Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Проблема служения тоечеству"

статья

Автор: Семенько Надежда Николаевна, педагог дополнительного образования, МБОУ ДОД ЦВР, с.Песчанокопское Ростовская область



В раздел дополнительное образование





Текстовая HTML-версия публикации

Проблема служения Отечеству в среде современной учащейся молодёжи . Со строк П. Когана хотелось бы начать свою работу "… Моё Отечество! Огромное и сильное, терпеливое и непредсказуемое, неповторимое и самобытное, темноглазое и светлоокое! Ты – удивительное смешение Запада и Востока. Твои Уральские горы, как поясок какого-то невероятного платья, разделяют нас на европейцев и азиатов, но в конечном итоге, мы одно целое, как крона дерева, ветви которого гармонично и странно переплели в себе разные культуры и религии. Не измерить Тебя "общим аршином", не окинуть взглядом, "не понять умом"! И только в маленьком и трепетном комочке – сердце, можно уместить тебя, моё Отечество, в самом заветном уголке, подальше от недобрых взглядов и скоропалительных решений". Наша проблема одна из главнейших , которую переживает сейчас Россия.
Актуальность.
Для того, чтобы стать гражданином, патриотом не обязательно быть героем, суперменом, достаточно сочувствовать и сопереживать судьбам Отечества, любить свою Родину такой какая она есть. Ведь другой не будет. И здесь уместно отметить, что отношение человека к своей Родине аналогично отношению сына или дочери к своим родителям. Богословие относит любовь к сфере духа человека. А любовь и преданность без дел мертвы. Их нет в этом случае. У кого много бескорыстных дел в помощь своему народу, называют сынами и дочерьми Отечества. В нашем обществе есть также люди холодные к своей Родине и народу, которые ничего не желают для них сделать. И если сегодня прозвучит призыв «Отечество в опасности!» значительная часть россиян не прореагирует данным образом, хотя все признаки этой опасности обнаруживаются даже на уровне обыденного сознания: сокращения численности населения в России до одного миллиона в год, разворовывание национальных богатств, падение уровня и качества жизни, ослабление Российской Армии и т.д. Все, что было в советское время, может использоваться и должно использоваться: : история советского периода, воплощённая в героизме советского народа, традициях Красной и Советской Армий, история и славные традиции русской дореволюционной армии, Российской Империи, Московского царства. Вот эту проблему служения отечеству в современном мире и патриотического воспитания современной молодёжи я буду рассматривать в своей работе .
Объект
исследования- система ценностей современной российской молодежи.
Предметом
исследования является готовность служения Отечеству и патриотизм в системе ценностных предпочтений у современной молодёжи и в истории России .
Цель
настоящего исследования состоит в том, чтобы, учитывая, глубокие исторические корни Отечества и патриотизма, определить их место и роль в системе ценностей молодежи в постсоветской России, влияние государственно-патриотической идеи на развитие духовного потенциала будущих воинов армии и флота в условиях нестабильности политической и социально-экономической ситуации в стране и в мире. Из
поставленной цели вытекают
задачи
исследования: систематизация теоретических основ патриотизма как духовной основы общества и социально-значимого качества личности и его роли в формировании готовности служению Отечеству у современной учащейся молодежи; анализ ценностных предпочтений современной российской молодежи и факторов их формирования; определение места и роли готовности служению Отечеству и патриотизма в системе ценностных ориентаций молодежи. В работе используются результаты социологического опроса, проведённого на базе школы. Опрос показал, что учащиеся с 5- 11 классы нашей школы готовы идти защищать своё Отечество. Но стоит отметить подростков, у которых сформировалось негативное отношение к армии. Как мне кажется, что это влияние окружающих его друзей, вредные привычки, ну и, конечно же, личный пример родителей . Будущее России находится в прямой зависимости от результатов и патриотического воспитания детей молодежи, от формирующегося нравственного облика подрастающего поколения. Мы живём в эпоху, когда низшее смешивается с высшем или наоборот. В сознание современного человека присутствует эгоистическое западное представление "жизнь - высшая ценность." В детстве практически все так и думали, но представляли такие действия как-то абстрактно. Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. В нравственно- патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей. Например, вот я живу на одной из улиц, названной в честь Героя Советского Союза Ф. Соляника.
Повзрослев, многие из нас понимают понятие«патриотизм» несколько по- разному. Отсюда одним из острых вопросов является вопрос патриотического воспитания современной молодежи. Кого можно считать патриотом? Что значит быть патриотом? Это достаточно сложный вопрос. Вот что нам говорит об этом энциклопедический словарь: «Патриотизм - это любовь к своей стране, родной земле и ее культурной среде». Быть патриотом- это значит чувствовать патриотизм, испытывать любовь в своей Родине и ставить ее интересы выше своих собственных, это желание сделать все возможное чтобы сохранить ее саму, ее народ и ее культуру, желание защищать ее интересы. Служение Отечеству имеет исторический, культурологический, воспитательный, философский фундамент. Давайте именно на примерах наших выдающихся военных проследим отношение к служению Отечеству. Без освоения исторического прошлого невозможно и полноценное созидание будущего. Исторические примеры вполне могут натолкнуть на полезные размышления, выводы и поступки, касающиеся и нашего настоящего, и будущего. Исторический опыт развития мировых цивилизаций свидетельствует о том, что без патриотизма, без патриотического воспитания не могла добиться успеха ни одна страна . В России было немало фактов, когда народ сплачивался вокруг патриотической и национальной идеи и не раз побеждал внутреннего или внешнего врага. Достаточно вспомнить мужество воинов Александра Невского, Дмитрия Донского, Петра I, Александра Суворова, Михаила Кутузова, массовый, поистине всенародный ратный и трудовой героизм в Отечественной войне 1812 года и первой мировой войне. Можно предположить, что большинство людей были наделены такими качествами- трудолюбие, героизм, долготерпение, скромность, преданность, ответственность – словом, все то, что на протяжении столетий воспринимается как русский национальный характер и душа народа, который свято привержен своему Отечеству. Навечно записаны в книгу воинской славы победы у Гангута и Чесмы, Керчи и Корфу, Наварина и Синопа, у Севастополя и Петропавловска-Камчатского под руководством российских флотоводцев Г.А.Спиридова, Ф.Ф.Ушакова, Н.П.Лазарева, П.С.Нахимова, В.А. Корнилова, В.И.Истомина и многих других. Кого же считали патриотами наши далекие предки и как они его называли? Это «русский сын»,«Отец Отечества» -титул, присвоенный Сенатом Петру Великому, «Сыны Отечества» – обращение к защитникам России Александра I, «Спасители Отечества» – термин М.И.Кутузова . Опираясь на нравственный пример жизни и деятельности Александра Невского, мы можем и обязаны показать , что мироощущение человека,
благоустройство и благополучие его жизни предопределяют духовность, нравственность и культура, а не только и не столько экономика, демократия и право. Александра Невского в 3 года посадили на коня, а с 6 лет брали на большую взрослую охоту и в боевые походы. Воспитанный таким образом, он с детства рассматривал свою жизнь, как государственное и воинское служение Отечеству. Постепенно служение Отчеству переросло в священный долг. Долг человека, гражданина как святость в первую очередь, а уже только потом как обязанность. Ныне живущие и грядущие поколения людей должны знать и помнить, как это было, ощущать дух того времени, наполненный беспримерным героизмом бойцов Красной Армии, самопожертвованием людей в тылу, Великой Отечественной войны. Темы эти бесконечны, неисчерпаемы и сегодня еще близки каждому из нас лично. История хранит примеры, когда наши соотечественники, отвергая государственное устройство России, героически сражались за неё, как за своё Отечество. К сожалению, каждый из нас может привести пример, когда современный гражданин России не считает её своим Отечеством и не является её патриотом, любой ценой спасая свою жизнь. Не почитающие, а то и презирающие Отечество граждане, преступая закон и вступая в конфликт с властью и обществом, становятся преступниками. Резко возросла и «помолодела» преступность, а рост преступности ослабляет государство. Многие молодые люди оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. В молодежной среде очень часто проявляются негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны. Многие ученые отмечают, что кризис происходит в душах людей. Система прежних духовных ценностей и ориентиров утрачена, а новые – пока не выработаны. Население, особенно молодежь, подвергается духовному насилию на фоне слабого гражданского общества. Рост социальной инженерии, превалирование технологического подхода (СМИ, ПК, политическая и коммерческая реклама, популизм и т.д.) к обработке граждан дает возможность манипулировать мнением людей, навязывать им свои цели, формировать общественное сознание. Создавая мир, где царствуют потребительские ценности, они одновременно разрушают традиции, сложившиеся веками, предъявляя определенный стандарт как образ того мироустройства, к которому надо стремиться. В результате процессов глобализации и распространения новейших коммуникационных
технологий человек в какой-то степени нивелирован, атомирован, теряет индивидуальность, становится безликим элементом социальной машины, беспрецедентного воздействия чудовищно развившихся социально- политических организаций, жертвой обезличенного социального прогресса и постоянной конфронтации масс и политических элит. Опора на национальные культурные традиции совмещение их с потоком экономических и социальных нововведений позволили бы не только смягчить естественное напряжение между «традиционным» и «современным», но и избежать тотального разрушения страны, которое происходило в 90-е годы. В этом плане патриотизм как приоритет образования создает его новый облик жизни гражданина России, новое понимание смыслоценности развития человека, формирует новый социальный заказ, которые теперь становятся не просто приобретением специальности или повышением личного статуса, условием карьерного роста, но основой воспроизводства личности, социума, общества и государства. Итак, что же такое патриотизм сегодня? Какой будет Россией в начале третьего тысячелетия? В каком обществе мы живем? Будет ли наше Отечество другим? Мы живем в мирное, но неспокойное время, и каждый из нас понимает, что защита Отечества это не какая-то гипотетическая идея, не что-то, не касающееся нас, – Проблема социализации молодежи является одной из вечных проблем, поскольку процесс социализации является по существу процессом восприятия подрастающими поколениями социального опыта и идеалов предыдущих поколений, т. е. социального опыта идеалов, накопленных и выработанных всей историей развития человеческого общества. В свою очередь, распространяется система ложных ценностей «массовой» культуры и субкультур (готы, панки, эмо, скинхеды и др.): потребительство, развлечения, культ силы, агрессия, вандализм, свобода без ответственности. Введение службы по контракту неминуемо приведет к разрушению национального самосознания граждан России, утрате ими качеств патриотов и защитников Отечества. И это может стать одной из причин разрушения России как единого государства. Примеры Римской Империи и Византии это подтверждают. Подвиги за деньги не совершаются. Контрактом самопожертвование и подвиги не предусмотрены. Существует тонкая грань между государством и Отечеством. Государство – это официоз, власть, часто не любимая, а Отечество – это нечто иное и большее, это родная земля, дом, семья. В действиях, помыслах человек должен сознательно подходить к службе своему Отечеству через мировоззренческие, духовные и нравственные основы миропонимания. Практически утратили свою патриотическую составляющую соревнования,
посвященные памяти выдающихся российских спортсменов, тренеров, ученых и участников Великой Отечественной войны. Человек, теряющий историческую память, связь с родной землей и близкими, пренебрегающий их интересами, неизбежно утрачивает свою гражданственность и превращается в конечном итоге в бездушную индивидуума общества потребления, не способного заботиться о своей семье, отстаивать национальные интересы Отечества и защищать его. От результатов процесса воспитания, осуществляемого в наши дни разнонаправленными силами, напрямую зависит, быть ли России мироводержавой с мощным социально- экономическим, научным, культурным и духовным потенциалом, обеспечивающей реализацию конституционных прав и свобод человека и гражданина, или постепенно трансформироваться в территориальное образование, специализирующееся в основном на поставках за рубеж интеллектуальных и природных ресурсов. Эффективными средствами патриотического воспитания являются встречи с ветеранами войны, героями трудовых подвигов, участниками Афганской войны, чеченского и других локальных конфликтов; проведение праздников и памятных дат, посвященных Дням воинской славы; увековечение памяти павших в борьбе за свободу и независимость Родины; военно-спортивные игры; краеведение; шефская работа и другие. Итак, можно сделать вывод. Сегодня патриотическое воспитание должно быть одним из приоритетных направлений молодёжной политики. Проблемами молодёжи обязаны заниматься практически все структуры. Работа по патриотическому воспитанию должна идти в тесном сотрудничестве с учителями - предметниками, педагогами дополнительного образования, руководителями объединений и, прежде всего, с семьёй. Всё это позволит воспитать у молодёжи чувство патриотизма, приобрести навыки и умения для дальнейшей жизни, воспитать в себе гражданина. Долг человека– это когда каждый на своём месте занимается своим делом, и делает его хорошо. Кто-то учится; кто-то работает: за столом, за станком, на заводах, на фабриках, на полях; или играет в футбол; или ведёт сложные переговоры… Не важно что это, но обязательно, чтобы каждый чувствовал, что делает он одно общее, большое и важное дело, которое всем очень нужно и необходимо, и направлено оно, прежде всего, на благо, для процветания и воскрешения нашего огромного и чудесного Отечества, которое называется Россией!


В раздел дополнительное образование