Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Основы музыкального исполнительства" (аккордеон)
Методическая разработка
Автор: Сафонова Маргарита Владимировна, преподаватель по классу аккордеона, МАОУ ДОД ДШИ МО "Барышский район", р.п. Измайлово, Ульяновская область
В раздел дополнительное образование
Текстовая HTML-версия публикации
1Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального
искусства «Основы музыкального исполнительства» (аккордеон)
Структура программы учебного предмета
I.
Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе - Срок реализации учебного предмета - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета - Сведения о затратах учебного времени - Форма проведения учебных аудиторных занятий - Цели и задачи учебного предмета - Структура программы учебного предмета - Методы обучения - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II.
Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план - Годовые требования
III.
Требования к уровню подготовки учащихся
IV.
Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание; - Критерии оценки
V.
Методическое обеспечение учебного процесса
VI.
Списки рекомендуемой учебной и методической литературы
- Учебная литература: - Методическая литература
2
1. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль
в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Основы музыкального исполнительства» (аккордеон) разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 № 191- 01039/06-ГИ, а также с учётом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на аккордеоне в детских школах искусств. Аккордеон является одним из самых популярных музыкальных инструментов, используемых в профессиональной и в любительской исполнительской практике. Разнообразный аккордеонный репертуар включает музыку разных стилей и эпох, от народной, классической, популярной до джазовой. Формирование навыков игры на аккордеоне позволяет учащимся в дальнейшем самостоятельно осваивать различные музыкальные инструменты, помогает в освоении учебных предметов историко- теоретической подготовки. Программа рассчитана на трёхлетний срок обучения. Возраст детей, приступающих к освоению программы, от 6 до 12 лет. Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого учащегося. Недельная нагрузка по предмету «Основы музыкального исполнительства» (аккордеона) составляет 2 часа в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме. Эффективным способом музыкального развития детей является игра в ансамбле, в том числе, с педагогом, позволяющая совместными усилиями создавать художественный образ, развивающая умение слушать друг друга, гармонический слух,
3 формирующая навыки игры ритмично, синхронно. Ансамблевое музицирование доставляет большое удовольствие ученикам и позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в индивидуальных занятиях музыкой. Аккордеон также самый популярный аккомпанирующий инструмент. Чаще всего именно эти его возможности являются мотивацией для начала обучения игре на этом инструменте. Ученику можно предложить большой выбор музыкального материала: детские песни, старинные и современные романсы, популярные образцы народной и классической музыки. Итоговая аттестация проводится в форме исполнения сольной программы (выпускного экзамена). Выступление на концертах, конкурсах также может быть формой итоговой или промежуточной аттестации.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент (аккордеон)» 3-летнего срока обучения, продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 35 недель в год.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент (аккордеон)» при 3-летнем сроке обучения составляет 420 часов. Из них: 210 часов – аудиторные занятия, 210 часов – самостоятельная работа.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы, нагрузки, аттестации Затраты учебного времени Всего часов
4 Годы обучения 1-й год 2-й год 3-й год Полугодия 1 2 3 4 5 6 Количество недель 16 19 16 19 16 19 Аудиторные занятия 32 38 32 38 32 38 210 Самостоятельная работа 32 38 32 38 32 38 210 Максимальная учебная нагрузка 64 76 64 76 64 76 420 .
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Цель учебного предмета
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями об аккордеонном исполнительстве, формирование практических умений и навыков игры на аккордеоне, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.
Задачи учебного предмета
Задачами предмета «Основы музыкального исполнительства» (аккордеон) являются: ознакомление детей с аккордеоном, исполнительскими возможностями и разнообразием приемов игры; формирование навыков игры на музыкальном инструменте; приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
5 формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах; оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания; воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины; воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности. Обучение должно соединять в себе два главных взаимосвязанных направления. Одна из них – формирование игровых навыков и приемов, становление исполнительского аппарата. Второе – развитие практических форм музицирования на аккордеоне, в том числе, аккомпанирования, ансамблевого исполнения, чтения с листа.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы: сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; распределение учебного материала по годам обучения; описание дидактических единиц учебного предмета; требования к уровню подготовки учащихся; формы и методы контроля, система оценок, требования к итоговой аттестации; методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
6 Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: словесный (рассказ, беседа) метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над художественно-образной сферой произведения); метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с использованием многообразных вариантом показа); объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и попутно объясняет); репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу учителя); метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения); частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи). Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных способностей учащегося.
Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета.
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
II.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебно-тематический план
I полугодие
Календарные сроки кол-во часов
7 Темы и содержание занятий I четверть Знакомство с инструментом, его историей, устройством, правилами ухода за ним. Освоение и развитие первоначальных навыков игры на аккордеоне (правильная, удобная посадка, постановка рук). Основы звукоизвлечения. Штрихи: legato, non legato, staccato. Техника ведения меха. Освоение левой клавиатуры (басы: фа, до, соль с мажорными аккордами). Одноголосные детские, народные песни и простые пьесы песенного и танцевального характера. Игра и подбор по слуху простейших мелодий. Освоение одноручных произведений и произведений с чередований рук. 16 II четверть Произведения на поочередное и одновременное исполнение двумя руками. Развитие технических навыков работы над гаммами. Упражнения, этюды. 16
II полугодие
Календарные сроки Темы и содержание занятий кол-во часов III четверть Освоение мажорных гамм в одну октаву правой рукой, разучивание аккордов, короткое арпеджио, хроматических гамм. Двуручное исполнение пьес, игра в ансамбле на простейшем музыкальном материале. Упражнения и этюды. Чтение нот с листа. Несложные произведения русских,
8 зарубежных и современных композиторов 22 IV четверть Чтение нот с листа. Игра в ансамбле с преподавате- лем. Упражнения и этюды. Произведения западных русских и современных композиторов. Подготовка к промежуточной аттестации. 16
Второй год обучения
I полугодие
Календарные сроки Темы и содержание занятий кол-во часов I четверть Изучение терминов. Повторение материала 1 класса. Гаммы До, Соль, Фа мажор в одну октаву отдельно каждой рукой. Аккорды, короткое арпеджио, хроматические гаммы. Упражнения и этюды, чтение нот с листа, произведения западных, русских и современных композиторов. 16 II четверть Гаммы До, Соль, Фа мажор отдельно каждой рукой в одну октаву. Ля минор правой рукой в одну октаву. Этюды и упражнения. Игра в ансамбле с преподавателем. Разнохарактерные пьесы. Чтение с листа. Простейшие аккомпанементы детских песен. Академический концерт. На академическом концерте в конце 2 четверти исполняются 2 разнохарактерных произведения. 16
II полугодие
9 Календарные сроки Темы и содержание занятий кол-во часов III четверть Гаммы До мажор, Соль мажор, Фа мажор отдельно каждой рукой (аккорды, арпеджио). Ля минор, ре минор правой рукой (аккорды, арпеджио). Упражнения и этюды на различные виды техники. Произведения зарубежных, русских и современных композиторов. Игра в ансамбле с преподавателем. 22 IV четверть Гаммы Фа, До, Соль мажор отдельно каждой рукой; ля минор, ре минор, ми минор – правой рукой. Упражнения и этюды. Произведения старинных и современных композиторов. В конце года на академический концерт выносятся две разнохарактерные пьесы и этюд. Этюд можно заменить третьей пьесой на один из видов техники или на прием игры. 16
Третий год обучения
I полугодие
Календарные сроки Темы и содержание занятий кол-во часов I четверть Гаммы Фа мажор, До мажор, Соль мажор, ля минор. Аккорды, арпеджио короткие и длинные. Штрихи и мелизмы: non legato, staccato, legato, форшлаг. Две обработки народных песен и танцев, 2 этюда и 3 разнохарактерные пьесы. 16 II четверть Совершенствование техники в различных видах 16
10 арпеджио и гамм (исполнение различными штрихами). Репертуар пополняется произведениями современных композиторов, популярных русских и зарубежных классиков. Простые пьесы с полифонической фактурой.
II полугодие
Календарные сроки Темы и содержание занятий кол-во часов III четверть Штрихи и мелизмы: non legato, staccato, legato, форшлаг, мордент, группетто. Включение в репертуар несложных произведений крупной формы, полифонии. Подготовка итоговой программы. 22 IV четверть Подготовка к итоговой аттестации. . 16
Годовые требования
Требования первого и второго годов обучения содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интересов учащихся. За два года нужно стараться овладеть наибольшим количеством штрихов, приемов игры на инструменте, знать динамические оттенки и уметь применять их на практике, познакомиться с основами чтения с листа, игры в ансамбле. В
11 исполнительский репертуар необходимо включать произведения народной, классической музыки, произведения современных композиторов. Учащиеся осваивают циклическую форму, элементы полифонии, учатся использовать средства музыкальной выразительности при создании художественного образа. Требования третьего года обучения направлены на расширение репертуара, развитие навыков музицирования, подготовку к итоговой аттестации. Уровень сложности итоговой программы может быть различным. Программа должна подбираться с учетом индивидуальных, возрастных возможностей, уровня подготовки. В процессе подготовки итоговой программы закрепляются исполнительские навыки, навыки публичных выступлений.
Первый год обучения
Значение «донотного» периода в работе с начинающими, опора на слуховые представления. Активное слушание музыки (игра педагога, домашнее прослушивание музыки по желанию ученика) с последующим эмоциональным откликом ученика (в виде рисунка, рассказа). Пение попевок, прибауток, считалок. Прохлопать в ладоши ритмические рисунки на 2/4,3/4,4/4 и т.д. Посадка, постановка рук. Изучение инструмента. Знакомство с длительностями нот. Звукоряд. Хроматическая гамма. Работа над звукоизвлечением, знакомство с теоретическим материалом. Изучение левой клавиатуры. Упражнения на левой клавиатуре. Упражнения на правой клавиатуре. Игра простейших упражнений двумя руками вместе. Игра в ансамбле с педагогом. Подбор по слуху небольших попевок, народных мелодий, знакомых песен. Воспитание в ученике элементарных правил сценической этики, навыков мобильности, собранности при публичных выступлениях. В течение первого полугодия ученик должен пройти 6-8 прибауток. 3-4 небольших пьес разного характера, 2 этюда.
12
Годовые требования по освоению репертуара
12-16 пьес, различных по характеру (народные песни, танцы, пьесы для детей, этюды)
Технические требования
Хроматическая гамма правой рукой в одну октаву. Гаммы до, соль, фа, мажор правой рукой в медленном темпе различными длительностями, штрихами и динамическими оттенками. Освоения нотной грамоты. Подбор по слуху. Транспонирование попевок знакомых мелодий. Чтение нот с листа. Игра в ансамбле с педагогом.
Примерный репертуарный список.
1. Пьесы
Р. н. п. «Как под горкой» Детская песня «Белочка» М.Магиденко. «Петушок» А.Денисов. «Полька» Детская песня «Весёлые гуси» Красев. «Ёлочка» В.Лушников. «Хоровод» Народная мелодия «Русская плясовая» Д.Кабалевский «Маленькая полька» Р.н.п. «Куманечек» Р.н.п. «Я на горку шла» Р.н.п «Во саду ли, в огороде»
13 А.Иванов «Полька» М.Качурбина «Мишка с куклой» В.Лушников «Маленький вальс» Р.н.п. «В лесу калина» Р.н.п. «Как у наших у ворот» Р.н.п. «Пойду ль я, выйду ль я» В. Моцарт « Песенка» Ч.н.п. «Мне моя матушка говорила» Филиппенко «Цыплята» Тиличеева «Маме в день 8 марта»
2.Этюды
В.Лушников. Этюд Соль мажор Г.Беренс. Этюд До мажор К.Черни. Этюд До мажор № 1 К. Черни Этюд До мажор №2 А. Талакин. Этюд До мажор А.Салин Этюд ля минор К.Черни Этюд До мажор №5 Г.Беренс Этюд ля минор Г.Беренс Этюд До мажор
3.Ансамбли
14 Лехтинен «Летка-енка» Детская песня «Шесть утят» Гречанинов «Сударыня – боярыня» Украинская народная песня – «Ехал казак за Дунай» Т. Хренников «Колыбельная Светланы» Р.н.п. – «Во поле береза стояла» Е. Красев. «Ёлочка» Р.н..п «Во саду ли, в огороде» В.Лушников «Хоровод»
Второй год обучения
За год:
6-8 пьес, различных по характеру: (народные песни, танцы, пьесы для детей, этюды). Хроматическая гамма правой рукой в две октавы в прямом движении. Гаммы: До, Соль, Фа мажор отдельно каждой рукой в медленном темпе различными длительностями. В течение второго года обучения ученик должен знать устройство аккордеона и иметь представление о его возможностях. Изучить основы нотной грамоты. Работать над координацией движения меха, рук, пальцев, наработать аппликатурные и позиционные навыки. Работать над приёмами звукоизвлечения - штрихами, динамическими оттенками. Развить технику чтения нот с листа; уметь исполнить несложные упражнения и пьесы в соответствии с техническими требованиями для второго класса.
Примерный репертуарный список
1.Пьесы
Р. н. п. «Во саду ли, в огороде» Польский народный танец Л.Бекман «В лесу родилась елочка»
15 А.Спадавеккиа «Добрый жук» Детская песня «Птичка» Р. н. п. «Во поле берёза стояла» Эст.н.п. «У каждого свой музыкальный инструмент» А.Иванов. «Полька» До мажор В.Ребиков. «Аннушка» В.Иванов. «Юмореска» ля минор Белорусский танец «Крыжачок» А.Жилинский. «Латышская полька» Укр. Н.п. «Ой, лопнул обруч» Й.Гайдн. Тема из симфонии Соль мажор Л.Бетховен. Немецкий танец Ре мажор Д. Томпсон. «В горах» Г.Телеман. «Пьеса» А. Салин «Вальс» Обработка В.Калинникова «Тень- тень» Н.Чайкин «Танец снегурочки»
3.Этюды
Л. Шитте «Этюд» ля-минор К. Черни «Этюд» до-мажор И. Беркович «Этюд» до-мажор Черни «Этюд» соль - мажор Лондонов «Этюд» до – мажор
16 Чернявская «Этюд» до – мажор В.Лушников. Этюд До мажор Г. Беренс. Этюд ля минор Л.Шитте. Этюд До мажор Л.Шитте. Этюд ре минор К.Черни Этюд До мажор №6 Л.Шитте Этюд До мажор К.Гурлит. Этюд До мажор А.Салин. Этюд Фа мажор
4.Ансамбли.
1. Д. Кабалевский – «Ежик» 2. И. Шраус – «На прекрасном голубом Дунае» 3. Молдавская народная песня – «Мэриоара» 4. муз. Лепина «Полька» из к/ф «Приключения Буратино» 5. Р. н. п. «Калинка» 6. В. Шаинский – «Песенка Чебурашки» 7.Чайкин «Полька» В.Шаинский. «Про кузнечика» Р. н. п. «Во саду ли, в огороде» Укр.н.п. «на горе, горе» в обр. Лысенко Л.Фрике. «Веселая кукушка»
Третий год обучения
Вся работа педагога: объяснение, показ отдельных деталей и иллюстрирование пьес, критерии оценок, контроль над самостоятельной
17 работой - приобретает качественно иной характер и должна быть более критично направлена на достижение учеником свободной и осмысленной игры. Закрепление освоенных терминов, изучение новых терминов. В программу включаются пьесы кантиленного характера. Включение в программу произведений крупной формы (сонатин, вариаций). Развитие в ученике творческой инициативы. Более активное привлечение ученика во все этапы обучения (обозначение аппликатуры, динамики, штриха, создание художественного образа). Исполнение этюдов и пьес с более сложным ритмическим рисунком (триоли, синкопы). Освоение мелизмов: форшлаг, мордент, трель.
За год:
2 пьесы с элементами полифонии; 2-3 разнохарактерные пьесы; 2-3 обработки народных песен и танцев; 1-2 этюда на различные виды техники. Гаммы: До, Соль, Фа мажор двумя руками в прямом движении, в одну октаву; ля, ми, ре минор (три вида) правой рукой различными штрихами. Трехзвучные короткие арпеджио и тонические трезвучия с обращениями в пройденных тональностях. Изучить пьесы с элементами полифонии, элементарные произведения крупной формы, обработки народных песен и танцев для баяна Эмоционально, выразительно исполнять пьесы, соответствующие техническим требованиям для третьего года обучения.
Примерный репертуарный список
1. Пьесы
Т.Хренников «Речная песенка» И.Дунаевский «Ой, цветет калина» А.Жилинский «Латышская полька» Р.н.п.в обр. Алехина «Как у наших у ворот» В.Иванов «Детская полька»
18 Р.н.п. «Белолица- круглолица» П.Чайковский Итальянская песенка Н.Чайкин Вальс ре минор Укр.н.п. «Сусидка» « Словацкая полька» Н. Корецкий «Танец» А.Жилин Вальс Си-бемоль мажор Л.Бетховен «Сурок» Б.Барток Пьеса Р.н.п. «Как под яблонькой» Т. Хренников Колыбельная Ф.Андриев «Пиццикато» Д.Шостакович Танец (из балетной сюиты) Укр.н.п. «Ехал казак за Дунай» в обр.Аз. Иванова
2.Этюды
А.Салин. Этюд ля минор Л.Шитте. Этюд Фа мажор Я.Ванхаль Этюд До мажор В.Жигалов. Этюд До мажор
19 К.Черни. Этюд До мажор К.Гурлит. Этюд До мажор А.Жилинский. Этюд До мажор К.Черни. Этюд Ре мажор К.Гурлит. Этюд Соль мажор Г.Тышкевич. Этюд ми минор Г.Беренс. Этюд До мажор
3.Полифонические произведения
Д.Циполи Менуэт ре минор Г.Телеман Пьеса До мажор И.Гуммель Экосез Соль мажор В.Моцарт Менуэт До мажор В.Моцарт Менуэт Фа мажор Й. Гайдн Менуэт Соль мажор
4. Ансамбли
Р.н.п. «Перевоз Дуня держала» М.Блантер «Катюша» Р.н.п. «Коробейники» Любарский Песня соль минор
20 Укр.н.п. «Щедрик» в обр.Н.Леонтовича Р.н.п. «Степь да степь кругом» в обр.М.Грачева Е.Голубев Колыбельная Н.Леонтович «Игра в зайчика»
Требования к уровню подготовки обучающихся
Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также демонстрирует возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития учащегося и приобретения им художественно-исполнительских знаний, умений и навыков. Таким образом, ученик к концу прохождения курса программы обучения должен: знать конструктивные особенности инструмента; знать элементарные правила по уходу за инструментом и уметь их применять при необходимости; знать основы музыкальной грамоты; знать систему игровых навыков и уметь применять ее самостоятельно; знать основные средства музыкальной выразительности (Тембр, динамика, штрих, темп и т.д.); знать основные жанры музыки (инструментальный, вокальный, симфонический и т.д.); знать технические и художественно-эстетические особенности, характерные для сольного исполнительства на баяне-аккордеоне;
21 уметь самостоятельно определять технические трудности несложного музыкального произведения и находить способы и методы в работе над ними; уметь самостоятельно среди нескольких вариантов аппликатуры выбрать наиболее удобную и рациональную; уметь самостоятельно, осознанно работать над несложными произведениями; уметь творчески подходить к созданию художественного образа, используя при этом все теоретические знания и предыдущий практический опыт в освоении штрихов, приемов, и других музыкальных средств выразительности; уметь на базе приобретенных специальных знаний давать грамотную адекватную оценку многообразным музыкальным событиям; иметь навык игры по нотам; иметь навык чтения с листа несложных произведений, необходимый для ансамблевого и оркестрового музицирования; приобрести навык транспонирования и подбора по слуху. Так необходимых в дальнейшем будущему музыканту; приобрести навык публичных выступлений, как в качестве солиста, так и в различных ансамблях.
Реализация программы обеспечивает:
наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству; сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности баяна-
22 аккордеона для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста; знание музыкальной терминологии; знание репертуара для баяна-аккордеона, включающего произведения разных стилей и жанров; наличие навыка по чтению с листа музыкальных произведений; навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения; навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности.
Формы и методы контроля, система оценок
1.
Аттестация: цели, виды, форма и содержание
Каждый из вида контроля успеваемости учащихся имеет свои цели, задачи и формы. Оценки качества знаний по учебному предмету «Основы музыкального исполнительства (баян-аккордеон)» охватывают все виды контроля: -текущий контроль успеваемости; -промежуточная аттестация учащихся; -итоговая аттестация учащихся; Цель промежуточной аттестации – определение уровня подготовки учащегося на определенном этапе обучения по конкретно пройденному материалу. Вид контроля Задачи Формы Текущий Поддержание учебной дисциплины, Оценка за работу
23 контроль выявление отношения учащегося к изучаемому предмету, повышение уровня освоения текущего учебного материала. Текущий контроль осуществляется преподавателем по специальности регулярно (с периодичностью не более чем через два, три урока) в рамках расписания занятий и предлагает использование различной системы оценок. Результаты текущего контроля учитываются при выставлении четвертных, полугодовых, годовых оценок. на уроке, контрольные уроки, прослушивания к концертам, технический зачет Промежуточ ная аттестация Определение успешности развития учащегося и усвоения им программы на определенном этапе обучения Зачеты по полугодиям в форме академических концертов Итоговая аттестация Определяет уровень и качество освоения программы учебного предмета Экзамен проводится в выпускном классе
Итоговая
аттестация
(экзамен
в
форме
академического
концерта)
определяет уровень и качество освоения образовательной программы. Экзамен проводится в выпускном классе, в соответствии с действующими учебными планами. Итоговая аттестация проводится по утвержденному директором школы расписанию.
Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения, навыки. По итогам исполнения выставляются оценки по пятибалльной шкале. Оценка Критерии оценивания исполнения 5 Яркая, осмысленная игра, выразительная динамика; текст сыгран безукоризненно. Использован богатый
24 («отлично») арсенал выразительных средств, владение исполнительской техникой и звуковедением позволяет говорить о высоком художественном уровне игры. 4 («хорошо») Игра с ясной художественно-музыкальной трактовкой, но не все технически проработано, определенное количество погрешностей не дает возможность оценить «отлично». Интонация и ритмическая игра может носить неопределенный характер. 3 «удовлетворительно» Средний технический уровень подготовки, бедный, недостаточный штриховой арсенал, определенные проблемы в исполнительском аппарате мешают донести до слушателя художественный замысел произведения. Можно говорить о том, что качество исполняемой программы в данном случае зависело от времени, потраченном на работу дома или отсутствии интереса у ученика к занятиям музыкой. 2 («неудовлетворительн о») Исполнение с частыми остановками, однообразной динамикой, без элементов фразировки, интонирования, без личного участия самого ученика в процессе музицирования. Данная система оценки качества исполнения является основной. При выведении промежуточной оценки учитываются следующие параметры: 1. Оценка работы учащегося за данный период. 2. Оценки за академические концерты, зачеты. 3. Другие выступления учащегося в течение учебного года. При выведении оценки за выпускные экзамены должны быть учтены следующие параметры: 1. Учащийся должен продемонстрировать достаточный технический уровень владения инструментом.
25 2. Убедительно раскрытый художественный образ музыкального произведения. 3. Понимание и отражение в исполнительской интерпретации стиля исполняемого произведения. При выпускных экзаменах оценка ставится по пятибалльной шкале («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»). Оценки выставляются по окончании четвертей и каждого учебного года. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных обучающимися знаний, умений, навыков.
Методические рекомендации педагогическим работникам
В работе с учащимся преподаватель должен следовать основным принципам дидактики: последовательность, систематичность, доступность, наглядность в освоении материала. Процесс обучения должен протекать с учетом индивидуальных психических особенностей ученика, его физических данных. Педагог должен неустанно контролировать уровень развития музыкальных способностей своих учеников. Работа педагога по специальности будет более продуктивной в тесной связи с педагогами по другим предметам: музыкальная литература, слушание музыки, сольфеджио. Итогом такого сотрудничества могут быть: открытые уроки, концерты классов для родителей, участие в концертах отделов, школы. В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы обучающегося. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально- личностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и
26 образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь поступивших учеников обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика. Необходимым условием для успешного обучения на баяне- аккордеоне является формирование у ученика уже на начальном этапе правильной посадки, постановки рук, целостного исполнительского аппарата. При выборе этюдов следует учитывать их художественную и техническую значимость. Изучение этюдов может принимать различные формы в зависимости от их содержания и учебных задач (ознакомление, чтение нот с листа, разучивание до уровня показа на техническом зачете). Работа над качеством звука, интонацией, разнообразными ритмическими вариантами, динамикой (средствами музыкальной выразительности) должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога. В этой связи педагогу необходимо научить ученика слуховому контролю и контролю по распределению мышечного напряжения. Работа над музыкальным произведением должна проходить в тесной художественной и технической связи. Большое значение в воспитании музыкального вкуса отводится изучаемому репертуару. Помимо обработок народных мелодий, органично звучащих на народных инструментах и составляющих основу репертуара, необходимо включать в учебные программы переложения лучших образцов зарубежной и отечественной классики, произведений, написанных для других инструментов или для голоса. Рекомендуется исполнять переложения, в которых сохранен замысел автора и в то же время грамотно, полноценно использованы характерные особенности данного инструмента.
27 Вся творческая деятельность педагога - музыканта должна иметь научно обоснованный характер и строиться на базе имеющейся методической литературы. Педагоги, в связи с определенной проблемой в этой области, вынуждены обращаться к методикам и методическим исследованиям других специальностей ( фортепиано и др.).
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими. Количество времени, расходуемого в домашних занятиях, обуславливается степенью сложности проходимого музыкального материала, подготовкой к выступлениям на зачетах и концертах. Кроме того, желательно, чтобы ежедневные домашние занятия были четко распланированы следующим образом: 1. Работа над техническим материалом (гаммы, этюды); 2. Работа над пьесами и произведениями крупной формы; 3. Проработка наиболее трудных эпизодов в изучаемых произведениях; 4. Самостоятельный разбор нового музыкального материала; 5.Посещение концертов а также непосредственное участие учащегося в концертной деятельности класса и школы. Необходимо научить ребенка самостоятельно ставить задачи и решать их в ходе домашних занятий. Кроме того, важно регулярное посещение различных филармонических концертов, музыкальных вечеров, театров, музеев, культурных мероприятий. Чтобы занятия дома были продуктивнее и интереснее, необходимо научить учащегося самостоятельно и творчески мыслить, уметь четко формулировать проблему на уроке и находить пути ее решения. Для большей мотивации в домашней работе необходимо чаще менять репертуар, заинтересовывать участием во всевозможных выступлениях, как в качестве солиста, так и в ансамбле. Недопустимо играть одну программу в течение учебного года - это притупляет ощущения музыки,
28 тормозит творческий процесс, вследствие чего самостоятельные занятия дома становятся рутинными, неинтересными и малопродуктивными.
Списки рекомендуемой учебной и методической литературы
1.
Учебная литература
1.Алехин В. Пьесы для I-II кл. Баян в музыкальной школе. МЛ 1978 2.Алексеев Н. Баян I-V кл. ДМШ. Киев. 1981. 3.Акимов В.,Талакин А. Хрестоматия аккордеониста. 3-4классы.М., Музыка 1970 4.Бажилин Р.Н. «Школа игры на аккордеоне» изд.Владимира Катанского Москва 2007 год 5. Басурманов А. Хрестоматия начинающего баяниста. Вып.2. М. Советский композитор. 1963. 6.Бортянков В. Обработки и сочинения для ансамблей баянов или аккордеонов. С.-Петербург. 1983. 7. Бойцова Г. Юный аккордеонист. «Музыка», 1996г. 8. Бушуев Ф.Альбом начинающего баяниста. М.1970 9. Грачев В.Аккордеон в музыкальной школе. М., «Советский композитор», 1981 10. Говорушко П. Начальная школа игры на баяне. Ленинград. Музыка, 1988г. 11. Двилянский М. «Самоучитель игры на аккордеоне»,изд «Советский композиторЮ. 12. Доренский А. «Музыка для детей» ,вып.2, 2-3 кл., изд. «Музыка» Москва 1999г. 13.Лондонов П «Школа игры на аккордеоне»,изд. «Музыка» Москва 1992г.» 14. Лондонов П. Школа игры на аккордеоне. М., Кифара, 2007 12. Лушников В.Школа игры на аккордеоне. М., Советский композитор, 1992 13. «Аккордеон с азов» «Композитор. Санкт-Петербург»2005 год
29 14.Мирек А.«Школа игры на аккордеоне»,изд.«Советский композитор» 1985 г. 15.«Мелодии прошлых лет» для аккордеона или баяна, изд. «Музыка» Москва 1986г. 16. Хрестоматия для баяна и аккордеона 1-3 годы обучения. Оригинальная музыка и обработки Изд. «Композитор. Санкт Петербург» 2007 год. 17.Хрестоматия для баяна и аккордеона 1-3 годы обучения. Старинная музыка Изд. «Композитор. Санкт Петербург» 2007 год. 18. Хрестоматия аккордеониста, 1-3 кл. ДМШ «Упражнения, этюды», изд «Советский композитор» 1989г 18. Хрестоматия педагогического репертуара для аккордеона,3-4 кл.ДМШ, изд. «Музыка» Москва 1978г. 19. Хрестоматия баяниста, 1-2 кл. ДМШ , изд. «Музыка» Москва 1984г. 20. Юным аккордеонистам и баянистам «Первая ступенька» составитель О. Шплатова ,изд. Феникс г. Ростов на Дону 2008 год 21. .Юному музыканту «Баянисту- аккордеонисту» 3 класс ДМШ изд. Феникс г. Ростов на Дону 2010 год 22. .Юному музыканту «Баянисту- аккордеонисту» 4 класс ДМШ изд. Феникс г. Ростов на Дону 2010 год
Методическая литература
1.Акимов Ю. Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне. М., Советский композитор, 1980 2. Акимов Ю. Школа игры на баяне. М., Советский композитор, 1989 3.Акимов Ю., Кузовлев В. О проблеме сценического самочувствия исполнителя - баяниста. Баян и баянисты. Вып. 4. М., Музыка, 1978 4. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л., Советский композитор, 1979 5.Бубен В. Теория и практика обучения игре на аккордеоне
30 6.Гвоздев П. Принципы образования звука на баяне и его извлечения // Баян и баянисты: Сб. статей. Вып. 1. М., 1970 7 Басурманов Б.« О работе аккордеониста над ритмом» 8. Иванов А. «Руководство по игре на аккордеоне» Ленинград 1990г. 9. Гугульян Н.Начальный этап обучения на аккордеоне Курск 2007 10. Говорушко П.И. Об основах развития исполнительских навыков баяниста // Методика обучения игре на народных инструментах. Сост. П.Говорушко. Л., Музыка, 1975 11. Мирек А. «Школа игры на аккордеоне» «Музыка» , 1966г. 12. Мотов В. О некоторых приёмах звукоизвлечения на баяне. Вопросы профессионального воспитания баяниста. Вып. 48. М.,1980 13. Мотов В. Простейшие приёмы варьирования на баяне или аккордеоне. М.,Музыка,1989 14. Новикова Л. Этапы и проблемы становления баянно – аккордеонной педагогики Кемерово 1999 15. Паньков О. «О работе баяниста над ритмом» М, 1986г 16. Паньков В. Гаммы, трезвучия, арпеджио. Киев, Музична Украина,1982 17. Фейгин М. «О профессии преподавателя ДМШ» М 1971 г
В раздел дополнительное образование