Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Авторская песня как средство общения и духовно-нравственного воспитания подростков"

статья

Автор: Ловцова Надежда Сергеевна, педагог дополнительного образования, МБОУ ДОД "Дворец творчества детей и молодежи" г.Твери, г.Тверь, Тверская область



В раздел дополнительное образование





Текстовая HTML-версия публикации

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дворец творчества детей и молодежи г. Твери
Н.С.Ловцова

Авторская песня как средство общения и

духовно-нравственного воспитания подростков

Тверь 2015





Современный этап в жизни российского общества характеризуется изменениями не только в политике и экономике, но и в сознании людей. Проблемы нравственно-эстетического характера оказываются в фокусе всеобщего внимания. Наше общество сегодня, как никогда, нуждается в людях, способных принять ответственное решение, обладающих широким кругозором, творческим потенциалом, толерантностью, коммуникативностью. Задачами дополнительного образования являются развитие личностных качеств ребенка, подготовка его к жизни в новых условиях, формирование в нем человека, способного к социальному творчеству. В связи с этим особую актуальность приобретает приобщение ребенка к миру художественной культуры, в частности, к авторской песне. Авторская песня является прекрасным средством для развития личностных качеств ребенка. Она приобщает его к хорошей поэзии, тем самым развивая его мыслительные и интеллектуальные способности, формирует его представления о добре и зле, честном и бесчестном, хорошем и плохом. В процессе обучения авторской песне происходит выбор тех или иных культурных образцов, нравственных идеалов, помогающих определить собственное поведение в социальной среде. В этом контексте авторская песня выступает как основа для выстраивания отношений к людям, к обществу, к самому себе. Ребенок приобретает навыки игры на гитаре, возможность исполнить песню под собственный аккомпанемент, а это способствует его самореализации, самоутверждению в кругу сверстников, приобретению лидерских качеств. Таким образом, авторская песня помогает подростку адаптироваться к современному динамичному обществу. Цель работы: проанализировать значение авторской песни в формировании духовно-нравственных качеств подростков.
Задачи работы: - выявить характерные особенности авторской песни, ее тематическое многообразие; - проанализировать результативность влияния авторской песни на воспитание подростков. Так что же такое «авторская песня»? Авторская песня, или как ее еще называют «бардовская», появилась в середине 5о-х годов прошлого века в момент хрущевской «оттепели», когда после мощной идеологической тирании перед людьми забрезжила относительная свобода. Произошло оживление во всех сторонах культурной жизни – на городских площадях читали стихи, в Политехническом музее в Москве проходили вечера поэзии. Это время и дало толчок к появлению такого жанра, как авторская песня. Одним из родоначальников этого жанра по праву считается Б. Окуджава. Его песни заметно отличались от тех, что звучали тогда в концертах, по радио, от тех, что пелись дома за дружеским столом. На фоне тогдашнего репертуара эти песни казались необычными. В них появились такие словосочетания как «ваше величество женщина», «часовые любви», «надежды маленький оркестрик», «дежурный по апрелю». И совершенно непривычно, хлестко звучало сказанное о недавней войне слово «подлая». Оказалось, что о войне можно петь так, как до сих пор никто не пел. Но дело даже не в отдельных образах и словосочетаниях, эти песни были совсем другие прежде всего по тону, по интонации. Это была интонация беседы, дружеского общения. Его песни были обращены не ко всем, а к каждому в отдельности и с каждым человеком устанавливался как бы душевный контакт, возникала столь дефицитная, столь желанная в то время атмосфера искреннего человеческого внимания, общения и взаимопонимания. Вместе с Окуджавой к авторам «первого призыва» можно отнести М.Анчарова, А.Галича, Ю.Визбора, А.Якушеву, А.Городницкого, Ю.Кукина и
конечно же В.Высоцкого. Среди них не было ни одного музыканта- профессионала. Более того – лишь единицы могли причислить себя к цеху профессиональных поэтов. В основном это были молодые учителя, ученые, журналисты – представители той среды, для которой и предназначалась авторская песня. Они пели о жизни, о том, что волновало их сверстников, апеллируя к подлинным человеческим чувствам. По сути дела это были размышления вслух, разговор о самом сокровенном. В этом и заключается, по- видимому, один из секретов глубокого объединяющего воздействия авторской песни. В отличие от массовой эстрадной продукции авторская песня адресована не всем и не каждому. Она обращена лишь к тем, кому автор доверяет, кто готов разделить с ним его мысли и чувства. Поэт-певец не отделяет себя от аудитории, а ведет с ней доверительный разговор по душам. Атмосфера доверия и взаимопонимания, возникающая в ходе такого "разговора", переживаемое всеми присутствующими чувство общности и сопричастности ("Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!" О.Митяева) является характерным признаком авторской песни. Это особая "форма духовного общения единомышленников" (Б.Окуджава). По многообразию тем, заключенных в ней, авторская песня не знает себе равных. Это: - темы мира и войны; - тема природы; - философские раздумья о смысле жизни, о предназначении человека; - тема любви и дружбы; - человек в экстремальных ситуациях; - обращение к бытовой стороне жизни. Особая тема – песни о войне. Поразительно – люди, никогда не видевшие
войны, военных действий писали о ней такие честные, пронзительные песни. В. Высоцкий говорил о себе и других авторах, пишущих о войне: «Нас мучает чувство вины за то, что мы «опоздали» родиться и мы своим творчеством как бы «довоевываем». Военный цикл Высоцкого - это одна из вершин авторской песни. "Он не вернулся из боя", "Сыновья уходят в бой" - эти песни посвящены людям, защищавшим свое Отечество. Такие песни способствуют воспитанию духовно-нравственных качеств подростков, чувства патриотизма. Одна из них – песня В.Берковского на стихи Д Сухарева «Вспомните, ребята». Сам В. Берковский так говорил об этой песне: «Мы с Митей Сухаревым – дети военного поколения, наши отцы воевали. Мы росли в атмосфере безотцовщины, жизнь была очень непростая, полуголодная. Но весь народ был объединен одной целью: нужна победа. И слово «Родина» не казалось затасканным патриотическим трафаретом, а как раз и было той идеей, что всех объединяла, за которую боролся весь народ».

Авторская песня дает великолепные возможности для общения. Давно замечено, что если у меня есть яблоко, и у тебя есть яблоко и мы поменяемся, то каждый останется при яблоке. Но если у меня есть мысль и чувство и у тебя есть мысль и чувство и мы поменяемся ими, то мы станем духовно вдвое богаче. А если это будут сотни и тысячи людей – это уже колоссальное богатство. В наше время разобщенности людей, когда все имеют дело с персональным компьютером, музыку слушают через индивидуальные наушники, хоровая культура пения за дружеским столом или в дни торжеств ушла в прошлое. Авторская песня легко восполняет эту утрату , стоит только взять в руки гитару – инструмент доступный и неприхотливый. Вот тут-то авторская песня и выступает как средство общения, объединения людей разных возрастов и увлечений. Ведь так хочется, порой, подпеть друг другу, почувствовать себя в кругу единомышленников. Большой раздел в авторской песне занимают песни туристические или песни
работников полевых профессий - геологов, поисковиков. В них романтика путешествий, дым костра. Это песни Ады Якушевой ("Вечер бродит"), Ю.Кукина (А я еду за туманом..."), А.Дулова ("Заварен круто дымный чай...") и др. Мы еще не коснулись такого большого раздела, как студенческая песня. В этих песнях простота и непосредственность соединяются с ясным смыслом, в них кусочки нашей жизни, наших переживаний, наших впечатлений. Не удивительно, что эти песни не стареют, их всегда хочется подпеть. Такие песни помогают расширить круг друзей, единомышленников. ("Глобус" М.Львовского и М.Светлова). Авторская песня нужна всем нам, а подросткам особенно, как способ осмысления жизни, как средство общения, а главное - она помогает развитию личностных качеств ребенка, способствует его творческой самореализации, помогает формированию активной жизненной позиции.

Литература
1. Азбука нравственного воспитания. Под ред. И.А.Каирова и О.С Богдановой. - М.,"Просвещение", 2010 2. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М., 2006 3. Антология авторской песни. Сост. Д.А.Сухарев. Екатеринбург: у-Фактория, 2005 4. "Нет хода нам назад": 33 московских барда. Сост. Р.А.Шипов.- М.: АО "Полигран", 1991 5. Песни Булата Окуджавы. Сост. Л.Шилов. - М.: "Музыка", 2003


В раздел дополнительное образование