Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Развитие артистичности и творческой инициативы у детей средствами хореографии".

методическая разработка

Автор: Ляпустина Елена Владимировна, педагог дополнительного образования, МБОУ ДОД Центр детского творчества имени Н.М.Аввакумова, город Асбест, Свердловская область



В раздел дополнительное образование





Текстовая HTML-версия публикации

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества имени Н.М.Аввакумова Асбестовского городского округа
Развитие артистичности и творческой

инициативы у детей средствами хореографии.
2014
Я являюсь руководителем детского танцевального коллектива «Визит» Центра детского творчества. На сегодняшний день в коллективе занимается 60 детей в возрасте от 6 до 15 лет. Занятия проводятся по модернизированной образовательной программе «Детская хореография», которая рассчитана на 12 лет обучения. В Центре детского творчества в образовательном процессе реализуется компетентностный подход, позволяющий развивать у детей такие ключевые компетенции как информационная, коммуникативно-кооперативную, проблемную, здоровьесберегающую. Поскольку детское объединение, в котором я работаю, является творческим коллективом, то одной из важнейших задач считаю развитие у детей артистичности и творческой инициативы средствами хореографии. Творческая инициатива поможет моим воспитанницам найти правильный выход из любой жизненной ситуации, сформирует у них уверенность в себе, создаст условия для успешности в жизни. Для развития этих качеств в детях я использую различные методы и приёмы на занятиях хореографией. На занятиях я воспитываю не артистов балета, а хорошо двигающихся, раскрепощённых, свободных, ярких, артистичных людей.
Добиваться

того,

чтобы

ребёнок танцевал не движениями, а выражал свои чувства, переживания, эмоции с

помощью движений.
Главным и основным показателем артистичности является лицо. В своей повседневной жизни мы улыбаемся, удивляемся, пугаемся, и наши чувства отражаются на наших лицах. Дети, выступая на сцене, часто бывают скованными, лицо их не выражает «нужных» эмоций. В сценическом варианте то или иное выражение лица предназначено для зрителя, сидящего как на первом, так и на последнем ряду. Поэтому оно должно быть ярче, выразительнее, чем бытовое. Этому детей нужно учить - это тоже тренировка. Для этого на занятиях с детьми я применяю такое
упражнение как «сценические

маски».
Стоя перед зеркалом, дети изображают чувства: радость, удивление, испуг, плач, кокетство и т.п. Маски проучиваются на музыкальной основе. Дети изображают мимикой те чувства, которые вызывает у них музыка. Спустя некоторое время, задание для детей усложняется тем, что «сценическая маска» дополняется ещё и движениями. Так музыка переводится на язык движений и переживаний своих чувств на лице. Эти задания развивают в детях умение передавать информацию движениями и мимикой. Иногда они выполняются в парах или мини группах, тогда дети учатся сообща работать, принимать общее решение. Широко применяемая в хореографии
этюдная работа,
с одной стороны, направлена на
развитие и совершенствование техники танца и актёрского мастерства, с другой - помогает закреплению полученных знаний и умений путём сочинения комбинаций у станка и на середине зала, а также этюдов на основе различных видов танца: классического, народного, современного, эстрадного и др. Сначала эта работа выполняется детьми по заданию педагога и носит репродуктивный характер. Затем для развития артистичности и фантазии детей я применяю метод
импровизации.
Под заданную музыку девочки самостоятельно придумывают танцевальный этюд и исполняют его. Младшие дети изображают в основном животных. Для этого я даю им домашнее задание посмотреть по телевидению программы о животных, для того чтобы понаблюдать как они двигаются, как ведут себя друг с другом. Потом эти наблюдения дети используют в импровизации. Девочки постарше уже составляют танцевальные этюды по самостоятельно придуманному сюжету. Эти задания также способствуют формированию у детей умений выражать свои чувства движениями. На занятиях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста я часто применяю
игровые

формы
обучения. Через игру лучше развиваются чувства ритма, такта, музыкальный слух, дети учатся переживать музыку, общаться друг с другом. Через игру развивается фантазия детей, так как в игре они чувствуют себя свободнее. С большим удовольствием дети разучивают игры с пением. Они используются для развития слухового внимания детей, быстроты реакции, координации движений, а также, для создания бодрого, радостного настроения. Игры также способствуют более быстрому запоминанию танцевальных элементов. Я использую такие игры: «Если нравится тебе», «Танец в кругу», «Подними ладошки выше», «У оленя дом большой» и др. Несложные пляски занимают особое место в моей работе с детьми младшего возраста. Удачно подобранная музыка эмоционально окрашивает движения, облегчает восприятие, отдаляет момент усталости, воспитывает интерес и любовь к музыке, эмоциональное отношение к ней через движение, культуры движения, артистичность.
Парный танец
может многому научить детей. Он способствует развитию у них сотрудничеству: согласованности движений, пониманию друг друга. Это такие парные танцы как: «Полька-приглашение», «Мы хотим танцевать», «Полька-хлопушка», «Ну и до свидания» и др. Дети очень часто стараются подражать взрослым, хотят быть взрослыми. Им нравятся взрослые песни, взрослые танцы. Поэтому на своих занятиях разучиваем движения эстрадных танцев и танцуем под песни «Чарли», «Чунга - чанга», «Шоколадный заяц»,
«Детский рок -н - рол». Сложность работы заключается в подборе лексики танца, постоянном поиске новых характерных движений, точно отражающих стиль, характер и образ танца. Дети с их неиссякаемой фантазией, обладающие уже навыком владения телом, очень часто становятся
«соавторами»
композиций и не просто запоминают последовательность движений, но и раскрывают идеи и образы танца. Развивается их творческая активность. В 2013 году моя воспитанница Бугуева Арина (занималась в коллективе четвёртый год) приняла участие в конкурсе творческих
проектов
среди воспитанников ЦДТ. Темой её проекта стала сольная композиция партии Белоснежки в танце «Белоснежка и семь гномов». Она самостоятельно разработала танцевальные этюды к танцу. Проводила репетиции этого танца с «гномами», которыми были дети младшей танцевальной группы. Затем перед аудиторией детей других детских объединений и родителями Арина защищала свой проект.
Концертная

деятельность
имеет большое значение для формирования артистичности и уверенности детей. Чем чаще выступают дети перед зрителями, тем спокойнее и увереннее они себя держат на сцене. Концертная деятельность занимает много времени в образовательной программе. Наш коллектив постоянный участник всех городских праздников. Ежегодно в апреле мы проводим большой творческий отчётный концерт перед жителями города. Всегда на этих концертах бывает аншлаг. Это значит, наш хореографический коллектив знают и любят жители города. Идеальный тип человека современности и ближайшего будущего - это самостоятельный, предприимчивый, коммуникабельный, толерантный, готовый и способный постоянно учиться новому, умеющий выражать себя творчески. Всему этому я стараюсь учить своих воспитанников средствами хореографии. — В современном, постоянно меняющемся мире, человек почти повседневно сталкивается с проблемами: жизненными, профессиональными, учебными, межличностными и др. Поэтому обучение детей умению решать проблемы, то есть формирование у них проблемной компетенции, актуально в наше время.
Научить ребёнка нестандартно, творчески мыслить и выполнять задания - это ключ к будущей успешности человека.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ.

«Я катаюсь на коньках».
Дети свободно передвигаются по залу, изображая катание на коньках и подпевают песню. Я катаюсь на конках, Разгорелись ушки. Рукавички на руках Шапка на макушке. Раз, два - правая, Раз, два левая.
«Найди пару».
Дети стоят парами по кругу. В середине круга водящий. Он выполняет те же движения, что и дети в кругу. Например, 1-4 такт выполняются полуприседания, 5-8 такт - выполняют «молоточки», 9-16 такт - все двигаются подскоками по кругу в противоположные стороны. С окончанием музыки дети быстро берут себе пару. Кто остался без пары стоновится водящим.
«Пошёл козёл по лесу».
Дети, двигаясь по кругу переменным шагом, исполняют песню. Пошёл козёл по лесу, по лесу, по лесу. Нашёл себе принцессу, принцессу, принцессу. Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем. Ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем. Ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем. Ножками потопаем, потопаем, потопаем. Начнём мы всё сначала, сначала, сначала. Дети в ходе игры закрепляют умение выполнять различные танцевальные движения.

«Цыплята».
Дети сидят на полу, изображая цыплят, сидящих в яйце. Мама-курочка (водящий) стучит, приговаривая - Тук-тук-тук - Ай-ай-ай Цыплята раскрывают яйцо, выбегают из него и двигаясь по кругу выполняют различные танцевальные движения. Движения должны соответствовать характеру музыкального сопровождения. Мама-курочка подаёт команду и все прячутся в яйце.
«Кот и мыши».
Задача детей, выразительно передавать игровые образы. Водящий - ко сидит, закрыв глаза, на корточках у одной из стен зала. Дети- мыши у противоположной стены - в норке. 1-12 такт - мыши тихо приближаются к коту. Он делает вид, что спит. Нельзя трогать кота. 13- 16 такт. Кот открывает глаза, вскакивает и ловит мышей, которые стремительно убегают обратно в свою норку. Пойманные мыши исполняют импровизированный танец мышей под предложенную музыку.
«Ежик».
Задача для детей - действовать в соответствии с песней. Повстречался ёжик мне, Нёс грибы он на спине. Добрый день, Колючий ёж. Далеко ли ты живёшь? Ёжик глазками сверкнул И в кусты скорей свернул. Зашуршал сухой травой, Приглашая в домик свой. Дети стоят цепочкой, держась за руки. Напротив «ёжик». Ёжик мелкими шагами двигается навстречу детям. Дети окружают ежика. 1-4 такт - дети идут по кругу, ёжик продолжает свой бег противоходом.
5-8 такт - Ёжик останавливается. Дети сужают и расширяют круг, здороваясь с ёжиком. Он отвечает им, поворачиваясь в разные стороны и кивая. На второй куплет. I - 2 такт - дети сцепляют руки и поднимают их воротиками. Ёжик поворачивает голову в разные стороны и сверкает глазками. 3-10 так - ёжик пробегает в воротики и прячется в кустах. II- 12 такт - ёжик возвращается в середину круга, выбирает одного из детей и выводит его на середину. Они вместе пляшут под предложенную музыку, стараясь отразить характер музыки движениями и мимикой.


В раздел дополнительное образование