Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

Теоретико – практическая программа "Педагог XXI века"

Программа школы молодого педагога

Автор: Шишлова Виктория Владимировна, старший воспитатель, детский сад №46 "Сказка" -филиал АН ДОО "Алмазик", город Удачный Республика Саха Якутия



В раздел дополнительное образование





Текстовая HTML-версия публикации

Шишлова Виктория Владимировна, старший воспитатель детского сада № 46 "Сказка" -филиала АН ДОО (Автономной Некоммерческой Дошкольной Образовательной Организации) "Алмазик". Теоретико – практическая программа «Педагог XXI века» (школа молодого специалиста).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время возрождается подход к человеку как к самоценной личности, поэтому актуальной проблемой стала подготовка высококвалифицированного, активно действующего воспитателя, способного свободно мыслить и гармонично развивать ребенка. Вопросам качества дошкольного образования всегда уделялось большое внимание, поэтому молодой специалист, пришедший работать в детский сад обязан не только владеть ключевыми компетенциями, необходимыми для своей профессиональной деятельности, но и повышать свою квалификацию, чтобы его работа соответствовала запросам общества и обеспечивала сохранение самоценности и неповторимости детства в дошкольном периоде. В условиях модернизации российского образования, требований ФГОС возрастает роль педагога как наиглавнейшего звена воспитательно- образовательного процесса. И чем более квалифицированными будут специалисты дошкольного учреждения, тем более возможно целостное видение и воспитание личности, полноценное психическое развитие дошкольника. В этом несомненная
актуальность
предлагаемой программы. Функции современного педагога детского сада не ограничиваются только лишь обеспечением безопасности ребенка. В его функции также входит обеспечение, сохранение и укрепление их здоровья; развивающая, образовательная и воспитательная деятельность; содействие в работе администрации детского сада по повышению эффективности воспитательно- образовательного процесса и по созданию для воспитанников
благоприятного эмоционального климата в учреждении, а также собственное профессиональной развитие. Теоретико-практическая программа «Педагог XXI века» ориентирована на обучение молодых педагогов практике организации образовательной деятельности по формированию общей культуры дошкольников; развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств; формированию предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность; сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста; коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей в условиях внедрения ФГОС ДО для достижения нового качества образования. При разработке содержания программы учитывались требования, установленные
следующими документами:
1. Закон РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2. Постановление от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»» 3. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «квалификационные характеристики должностей работников образования» (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.05.2011 N 448н). 4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования http://www.firo.ru/?page_id=11003 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart- dok.html

Цель

программы:
обеспечить теоретико-практическую готовность молодых педагогов детского сада для реализации взаимодействия с детьми раннего и дошкольного возраста и развитие их профессиональной компетентности в области сопровождения образовательного процесса в современном дошкольном образовательном учреждении.
Задачи программы:
 Способствовать совершенствованию у молодых педагогов аналитических, коммуникативных, интерпретационных, проектированных, прогностических и других педагогических умений и рефлексивных способносте1.  Формировать представления о путях и средствах совершенствования педагогом своего мастерства.  Помогать проявлению навыков эффективного взаимодействия с другими людьми.  Совершенствовать умения применять отношения творческого сотрудничества, как с детьми, так и с коллегами по работе.  Готовить педагогов к работе в инновационном или экспериментальном режиме.  Развивать психолого-педагогическую рефлексивность и обеспечить осмысление воспитателями своих ролей и функций в развитии интегративных качеств воспитанников.
Структура программы
Содержание программы построено по модульному принципу. Каждый модуль представляет собой законченный блок информации, включающий в себя целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленной цели.
Регламент программы
К обучению по программе «Педагог ХХI века» привлекаются педагоги со стажем работы менее 3-х лет. Занятия проводятся ежеквартально (при
необходимости или по просьбе самих обучающихся занятия могут проводиться чаще).
Требования к результатам освоения программы
Педагог, освоивший программу, должен:
знать:
приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы педагогики, психологии, возрастной физиологии, гигиены, доврачебной медицинской помощи, теории и методики воспитательной работы; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими); правила охраны жизни и здоровья воспитанников, ухода за детьми; санитарно-гигиенические нормы содержания помещений, оборудования, инвентаря, правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила охраны труда и пожарной безопасности; особенности планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования; современные подходы к воспитанию, развитию, обучению воспитанников.
уметь:
выстраивать воспитательный процесс и реализацию образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО и СанПиН; организовывать совместную с детьми деятельность и самостоятельную деятельность детей в процессе непосредственно образовательной деятельности и режимных моментов.
владеть:
современными технологиями взаимодействия с детьми, способствующими развитию у воспитанников интегративных качеств личности; методическими подходами сопровождения самостоятельной деятельности детей, в том числе с учетом региональных особенностей, в соответствии с ФГОС ДО; методическими разработками, новой литературой
и иными источниками информации в области организации взаимодействия с детьми дошкольного возраста;
обладать
профессиональными компетенциями, включающими в себя способность: руководствоваться в профессиональной деятельности законодательными и иными нормативно-правовыми документами для решения соответствующих профессиональных задач; выбирать наиболее эффективные формы, методы и средства взаимодействия с воспитанниками; осуществлять оценочно-ценностную рефлексию.
Особенностью
данной теоретико-практической программы является ориентация молодых педагогов на создание в ходе освоения содержания программы практико-ориентированного продукта «Проекта по самообразованию молодого педагога», материалов для обогащения предметно-развивающей среды детского сада и активного отдыха дошкольников.
Форма отчёта:
презентация творческого продукта
ПЕРСПЕКТИВНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
№ Наименование модуля Срок Темы модуля Формы контроля 1 Нормативно- правовое и организационно- педагогическое обеспечение реализации ФГОС дошкольного образования. 1-ый кв 1. Нормативно-правовые основы образования в РФ. 2. Введение ФГОС ДО в образовательную и воспитательную практику. Анкетирование 2 Воспитание, обучение и развитие в ДОУ. 2-ой кв 1. Требования к занятиям. 2. Игры, праздники и мероприятия в детском Открытые просмотры
саду. 3 Роль самообразования молодого педагога. 3-ий кв 1. Роль и значение самообразования молодого воспитателя. Направления самообразования. Оформление личного опыта работы 4 Итог обучения Презентация творческого продукта
СОДЕРЖАНИЕ

ТЕОРЕТИКО – ПРАКТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ПО МОДУЛЯМ

Модуль

1.

Нормативно-правовое

и

организационно-педагогическое

обеспечение реализации ФГОС дошкольного образования.

Тема 1. Нормативно-правовые основы образования в РФ.

Содержание Темы 1:
1. Закон об образовании в РФ, 2. Постановление от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»» 3. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «квалификационные характеристики должностей работников образования» (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.05.2011 N 448н). 4. Роль режимных моментов.
Тема

2.

Введение

ФГОС

ДО

в

образовательную

и

воспитательную

практику.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования http://www.firo.ru/?page_id=11003 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart- dok.html
Тематика семинарских занятий по Модулю 1.
1. Какой педагог нам нужен? (дискуссия) 2. О слагаемых профессиональной компетенции (практикум).
ПРАКТИЧЕСКОЕ (СЕМИНАРСКОЕ) ЗАНЯТИЕ 1.

"Какой педагог нам нужен?" (А.В.Луначарский)

Высказывания для дискуссии.
 "Каждому педагогу надо быть прежде всего добросовестным преподавателем своего учебного предмета" (А.Н. Островский)  "Мы можем различать два вида качеств педагога: его научную подготовку и личный талант" (П.Ф.Каптерев)  "Быть хорошим учителем можно, только будучи хорошим воспитателем" (В.А.Сухомлинский)
Вопросы для обсуждения:
1. Педагог дошкольного образовательного учреждения и современные социокультурные условия. 2. Новые требования и новое понимание перечня задач профессиональной деятельности воспитателя. 3. Личностные качества педагога, индивидуальный стиль, педагогическая позиция, творческая направленность, имидж как составляющие облика современного педагога.
Литература.
1. Дейтвис Ф. "Ваш педагогический имидж" М., 1997 2. 3имняя И.А. " Педагогическая психология" М., 1999, ч.3, гл.2. З. Кан-Калик В.А., Никандров И.Д. "Педагогическое творчество" М.,1990
4. ПоташникМ.М. "Как развивать педагогическое мастерство" М.,1987
ПРАКТИЧЕСКОЕ (СЕМИНАРСКОЕ) ЗАНЯТИЕ 2.

"О слагаемых профессиональной компетенции воспитателя".

Вопросы для обсуждения:
1. Профессиональная компетентность как основополагающий фактор профессиональной деятельности воспитателя. 2. Педагогическая культура как явление профессиональной компетентности педагога. 3. Роль педагогического опыта и мастерства в профессиональной компетентности педагога. 4. Личностный рост воспитателя как условие совершенствования профессиональной компетентности.
Литература.
1. Битянова И.Р. "Психология личностного роста" М., 1995 2. Введение в педагогическую культуру (Под ред. Е.В.Бондаревской) Ростов на Дону1995 Практическая часть 1. "Мастерская мастеров" Представьте педагогический опыт своего сменщика, коллеги. Защитите его методическую систему, выделите линию развития его индивидуального стиля. 2. Коммуникативные функции воспитателя и их проявление в педагогическом общении с детьми. По видеофрагменту дайте характеристику качествам педагога в общении с детьми на занятии, используя следующую схему:  стремление к гибкости в общении;  способность к эмпатии;  с помощью чего педагог стремится передать личностную окраску;  установка на создание позитивных подкреплений;  жизнерадостность, эмоциональная уравновешенность;  средства невербального поведения педагога.
3. Образ воспитателя. Напишите мини-сочинение на тему: " Портрет воспитателя детского сада". Защитите написанный вами образ перед коллегами.
Модуль 2. Воспитание, обучение и развитие в детском саду.

Тема 1. Требования к занятиям.
Содержание Темы 1: методическое построение занятия. Виды занятий. Методы и приемы, используемые на занятиях.
Тема 2. Игры, праздники и мероприятия в детском саду.

Тематика семинарских занятий по Модулю 2.
1. Деловая игра «Педагогическое мероприятие молодого воспитателя» 2. Составление конспекта и проведение фрагментов интегрированного занятия.
ПРАКТИЧЕСКОЕ (СЕМИНАРСКОЕ) ЗАНЯТИЕ 3.

Деловая игра " Педагогическое мероприятие молодого

воспитателя".

Цель:
 Совершенствование умения молодых воспитателей вести занятие.  Отработка практических приёмов организации деятельности детей дошкольного возраста на конкретном занятии.  Совершенствование навыков профессионального поведения.  Совершенствование навыков рефлексии.
Задачи:
 Отработка механизма проведения занятия.  Совершенствование умения анализировать свою деятельность.
Участники игры:
Молодые педагоги, воспитатели-наставники, воспитатели и освобождённые специалисты в роли детей дошкольного возраста, заведующая, заместитель заведующей, педагог- психолог, воспитатели высокого уровня в роли "комиссии из отдела образования". Ролевые обязанности участников игры:
"Молодые педагоги"- проводят подготовленные фрагменты учебных занятий и дают самоанализ своей деятельности. "Воспитатели-наставники"- организуют работу всех участников, объясняют назначение данного занятия, предлагают формы работы, резюмируют итог деятельности, определяют временные рамки проведения занятия. "Дети дошкольного возраста"- помогают молодым педагогам в ведении занятия. Дают оценку занятия и самоанализ своей деятельности в образе ребёнка. "Комиссия отдела образования"- анализирует конспекты и фрагменты предлагаемых занятий.
Правила:
1. Не выходить за пределы предлагаемой роли, помнить, что "молодые педагоги" ведут занятие с детьми в дошкольном учреждении. 2. В анализе деятельности опираться на позитивные моменты. 3. Отстаивать свою точку зрения, помня о правилах ведения диалога.
Подготовка к игре:
1. Составление конспекта занятия. 2. Отбор фрагмента для показа. 3. Подготовка к проведению занятия. 4. Использование рекомендаций методической литературы.
Оценка

деятельности

участников

игры.
Оценивание работы " молодых педагогов" проходит в виде рейтингового конкурса "Кто лучше". Каждому педагогу, показавшему фрагмент занятия, даётся конверт, в который участники кладут квадрат красного или синего цвета. Они означают: красный-проведённое занятие понравилось, синий - занятие проведено посредственно. На доске составляется рейтинговая таблица: № п/п Ф.И.О. педагога Количество красных квадратов
1 Подсчет рейтинговых баллов осуществляют воспитатели - наставники.
ПРАКТИЧЕСКОЕ (СЕМИНАРСКОЕ) ЗАНЯТИЕ 4.

"Составление

конспекта

и

проведение

фрагментов

интегрированного занятия"

Деловая

игра

"Аукцион

идей".

Интегрированное

занятие

в

детском саду.

Цель:
 Развивать умения педагогического проектирования,  Дать возможность педагогам проявить свою "изобретательскую способность".
Участники игры:
Брокер - ведёт аукцион идей, осуществляет презентацию, объясняет ролевые обязанности игроков. Продавцы-педагоги, проводящие и представляющие интегрированное занятие, должны убедительно рассказать о преимуществах своего конспекта, материал которого может быть представлен и осуществлён:  в виде рекламного объявления;  в виде показа фрагмента занятия (в роли детей - взрослые);  в виде логического рассказа (не более 3-5 минут) о содержательной стороне интегрированного занятия;  представлением на экспертизу покупателям конспекта занятия. Покупатели-педагоги, анализирующие выступления, при покупке аргументируют свой выбор. При анализе обращаем внимание:  на постановку и выполнение педагогами воспитательно- образовательных задач;  на содержание каждого этапа в занятии: организация внимания, организация процесса восприятия, осмысления, обобщения и систематизации;
 на приёмы активизации деятельности воспитанников;  на условия достижения положительного результата;  на показатели выполнения учебно-воспитательных задач. Торги осуществляются по 10-бальной системе. Выигрывает тот продавец, который набрал большее количество голосов с высокой оценкой.
Оборудование:
таблички-представления, видеофрагмент интегрированного занятия, который используется в виде рекламного ролика в начале игры.
Модуль 3. Роль самообразования молодого педагога.

Тема

1.

Роль

и

значение

самообразования

молодого

воспитателя.

Направления самообразования.
Содержание Темы 1: Цель и задачи самообразования воспитателя, план самообразования, папка самообразование воспитателя, портфолио воспитателя, профессиональный сайт воспитателя. Участие воспитателя и воспитанников в конкурсах, викторинах, конференциях.
Тематика семинарских занятий:
1. Составление программы самообразования. 2. Инновации, нововведения, новшества в деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения.
ПРАКТИЧЕСКОЕ (СЕМИНАРСКОЕ) ЗАНЯТИЕ 5.

"Составление программы самообразования".

Задание 1.
Ознакомиться со следующей литературой: 1. Коджаспирова Г.М: " Культура профессионального самообразования педагога" М., 1994 2. Оконь В. " Процесс самообразования //Введение в общую дидактику// М.,1990 с.164-178 3. Данилова В.Л. " Как стать собой" (пособие для самообразования) М.,1994
Задание 2.

Ответьте на следующие вопросы: 1. Как вы понимаете готовность педагога к самообразованию? 2. Что для вас является главным в стремлении к личностному росту: внешние обстоятельства или внутренние потребности самосовершенствования? Заполните карту педагогической оценки и самооценки готовности к самообразованию Коджаспировой Г.М. (Из пособия " Культура профессионального образования педагога" М., 1994.с. 116-119), а затем выполните упражнение "Кто я?"
Упражнение "Кто я?"
Задайте себе вопрос "Кто я?" и запишите ответ, который первым придёт в голову. Сделайте это ещё два раза. Подведите черту под тремя ответами и ответьте ещё столько раз, сколько сможете найти подходящих существительных. Выберите двух людей, мнение которых вам не безразлично. Запишите их характеристики. Совпадут ли ваши и их ответы.
Задание 3.
Изучите квалификационные требования к воспитателю. Определите для себя, над чем вам ещё предстоит работать.
Задание 4.
Используя результаты карты педагогической оценки, упражнения, анализ квалификационных требований, составьте программу своего будущего самообразования по следующей схеме: Направления профессионального самообразования Задачи самообразования Ср едства
ПРАКТИЧЕСКОЕ (СЕМИНАРСКОЕ) ЗАНЯТИЕ 6.

"Инновации, нововведения, новшества в деятельности педагога

дошкольного образовательного учреждения"

Вопросы для обсуждения:
1. Что такое педагогическая инноватика и каковы её основные цели.
2. Инновационный процесс и участие в нём каждого педагога. 3. Основные аспекты инновационной деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения.
Практическое задание.
 Заполните анкеты (на изучение мнения педагогов о новшествах и нововведениях.)  Цель - определение готовности педагогического коллектива к внедрению и разработке нового.
Литература:
1. Ангеловски К. "Учителя и инновации" М.,1991 2. Инновационное обучение: стратегия и практика /Под ред. В.Я.Ляудис/М.,1993 3. Сластенин В.А., Подымова Л.С. "Педагогика: Инновационная деятельность" М..1997
Анкета для анализа взаимодействия педагогов детского сада
1. Как часто вы вступаете во взаимодействие с другими педагогами: а) постоянно б) по мере необходимости в) редко 2. По чьей инициативе происходит взаимодействие с другими специалистами: а) по собственной б) ребенка в) администрации 3. Что является основой взаимодействия: а) внутренняя логика развития ребенка (его потребности) б) содержание учебного материала в) форма совместной деятельности (занятие, праздник и т.д.) 4. Как обеспечивается взаимодействие: а) на основе единых планов б) по инициативе другого педагога в) интуитивно (спонтанно)
5. К чему приводит взаимодействие с другими педагогами: а) удовлетворению интересов всех сторон б) удовлетворению интересов детей в) удовлетворению интересов родителей, администрации 6. Каков характер взаимодействия: а) комплексное влияние на все стороны личности ребенка (достижение результатов сверх поставленных целей совместной деятельности) б) достижение поставленных целей и задач в) результаты ниже планируемых 7. Основные проблемы во взаимодействии возникают по поводу определения: а) целей и задач совместной деятельности б) ее технологий (методов, средств, форм) в) ее результатов. Подсчет очков в баллах:а) - 3, б) - 2, в) - 1 . Итоговый балл соответствует уровням взаимодействия:  7 - 11 - низкому  12 - 16 - среднему  17 - 21 - высокому (При составлении анкет использовались рекомендации Майер А.А. из пособия "Программа развития ДОУ: Построение и реализация. ТЦ - Сфера,2004.)


В раздел дополнительное образование