Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"РОДИТЕЛИ — ПЕРВЫЕ ВОСПИТАТЕЛИ ДЕТЕЙ"

Лекция для родителей

Автор: Мануилова Наталья Владимировна, социальный педагог, Г(О)БОУ ПМСС-центр, город Липецк



В раздел дополнительное образование





Текстовая HTML-версия публикации


«РОДИТЕЛИ — ПЕРВЫЕ ВОСПИТАТЕЛИ ДЕТЕЙ»
ПМСС-центр, ССЗС социальный педагог Н.В.Мануилова Воспитание подрастающих поколений в нашей стране является делом большой государственной важности. Дети воспитываются в дошкольных учреждениях в школе, и во внешкольных учреждениях. Но первыми их воспитателями являются родители. Российская семья представляет собой первичный коллектив российского общества, члены которого тесно связаны между собой родственными узами и общими интересами. В этом коллективе, прежде всего, растут и воспитываются наши дети. Отец и мать воспитывают детей не только словом, убеждением, но и личным примером, своим поведением. Родители влияют на детей в то время, когда они только вступают в жизнь и впервые начинают познавать окружающий мир. Поэтому воспитательное воздействие родителей бывает особенно сильным. Задача семьи состоит в том, чтобы формировать у детей черты нового, российского человека, готовить, их к активному участию в жизни страны. Большинство родителей в нашей стране хорошо понимают свою ответственность за воспитание детей и уделяют им много времени. Особенно большое внимание детям уделяют женщины-матери. Воспитание детей — это самая почётная и ответственная обязанность матери. Не менее важную роль играет и отец. Отец, который не занимается воспитанием детей или воспитывает их плохо, не выполняет своего гражданского долга. Разумеется, детей воспитывают не только отец и мать, но и. остальные члены семьи. Слаженность и организованность семейного коллектива являются важным условием правильного воспитания детей в семье. Когда отношения
между родителями основаны на чувстве любви и взаимного уважения, у детей вырабатывается и развивается чувство товарищеской взаимопомощи. Они приучаются сочетать личные интересы с интересами других членов семьи, а впоследствии и с интересами российского общества. В воспитании детей недолжно быть шаблона. Нельзя ко всем детям подходить одинаково. Ведь по своему характеру и поведению дети отличаются друг от друга. Одни более подвижны, другие медлительны. Одни смелые и решительные, другие застенчивые и стеснительные. Сколько детей, столько и подходов к ним. В воспитании не может быть рецептов, пригодных для всех случаев. Однако в практике сложилось немало форм и методов воспитания, проверенных жизнью дающих в большинстве случаев положительные результаты. Воспитание моральных качеств у детей — дело сложное и кропотливое. Но оно вполне доступно каждой матери, каждому отцу, если им заниматься серьёзно и систематически, если своевременно предупреждать недостатки в поведении детей. Нужно помнить, что воспитывать детей легче, чем потом перевоспитывать их, преодолевать вредные навыки и привычки в их поведении. Перевоспитание детей требует большого терпения и большого знания их психологии. Они не всегда могут самостоятельно разобраться в том, что хорошо и что плохо. В силу этого они и стараются подражать взрослым, в первую очередь, родителям. А поэтому поведение родителей — важнейшее средство воспитания детей в семье. Если родители стремятся воспитать детей правдивыми и честными, а сами в их присутствии говорят неправду, то эффективность их воспитательного воздействия значительно снизится. Если отец и мать стараются воспитать у детей дисциплинированность и организованность, вежливость и уважение к старшим, а сами не обладают такими качествами, их воспитательная работа не даст нужных результатов.
Родители иногда не замечают, какое воспитательное влияние оказывают они на детей своим поведением. Между тем они воспитывают их каждый день, каждый час, каждую минуту. Даже самый обычный разговор родителей и старших, который они ведут в присутствии детей, действует на характер и их умственное развитие. Все больше и больше становится у нас родителей, которые своим поведением, личным примером воспитывают новых людей. Однако нельзя закрывать глаза на то, что многие родители ещё не освободились от пережитков, унаследованных от старого общества. До сих пор в нашем быту мы еще сталкиваемся с такими пороками и пережитками, как грубость, сквернословие, пьянство, суеверия и др. Правильное поведение родителей, принятое в Российском обществе, их честное отношение к своему общественному долгу, к порученному делу — основное условие успешного воспитания детей. Воспитание детей не требует, чтобы родители не спускали с них глаз. При таком воспитании дети вырастают пассивными и безынициативными. Главное в воспитании детей заключается не в разговорах с ними, а в правильной организации жизни семьи, в организации личной и общественной жизни самих родителей. Поведение родителей, их личный пример оказывают серьезное влияние на формирование ценных моральных качеств у детей. Поэтому большинство родителей воспитывает детей своим отношением к труду: они работают так, чтобы дети могли гордиться ими. Дети заимствуют у своих родителей, у старших братьев и сестёр привычки и правила поведения, подражают их манерам и характеру. Поэтому если в семье царят грубость и невнимательность в отношениях между старшими, то и дети вырастают грубыми и невнимательными. Воспитательная сила личного примера родителей и вообще взрослых во многом зависит от их авторитета. Чем выше авторитет взрослых в глазах детей, тем сильнее влияют они на характер и поведение своих детей.
Основа родительского авторитета — прежде всего жизнь и работа родителей, их гражданское лицо и повседневное поведение. Если родители живут интересами своей страны и являются передовыми гражданами, они пользуются высоким авторитетом у детей. Труд — основа воспитания. Неправильно поступают те родители, которые стремятся освободить ребёнка от трудовых обязанностей и выполняют за него то, что он сам с успехом мог бы выполнить. Из детей, не приученных к труду, могут вырасти бездельники и эгоисты, думающие только о себе. Посильный труд детей — это основа их морального воспитания. Особенно велико значение убеждения в воспитании у детей таких моральных качеств, как патриотизм и интернационализм. Для того чтобы дети любили свою Родину, надо рассказать им о её богатствах и могуществе, о героическом прошлом и прекрасном настоящем, о мирном труде людей, живших в советские годы, и об их борьбе за укрепление мира. Вместе с тем надо своим отношением к делу, к работе показывать детям образцы патриотического служения Родине. Большое место в воспитании детей занимает приучение их к правильному поведению. Ещё В. Белинский утверждал, что ребёнка нужно не столько поучать, сколько приучать, вырабатывать у него ценные навыки и привычки поведения. Нельзя воспитать детей мужественными людьми только при помощи рассказов о мужественных поступках других людей. Для этого нужно поставить их в такие условия, где они могли бы проявить мужество. Важно приучать детей преодолевать трудности, переносить некоторые лишения. Конечно, эти трудности и лишения не следует создавать искусственно. Надо приучать детей и подростков, чтобы они, начав работу, доводили её до конца, не отвлекались во время занятий, всегда убирали за собой вещи, учебники и учебные пособия после того, как работа закончена. Эти навыки легче всего выработать путем систематических упражнений.
Большую роль в воспитании детей играет поощрение их за хорошие поступки и действия. Вовремя поддержанное стремление детей к лучшему может дать гораздо больший эффект, чем применение различных мер наказания. Серьезную ошибку допускают те родители, которые без конца напоминают ребёнку о его недостатках, не замечают положительных моментов в его поведении, не одобряют его хороших поступков. Умело применяемые поощрения помогают развитию положительных черт в характере и поведении детей. Чтобы заслужить поощрение, дети стараются вести себя лучше. Поощрения вместе с тем вселяют в детей уверенность в собственных силах, возбуждают их энергию, бодрость, стремление к повторению поступков и действий, получивших положительную оценку. В отдельных случаях для осуждения отрицательных поступков детей приходится прибегать и к такому методу воздействия, как наказание. Разумеется, в семье совершенно недопустимы физические наказания. Они глубоко оскорбляют детей и портят отношения их с родителями. Конечно, проще побить ребёнка, чем доказать, что его поступок нехорош. Чтобы убедить ребёнка в чем-либо, нужно проявить большое терпение, выдержку, и уменье. Замечание или порицание со стороны родителей не должно принимать форму грубых окриков или ругани. Не следует также без конца «пилить» ребёнка, ворчать на него по каждому поводу. Надо объяснить детям, почему их поведение не удовлетворяет родителей, и выразить надежду на исправление. В воспитании детей особенно важно обеспечить единство требований со стороны школы и семьи, учителей и родителей. Единая воспитательная линия школы и семьи, учителей и родителей — необходимое условие воспитания наших детей Некоторые родители иногда забывают, что подростки — это не маленькие дети, и продолжают обращаться к ним в форме безоговорочного
приказания. Такой тон раздражает подростков. Они болезненно переживают, что близкие люди не считаются с ними, не уважают их. В ответ на безоговорочные приказания у них часто развивается упрямство, и они стремятся сделать всё по-своему. Наиболее внимательные родители постоянно следят за развитием своих детей и по мере их роста изменяют методы воздействия на них. Они часто обращаются к детям среднего и старшего возраста с просьбой, советуются с ними, обсуждают, как нужно быстрее и лучше выполнить ту или иную работу. Такое доверие к подросткам благотворно влияет на них. Они с большим уважением относятся к родителям и более охотно выполняют их просьбы, советы и указания.


В раздел дополнительное образование