"Характер моего ребёнка: что можно в нём изменить и что нельзя"
Методическая разработка родительского собрания
Автор: Расулова Ольга Владимировна, Педагог-психолог, МБОУ СОШ № 15, Город Камышин, Волгоградская область
Смотреть презентациюВ раздел дополнительное образование
Текстовая HTML-версия публикации
1 Расулова О.В., педагог-психолог МБОУ СОШ № 15 Родительское собрание «Характер моего ребёнка: что можно в нём изменить и что нельзя»Цели:
Ознакомить с видами темперамента детей. Выработать правила общения с ребёнком данного темперамента. Способствовать формированию здорового микроклимата в семье, товарищеских отношений между детьми и родителями.
Оборудование:
мультимедийная презентация, раздаточный материал для практической работы.
Ход собрания
Слайд 1
«Я в твоем возрасте...», «Что ты копаешься, ты можешь побыстрее?!», «Он ни на минуту не закрывает рот, мы за ним не поспеваем» и т. п. Как часто приходится слышать от родителей подобные высказывания. Почему одно и то же событие разные люди воспринимают и реагируют на него по- разному? Почему одни склонны к труду физическому, а другие - к умственному? Почему один ребенок делает все очень быстро, а другой медлителен, но аккуратен? Таких вопросов можно поставить еще множество. Ответы на все эти вопросы связаны с индивидуальными особенностями людей, главным образом с их темпераментом, характером и способностями. Конечно, многое зависит еще от условий жизни и воспитания, но некоторые особенности личности запрограммированы природой. Одной из таких типологических особенностей личности является темперамент.
Слайд 2
Темперамент -
это врождённые индивидуальные особенности человека, которые характеризуют динамическую и эмоциональную сторону его поведения. Это природное качество человека, и в процессе жизни он почти не изменяется.
Слайд 3
Различают четыре основных типа темперамента: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик.
Слайд 4
Необходимо помнить, что свойства темперамента врожденные и начинают проявляться с первых месяцев жизни человека и почти не меняются в последующие возрастные периоды. Они характеризует такие особенности человека как эмоциональность, чувствительность, активность, энергичность. От темперамента не зависят увлечения, взгляды, воспитанность и социальная ориентация. Вместе с тем тип темперамента определяет манеру поведения и образ действий личности в окружающей среде, особенности познавательной деятельности.
Слайд 5
Черты того или иного темперамента проявляются в поведении вашего ребенка в коллективе, а также в том, как он учится, переживает и радуется. Помните, что не стоит сваливать на темперамент невоспитанность, хамство, безответственность и прочие недостатки воспитания. Итак, существует четыре основных типа темперамента. Каждому из них присущи свои психологические особенности и их сочетания. Зная их, можно достичь очень многого, а именно: можно научиться прогнозировать поведение своего ребенка в той или иной ситуации, избавив, таким образом, его и себя от многих трудностей;
2 можно научиться устранять факторы, способные "повредить" его юную душу; можно научиться использовать в "мирных целях" как положительные черты темперамента, так и отрицательные. Иными словами, внимательные родители способны научиться управлять темпераментом своего ребёнка.
Практическая работа.
Уважаемые родители, я предлагаю вам самостоятельно определить тип темперамента своего ребёнка. Затем мы познакомимся с характеристиками каждого из них. У некоторых может сложиться мнение о предпочтительности одного темперамента перед другим. Такая убеждённость является в корне неверной. Особо хочу подчеркнуть, что ошибочно думать то, что самый "лучший", например, темперамент – сангвинический, а "худший" – меланхолический. "Плохих" или "хороших" темпераментов не существует. Каждый темперамент, как и любая медаль, имеет две стороны, то есть у каждого из них есть свои отрицательные и положительные черты. Так же помните о том, что, несмотря на то, что изменить темперамент невозможно, опираясь на пластичность нервной системы, можно повлиять на его проявления. Меры воспитательного воздействия при этом следует отбирать такие, которые бы сглаживали недостатки темперамента и развивали бы его сильные стороны.
Слайд 6
Итак, приступим. Проведите горизонтальную ось посередине страницы. В центре оси отметьте нулевую точку, у правого конца оси напишите “общительные”, а у левого – “замкнутые”. У правого конца оси “находятся” дети очень открытые и общительные, а у левого – замкнутые, закрытые. Ноль – это норма. Подумайте и отметьте на оси место, которое, по вашему мнению, занимает ребенок. Оценивайте своё чадо не на данный момент, а в целом, с момента его рождения. Теперь через нулевую точку горизонтальной оси проведите вертикальную ось. У верхнего края напишите “нестабильные”, а у нижнего – “эмоционально стабильные”. В самом низу оси находятся спокойные, уравновешенные, эмоционально устойчивые дети. У верхнего конца вертикальной прямой – дети повышенно нервозные, с неустойчивыми эмоциями, бурно проявляющие свои чувства, не умеющие себя сдерживать. Найдите на вертикальной оси точку, которая соответствует душевному состоянию вашего ребенка. Проведите перпендикуляры от точек на осях до их пересечения. Попадание в левый верхний сектор означает меланхолический темперамент. Попадание в правый верхний сектор – холерический темперамент. Попадание в нижний левый сектор – флегматический темперамент. Попадание в правый нижний сектор – сангвинический темперамент.
Слайд 7
А вот как видит четыре типа темперамента известный бельгийский карикатурист Х. Бидструп. Конечно, представленные художником реакции утрированны, но очевидно, что им точно подмечены свойственная холерикам вспыльчивость, флегматикам – уравновешенность, меланхоликам – впечатлительность, а сангвиникам – жизнерадостность
Слайд 8, 9, 10, 11
Известные сказочные персонажи, герои мультфильмов также могут быть яркими представителями того или иного темперамента Рассмотрим каждый из типов темперамента подробнее.
Слайд 12
3
Сангвиник.
Такой ребенок обычно знает себе цену и верит в себя и свои силы. Он жизнелюб и любит, чтобы жизнь вокруг него била ключом. Ему до всего есть дело. С ним интересно и легко. Сангвиник очень компромиссен, и это свойство темперамента не дает ему пойти на дно даже тогда, когда, казалось бы, это неизбежно, удерживая его на поверхности, как поплавок. Он без труда всегда найдет общий язык с любым ребенком или взрослым и «выживет» в любых условиях. Он приспособится к тому, к чему никто другой, казалось, приспособиться не смог бы. Обычно такие дети безболезненно и быстро адаптируются к новому режиму и требованиям при поступлении в школу. Сангвиники легко «включаются» в любую деятельность и еще легче могут «выключаться» из нее, когда она изрядно им надоедает. Такой ребенок без труда усваивает возрастные навыки. В три года он уже с удовольствием и важностью обслуживает себя сам. Его движения - уверенные, точные, легко сменяющие темп. Речь сангвиника выразительная, быстрая, живая, с мимикой и с жестами. Он без эмоций переносит наказания. Быстро засыпает и спит хорошо. Такой ребенок просыпается с улыбкой и целый день проводит с ней. А если даже и печалится, то ненадолго, смеясь и плача, порою чуть ли не одновременно. И все преграды на пути он может преодолеть, чутко приспосабливаясь к жизненным обстоятельствам. Он - источник оптимизма. Сангвинику чаще всего суждено быть лидером среди других и выполнять роль буфера между холериками и флегматиками.
Слайд 13
Как лучше воспитывать сангвиника?
1. Основным подходом в воспитании ребёнка – сангвиника является принцип, который условно можно назвать “доверяй, но проверяй”. Этот милый ребёнок всегда обещает, но далеко не всегда исполняет обещанное, поэтому надо проконтролировать, выполнил ли он своё обещание. 2. Чтобы избежать поверхностного и небрежного выполнения задания, обратите внимание на качество выполнения работы! Например, не разрешайте приниматься за другую работу, пока не окончена первая. Предложите ребёнку плохо выполненную работу сделать заново. 3. Не ругайте ребёнка за несобранность, рассеянность, несерьёзность, неаккуратность. Собранность и аккуратность формируется у сангвиника с большим трудом, чем у детей с другим темпераментом. Воспитывайте эти черты примером, занимайтесь с ребёнком и чаще хвалите его, но хвалите заслуженно, так как сангвиник имеет место склонность к зазнайству. 4. Снисходительность к мелким, на первый взгляд нарушениям правил порядка – разбросал школьные принадлежности, бросил куртку – и отсутствие контроля способствует разрушению полезных привычек у ребенка-сангвиника. Ему нужен постоянный, доброжелательный контроль, подсказка, напоминание. 5. Важно воспитывать у ребенка устойчивые привязанности и интересы! Учите ребёнка внимательно относиться к ровесникам, радоваться появлению нового друга общаться с ним, дружить. Новые знакомства сангвиника не должны вытеснять его прежние привязанности.
Слайд 14
Флегматик.
Такой ребенок - это не спешащий никуда копуша, все делающий в час по чайной ложке. С ним рядом кажется, что времени на самом деле нет. А все потому, что флегматик не выносит спешки. Движения его неторопливы, среди ровесников он выглядит как «увалень». Его солидности, пожалуй, позавидует любой начальник, а рассудительности - даже мама с папой. В среде детей он отличается спокойствием. Все виды деятельности такой ребенок осуществляет л ишь проверенными им самим надежными способами. Он умеет рассчитать свои силы. Флегматик делает все обстоятельно, монументально, упорно покоряя цель и преодолевая все препятствия. Свои решения он не меняет, а
4 если надо отстоять их, проявляет максимум упрямства. Флегматики с большим трудом находят друга. Но, если такой ребенок уже нашел себе друга, то не предаст, какие бы соблазны перед ним не открывались. Флегматики не по возрасту миролюбивы и по возможности уходят от борьбы, предпочитая лишний раз не рисковать. Речь у них нетороплива и невыразительна, без жестов, мимики и выплеска эмоций. Слова нередко друг от друга отделяются замедленными паузами. Такие дети засыпают быстро, но после сна долгое время ходят сонные, вялые, словно недоспали. Флегматик привыкает к новой обстановке очень медленно и адаптируется к детскому уже сформированному коллективу длительное время. Флегматики боятся всего нового, не любят перемен.
Слайд 15
Как лучше воспитывать флегматика?
1. Основным подходом в воспитании ребёнка – флегматика является принцип, который условно можно назвать “не торопи”. Помните о том, что такой ребенок не может работать в условиях дефицита времени. Такой сильный раздражитель, как крик – затормаживает ребенка и вместо того, чтобы поторопиться, ребенок замирает. Важно набраться терпения родителям. 2. Нельзя резко обрывать ребёнка. Необходимо предупреждать его за несколько минут о смене вида деятельности. Призовите на помощь песочные часы, будильник – ребенок будет учиться заканчивать дело до звонка, следить за темпом выполнения задания. 3. Обязательно хвалите даже за незначительное проявление расторопности и быстроты. 4. Учите ребёнка рационально распределять время. Если ребенок приступил к выполнению задания, не оставляйте его одного, побудьте рядом, иначе период раскачки и начала дела может растянуться. Флегматику трудно приступить к делу и трудно его закончить. 5. При воспитании малоподвижного флегматика важно развивать интерес к движениям, играть с ним в игры, где необходимы быстрота движений, точность, ловкость, и поощрять, когда он выполняет любые правила игры. При этом важно помнить, что развивать подвижность и активность надо постепенно, учитывая возможности малыша, наращивать темп, не торопясь. 7. Пытайтесь развивать любознательность ребёнка: читайте с ним интересные познавательные книги, посещайте выставки, музеи, обсуждайте полученную информацию. 7. Чтобы ровность и спокойствие, свойственные флегматикам, не превратились в безразличие и неспособность сопереживать, развивайте творческое воображение, фантазию ребенка, занимайтесь музыкой, вышиванием, лепкой и рисованием. 8. Хорошо бы вашему флегматичному ребенку подружиться с подвижным ребенком.
Слайд 16
Меланхолик.
Меланхолики сравнимы с оранжерейными цветами. Малейший ветерок им вроде сквозняка. Во всем мерещится опасность, пропасть. Они ранимо реагируют даже на голос человека: попробуй чуть повысить - и такой ребенок сразу в плач. Запасы слез у них неистощимы, ведь меланхолики всего боятся: и самих себя, и тем более чего-то нового, особенно людей, и незнакомой обстановки. Они застенчивы, робки. Нерешительность - одна из основных черт их характера. Они почти не верят в свои силы, довольствуясь обычно ролью тени, слушателя, подчиненного. Они зацикливаются на неудачах, и наказание воспринимают как трагедию. Обидчивости их нет конца и края. Им трудно сконцентрировать внимание, не отвлекаясь по различным мелочам. Любая деятельность меланхолику - работа, и при этом такая работа, от которой он мгновенно устает. Меланхолик, даже играя, утомляется. Обычно дети-меланхолики легко усваивают возрастные навыки, но навыки их неустойчивы, зависимы от обстоятельств. Движения их неуверенны и суетливы. Речь тихая, но интонационно выразительная.
5 Такой ребенок очень долго и довольно обстоятельно готовится ко сну, но засыпает быстро, просыпаясь бодрым и веселым. Всем меланхоликам невероятно трудно адаптироваться к детским коллективам. Во время адаптации у них останавливается развитие, нет ощутимых результатов деятельности. Зато в привычной для них обстановке они способны превзойти сами себя, а их чрезмерная чувствительность - залог отзывчивости и притягивающей к ним доброты. Обычно меланхолики напоминают собой чуткую антенну, улавливающую все нюансы колебаний окружающей среды. У них прекрасная интуиция, поэтому они успешны в творческой деятельности.
Слайд 17
Как лучше воспитывать меланхолика?
1. Основным подходом в воспитании ребёнка – меланхолика является принцип, который условно можно назвать “не навреди”. 2. Помните о том, что ребёнок – меланхолик нуждается в особом внимании, теплых отношениях, в помощи. Будьте с ним поласковее и помягче, чаще прибегайте к тактильному контакту: прикасайтесь к нему, гладьте по голове и пр. 3. У меланхолика обязательно должен быть в семье человек (мама или папа, бабушка или дедушка, сестра или брат), наконец, домашнее животное, которому бы он мог довериться полностью, получать от него тепло и внимание. 4. При взаимодействии с меланхоликом важен щадящий режим и принцип постепенности. Пока ребенок маленький, сузьте круг знакомств и сильных раздражителей, которыми являются незнакомые взрослые, резкий и громкий шум. Ребенок не переносит сильных раздражителей! Постепенно приучайте ребенка спокойно реагировать на источник шума, и не бояться его; спокойно, без тревоги наблюдать за появлением нового человека, отвечать на приветливые слова. 5. Никогда не делайте своему ребёнку замечания на людях – это провоцирует развитие серьёзных комплексов. 6. Не забывайте о быстрой утомляемости, обусловленной слабостью нервных процессов - не перегружайте его развивающими заданиями, в процессе выполнения домашней работы делайте паузы. Помните о том, что даже игры утомляют его и могут довести до стресса. 7. Стрессовой для ребёнка – меланхолика является любая ситуация соревнования, старайтесь их избегать. 8. Проявляйте терпение в развитии активности, смелости, общительности, стимулируйте ребенка к проявлению инициативы 9. Не пугайте и не запугивайте своего ребёнка. Ребёнку – меланхолику противопоказаны страшные истории, тревожные фильмы и передачи.
Слайд 18
Холерик.
Этот тип темперамента - один из самых ярких темпераментов ребенка, обычно приносящий маме с папой бесконечные хлопоты. Он всегда колоритен, его черты характера проявляются ярко, четко. Он заводится с пол-оборота, загорается как спичка, если даже этому способствовала маленькая искра. Его энергия неиссякаема и шалости неизмеримы. Порой кажется, что в нем внутри есть вечный двигатель, который делает его неутомимым. Холерик протаранит все преграды, какой бы ценой это не далось, но доберется до своей вершины и покорит самый высокий пик. Борец, задира, он не знает чувства страха и является постоянным пациентом травматологов. Причем, обжегшись, снова расправляет свои крылья и продолжает начатое дело, когда оно ему необходимо, правда, частенько не доводит начатое до конца. Ему вдруг хочется буквально на середине поставить
6 точку. Он считает, что сделанное им уже заслуживает похвалы, поощрения. Но почивает он на лаврах, как правило, недолго, а потом вновь загорается какой-нибудь идеей и без раздумий и промедления принимается ее осуществлять. Не удивляйтесь, если даже он бросает недавно начатую им игру ради других занятий, где можно «выпустить пар», и рядом с ним обычно все «кипит». Его движения порывисты, резки. Он по натуре командир и постоянно конфликтует со своими сверстниками, хотя не может без них жить. Ему всегда нужны сподвижники и зрители, одиночество ему невыносимо. Холерик не умеет ждать и подавлять свои желания. Ему надо то, что он задумал, немедленно, все сразу. Как правило, холерики спят беспокойно, под впечатлением событий дня. И засыпают из-за этого с трудом. Проснувшись, могут быть в различном настроении, от самого хорошего до самого плохого, в зависимости от того, что днем их ожидает. Обычно эти дети быстро приспосабливаются ко многим атрибутам нового организованного коллектива, но очень долго к требованиям школьных учреждений. Нет большего наказания для них, чем ограничение свободы.
Слайд 19
Как лучше воспитывать холерика?
1. Основным подходом в воспитании ребёнка – холерика является принцип, который условно можно назвать "Ни минуты покоя": поддерживайте и направляйте энергию ребёнка на полезные дела. 2. Не запрещайте ребёнку быть активным. Энергия, которая дана холерику природой, должна быть использована. Предложите ребенку спортивные секции – плавание, прыжки на батуте, ритмичные танцы, рок-н-ролл, катание на велосипеде, скейте, роликовых коньках – это занятия для холерика. Ребенку необходимо большое жизненное пространство. 3. Как это не покажется странным, "неутомимый" холерик нуждается в особо щадящем режиме. Исключите из обстановки то, что перевозбуждает нервную систему ребёнка, особенно вечером, ближе ко сну. 4. У детей – холериков от природы слабый тормозной процесс, поэтому их не следует корить за чрезмерное возбуждение, они не услышат слов. Здесь уместны шутки и юмор. Лучше помочь обуздать возбуждение, предложив ребенку другое, интересное и спокойное дело. 5. Контролировать слишком бурные проявления холериков помогают спокойные игры, интересное хобби. Используйте настольные игры – лото, конструирование, выпиливание, оригами, вышивание, рисование. Словом, все, что нравится вам и ребенку, увлекает вас обоих и требует времени и сил, а значит, усидчивости, сосредоточенности. 6. Холерику трудно выполнять правила общения с другими детьми: говорить спокойно и не глотать слова, считаться с желаниями друзей, уступать, не лезть вперед, ждать своей очереди. Этого ребенка нужно ежедневно, терпеливо учить, применяя подсказку напоминание, одобрение, замечание. 7. Холерика трудно остановить, увести, успокоить, уложить спать. "Сильные меры" – окрики, угрозы, шлепки, дёргания за руку – недопустимы вообще. Они только усилят напряжение и возбуждение ребёнка. Холерика не стоит уговаривать, он лучше реагирует на спокойное, строгое, тактичное требование.
Слайд 20
Темп и интонация речи взрослого должны строиться в соответствии с типом темперамента малыша, особенно в критические минуты, когда ребёнок проявляет упрямство или недовольство без видимой на то причины. Наблюдательные родители могут заметить, что, общаясь с ребёнком раннего возраста, порой важно не то, что было сказано, а как это было сказано. Одна и та же фраза может вызвать совершенно разные эмоции у детей с различным типом темперамента. В общении с холериком
7 и сангвиником рекомендуется более быстрый темп речи, а с флегматиком и меланхоликом, напротив, более медленный. При этом, взаимодействуя с холериком и меланхоликом, особенно в “трудные” минуты, следует говорить спокойным и ровным голосом, чтобы не перевозбудить малыша. А при разговоре с сангвиником и флегматиком речь может быть более эмоциональной, чтобы увлечь, отвлечь или заинтересовать ребёнка. Конечно, это лишь общие правила, но в большинстве случаев они срабатывают.
Слайд 21
Однако навряд ли вы найдете в жизни «чистого» флегматика, холерика, сангвиника и меланхолика. Ведь чистых темпераментов в природе почти нет.
Как надо вести себя родителям с детьми различных темпераментов.
• Учитывать все минусы и плюсы темперамента ребенка. • Пытаться минусы свести хотя бы до нуля. • Не подавлять, а управлять любым из типов темпераментов ребенка. • Воспитывая, не пытаться превратить холерика во флегматика, а флегматика - в сангвиника, короче говоря, придать ребенку черты чужого ему темперамента, которые навряд ли поддадутся «скрещиванию» с чертами его подлинного «я». • Не укрощать темперамент ребенка, как зверя в клетке, даже в угоду этикету. • Не пытаться подавить особенности темперамента ребенка. • Не выпячивать все минусы ребенка, особенно при посторонних людях. • Не раздражаться от того, что он не такой, как вам хотелось бы. • Необходимо при этом выбирать методы воспитания в зависимости от особенностей темперамента ребенка.
Слайд 22
Еще раз хочется подчеркнуть, что в процессе воспитания не следует ставить задачу изменить темперамент. Нет ни «хороших, ни «плохих» типов темперамента; каждый из них имеет и положи- тельные, и отрицательные черты. Задача заключается в том, чтобы находить наилучшие пути, формы и методы воспитания ребенка применительно к каждому типу темперамента, так как многие конфликты и непонимание поступков ребёнка обусловлены несовпадением типов темперамента ребенка и взрослого, который его воспитывает. Разрешить противоречие может только чуткое отношение к ребёнку и уважение его врожденных индивидуальных особенностей.
В раздел дополнительное образование