Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Работа с неинтонирующими учащимися на уроках сольфеджио"

Методическое сообщение

Автор: Каморникова Нина Федоровна, преподаватель теоретических дисциплин, ГОБУДО Иркутская областная детская школа искусств, город Иркутск



В раздел дополнительное образование





Текстовая HTML-версия публикации

ГОБУДО Иркутская областная детская школа искусств
Методическое сообщение на тему:

« Работа с неинтонирующими учащимися

на уроках сольфеджио»
Подготовила Каморникова Нина Федоровна преподаватель высшей категории теоретического отделения

Человеческий голос от природы обладает своим тембром. Задача педагога - приспособить пение учащихся к «пению в общей упряжке» (по выражению В.И. Минина), то есть научить учащихся услышать себя во время пения всего коллектива и проанализировать, а правильно ли я пою? А также одновременно услышать рядом сидящего соседа, который от природы чисто интонирует. Это трудная задача – скоординировать слух, память и воспроизведение мелодии, чисто ее интонируя. Есть дети, которые интонируют только на 2-3 звуках, для них удобных, так называемых «примарных» звуках. У таких учащихся необходимо постепенно расширять их диапазон. Разработка примарной зоны – есть основа основ начального этапа обучения чистого интонирования. У каждого учащегося есть своя примарная зона. Чаще всего это «ля» (малой октавы) до ми бемоль 1 октавы. Именно в примарных тонах проявляется естественная, правильная координация между всеми звеньями голосового аппарата. Необходимо учитывать, что зона примарного звучания учащегося домутационного периода постоянно меняется не только с возрастом, но и строго индивидуально. На начальном этапе работы с учащимися определяется наличие в голосе ребенка верхних, средних или низких примарных тонов, которые объединяются в высокую, среднюю и низкую примарные зоны, обусловленные своеобразием среды обитания и развитием ребенка, а также индивидуальностью его разговорной речи.
В связи с этим выделяют следующие группы: Дети с высокой примарной зоной (ля 1 – ре 2) Дети со средней примарной зоной (ми 1 – ля 1) Дети с низкой примарной зоной (си малой октавы – ми 1). В работе при воспитании вокальных навыков необходимо опираться на звуковысотный и тембровый слух, так как тембровые свойства звука помогают в работе над интонированием высоты звука, а правильное интонирование высоты звука выявляет тембровые качества звучания. Умение чисто интонировать - сложный навык, связанный с формированием и развитием музыкально – слуховых представлений звуковысотности и тембровой окрашенности. В процессе пения по нотам учащиеся корректируют своё звучание вокально-интонационном направлении. Учёные – акустики объясняют, что интонация певческого голоса опирается на зонную природу звуковысотного слуха. Зонный слой выражается в свойстве интервалов отклоняться от строгой и неизменной величины. Зонный слой опирается на устойчивые интервалы: октавы, квинты, кварту, б2. Эти интервалы служат основой мелодического строя и при интонировании должны исполняться очень точно. Интонационная чистота звуков тесно связана с ритмом (это тактирование в размере), темпом, силой звука и динамикой. Но сила звука и динамика на уроках сольфеджио не так важны, как важна чистота интонации в определённо заданном ритме. Зачастую сила звука при несформированном вокальном звучании отрицательно сказывается на чистоте интонирования. Если учащийся громко поёт, он не слышит себя – отсюда фальшивое пение. Также на чистоту интонации влияет неумелое использование дыхания - если ученик долго не берёт дыхание или наоборот берёт его слишком часто (в упражнениях как правило галочками проставлено дыхание). Проблема интонирования тесно связана с вокальным слухом. По определению В. П. Морозова «вокальный слух - это сложное музыкально-вокальное чувство, основанное на взаимодействии слуховых, мышечных, зрительных, осязательных, вибрационных и других видах чувствительности». Необходимо научить учащихся слышать чистоту интонации, правильное или неправильное интонирование. При неправильном интонировании научить – как его устранить. Необходима активизация всего организма, ощущение его от кончиков пальцев ног до макушки. При правильном дыхании появляется ощущение выхода звука из «макушки» головы. Или гораздо проще – возвращаемся к природе. При рождении ребёнок кричит – предлагаем детям покричать, как плачут маленькие. При этом незаметно для себя учащиеся берут высокие звуки, так называемый фальцет (верхушка голоса) и понимают, что от природы у них есть высокие ноты (до 2, си, ля и выше). Если же это упражнение не помогает, то обращаемся снова к природе. Учащимся предлагается покричать, как кричат чайки. Дети начинают изображать крик чаек, который активизирует
организм, мышцы внизу живота, которые как бы толчками выталкивают воздух – они являются основой дыхания. Фальцет – пение верхушкой голоса. Он есть у любого человека, и нужно только научиться им пользоваться. В пении весь наш организм является инструментом, которым необходимо умело пользоваться. Ребёнок, а порой и взрослый, не может точно правильно воспроизвести знакомую мелодию. Причинами могут быть: 1. Физиологические и психологические нарушения: - острые и хронические заболевания - дефекты органов слуха 2. Низкий уровень развития звуковысотного слуха (в домутационный период были использованы не соответствующие данному возрасту (7- 11 лет) регистры: - грудной регистр, особенно в верхнем тетрахорде 1 октавы, что приводит к форсированному звучанию и перенапряжению голосовых мышц; - отсутствие навыка петь в фальцетном режиме; - использование только грудного механизма во время пения. Детям в грудном регистре трудно интонировать правильно какую- либо мелодию в диапазоне больше терции. Часто имея неплохой слух, они гудят в пределах 2-3 звуков, и это связано с тем, что они переносят речевую манеру в пение. Речь таких детей отличается монотонностью, интонационной неразвитостью, узким диапазоном. Установлено, что громкие звуки воспринимаются детьми с большим трудом, чем умеренной силы или тихие. Дети легче слышат более высокие звуки 1 октавы, чем более низкие. Громкие звуки возбуждают нервную систему, утомляют слух и внимание. Чаще всего «гудошничество» заключается в способе звукообразования. Слабо интонирующие ребята должны сидеть с хорошо интонирующими учащимися. В индивидуальной работе даёт очень хороший результат переход на новый режим пения – фальцетный, где мы используем способность ребёнка подражать крику птиц (чаек), маленьких зверушек в верхней части диапазона. Этот приём физиологически целесообразен, энергетически экономичен, акустически эффективен. Сип в голосе приводит к неверной интонации, это связано с: - плохим энергетическим тонусом; - неверно выявленным тоном голоса; - пением не в своей тесситуре; - неверно выбранным репертуаром; - большой певческой нагрузкой при не поставленном голосе.
Всё это приводит к стиранию середины голоса, быстрому изнашиванию голосовых складок, к стиранию естественного тембра. Убрать сип помогут упражнения на вибрацию губ, продувание, упражнения на стаккато. Пропевая обороты на стаккато, нужно не забывать сразу же повторять эти же обороты на легато, контролируя работу дыхания. Сип может быть связан с энергетическим безволием. При этом могут помочь упражнения В. В. Емельянова (вибрато, продувание). При сипе, связанном с мутацией, необходимо снизить нагрузку на голос или обратится к врачу фониатору. Даже хорошо интонировавшие подростки в период мутации могут неточно петь. Это связано с ростом, утолщением и удлинением голосовых складок, а также с воспалительными явлениями в голосовом аппарате и неумением пока им управлять. Необходимо объяснить ученику, что это явление временное. Пение на горле – тоже одна из причин неверной интонации. При таком пении голосовые складки испытывают спазм, теряют способность свободно вибрировать. В женских и детских голосах эта проблема чаще встречается в грудном режиме и часто приводит к форсированному звукоизвлечению. Обратить внимание на отсутствие зажатия в корпусе, мышцах шеи, рук, нижней челюсти, языка, ротоглоточного канала и закидывания головы назад. Для решения этой проблемы нужно предложить ученику во время пения лёгкие движения верхней частью корпуса, руками, повороты головы. Иногда помогает изменение певческой установки - пение сидя крайне удобно на стуле. Горловое пение помогает снять также смена репертуара в очень умеренную тесситуру, без драматизма, пение на гласные «у» и «о». Плохая интонация может быть связана с «качкой голоса». Она возникает при нарушении параметров вибрато. Когда оно слишком резкое (менее 5-7 колебаний в секунду) – в быту мы называем его «старческий голос». При этом необходимо остановить голос и заново организовать вибрато. Форсировка – это чрезмерно громкое пение, которое приводит в детонации. За криком певец не может управлять своим голосовым аппаратом и не слышит себя. Внимание и восприятие сопротивляются восприятию таких звуков. Таким образом, можно сделать вывод, что основными причинами нарушения координации между слухом и голосом могут быть: - острые и хронические заболевания ЛОР – органов; - нарушения координации нервных и физиологических процессов, а также нарушения двигательной координации; -психические и психологические изменения личности. Часто «гудошники» являются нарушителями дисциплины на уроках. - неквалифицированное обучение пению; - подражание плохому пению взрослых;
- нарушение функции мягкого нёба (малоподвижное нёбо); - длительная мышечная зажатость; - пение неправильными механизмами.
Список литературы:
1. Апраксина О.А. Методика развития детского голоса. – М., 1983. – 87 с. 2. Багадуров В.А. Воспитание и охрана детского голоса: Сборник статей. М. АПН РСФСР, 1953. – 72 с. 3. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг.- СПб. Издательство «Лань», 2000. – 190 с. 4. Морозов В.П. Вокальный слух и голос. М.: Музыка, 1965. – 96 с. 5. Петрушин В.И. Музыкальная психологи. – М.:ПАССИМ,1994. с. 31-43 6. Работа в хоре. Методика, опыт. М., Профиздат, 1977 с.6 7. Развитие детского голоса. Материалы научной конференции по вопросам вокально-хорового воспитания детей, подростков и молодежи. М.:1963 – с.285 8. Развитие детского голоса под редакцией Шацкой В.Н. – М. 1963 – с.341 9. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. – М.: Владос, 2002 – с.172 10. Яковлев А.В. О физиологических основах формирования певческого голоса. Вопросы певческого воспитания школьников. Л.:Учпедгиз, 1959 – с.63-71.


В раздел дополнительное образование