Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Введение ребенка в мир творчества"

статья

Автор: Самарская Наталия Геннадьевна, педагог дополнительного образования, МКОУ "Ямальский районный детский дом", ЯНАО, Ямальский район, с. Мыс Каменный



В раздел дополнительное образование





Текстовая HTML-версия публикации


Введение ребенка в мир творчества

Статья к выступлению на семинаре.
Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что её вполне реально можно отнести к «проблемам века». Этой проблемой уже несколько десятков лет занимаются как западные, так и российские психологи. Но феномен творчества долгое время ускользал от точного психологического эксперимента, так как реальная жизненная ситуация не укладывалась в его рамки, всегда ограниченные заданной деятельностью, заданной целью. В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его пути, в детстве, воспитания Человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное и рациональное начала. Потери в эстетическом воспитании обедняют внутренний мир человека. Не зная подлинных ценностей, дети легко принимают ценности лживые, мнимые. «Концепция воспитания» формирование творческих способностей выделяет как важнейшую задачу воспитания детей. В частности, отмечено, что «вся организация жизни ребенка должна стимулировать творчество». Необходимо создавать «атмосферу раскованности и свободы самовыражения, побуждать детей к инициативности и самостоятельности, одобрять оригинальные творческие решения». Учеными доказано, что именно на этапе детства закладываются основные направления, по которым будет проходить развитие личности в дальнейшем (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Н.Ф. Вишнякова, А.Ф.Лазурский, Н.С.Лейтес, И.Я. Лернер, A.M. Матюшкин, Л.А. Парамонова, С.Л. Рубинштейн и др.). Основной целью воспитания является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество – это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель. Современный период кардинальных изменений жизни нашего общества требует от каждого человека проявления гибкости, нешаблонности мышления, инициативы, способности продуцировать новые идеи, то есть реализации творческого потенциала своей личности. Проблема творческой самореализации человека в XXI веке становится одной из важнейших в философии, психологии, педагогике, что обусловило необходимость целостного педагогического осмысления действенных путей ориентации системы образования на формирование творческой активности личности. Требования, предъявляемые обществом, педагогической наукой, относятся и к современному воспитанию. Они включают, прежде всего, необходимость создания оптимальных условий для воспитания активности творческой личности, способностей к полноценному взаимодействию с окружающей средой в соответствии со своими возрастными особенностями и возможностями. Деятельность ребенка может быть названа творческой, если она непосредственно связана с различными видами искусства. Ребенок всегда стремится к проявлению своих интересов, к выражению художественных
переживаний и делает это непосредственно, импульсивно. Некоторые исследователи считают эту особенность стремлением ребенка к самовыражению, которое часто понимают как независимое явление, сугубо индивидуальное, опуская при этом роль общественного окружения. Вместе с тем, взрослые могут регулировать эту сферу и помочь ребенку войти в мир творчества. Показателем творческого начала является креативность. Под креативностью в психологических исследованиях обозначают комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению. Необходимо рассматривать креативность как процесс и комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, присущих многим личностям. Детям изначально присуща талантливость и креативность. В введении ребенка в мир творчества важную роль играет обучение творчеству. Но, как известно, под творчеством понимается деятельность личности, направленная на создание новых материальных или духовных ценностей. Эта формулировка относится к конечному результату, а не к характеру деятельности. Ценность творчества, его функции заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творческого развития. Что же такое творчество? Что мы понимаем под творчеством? Американский психолог П. Эдвардс дает такое толкование творчества – это сила, способствующая положительной самооценке и обеспечивающая самопродвижение индивида в своем развитии. Вот каковы его убеждения в отношении творческого процесса:  Творчество – создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей.  Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно- исторической уникальностью.  Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности; в природе происходит процесс развития, но не творчества.  Творчество есть процесс, который может приводить к созданию некоторого продукта. Таким продуктом может явиться стихотворение, рисунок, музыкальное произведение или танец Путь к развитию творчества - овладение навыками. Однако нельзя думать, что сначала надо обучить ребенка рисованию или лепке, а потом развивать его творческие способности. “Творческое начало пронизывает процесс усвоения навыков” Для того чтобы углублять представления детей, пробуждать у них интерес к художественному творчеству, к рисованию, лепке, вызывать определенные эмоции, наблюдения жизни необходимо дополнять художественными образами. В старшем дошкольном возрасте книга, картина становится важным источником творчества. От того, насколько эмоционально воспримут дети эти литературно- художественные образы, как глубоко осознают идею произведения, зависит
богатство их замысла, изобретательность в поисках средств его наилучшего воплощения, раскрытие их творческого начала. Как же вовлечь детей в процесс творчества? П. Волков и Л. Казанцев в своей статье «Развитие творческого начала у младших школьников» пишут, что, ребенок наделен живой фантазией и потребностью творить. О реальности и даже необходимости творческого развития детей говорят не только психологи (П. Блонский, Л. Выготский, Б. Теплов), но и многие педагоги. В частности, эксперименты Н. Ветлугиной показали, что дети с 5 – 6 лет способны к импровизации, любят сочинять небольшие мотивы, ответные фразы на предложения и слова, заданные ритмические рисунки. Эти выводы подтверждает наблюдение М. Картавцевой, отмечающей уже у детей среднего возраста успешное развитие способностей к переживанию музыки. Это хорошо видно на литературно – музыкальных гостиных: как эмоционально прослушивают бардовские песни дети этого возраста. Так, творческая деятельность способствует разрушению стены равнодушия, вызывая у учащихся положительные эмоции и стимулируя их увлеченность . Понятие введения ребенка в мир творчества означает создание «нечто нового» и не связано с возрастными ограничениями. Детское творчество тесно связано с целевой установкой – в творчестве поиск и сознание нового обычно осмысленны как цель. В личностном плане детское творчество не столько основано на имеющихся задатках, знаниях, умениях, навыках, сколько развивает их, способствуя становлению личности, созиданию самого себя, оно более средство саморазвития, нежели самореализации. Один из сущностных признаков детского творчества – его синкретическая природа, о которой говорит Л.С. Выготский, когда «отдельные виды искусства еще не расчленены и не специализированны». Синкретизм роднит разные виды творчества, о чем свидетельствует то, что в процессе творчества ребенок стремится опробовать разные роли. Рассмотрим более подробно некоторые разновидности творчества и характер их взаимосвязей. К детскому творчеству психологи относят: хореография, изобразительное, музыкальное творчество, игра, сочинение сказок и стихов, театрализация. Раньше всего у ребенка начинают проявляться способности к движениям под музыку, что способствует развитию психомоторики. Однако в последние годы наблюдается слишком сильный крен в сторону развития мышления раньше, чем движения. Дети очень мало двигаются, тем более под музыку. А ведь это основа для развития всех видов детского творчества. Благодаря движениям под музыку у ребенка развиваются слухо-моторные, зрительно-пространственные координации, музыкальный слух, ребенок овладевает общими движениями, учится управлять своим телом. А значит, активизируется работа моторной зоны мозга - основы для нормального развития речи. Воздействие музыкального произведения, под звуки которого ребенок двигается, на эмоции танцующего способствует установлению баланса между процессами возбуждения и торможения, а также эмоциональной гибкости, переключаемости с отрицательных эмоций на положительные, что так важно для детей с нарушениями в психике.
Следующим видом детского творчества, имеющим огромное значение для развития художественных способностей в онтогенезе, является изобразительное творчество: рисование, лепка, аппликация. Особое место в развитии творческих способностей детей занимает музыкальное искусство. Скажем, театрализованное творчество в своем наиболее развернутом виде включают в себя не только само действие детей с кукольными персонажами или собственные действия по ролям, но также и литературную деятельность (выбор темы, передача знакомого содержания и т.д.); изобразительную (оформление персонажей и места действия); музыкальную (исполнение знакомых песенок от лица персонажей, их инсценирование, напевание и т.д.). Однако особенность театрального творчества в том, что они объединены сценическим решением, поэтому сами по себе они отличаются от другой деятельности. Литературная деятельность детей в театрализованном творчестве подчиняется драматургическим законам - она выступает в виде либо диалогов, либо монологов от лица персонажей; изобразительная деятельность здесь носит характер пространственно- изобразительной, оформительской, дети создают рисованные или аппликативные формы домиков, деревьев, кустов и пр.; музыкальная деятельность проявляется в театрализации особенно активно, нередко играя организующую роль ритмической стороны сценического действия. В художественно-словесном творчестве, проявляются качества художественного восприятия и исполнения детей. Особый интерес представляет восприятие ребенком сказки. Тайну, заключенную в ней, ребенок чувствует. Влияние сказки на детское развитие - предмет многочисленных исследований. В отечественной и в зарубежной психологии имеются исследования такой тематики: сказка - это культурное наследие; сказка - это произведение искусства. По мнению Д.Б.Эльконина, основной особенностью процесса понимания художественного произведения является то, что он опирается на непосредственное эмоциональное отношение к описываемым событиям. Понимание возникает в процессе активного сопереживания и содействия герою. Ребенок входит в ситуацию действий героя и вместе проживает его жизнь, переживает его успехи и неудачи. Сказки и рассказы находят отражение в творчестве детей всех возрастов, но по-разному. Младшие дошкольники обычно разыгрывают отдельные эпизоды сказки, позже они начинают передавать целиком всю сказку, иногда внося в нее изменения, вставляя детали, взятые из жизненного опыта. В таком творчестве, как указывает Б.М.Теплов , наблюдается переход от игры к драматическому искусству, конечно, еще в зачаточной форме. Новое и более сложное заключается в том, что дети играют для зрителей, а это уже театральное творчество. Как и любое творчество, творчество детей не может быть ограничено только процессом созидания. Оно непременно требует общения по поводу созданного, то есть его исполнения и восприятия. Психологические мотивы творчества, поддерживающие желание творить, нуждаются в подпитке в виде открытых концертных исполнений, выставок, конкурсов, театральных постановок. Ребенок не пустой сосуд, который педагог призван заполнить знаниями и поведенческими нормами. Ребенок – личность, которая не «сформируется» когда-то в будущем, а существует изначально, но еще не проявила, не осознала себя и
нуждается в помощи педагога. Задача педагога заключается в создании микроклимата и условий для естественного «выращивания» и созревания уникальной растущей личности ребенка, ее самоактуализации. Особую важность приообретает достижение коммуникативной конгруэнтности, гармонии, согласованности, соответствия переживаний и взаимодействий К конструктивным, то есть способствующим к введению ребенка в мир творчества, личностным ориентациям педагога можно отнести следующие:  поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют явного вреда окружающим;  не мешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по-своему;  уважать точку зрения воспитанника, какой бы она ни была “глупой” или “неправильной” - не подавлять ее своим “правильным” отношением и мнением;  предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, тактильных и вкусовых образов, интересных движений и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий;  безоценочность в отношении к детскому творчеству - то есть не применять явной системы оценок продуктов ребенка, обсуждать отдельные содержательные моменты этих работ, не сравнивать с другими детьми, а только с ним же самим, с его прошлыми опытами;  не смеяться над необычными образами, словами или движениями ребенка, так как этот критический смех может вызвать обиду, страх ошибиться, сделать что-то “не так”, и подавить в дальнейшем спонтанное желание экспериментировать и самостоятельно искать;  творить и играть иногда вместе с детьми - в качестве рядового участника процесса;  не навязывать свою программу образов и действий, манеру изображения и мышления, свою веру, а, наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка и встроиться в нее;  больше внимания уделять организации творческого процесса создания чего- то, поддержанию этого процесса, а не результатам;  уметь предотвратить однообразие, перенапряжение и переутомление;  поддерживать преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей – бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и в возможности каждого ребенка, дружелюбную интонацию голоса. Воспитание творческой личности у детей предполагает, следовательно, и развитие у них направленности на гармоничное протекание творческой деятельности, на самоорганизацию гармоничной жизни в целом. Творчество может радовать и укреплять личность, здоровье ребенка лишь при мудрой, т.е., помимо прочего, при разнообразно и процессуально ориентированной, его педагогической организации. И наоборот, оно, при дисгармоничном отношении педагога к результатам творчества детей, может фантазировать их жизненную мотивацию и притязания, делать их стремления односторонними и зацикленными. В погоне за максимальным успехом педагог может поощрять сверхусилия и хронические перенапряжения, вредя тем самым здоровью детей. В таком случае неосознанно
поощряются и завышенная самооценка и притязания (“Вы – соль земли”), активируется стремление быть лучше всех, занять лучшее положение в группе и в обществе в целом. Такого рода стремления усиливают конфликтность личности в общении с людьми и, в конечном счете, с самим собой, что накладывает свою печать и на творческие образы и общее самочувствие человека. Обращение к введению ребенка в мир творчества как к методу воспитания – характерная тенденция современной педагогики. Особенно актуально это в отношении к нашим детям, живущим в детском доме, обучающимся в классах коррекции, когда творчество играет важную роль в становлении личности ребенка, развитие его эмоциональной сферы, его взаимоотношений с другими людьми, адаптации в обществе. Анализируя всё выше сказанное, в аспекте своей работы с детьми детского дома, мы понимаем, что нами делается многое для творческого развития детей. Введение в мир творчества для наших ребят начинается с момента их вступления на порог детского дома, и зачастую именно творчество выступает как реабилитационный момент в воспитании, коррегирующий эмоциональную сферу, способствующий быстрой адаптации детей к условиям детского дома. И в дальнейшем путь по миру творчества проходит через занятия в кружке «Лучик», Объединении «Ялэмд», на музыкальных занятиях и занятиях в кабинете труда.


В раздел дополнительное образование