Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

""Методические рекомендации по проведению переводного экзамена по сольфеджио в подготовительном классе"

Методическое сообщение

Автор: Филимонова Лариса Алексеевна, преподаватель теоретических дисциплин, ГОБУДО Иркутская областная детская школа искусств, город Иркутск



В раздел дополнительное образование





Текстовая HTML-версия публикации

1 ГОБУДОД Иркутская областная детская школа искусств
Методическое сообщение на тему:

«Методические рекомендации по проведению

переводного экзамена по сольфеджио в

подготовительном классе»
Подготовила Филимонова Лариса Алексеевна, преподаватель высшей категории теоретического отделения Иркутской областной детской школы искусств
2
Методические рекомендации по проведению переводного экзамена по

сольфеджио в подготовительном классе.

Цели и задачи курса сольфеджио в ДДШ
Сколько бы ни говорилось о важности и пользе занятий сольфеджио, эта дисциплина несет за собой дурную славу предмета скучного, сложного, и, главное – «непонятно-за-чем-нужного». Причем, такое мнение распространенно не только среди учащихся, но зачастую – что особенно неприятно – и среди их родителей. Многочисленные попытки привнести в занятия «развлекательное начало» спасают ситуацию лишь частично – подобные приемы, носящие, как правило, «популистский» характер, способны пустить пыль в глаза родителям и на первое время привлечь на «игровые» уроки учеников младших классов, но редко дают реальное «прибавление» в качестве изучения теоретического материала и освоения необходимых навыков. Зачем нужна эта дисциплина, если ученик и без занятий сольфеджио может «неплохо» играть или петь? Самое удивительное, что подобный вопрос достаточно часто задают и преподаватели специальных дисциплин, сокрушаясь о времени, «потраченном» не на занятия специальным инструментом, а на что-то еще «постороннее»... Можно ли радикально исправить эту ситуацию? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно, прежде всего вспомнить старую прописную истину и признать, что полноценное разностороннее музыкальное образование невозможно получить, не прилагая для этого определенных усилий. Музыкальное образование – это не развлечение, не игра, а постоянный и нелегкий труд…..
Цель предмета сольфеджио:
Развитие музыкальных и творческих способностей обучающегося в рамках образовательного процесса.
Задачи предмета:

Образовательные:
 изучение основных теоретических положений;  развитие мелодического, гармонического и внутреннего слуха;  воспитание чувства лада;  формирование навыков сольфеджирования и чтения с листа;  формирование навыков подбора мелодии на слух, аккомпанемента, импровизации, сочинения;  развитие музыкального мышления и музыкальной памяти;  овладение необходимым минимумом знаний, умений, навыков;
3  достижение уровня образованности, соответствующего функциональной действительности.
Воспитательные:
 способствовать формированию ответственного отношения к обучению;  воспитывать художественный вкус обучающегося на лучших образцах классической и современной музыки;  способствовать готовности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий по предмету;  воспитывать ответственное отношение к учению;  воспитание культуры общения и поведения в социуме;  воспитание навыков здорового образа жизни;  формировать навыки самообразования и экономного расходования времени.
Развивающие:
 развивать критическое мышление, память, способность к анализу и синтезу;  совершенствовать умения работы с источниками знаний: литературой, картами, таблицами, схемами;  формирование навыков выступления перед аудиторией;  формировать навыки самоконтроля, коммуникативные навыки работы в коллективе;  формирование потребностей в самопознании, саморазвитии. Музыкальное искусство – это всегда труд и преодоление.И задача преподавателя состоит не в том, чтобы показать ученику способ
избежать
встающие на его пути трудности, а в том, чтобы научить его их
преодолевать
. При этом стоит помнить, что музыкальная школа, как образовательное учреждение, призвана воплощать принципы именно РАЗНОСТОРОННЕГО музыкального образования. Для тех же, кто ищет возможность учиться только игре на каком-либо инструменте, к музицированию в простейшей его форме, имеется целая армия частных преподавателей, готовых оказать подобные услуги.
4 В нашей школе проводятся консультации с целью определения целесообразности участия ребенка во вступительных экзаменах и с целью ориентации ребенка на выбор инструмента.
Требования к поступающим в подготовительный и первый класс:
На вступительных экзаменах в школе проверяются музыкальные способности (и их компоненты) поступающих в школу детей: память, слух, чувство ритма, координация, физические данные. по сольфеджио: пение 2-3 песен, повторение (пропеть) сыгранной педагогом недлинной мелодии, определение на слух количества одновременно сыгранных нот, повторение (прохлопать в ладоши) ритма, выполнить координационные упражнения. Такая проверка музыкальных способностей учеников, поступающих в подготовительный класс целесообразна и оправданна. А вот форму и методы проведения переводного экзамена из подготовительного класса в первый (ребята проучились в щколе уже год) мы изменили и для этого был ряд причин: -ученики год посещали занятия в школе и ими пройдена и освоена Программа по Сольфеджио для подготовительного класса. -необходимо, кроме проверки природных данных, внимательно посмотреть, как развивался ученик в течение года, каких успехов достиг, как усваивал программный материал, каковы его перспективы в дальнейшем обучении, - преподавателю - сольфеджисту необходимо иметь точное представлении о способностях каждого ученика, чтобы грамотно планировать свою работу на следующий год. Исходя из вышесказанного, считаю целесообразно проводить экзамен по сольфеджио отдельно от экзамена по специальной дисциплине. ( наилучший вариант - даже в другой день). Экзамен (назовем его для детей итоговый годовой урок) нужно проводить в обычной для детей аудитории (в своей классной комнате), в привычной для детей обстановке.
5 На экзамене в виде «гостей» должен присутствовать преподаватель- теоретик школы. (он оценивает ответы обучающихся). Знакомая аудитория снимет стрессовую ситуацию, возникающую у ученика на имеющем практику в нашей школе такого рода экзамене при виде множества « тетенек» в большой незнакомой классовой аудитории. ( как было ранее). Занятия на таком контрольном уроке позволит преподавателю уделить каждому ученику достаточное количество времени и показать разнообразные формы работы, а не работать в режиме « Давай быстрее.., еще много учеников надо послушать… » Все задания на таком итоговом экзаменационном уроке, строятся строго в соответствии с пройденной программой и ориентированы на освоение программы « среднего» ученика.
Урок - экзамен включает следующие разделы:

1.Освоение

учеником

теоретических

сведений,

музыкальной

грамоты и знание терминологии
. Это можно провести в форме Теста (см. Приложение 1)
2. Умение применить на практике теоретические знания
Выполнить индивидуально письменное задание, Записать ритмизированную цифровку, Разделить на такты в определенном размере , Исполнить на инструменте или « умными руками»
3.Вокально – интонационные навыки:
Группа и индивидуально! А) пение устойчивых и неустойчивых ступеней лада в заданных тональностях в произвольном, определенном и импровизационном порядке; Б) пение простых одноголосных песенок со словами, ступенями и нотами с ручными знаками ( см. Приложение 2)
6
4.Слуховой анализ:
А) Определение на слух устойчивых и неустойчивых ступеней в ладу, определение на слух пройденных интервалов.
5.Чувство ритма и координации
Группа и индивидуально! А) Устные ритмические упражнения - Исполнение « Умными руками» ритма стихотворного текста вслед за педагогом. (см. Приложение 3) - Выполнение ритмических партитур и координационных упражнений - Ритмические диктанты (ритмическое лото)
Программные требования по сольфеджио и музыкальной грамоте

Подготовительный класс

Теоретические сведения
— звук, музыкальный звук, свойства музыкального звука, звукоряд; — ноты, нотный стан, расположение нот на нотном стане; — музыкальные ключи, ключ СОЛЬ и ключ ФА, запись звуков на нотном стане в ключах, добавочные линейки; — длительности, длительности с точкой, залигованные длительности, ритм, наиболее распространенные виды простого ритмического сочетания длительностей. — метр, метрические доли, такт, тактовая черта, размер, простые размеры ( 2 / 4 и 3 / 4 ), сложный размер ( 4 / 4 ), затакт; — знаки альтерации, энгармонизм звуков; — тон и полутон — лад, мажорный и минорный лад, ступени лада; — устойчивые и неустойчивые ступени, тяготения и разрешения; — вводные ступени (нижний вводный тон и верхний вводный тон — понятие музыкальной формы, мотив, фраза, предложение, каденция,
7
Письменные задания
— грамотное и аккуратное написание ключей ФА и СОЛЬ, размеров, знаков альтерации, нот и других нотных знаков; — грамотное и аккуратное переписывание заданных мелодий; — определение «дробности» ритма заданных мелодий (под каждой нотой мелодии написать соответствующее количество мелких «счетных» длительностей – например, восьмыми длительностями); — определение метрической структуры такта (под заданной мелодией выписывается равномерная «пульсация» метрических долей с указанием их номеров и сочетания с ритмом мелодии); — группировка длительностей в размерах 2 / 4 , 3 / 4 и 4 / 4 ; — определение размера в заданных мелодиях, написанных без тактовых черт на основании чередования различных длительностей; — определение и запись энгармонически равных звуков к заданным звукам; — построение тонов и полутонов от любых звуков вверх и вниз; — определение звуков мелодий как ступеней лада; — построение мелодических линий по указанным ступеням лада в различных ритмических и метрических вариантах; — определение устойчивых и неустойчивых звуков в заданных мелодиях;
Игра на фортепиано
- подбор по слуху несложных одноголосных мелодий, - чтение по нотам несложных одноголосных мелодий - ритмичная игра по нотам мелодий под пульсацию метрических долей — игра полутонов и тонов верх и вниз от любых клавиш; — игра импровизируемых мелодий к заданному ритму в определенном размере, __ игра пройденных интервалов в определенном ритме
Вокально-интонационные навыки
— пение простых одноголосных песенок со словами, ступенями и нотами с ручными знаками — пение по нотам и наизусть простых одноголосных мелодий с прохлопыванием и метрическими долями; — пение одноголосных мелодий с тактированием; — интонирование тонов и полутонов от любого звука;
8 — интонирование элементов (трихорд) мажорного и минорного лада от произвольного звука вверх и вниз; — пение ступенек по ручным знакам преподавателя
Навыки слухового анализа и записи музыкального диктанта
— определение на слух простых ритмических формул (различные варианты сочетания восьмых и четвертей, половинной длительности и четвертной паузы); — определение на слух метрического размера мелодий или пьес ( 2 / 4 , 3 / 4 и 4 / 4 ), затакта; — воспроизведение и определение на слух тонов и полутонов в мелодическом и гармоническом виде; — определение на слух лада сыгранных преподавателем мелодий; — определение на слух устойчивых и неустойчивых ступеней лада; — запись нот под диктовку (чтение преподавателем названий звуков) вне ритма в «реальном времени»; — запись групп нот под диктовку (чтение преподавателем названий звуков) в режиме «запоминания»; — определение на слух и обозначение метрических долей в мелодических линиях; — подбор на фортепиано и запись мелодий песенок, разученных ранее.
Творческие навыки
— сочинение вариантов окончаний мелодий или предложений; — сочинение «пропущенных» тактов в заданных мелодиях; — сочинение мелодий по заданным ритмам; — сочинение мелодий с использованием заданных ритмических фигур; — сочинение ритмических вариантов к заданным звукам мелодий или фраз в различных метрических размерах; — сочинение ритма в заданных метрических размерах.
9 Приложение 1
Экзаменационный тест на знание теоретических правил

Подготовительный класс
( Учащиеся свои ответы вписывают в табличку, ставя, если согласны знак +, если не согласны -) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 + - 1.Пауза – это знак молчания в музыке! 2.Четвертная пауза в размере 2/4 занимает весь такт. 3.В размере 2/4 сильная доля 1, а в размере 3/4 -2! 4. Ре бемоль – это ми диез! 5. 7 неустойчивая ступень разрешается в Тонику. 6. Мажорный лад – это когда музыка звучит бодро, светло и весело. 7. 1 , 2 , 3 ступеньки устойчивые! 8. Затакт – это начало мелодии со слабой доли. 9.Нотка си малой октавы живет на 5 линейке! 10.На клавиатуре между нотками ми и фа расстояние полутон! 11 .Тактовая черта всегда ставится после сильной доли. 12 .К неустойчивым ступенькам относятся 7 6 и 4 !!! 13. Балалайка – это струнно – смычковый инструмент. 14. Пиано – значит нужно играть тихо. 15.Нотка ре второй октавы живет на 5 линейке. 16 Бемоль повышает ноту на полтона. 17.В размере ¾ 2 доли. 18.Басовый ключ называют еще ключ ФА. 19. Самая устойчивая ступень – это 5!!! 20.Если затакт прибавить к последнему такту, то получится целый, полный такт.
10 Приложение 2
Примеры песенок для интонирования на экзамене

с ручными знаками

ОСЛИК

Серый ослик был упрямый, П П П П

55 31 11 65

Никогда не слушал маму, П П П П

55 31 11 65

В дождь по лужам он бродил, П П П I

44 33 22 1

Сразу ноги промочил. П П П I

44 33 22 1

КУЛИЧОК

Прилети к нам , куличок П П П I

12 34 56 5

Виту, виту, виту лай! П П П I

54 32 17 1

Принеси весну в наш край, П П П I

12 34 56 5

Виту, виту, виту лай! П П П I

54 32 17 1

11
УТЯТА

Плавают утята П П I I

1 2 3 4 5 5

На моем пруду П П I

66 66 5

Головой ныряют, П П I I

44 44 3 3



Хвостик на виду П П I

22 22 1

СОЛНЫШКО

Солнышко, солнышко I П I П

1 77 1 55

Выгляни в окошечко: П П I П

11 77 1 55

Где твои детки, I П I I

1 77 6 5

Где малолетки? I П I I

1 77 6 5

12
ДЕД МОРОЗ

Едет воз без колес, П I П I

1 2 3 1 2 3

Едут, едут сани. П П I I

5 4 3 2 1 1

Что привез дед Мороз, П I П I

1 2 3 1 2 3

Догадайтесь сами П П I I

5 4 3 2 1 1

МЕДВЕДИ

Ехали медведи, П П I I

55 66 5 3

На велосипеде, П П I I

55 66 5 3

А за ними кот, П П I

55 33 1

Задом наперед П П I

55 33 1

13
КУРОЧКА

Вышла курочка гулять, П П П I

15 55 66 5

Свежей травки пощипать, П П П I

15 55 66 5

А за ней ребятки, П П I I

11 33 5 5

Желтые цыплятки П П I I

11 33 5 5



14 Приложение 3
Р И Т М И Ч Е С К И Е З А Г А Д К И
Исполнение « Умными руками» ритма стихотворного текста вслед за педагогом. ( восьмые длительности – в ладошки, четвертные – о стол) Боровик, боровик Красная головка. Я на радугу-дугу Наглядеться не могу Не ходи за селом, Там Яга с помелом. Не ходи вопотьмах, Там страх в кустах Звездочки ясные тихо мерцают У меня на грядке – Крокодил растет!! Раз, два, три, четыре- Меня грамоте учили. Кони-огони Сидели на балконе. Кто съел алычу? Я не ел -и молчу


В раздел дополнительное образование