизни (вышивание, вязание вещей, салфеток, изготовление сувениров и т.д.). Подводя итог, хочется вспомнить одну притчу: У одного старого бая была красавица-дочь. Когда девушка выходила из дома, в небе гасли звезды и все ручьи прекращали свою песнь, потому что очи ее были ярче всех звезд на небе, а голос – звонче, чем пение ручьев. Отец очень любил свою дочь, исполняя любое ее желание. Когда же наступило время отдавать дочь замуж, она сказала: - Я выйду только за самого богатого и при этом самого бедного человека на свете. И вот наступил день выбора жениха. Вокруг дома красавицы собралось множество молодых людей. Первыми вышло несколько богатых купцов, за которыми следовали нагруженные товарами верблюды и слуги, несшие дорогие ткани и посуду. Богаты ли вы? – спросила купцов невеста. - О да, мы весьма богаты. - Тогда почему вы считаете себя самыми бедными людьми на свете? - Потому, что мы не имеем главных сокровищ мира – это твоя рука и твое сердце. - О, нет, не этого я хотела, - со смехом сказала девушка. Следующими подошли славные воины, за спинами которых толпились их дружины. - Мы не такие уж богатые, - сказали воины. – но наши солдаты помогут нам завоевать мир, и тогда мы станем богаче всех на свете. - А без своих солдат что вы сможете сделать? - Без них мы не можем ничего. - Значит, и вы не те, кого я ищу. Тогда к невесте подошли женихи, в руках которых были набитые драгоценностями ящики. - О, прекраснейшая, взгляни на эти сокровища. Они наши, но мы подарим их тебе, став самыми бедными людьми на свете. - Выходит, сейчас вы богаты, а потом станете бедными. Но быть и теми, и другими одновременно вы не можете. Значит, и не вас я жду. Последним вперед выступил юноша, красивый лицом, но одетый в грубое бедняцкое платье. Он низко поклонился невесте. - Ну что ж, сразу видно, что ты беден, - засмеялся отец девушки. – А где твое богатство? - Оно всегда находится при мне, - засмеялся юноша, вынув из своего кармана молоток, поварешку и портняжную иглу. – Я очень хороший портной и мог бы сшить тебе платье гораздо красивее того, что ты сегодня надела. Я еще и хороший кузнец и мне под силу подковать коней во всех твоих табунах. Кроме того, я повар и могу приготовить обед, подходящий даже для царской четы. Мне не нужно
верблюды, товары или воины, чтобы стать богатым, ведь все богатство мира – у меня в руках. - Вот и пришел, наконец, мой жених, - сказала девушка. – Его богатство – это его золотые руки. Так и у наших детей их богатство – это их золотые руки. Таким образом, развитие творческих способностей ребенка – важная и неотъемлемая часть воспитательного процесса, а для воспитанников детского дома занятие творчеством одно из основных видов деятельности, наряду с учебной деятельностью. Итсочники: 1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с. 2. Анисимов Н.М. Современные представления об изобретательской и инновационной деятельности / Н.М. Анисимов // Школьные технологии. - 1998. - №5. - С.49-75. 3. Барабанщиков А.В. Проблемы педагогической культуры /А.В. Барабанщиков, С.С. Муцынов. - М., 1980 - Вып.1. - 206 с. 4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М., 2002. 5. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997. 6. Левин В.А. Воспитание творчества. - М., 1977. 7. Лукьянова М.И. Нетрадиционные методы, обеспечивающие создание на уроке личностно-ориентированной ситуации/ М.И. Лукьянова // Завуч. - 2006. -№ 2. - 35 с. 8. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: в 5 т., - К.: Радянська школа, 1979. - Т.1. - 685 с.
В раздел дополнительное образование