"Школа безопасности"
программа дополнительного образования детей
Автор: Филиппова Светлана Ивановна, педагог дополнительного образования, МОУДОД Шилкинский Дом детства и юношества, город Шилка, Забайкальский край
В раздел дополнительное образование
Текстовая HTML-версия публикации
МУУО
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Шилкинский Дом детства и юношества
Принята педсоветом Протокол № 3 От 23.06.2009г Утверждаю: Директор Дома детства и юношества Хасанова С.В
Дополнительная образовательная
программа «Школа безопасности»
для детей 6-10 лет, рассчитана на 2год обучения Автор программы: педагог дополнительного образования Филиппова Светлана Ивановна Шилка, 2009 г
Пояснительная записка
Травматизм на дорогах – это проблема, которая беспокоит людей во всех странах. Участие человека в ДТП всегда большое несчастье, а ДТП с участием детей это трагедия, даже если он остался жив и не получил серьёзных травм. В России ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий гибнет порядка тридцати тысяч человек и более 250 тысяч получают травмы, в том числе и около 27 тысяч детей и подростков до 16 лет. К этой трагедии приводят незнание или безответственное несоблюдение основных правил дорожного движения, отсутствие элементарной культуры поведения на дороге, уважительного отношения участников движения друг к другу. Проблема безопасности дорожного движения в целом и детского дорожно- транспортного травматизма в частности возникла с появлением первого автотраспортного средства. С каждым годом число автомобилей на дорогах, особенно в крупных городах, растет, движение становится все более интенсивным, маленькому человеку все сложнее разобраться и сориентироваться в движущемся потоке машин и пешеходов. Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, уверенно, безопасно в мире спешащих людей и машин, необходимо с раннего детства учить его правилам поведения в этом мире. Ведь всегда проще устранить причину, чем затем всю жизнь преодолевать ее последствия. А одна из причин того, что ребенок по своей недисциплинированности и безответственности попадает в ДТП, кроется в том, что родители НЕДОсмотрели, воспитатели НЕДОвоспитали, учителя НЕДОучили, сотрудники ГИБДД НЕДОорганизовали, водители НЕДОстаточно профессионально повели себя в непредвиденных обстоятельствах. Многие родители сегодня именно на образовательные учреждения возлагают ответственность за формирование у детей навыков культуры поведения на дорогах, устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья, потому что дети очень много времени проводят в
данных учреждениях. Хотя вклад семьи в процесс воспитания должен быть не менее серьезным и значительным. Только совместными усилиями можно добиться весомых результатов. Если сегодня мы посмотрим на опыт работы с детьми, то увидим, что они не обладают необходимыми навыками безопасного поведения. Не умеют правильно оценивать те или иные последствия в несоблюдении правил дорожного движения. Для получения необходимых знаний и навыков безопасного движения и влияния для снижения травматизма и его последствий нужна система обучения правилам поведения на дорогах. В связи с этим на сегодняшний день основными звеньями системы обучения и воспитания младших школьников являются общеобразовательные школы и учреждения дополнительного образования. Именно там дети могут получить необходимые знания и умения, навыки и привычки, соблюдать правила дорожного движения. Самым важным – научить детей правилам жизни во взрослом мире, мире спешащих людей и машин. Речь идёт не столько о заучивании детьми правил, сколько о воспитании. Только выполнение Правил дорожного движения без осознания механизма возникновения дорожно-транспортного происшествия и правильного действия в каждой конкретной ситуации, без самодисциплины и самоконтроля не может гарантировать безопасности на дороге. Решить задачу такого плана призвана дополнительная образовательная программа «Школа безопасности» её актуальность заключается в следующем: сфера дополнительного образования в школе играет большую роль в развитии ребенка. Она расширяет его кругозор, позволяет реализовать творческие возможности, определиться с выбором будущей профессии. Освоение правил безопасного поведения на дороге помогает детям уже в раннем возрасте сформировать активную жизненную позицию.
В ходе работы по программе реализуется целый ряд воспитательных, обучающих и развивающих задач. Дети осваивают навыки инспектирования, учатся работать команде и выполнять индивидуальные задания, развивают в себе такие качества личности, как коммуникабельность, эрудиция и т.п. Дополнительная образовательная программа «Школа безопасности» (адаптированная) рассчитана на 2 года обучения. Программа направлена на формирование у детей культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Также программа предусматривает изучение первой медицинской помощи и безопасности жизнедеятельности. Занятия по этим разделам помогут обучающимся не растеряться в сложных ситуациях и оказать первую помощь нуждающемуся в ней. Программа предполагает не только проведение академических занятий, но использование активных нестандартных форм работы через коллективно-творческую деятельность. В процессе усвоения материала дети вместе с педагогом идут от простого к сложному, через какое-то время возвращаются к тем же темам, но уже на другом уровне, с учётом приобретённого опыта и знаний. Содержание программы соответствует закону Р.Ф. «Об образовании», Конвенции о правах ребёнка, Требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (Письмо Министерства образования РФ от 11 декабря 2006 г.), Уставу учреждения.
Цель:
формирование у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах полученных на занятиях в условиях дополнительного образования.
Задачи первого года обучения:
Обучающая: обучение детей навыкам безопасного поведения на дорогах, улице в транспорте, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, осознание у детей самооценки, самоконтроля и самоорганизации в сфере безопасного поведения. Развивающая: развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки. Развитие внимания, памяти, воображения, что позволяет избежать несчастного случая. Воспитательная: воспитание ценностного отношения к жизни и здоровью самого себя и окружающих людей.
Принципы обучения:
Принцип наглядности: этот принцип традиционно используется в работе с учащимися, когда они должны сами всё увидеть, услышать, потрогать, и тем самым реализовать стремление к познанию. Принцип доступности: учебный материал должен быть изложен в доступной форме с учётом возрастных особенностей. Принцип преемственности, последовательности, систематичности: занятия по дорожной тематике нужно давать постепенно, учитывая умственные возможности детей. Весь учебный материал должен быть систематизирован и упорядочен. Принцип связи с жизнью и производственной практикой: полученные знания должны подкрепляться жизненным опытом и практическими занятиями. Принцип развивающего обучения (организация обучающихся воздействий на личность и поведение ребёнка позволяет управлять темпами и содержанием его развития). Успешность обучения определяется способностью ребёнка самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат – осознанно вести себя в реальных дорожных условиях и ЧС; Принцип индивидуальности: этот принцип предполагает учёт личностных и возрастных особенностей детей, их физического и психического развития.
Методы, приёмы первого года обучения
На занятиях в кружке будут применяться следующие методы и приёмы Словесные методы: беседа, диалог, совет, рассказ, пояснения, указания. Наглядные методы: рассматривание плакатов, рисунков, просмотр видеофильмов, а также компьютерные игры. Методы проблемного обучения: создание проблемных ситуаций, объяснение новых понятий.
Метод инсценизации: может принимать различные формы, например, форму заранее подготовленного диалога на определенную тему, экспромт. Ролевая игра моделирует различные жизненные ситуации, дает учащимся возможность глубже понять изучаемые Правила. Игровые методы: познавательные, развивающие игры, игра-конкурс, игра- путешествие. Практико-ориентированные (практические): письменные работы, работа с книгой, с подсобным материалом, решение дорожных ситуаций.
Технологии
- личностно-ориентированное обучение
Формы организации занятия первого года обучения
Для работы с обучающими, для лучшего усвоения ими изученного материала будут использоваться как традиционные, так и нетрадиционные формы занятий. Традиционные: учебное занятие, экскурсия, учебная игра. Нетрадиционные: дискуссии, ролевые игры по тематике программы, час вопросов-ответов, занятия-соревнования, конкурсы. Режим занятий обучающихся: 2 раза в неделю по 2 часа с перерывом 10 минут. Продолжительность 1ч – 40
Ожидаемые результаты первого года обучения:
К концу обучения, обучающиеся должны
знать:
1. Основные понятия и термины, используемые в правилах. 2. Обязанности пешеходов и пассажиров. 3. Значение сигналов светофора, дорожных знаков. 4. Как распознать и предвидеть опасность. 5. Основные приёмы оказания помощи пострадавшему в дорожно- транспортном происшествии и не только.
Уметь:
1. Самостоятельно определять места для безопасного перехода улиц и дорог с регулируемым и нерегулируемым движением транспортных средств. 2. Ориентироваться на дороге, определять опасные ситуации, определять безопасные места для игр. 3. Соблюдать все требования по правилам безопасности на остановках и при посадке и высадке транспорта. 4. Оказывать первую медицинскую помощь. Должны
быть
толерантно воспитанными, самостоятельными, вежливыми.
Формы подведения итогов реализации программы
первого года обучения
Предварительный контроль Текущий контроль Итоговый контроль Контрольная работа (тест) «А знаешь ли ты?» Тест «Улица как источник опасности» Контрольная работа Итоговое занятие «Знай правила движения как таблицу умножения».
Учебно-тематический план первого года обучения
№ Раздел Общее количество часов Теория Практика 1 Введение 2 1 1 2 История ПДД и создания ГИБДД 10 5 5 3 Участники дорожного движения. Права и обязанности участников дорожного движения. 40 23 17 4 Элементы улиц и дорог. Дорожные знаки и сигналы регулирования. Дорожная разметка 31 10 21 5 Игра – дело серьёзное 25 - 25 6 «Петя Светофоров в гостях у доктора Айболита» 20 10 10 7 Воспитательная работа 16 4 12 ИТОГО 144 53 91
Содержание первого года обучения программы
№ Тема раздела Теория Практика 1 Введение Знакомство с детьми. Беседа о работе кружка «А знаешь ли ты?» контрольная работа (тест) 2 История ПДД и создания ГИБДД История ПДД (просмотр презентации) Беседа о создании ГИБДД Что такое ГИБДД и кто такой инспектор ДПС «Мы в древности» театр- экспромт Игротека Работа над карточками -заданиями 3 Участники дорожного движения. Права и обязанности участников дорожного движения. «Шагая осторожно» (дорога в школу и домой) Как правильно переходить улицу. «Я у перекрёстка». Кто такие участники дорожного движения (просмотр презентации) Правила поведения на тротуаре, обочине, пешеходной дорожке. Пешеход на загородной дороге. Кто такой водитель, труд водителя (просмотр презентации). Мы – пассажиры, обязанности пассажира (просмотр презентации). Лучший рассказ (описание дороги в школу и домой) «Что я буду делать…» (игра - ситуация) «Перекрёсток» игра- путешествие. «Я пешеход». Обязанности пешехода «Найди меня, кто я» «Мой путь» (выполнение рисунка). «Перейди улицу» (игротека). «Перейди улицу и помоги другу» (ролевая игра). Правила поведения в общественном транспорте (инсценирование). «Правильный пассажир» (игротека).
Правила перехода при высадки из общественного транспорта. Кто такой пешеход, водитель, пассажир «Я пешеход», обязанности пешехода Пешеход на пешеходном переходе «Мы едим, едим, едим…» игра-путешествие. «Перейди улицу» (игротека) «Ловкий пешеход» (игра) «Перейди улицу и помоги другу» (игротека) 4 Элементы улиц и дорог. Дорожные знаки и сигналы регулирования «Опасности улицы» (просмотр презентации) «Наш друг надёжный светофор» Светофор, его история происхождения (просмотр презентации) Виды светофоров Мастерская «Светофорики» Как разговаривают улицы В страну улиц и дорог. Опасности улицы. Дорога и её главные составные части (просмотр презентации). В страну улиц и дорог Перекрёсток Перекрёстки и их виды. Страна дорожных знаков Азбука дорог «В гостях у Пети Мигалочкина» Макет светофора(коллективная работа) «Мой путь» (выполнение рисунка) «Азбука пешехода» «Игра ещё раз игра» «Весёлые вопросы по ПДД» «Я и дорога» (инсценировка+мультимедиа) «Школа светофорных наук» (ролевая игра) «Угадай дорожный знак» «Где ошибка» «Мои новые знаки» ( придумывание и выполнение своего знака и его правило) «Просто это знак такой» Работа с карточками
5 Игра – дело серьёзное «Занимательная эстафета». «Поле чудес». «На улице не в комнате о том ребята помните». « В подземелье Гномов» (ролевая игра). «Игровое поле» интеллектуальная игра. «Внимание, внимание и ещё раз внимание» - игры на внимание. «Крестики - нолики» интеллектуально-творческая игра. «Азбука пешехода». «В страну Светофорию».(КТД) 6 «Петя Светофоров в гостях у доктора Айболита Рассматривание различных ситуаций ДТП. Что делать, если необходима помощь? Действия при ДТП. «Не навреди!» изучение средств оказания первой медицинской помощи. «Сказка про озорных обезьянок» - игра ситуация. «Помоги другу!» - игра- соревнование. «Добрый доктор Айболит!» - игра путешествие. «Зелёная Аптека»- занятие игра. 7 Воспитательная работа Сохрани себя или Дети в современном мире. Участие в мероприятиях Шилкинского Дома детства и юношества
Задачи второго года обучения:
Обучающая : повышение уровня знаний учащихся по ПДД РФ для безопасного движения по дорогам в качестве пешехода, водителя велосипеда и пассажира; способствование выработке навыков по оказанию первой доврачебной помощи; способствование приобретению навыков социально значимой деятельности (агтитбригада, пропаганда и т.д) по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Развивающие: развивать умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации; способствовать развитию у детей и подростков быстроты реакции, внимательности, наблюдательности, зрительного и слухового восприятия, логического мышления, самообладания, находчивости, иных личностных качеств, способствующих улучшению поведения на улицах и дорогах. Воспитательные: воспитывать дисциплину и ответственность за свое поведение на дороге; выработка культуры поведения в транспорте и дорожного этикета; формирование сознательности и ответственного отношения к собственной жизни и здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Методы, приёмы второго года обучения
На занятиях в кружке будут применяться следующие методы и приёмы Словесные методы: беседу, диалог, совет, рассказ, пояснения, указания. Наглядные методы: рассматривание плакатов, рисунков, просмотр видеофильмов, а также компьютерные игры. Методы проблемного обучения: создание проблемных ситуаций, объяснение новых понятий. Игровые методы: познавательные, развивающие игры, игра-конкурс, игра- путешествие. Метод инсценизации: может принимать различные формы, например, форму заранее подготовленного диалога на определенную тему, экспромт. Ролевая игра моделирует различные жизненные ситуации, дает учащимся возможность глубже понять изучаемые Правила. Практико-ориентированные (практические): письменные работы, работа с книгой, с подсобным материалом, конспект, тренировка. Проектные и проектно-конструкторские методы: создание игр, карточек заданий, демонстрационного материала, разработки сценариев к агитбригадам, конкурсным программам. Графические методы: составление таблиц, схем, кроссвордов.
Технологии
- личностно-ориентированное обучение - КТД
Формы организации занятия второго года обучения
Для работы с обучающими, для лучшего усвоения ими изученного материала будут использоваться как традиционные, так и нетрадиционные формы занятий. Традиционные: учебное занятие, экскурсия, учебная игра. Нетрадиционные: КТД, час вопросов-ответов, занятия-соревнования, конкурсы, викторины, эстафеты, мозговая атака, час вопросов и ответов.
Режим занятий обучающихся: 2 раза в неделю по 2 часа с перерывом 10 минут. Продолжительность 1ч – 40
Ожидаемые результаты второго года обучения:
К концу обучения, обучающиеся должны
знать:
1. Основные понятия и термины, используемые в правилах. 2. Обязанности пешеходов и пассажиров. 3. Значение сигналов светофора, дорожных знаков, назначение дорожной разметки. 4. Признаки дорожных опасностей. 5. Основные приёмы оказания помощи пострадавшему в дорожно- транспортном происшествии.
Уметь:
1. Самостоятельно определять места для безопасного перехода улиц и дорог с регулируемым и нерегулируемым движением транспортных средств. 2. Применять на практике знания, умения и навыки. 3. Ориентироваться на дороге, определять опасные ситуации, определять безопасные места для игр и езды на велосипеде. 4. Соблюдать все требования по правилам безопасности на остановках, при посадке и высадке из транспорта. 5. Оказывать первую медицинскую помощь. 6. Создавать самостоятельно раздаточный и демонстрационный материал. 7. Организовывать конкурсные программы, агитационную и пропагандистскую деятельность. Должны
быть
толерантно воспитанными, коммуникабельными, самостоятельными, вежливыми.
Формы подведения итогов реализации программы второго
года обучения
Предварительный контроль Текущий контроль Итоговый контроль Интерактивная игра «Правила дорожного движения» (проверь свои знания) Комплекс диагностических заданий по выявлению у детей знаний по безопасности дорожного движения Выступление агитбригады Создание информационно- познавательного журнала «В мире ПДД» (работа в группах)
Учебно-тематический план второго года обучения
№ Раздел Общее количество часов Теория Практика 1 Введение 2 1 1 2 История ПДД создания ГИБДД. Участники дорожного движения 10 5 5 3 Мастерская «Перекрёсток» 35 - 35 4 Дорожные знаки. Роль ПДД в безопасности пешеходов и пассажиров. 26 10 16 5 Фигурное вождение 20 - 20 6 Страхование 8 4 4 7 Здоровье 16 8 8 8 Агитбригада и пропаганда (конкурсы) 27 4 23
ИТОГО 144 32 112
Содержание программы второго года обучения
№ Тема раздела Теория Практика 1 Введение Знакомство с детьми. Беседа о работе кружка Интерактивная игра «Правила дорожного движения» (проверь свои знания) 2 История ПДД создания и ГИБДД. Светофор. Участники дорожного движения. Транспорт (история появления, виды) ГИБДД и сотрудник ДПС – надёжные друзья. Пешеход – пассажир – водитель. Наука перехода дороги. Светофория. История автомобиля Виды транспорта Мой – друг велосипед «Автомобиль. Дорога. Пешеход» (остановочный и тормозной путь). Час вопроса и ответа: «Мы идём в гости»; «Пешеход – пассажир - пешеход»; Создание информационного бюллетня «Азбука безопасновсти» (информация о создании ПДД и ГИБДД) Выполнение группового панно «Автомобиль будущего» или «Сказочная страна Автомобилькина» «Сигналы светофора и регулировщика» (исценирование). Викторина «Юный велосипедист» «Школа дорожных наук» (познавательно-игровая игра) 3 Мастерская «Перекрёсток» Оформление стендов: «Светофорики»; «Ты должен это знать», уголок по БДД (групповая форма работы). Изготовление раздаточного материала: - кроссворды «ПДД», «Зелёная аптечка», «Дорожные знаки», «Улица» и т.д. Индивидуальные карточки- задания: «ДПС», «Светофор», «Найди лишний знак», и т.д. Викторины «Всё о ПДД», «Наш друг надёжный – знак дорожный», «Моя аптечка», и
т.д. Подборка материала к конкурсным программам. Изготовления демонстрационного материала. Создание дидактического материала: «Что изменилось?», «Чем отличаются?», «Найди ошибку?», «Счастливый случай», и т.д. Памятки для родителей. 4 Дорожные знаки. Роль ПДД в безопасности пешеходов и пассажиров. История создания дорожных знаков. Группы Дорожных знаков и их назначение. Улица полна неожиданности. Дорожный этикет. Примеры ДТП (просмотр презентации, фильма). Дорожная разметка - «На улицах и дорогах». Интеллектуальный конкурс- «Дорожная мозаика». «Эх вы знаки» - интеллектуальная игра Минутки безопасности – «Дорожные ситуации». «ЮИД на «Поле чудес» - игра. «Интеллектуальный футбол» - игра. Игра-соревнование- «Дорожный марафон». 5 Фигурное вождение Фигурное вождение велосипеда на спец.площадке. 6 Страхование Страхование. Виды страхования. Условия страхования. Основные страховые компания страны. Тестирование. Решение индивидуальных карточек заданий. Ролевая игра - «Страховщик». 7 Здоровье Виды травм и их классификация. Виды ран и их обработка. Ожоги, обморожения. Кровотечение, виды кровотечения. Виды и техника наложение повязок. Основы оказания первой медицинской помощи Тестирование «Травмы». «Определи и обработай рану». «Час вопроса и ответа». «Счастливый случай». «Наложи повязку». «Собери аптечку». 8 Агитбригада и Подборка материала и «Алло мы ищем таланты» -
пропаганда (конкурсы) разработка сценариев по агитбригаде. презентация кружка «Уважая правила движения, к Гене мы идём на день рождение». «На лесном перекрёстке». «Светофорчик» и т.д. Городской заочный конкурс сказок «Правила дорожного движения – наши верные друзья».
Список литературы
(для педагога) 1. Белоусов О. Г., Самкова В. А. - Человек, автомобиль, дорога: правила дорожного движения для школьников. Методические рекомендации для учителя. – М., 2005. – 48с. 2. ГальцоваЕ.А Изучение правил дорожного движения: сценарии театрализованных занятий/ авт.-сост..- Волгоград: учитель, 2007.-87с. 3. Дмитрук В.Д.Правила дорожного движения для школьников/В.Д. Дмитрук. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.-157, (1) c.:ил. – (Здравствуй школа!) 4. Извекова Н.А.Правила дорожного движения: Учеб. Пособие для 2 кл.- 13-е изд.-М.: Просвещение,1988.-47с.: ил. 5. Извекова Н.А.Правила дорожного движения: Учеб. Пособие для 3 кл.- 10-е изд.-М.: Просвещение,1986.-47с.: ил. 6. Извекова Н.Ф. Штаб «Светофор»:Юным инспекторам движения. – 2-е изд., доп. – М.: олодая гвардия, 1990.-93с., изд. 7. Коваленко В.И. Здоровье сберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296с. – (Педагогика. Психология. Управление). 8. Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Учебно методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования/ Под общ. ред В.А. Федорова. – М.: Издательский дом Третий Рим, 2002. – 80с. 9. Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: Учебная книжка тетрадь для 1-го, 2-го, 3-го класса. Приложение к учебно- методическому пособию «Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника» (Под общ. ред. В.А. Федорова. – М.: Издательский дом Третий Рим, 2002. – 32с.: ил.) 10. Калашников О.В. Путешествие в страну дорожных знаков и сказок / Авт. – сост. О.В. Калашникова. – Волгоград: Учитель, 2005. – 71с. 11. Кирьянова В.Н. - Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного - образования/Под общ. ред. Кирьянова В.Н. - М.: Издательский Дом Третий Рим. 2006. - 88 с 12. Маркин Н.И., Денисов М.Н. Безопасность на дорогах: Тесты (раздаточный материал) для 2 кл. нач. шк. / Сост. Маркин Н.И., Денисов М.Н.; под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: ЭНАС-КЛАСС; Изд- во НЦ ЭНАС, 2006. – 64с.: ил. 13. Методические рекомендации по организации работы школ, детских садов и оздоровительных лагерей по предупреждению Детского дорожно-транспортного травматизма. – управление государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД Читинской облсти, г. Чита 2002. – 147с.
14. Орлов Ю.Б. Правила дорожного движения: Учеб пособие для учащихся 4-6 кл. – 4-е ид., испр. – М.: Просвещение, 1984. – 95с., ил. 15. Орлова Д.И. – Правила дорожного движения для школьников и малышей., М.: АСТ, под ред. А Сватовская., 2008г 16. Пособие по правилам уличного движения.- читинский областной отдел народного образования. Управление охраны общественного порядка.- Чита 1966.г, 38с., ил. 17. Правила дорожного движения с изменениями на 1 июля 2008г. – М.: Эксмо, 2008. – 64с. 18. Правила дорожного движения с изменениями на 20 ноября 2010г. – М.: Третий Рим, 2010. – 64с. 19. Праздникив детском саду (спортивные сезонные и тематические праздники, вечера развлечения, музыкально-сюжетные игры) / Авт.- сост. Г.А. Лапшина. – Волгоград: Учитель, 2004. – 239с. 20. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятие с родителями (авт. – Волгоград: Учитель, 2008. – 222с.) 21. Рублях В.Э. Правила дорожного движения: Учеб. Пособие для 1 кл. – 13-е изд. – М.: Просвещение, 1988. – 547с.: ил. 22. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения / авт. – сост. В.А. Алимена, О.Л. Фастова, С.В. Кашлева – 3-е изд. доп. и исправ. – М.: Глобус, 2008. – 304.- (Классное руководство) 23. Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения: Пособие для воспитателей дет. садов. – 3-е изд. испр. – М.: Просвещение, 1979. – 63с., ил. 24. Усачев А.А. Правила дорожного движения для будущих водителей и их родителей., изд. «Самовар», 2011г., 63с. 25. Филиппов В.М. С чего начинается дорога? – Иркутск: Восточно- Сибирское книжное издательство, 1985. – 112с., ил. 26. Элькин Г.Н. – Правила безопасного поведения на дороге. – Начальная школа – серия книжек – Поможет учить малышей и малышек., издательский Дом ЛИТЕРА., 2008г 27. Всероссийская газета для детей, педагогов, родителей. Добрая дорога детства 2007г №10; №11; №14; №15; №18; №18; №20; №21; №22; № 23; № 24. Методика по ПДД.
Список литературы
(для учащихся) 1. Волков С.М. Про правила Дорожного движения. – 1-2 часть, изд.Омега 2. Волков С.М. серия «Про правила Дорожного движения». Едут, едут пассажиры М.: изд. Омега 2010г 3. Дмитрук В.Д.Правила дорожного движения для школьников/В.Д. Дмитрук. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.-157, (1) c.:ил. – (Здравствуй школа!) 4. Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: Учебная книжка тетрадь для 1-го, 2-го, 3-го класса. Приложение к учебно- методическому пособию «Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника» (Под общ. ред. В.А. Федорова. – М.: Издательский дом Третий Рим, 2002. – 32с.: ил.) 5. Орлов Ю.Б. Правила дорожного движения: Учеб пособие для учащихся 4-6 кл. – 4-е ид., испр. – М.: Просвещение, 1984. – 95с., ил. 6. Правила дорожного движения с изменениями на 20 ноября 2010г. – М.: Третий Рим, 2010. – 64с. 7. Орлова Д.И. – Правила дорожного движения для школьников и малышей., М.: АСТ, под ред. А Сватовская., 2008г 8. Всероссийская газета для детей, педагогов, родителей. Добрая дорога детства 2007г №10; №11; №14; №15; №18; №18; №20; №21; №22; № 23; № 24. Методика по ПДД.
В раздел дополнительное образование