Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Пройдемся по классике"

Методическая разработка - проэкт

Автор: Лочева Светлана Дмитриевна, преподаватель теоретических дисциплин, методист, заведующая отделением, ГОБУДО Иркутская областная детская школа искусств, город Иркутск



В раздел дополнительное образование





Текстовая HTML-версия публикации


Методическая разработка - проект «Пройдемся по классике»

(Детская филармония – важное звено развития творческой личности)
Выполнила преподаватель Иркутской областной детской школы искусств Лочева Светлана Дмитриевна.


Визитная карточка проекта: «Искусство – могучее средство

исправления людского несовершенства»

Теодор Драйзер.

«Если в наиболее восприимчивом возрасте,

от 6 до 16 лет, ни разу не пронзит ребенка

ток великой музыки, то позднее он вряд

ли уже подействует на него».

Золтан Кодай.
Проектная деятельность детской филармонии Иркутской областной детской школы искусств началась с всесторонней диагностики социально – образовательной ситуации, и служит основным источником рождения проектного замысла. Проект «Пройдемся по классике» предназначен для развития направленности личности на различные социально значимые нормы, ценности и установки. На современном этапе развития нашего общества проблема духовности стоит очень остро, и мы стараемся найти пути решения этой проблемы в правильном воспитании Человека уже в самом начале его пути, в детстве. Задача сложная – жизнь меняется стремительно, каждый год в первый класс школы приходят совершенно иные дети, иное поколение. В современных условиях, благодаря развитию музыкальной индустрии, компьютерных технологий, ориентации подростков в области музыки формируется, главным образом, под воздействием средств
массовой коммуникации и общения со сверстниками, что приводит к потреблению музыкальных образцов сомнительного эстетического качества, рассчитанных на непритязательный вкус в силу легкости восприятия. Тренировать нужный уровень художественного сознания учащимся помогают встречи с подлинными музыкальными шедеврами, а не с «музыкальным мусором» (термин Д. Кабалевского).
Основной

проблемой

образования
становится не усвоение постоянно увеличивающегося объема знаний, а выработка умений ориентироваться в потоке возрастающей информации. А также производство новых знаний, потребность в котором человек ощущает. Разновидности современной музыки, такие как «РЭП», эстрадные песни, диско, выполняют скорее функции развлекательные, фоновые, а не эстетические, поэтому пользуются в подростковой среде широкой популярностью. А музыка классическая, народная, современная, джазовая, выполняющая определенную смысловую нагрузку, остается для подростков неинтересной и непонятной. Ю. В. Алиев считает, главными показателями развития личности учащихся является музыкальная развитость (любовь к музыкальному искусству, эмоциональное к нему отношение, потребность в различных образцах художественной музыки, музыкальная наблюдательность). В связи с вышесказанным своевременной и важной видится деятельность детских филармоний. Детская филармония Иркутской областной школы искусств создана около 10 лет, не имеет самостоятельного статуса, является организацией общественной, и решает важные задачи культурного просветительства, формирования музыкально – эстетического вкуса школьников и организации их свободного времени. На начальном этапе детская филармония, скорее напоминала, концерты с комментариями. В настоящий момент, чтобы привлечь внимание слушателей, концерты превращаются в мини спектакли. Организация свободного времени в России – это культурная традиция, элемент культурного наследия, который не просто передается из поколения в поколение, но и сохраняется на протяжении длительного времени. Особое
значение придается организации свободного времени в научных трудах отечественных педагогов: Н. К. Крупской, В. А. Сухомлинского, Н. А. Ветлугиной, Т. С. Комаровой и др. Их исследования свидетельствуют о том, что продуманная организация свободного времени имеет большое значение для всестороннего развития личности в связи с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов. Расширение масштабов внеурочной деятельности, современные подходы в организации досуга обеспечивает развитие у детей интересов, творчества, способностей. В современной социологии, социальной педагогике досуг «рассматривается», прежде всего, как средство социализации личности, и в этой связи значимым направлением внеурочной работы общеобразовательного учреждения становится реализация проектов, формирующих навыки продуктивной организации свободного времени, опыт освоения культурно – образовательного пространства. Значимость внеурочной деятельности для воспитания, развития общей культуры, индивидуальных способностей поддержана в Государственной программе «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009 – 2012 годах», в президентской инициативе «Наша новая школа». Детская филармония призвана выполнять следующие функции:  самореализации;  творчества;  коммуникации;  ценностного самоопределения;  просвещения;  самообразования;  профессиональной ориентации;
Цель:
создание условий для эстетического развития учащихся через концертно – просветительскую деятельность. Развитие творческой индивидуальности учащихся.

Задачи:
 формирование музыкальной культуры учащихся;  создание условий, предоставление шанса каждому человеку для общения с музыкой;  развитие способности понимать художественную красоту музыки и содержание;  прививать любовь к народному, классическому и современному музыкальному искусству;  пропаганда русской, зарубежной музыки;  укрепление мотивов познавательной деятельности;  формирование основ культуры слушания музыки. Деятельность детской филармонии - важнейшего звена эстетического воспитания школьников в последние годы получает все большую признательность. Проект «Пройдемся по классике» предусматривает интеграцию урочной и внеурочной деятельности учащихся школы искусств. Слушатели детской филармонии учащиеся общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, воспитанники детских садов. В зависимости от возраста слушателей, содержание ситуационных задач меняется, но приоритетное направление ее работы – просветительская миссия, остается. Детское творчество сравнительно редко становится достоянием широкого круга зрителей, а при посредничестве детской филармонии значительно увеличилось число выступлений юных артистов. Детская филармония открыла большие возможности для концертной практики юных исполнителей, стала реальной основой для воспитания активных пропагандистов музыки – именно в этом особенность ее работы на современном этапе. Преимущество филармонии детской даже перед профессиональными артистами состоит в том, что дети с большей охотой идут на концерты, где выступают их сверстники. Многие из них изначально приходят, чтобы «поболеть», поддержать своих товарищей. Поэтому администратор филармонии и участники концертов приглашают на
концерты «свои» классы. «Ухо получает новую настройку, и в том, что раньше казалось просто шумом, теперь различает богатство градаций», Ю. Воронцов, профессор Московской консерватории. Участники концертов: лектор – музыковед, из числа преподавателей.
Солисты
- учащиеся различных музыкальных специальностей.
Коллективы
– хор старших классов «Гармония». Хор средних классов «Прелюдия». Хор младших классов «Карамель». Хор подготовительного класса «Родничок».
Ансамбли


хоровой ансамбль «Вдохновение». Ансамбль скрипачей «Байкальские струны». Фольклорный ансамбль «Ай – ли - лей». Ансамбль народных инструментов «Байкальский экспресс». Проект «Пройдемся по классике», объединенный общей идеей, реализуется: по направленности: образовательно – воспитательная; по адрестности: детская, подростковая; по ведущей деятельности: познавательная; по доминирующей форме: игровая; по содержанию: художественно – эстетическая.
Формат проекта:
по объектам: социальный; по субъектам: коллективный; по целевому назначению: учебный; по территории охвата: округ (Кировский р-н); по сферам, в которых осуществляется: социально – педагогический; по предметной области; музыка; по срокам исполнения: долговременный; по степени новизны: инновационный. За многолетнюю деятельность детской филармонии накоплена солидная база данных концертных программ по тематике и жанрам.

Классификация концертных программ:

монографические
, посвященные творчеству конкретного композитора. Юбилей Хачатуряна. Глинки. Чайковского. Гречанинова. Венских классиков. Мокроусова. Бетховена;
тематические,
посвященные знаменательным датам и праздникам. Международный день музыки. 75 - лет Иркутской области. Пушкин в музыке. «Не стареют душой ветераны». Музыкальная культура Иркутска;
концерты – сказки:
сказка в музыке, сказка «12 месяцев», сказка по пьесам детского альбома композитора Шуха;
оперы – сказки:
«Репка», «Снегурочка», «Теремок»;
концерты – путешествия:
«В стране музыкальных инструментов», «От гавота до фокстрота»;
концерты для детских садов:
«Дружно, весело живем», «Музыкальный зоопарк», «Моя любимая игрушка», «Музыкальный цирк», «Поделись улыбкою своей»;
концерты для школьников средних и старших классов:
«Песня – душа моя», «Природа в музыке», «Времена года». Вечер русского романса, советские композиторы - детям, зарубежные композиторы - детям. Мы играем, сочиняем и поем, «Детство счастливое наше». Ежегодное планирование работы детской филармонии связано с разработкой плана достижения поставленных целей. План работы детской филармонии, документ, дающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы, составляет администратор детской филармонии. В течение одного учебного года проводится 5 концертов, один раз в 2 месяца, длительность концерта составляет 40 – 45 минут для учащихся школ и 25 – 30 минут для воспитанников детских садов. Далее лектор – музыковед составляет структурно – содержательный план (сценарный план), краткое изложение содержания сценария.
Ожидаемые результаты для исполнителей:
 приобретение навыков сценических выступлений;
 укрепление навыков практической деятельности;  расширение кругозора;  закрепления навыков самообразования;  закрепление навыков общения в коллективе;  осознание исполнителями своих возможностей и способностей, путей и способов их реализации в свободное от учебы время
Ожидаемые результаты для слушателей:
 формирование навыка музыкального восприятия;  накопление опыта слушания серьезной музыки;  развитие умения внимательно, осмысленно и эмоционально слушать музыку;  формирование способности слышать и эмоционально переживать музыку;  формирование кругозора;  формирование установок на коллективные способы и формы организации досуга.
Методическое

обеспечение

проекта
: афиши, рисунки учащихся художественного отделения, мультимедийные презентации, художественное слово, различные музыкальные инструменты, сольные и ансамблевые выступления участников, хоровые и инструментальные номера.
Способы

проверки

результата


отзывы детей (исполнителей и слушателей), педагогов, рисунки детей, отзывы родителей.
Экспертиза проекта:
осуществляется в двух основных формах: в форме экспертной оценки сценария концерта и как педагогический анализ массового мероприятия (администратор детской филармонии, завуч, коллеги). Саму идею создания детской филармонии хочется выразить словами А. Кожевникова, долгие годы руководившим Государственным академическим Московским областным хором: «Я считаю свою цель достигнутой тогда, когда люди стоящие на сцене и сидящие в зале, представляют, что они - один творческий организм. Только одни поют, другие слушают».

Литература:

1.
Зацепина М. Организация культурно – досуговой деятельности дошкольников, М., «Педагогическое общество России», 2006. 2. Ильина Е. Музыкально - педагогический практикум, М., «Академический Проект», 2008. 3. Колесникова И. Педагогическое проектирование, М., «Академия», 2007 4. Малыхина Л., Конасова Н. и др. Досуговые программы для детей и подростков, Волгоград, 2012. 5. Пьянкова Т. Методическое сообщение: детская филармония, Иркутск, 2009. 6. Юдинцева О. Методический конструктор. Минск, 2008.


В раздел дополнительное образование