Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Курсы общения"

Сценарий вечера-встречи

Автор: Неретина Людмила Николаевна, педагог-организатор, ГБОУ ДОД Самарский Дворец детского и юношеского творчества, город Самара



В раздел дополнительное образование





Текстовая HTML-версия публикации

1 Курсы общения для любящих родителей
Тема: «Ребёнок — зеркало семьи»
Вед- Добрый день. Мы пригласили вас на курсы общения для родителей. Так что же такое общение? Обратимся к словарю . ОБЩЕНИЕ – форма связи между людьми, взаимодействие, действие. Совершаемое вместе, сообща. Слово «общаться» означает быть заодно, с кем - либо знаться, дружиться, делиться сообща. Вот видите как много синонимов в русском языке. Язык необходим , чтобы люди могли общаться. А ведь порой в общении нам не хватает нужных слов. Важно понимать, что слово оказывает огромное воздействие на человека: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно войска за собой повести» Вед- Послушайте стихотворение В.Солоухина «Слово о словах» 1-й- Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, подумай- на спеши, Оно бывает то сурово, То рождено теплом души. 2-й- Оно то жаворонком вьётся, То медью траурной поёт. Покуда слово сам не взвесишь, Не выпускай его в полёт. 3-й- Им можно радости прибавить И радость людям отравить. Им можно лёд зимой расплавить И камень в крошку раздробить. 4-й- Оно одарит, иль ограбит, Пусть ненароком, пусть шутя, Подумай, как бы им не ранить Того, кто слушает тебя. (Вед- Будь слову своему хозяин.) Слова взрослых можно сравнить с зеркалом, в которое смотрится маленький человек. О том, каков он, ребенок, главным образом, узнает из фраз, произнесенных о нем окружающими. Самооценка детей в первую очередь строится из информации, которую они получают о себе от своих родителей. Эта информация либо вселяет в детей уверенность в собственных силах, позволяя добиваться успеха, либо расстраивает их и снижает самооценку. Например, безобидная на первый взгляд фраза: «Зачем ты это сделал?» может быть воспринята двояко. Ребенок в этом вопросе слышит примерно следующее: «Ты недостаточно умен». Сказанные взрослыми фразы типа: «Я тебе сто раз говорила об этом!» ребенок воспринимает так: «Ты настолько туп, что тебе нужно сто раз повторять одно и тоже». Дискуссия Ведущий- К сожалению, многие родители излишне сосредотачивают внимание на недостатках своих детей. Если ребенок слабо читает, не выговаривает какие-либо буквы или небрежно выполняет домашние задания, родители постоянно твердят ему об этом или обсуждают данную проблему с другими в присутствии своего ребенка. В результате у ребенка начинает формироваться комплекс неполноценности, и, конечно же, его самооценка разрушается. 1-й- Как же нужно общаться с ребенком, чтобы не ранить его достоинство? 2-й- Что включает в себя наиболее верный стиль общения? 1. Проявление уважения. Тон, интонация голоса должны подчеркивать, что дети – это ценные личности. Ваш ребенок – полноценный человек, и уже поэтому с ним нужно разговаривать уважительным тоном, без ноток унижения и оскорблений. 2. Использование «посланий». Вместо фраз, которые ребенок воспринимает как обвинения, типа: «Ты сведешь меня с ума!», «Ты мне надоел!», «Ты – грубиян!» рассказывайте
2 ребенку о вашем отношении к его поступку. Например: «Меня очень огорчает, когда соседи жалуются на тебя!», «Мне неприятно, когда со мной разговаривают подобным тоном!», «Мне доставляет большое неудобство беспорядок в доме!». 3. Исключение из лексикона наречий «всегда» и «никогда». Такие фразы как: «Ты всегда думаешь только о себе!», «Ты никогда не сдерживаешь своих обещаний!» и т.п. убеждают ребенка (да и взрослого тоже) в неумении вести себя по-другому. 4. Неприятие поступка, а не того, кто его совершил. Фраза типа: «Я люблю тебя, но мне не нравиться, когда ты…» убедит ребенка в том, что вам не нравится его поступок, а не он сам. 5. Правдивость. Нужно стараться разговаривать с детьми искренне, правдиво и честно. Ребёнок – зеркало семьи Семья отражает характер реагирования человека на окружающий мир . По мнению психологов и социологов каждому из членов семьи отводится в этом плане важная функция формирования социального опыта.
Отец
- для человека -
это образ достижения целей будущего
;

Мать
-
приспособление идей к условиям жизни , опыт адаптации
;
Дедушка
-
перспективы развития , стратегия;

Бабушка - мудрость применения принципов в жизнь.
Важно помнить следующие: если родители кричат на ребенка, ругают или постоянно критикуют его, у него сложится впечатление, что они не любят его или просто не считаются с его душевными переживаниями. Тратя больше времени на критику плохо выполненной работы, вместо того, чтобы похвалить за хорошо выполненное задание, вы на самом деле поощряете нерадивость более, чем прилежание. Быть щедрым на похвалу нетрудно, и это никогда не вредит. Ребенок будет с теплым чувством вспоминать сцены из детства только в том случае, если отец действительно был рядом с ним в критические моменты. Ваши сын или дочь будут с большим удовольствием вспоминать тот день, когда гулял с отцом в парке, и очень скоро забудет, когда отец принес ему новую игрушку. Если отец будет вдумчиво и искренне отвечать на заданный ему ребенком вопрос или поможет ему своевременно решить проблему, то его ребенок классифицирует это время как «качественно проведенное». Каждому человеку от родждения даётся свой клубок с узелками, по которому этот человек должен пройти в своей жизни. Каждый имеет свою нить жизни и свои узелки, которые человеку нужно самому развязать.
Узелки
У кого-то большой клубок, у кого поменьше, кому навязаны сложные узлы, кому попроще, но у каждого есть и путь, и те задачи, которые нужно разрешить. Эти узелки - наши препятствия, которые мы должны осилить, чтобы стать лучше, чтобы через преодоление возникших трудностей приобрести качества новые, совершенно противоположные тем, что встают на нашем пути. Например, чтобы обрести добро, нужно победить зло; чтобы стяжать свет, нужно пройти сквозь тьму; чтобы найти любовь в своём сердце, нужно развязать узел ненависти. Итак, пойдём по узлам. Узел 1- обида Обида - самая опасная инфекция, вирус, который незаметно пожирает твоё существо изнутри. От сюда - очень тяжёлая душевная болезнь, она преследует многих, превращая их жизнь в неприрывное мучение и страдание. Она может быть как на поверхности существа, так и прятаться очень глубоко и быть вроде незаметной.человек, долго переживающий обиду, в конце концов заболевает телесно, ибо тело не в силах выдержать такой неустанной нагрузки из нутри.
3 Жизнь спопойная, радостная, творческая не возможна, если не исцелишся от этой болезни. Ты никогда не достигнешь вершин, которые принесли бы тебе много радости, удоволетворения, покоя, покам обида забирает, сжтгает твою жизненную энергию. Ты слаб оттого, что кого-то не простил и на кого-то держишь обиду.у тебя нет сил, нет настроения, нет вдохновения- все эти тонкие вибрации пожираютсявирусом обиды ине оставляют тебе практически ничего на саму жизнь. Обида - ярмо на шее и потому ты видишь лишь то, что лежит на земле, но ты не видишь того, что сияет на небе. Обида - добровольная тюрма, медленное разложение, умирание. Но есть способ избавиться от этого порока: начинай и оканчивай свой день с того, что прости всех, кто нанёс тебе обиду, кто обманул тебя, кто поступил по отношению к тебе несправедливо. И обязательно пожелай им добра, успехов, удачи! Пошли светлые мысленные волны этим людям, и если ты действительно пожелаешь им добра и простишь их, то с твоего сердца будто камень спадёт, тебе станет так легко и спокойно на душе, что тебе захочется улыбнуться и запеть. И мир оживёт и повернётся своей доброй, светлой стороной. Не обвиняй, а прощай и развяжется этот узел, его просто не станет. Узел 2- не решённые прблемы. Вперёд уходит не тот, кто идёт быстро, а тот кто не оставляет за собой неразвязанные узлы и потому не возвращается, чтобы исправить свои ошибки. Препятствия на нашем пути встречаются не потому, что мы случайно забрели не туда, куда следовало, а потому что через них мы призваны изменить себя. Каждая сложность, возникшая на нашем пути, - закономерность, её невозможно ни обойти, ни перепрыгнуть, ибо она внутри нас, и потому мы должны что-то преобразовать в своём существе для нашей же пользы, и тогда проблема уйдёт навсегда. Не убегай, не скрывайся от узлов своей жизни, которые ты призван развязать, ибо жизнь будет тебя снова и снова возвращать к этому узлу, чтобы ты развязал его. Прпавельное решение приходит не из ума , а из сердца, и потому, прежде чем начать действовать, отстранись от проблемы, отойди в сторону и посмотри на неё издали. Будь тих внутри себя и жди совета, который придёт из глубины души. Хорошо запомни, что тебе пришло на ум и следуй этому решению, даже если оно совершенно на первый взгляд неразумн7о, нелогично, не писывается в те понятия, котрорые господствуют вокруг тебя. Не жалей времени на развязывание этих узлов, иначе ты потеряешь гораздо больше, если постараешься обойти препятствие. Сзади себя оставляй только развязанные злы- тогда тебе не придётся возвращаться, чтобы доделывать недоделанное. Узел 3- время или бессилие. Ты говоришь, что у тебя нет сил, к вечеру ты валишься с ног, и тебе нет ни до ког дела, ибо слабость наполняет тебя, как обильный дождь — лужи. Бессилие — это образ мыслей, сознание, которое ты добровольно выбрал для себя. Ты слаб потому, что сам этого хочешь, а хочешь ты этого потому, что не хочешь жить своей жизнью, а живёшь чужой. Ты делаешь чужое дело, ты идёшь по чужому пути, ты мыслишь чужими понятиями и категориями. Сила придёт к тебе тогда, когда ты найдёшь свой путь, свою реку, ведущую тебя к реализации своего предназначения на земле. Сила — это вдохновение, которое даёт тем, кто делает дело. Ты всё время делал всё для себя, для своей выгоды, для собственного благополучия — и ты истощился, так как сила приходит, когда отдаёшь, а не когда привлекаешь. Когда жертвуешь, тогда она возвращается к тебе, во много раз увеличенная. Ты даже не представляешь себе, какой безмерный запас энергии лежит в недрах твоего существа. Возьми ключ и открой её. Ключ — это забота о других, дело, в котором ты отдаёшь всего себя. Помни, что сейчас нет более благоприятной деятельности, нежели забота о сиротах, о колокольчиках Святой Руси.
4 Узел 4 — надежда. Ты всегда ждёшь чего-то, ты смотришь в будущее и говоришь сам себе: « Я надеюсь, что когда- нибудьисполнятся мои мечты, мои чаяния, мои упования» но проходит время, и ожидаемое удаляется за горизонты, будто прячется от тебя и убегает. Ты строишь новые иллюзии, вновь, запасаешься тарпением, но проходит год, другой и ничего не меняется, даже, возможно, становится хуже, чем было. И отчаение поселится в твоём сеодце, ты понимаешь, что ибо все твои предыдущие мечты остались только мечтами, воздушными замками. Если твоя надежда не осуществляется сегодня, она не существует никогда. Ты сам есть надежда, на тебя возложил свои надежды Отец и от тебя он ждёт осуществление своих планов. Не надейся на лучшее, живи сегодня так, буд-то всё, о чём ты мечтаешь, уже начало появляться и происходить сию минуту, сей час. Цветок не надеется на то, что он когда-нибудь расцветёт , он сеогдня выполняет кропотливую работу, которая сама по себе принесёт осуществление того , к чему он предназначен. Цветок не думает о будущем, он делает его сегодня, и ничто не изменит последствия такого трудо — цветения. Не думай о будущем, оно лишь твоё собственное произведениие, которое сегодня ты рисуешь на холсте своей жизни. Не говори: « Надеюсь на лучшее», а сегодня это лучшее проявляй в своей жизни, делах и мыслях. Ведущий - Счастливым невозможно стать завтра — им можно быть только сегодня. Это тайна счастья, которое кажется всегда ускользает от нас. Эту уловку придумал наш ум , он очень хитёр- он говорит и убеждает тебя , что счастье будет где-то впереди, вон за тем поворотом, а возможно за следующим, и так до бесконечности. Запомни- что счастливым невозможно стать завтра — им можно быть только сегодня! Если ты несчастен сегодня, то завтра вряд ли будешь счастливым. Знай — ты на смаом деле - самый счастливый человек и счастья вокруг тебя столько, сколько воды в океане. Ты находишься в самом центре источника счастья, но страдаешь от жажды и просишь « Боже, дай счастья» а его сколько угодно вокруг тебя. Посмитри на это небо, на звёзды, послушай музыку, вдохни аромат трав и цветов — всё это и есть счастье, ты в нём купаешся! Беден ты или богат -это не имеет значения потому, что счастье всегда бесплатно, его не нужно покупать, его нужно уметь брать. Понятие «счастье» - очень ёмкое понятие. Разные люди вкладывают в него свой смысл, и среди этих людей очень многие считают, что счастье- это когда тебя понимают. Конечно, есть люди, которых не интересует чужое мнение, но большинство людей всё-таки ищут понимания, по крайней мере у своих близких.
Сценка «Счастье»
Она- Что это у тебя в руке? Он- Счастье. Она- Почему оно такое маленькое? Он-Оно только моё. Зато какое лучистое и красивое. Она- Да…Восхитительно! Он-- Хочешь кусочек? Она- Наверное… Он- Давай ладошку. Я поделюсь. Она- Ой.. оно такое тёплое… Он- Нравится? Она- Очень .. спасибо! Знаешь… мне намного лучше, когда счастье в руке… Он- Так всегда бывает. Она- А если я с кем-то поделюсь? Он- У тебя прибавится твоего. Она- Почему? Он- Сам не знаю. Только потом оно станет ещё более тёплым. Она- А руки об него обжечь можно?
5 Он- Руки обжигают о зависть. О счастье их обжечь нельзя. Она- Знаешь… я знаю с кем поделиться этим чудом. Он- Я рад этому. Она- Тогда… Он- Именно, увидимся ещё. Делись им. Ведь так многим его не хватает… Ведущий- Но особенно важно донести до детей следующую истину: любой человек обладает безграничной ценностью, так как все мы – дети Творца. А Он для каждого из нас имеет особый план жизни. Ведь именно осознание этого поможет сформировать у детей понимание человеческой сущности и прожить жизнь, сохранив свое достоинство и ощущение ценности собственной личности. 1-й- Есть такая пословица- «Если хочешь, чтобы дети почитали тебя в старости, сам почитай стариков». Если вы задумаетесь над тем, что говорит ребёнок, чаще всего это окажутся простые истины, которые нам хорошо известны и воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Например: любите друг друга; просите – и дано вам будет; не теряй веры; никто не бывает одинок ; каждый человек ценен. 2-й- А другая русская пословица гласит: « Если хочешь сделать детей счастливыми – научи их работать и уважать старость». Ведущий- Знаете в заключении нащего общения хочется зачитать советы великого комика-философа Чали Чаплина
Советы Чарли Чаплина

1.

Не бойся принимать решение и доводить его до конца.

2.

Сохраняйте работоспособность, заряд творчества и разумного риска.

3.

Ищите в себе положительное и демонстрируйте его.

4.

Не будьте самонодеянны и не бойтесь задавать вопросы.

5.

Ищите в себе интерес к различным делам и пробуйте себя в них.

6.

Не упускайте мгновения удачи.

7.

Не предъявляйте к себе невыполнимых требований, но приэтом стремитесь к покорению

новых высот.

8.

Прислушивайтесь к себе и изучайте себя. Это даст вам силы к продвижению вперёд.

9.

Чётко определяйте свои достоинства и недостатки. Это способствует успеху.

10.

Научитесь радоваться каждому прожитому дню и учитесь извлекать уроки из каждого

прожитого дня.

11.

Любите людей, и они ответят вам тем же.


В раздел дополнительное образование