Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Знакомство и разбор пьесы Д.Кабалевского "Клоуны".

Методическая разработка открытого урока

Автор: Иконникова Ирина Ивановна, преподаватель отделения фортепиано, МОУ ДОД Чердаклинская детская школа искусств, р.п. Чердаклы Ульяновская область



В раздел дополнительное образование





Текстовая HTML-версия публикации

1 Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Чердаклинская детская школа искусств МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ТЕМЕ:
«Знакомство и разбор пьесы Д.Кабалевского «Клоуны»
Разработала: Иконникова Ирина Ивановна преподаватель отделения фортепиано МОУ ДОД Чердаклинская ДШИ Чердаклы 2014 год
2
Содержание
1. План урока _______________________ 3 стр. 2. Технологическая карта урока__________________4 стр. 3. Конспект урока______________________________5 стр. 4. Дидактический материал______________________8 стр. 5. Список используемых источников______________9 стр.
3
План урока:
1. Тема урока: «Знакомство и разбор пьесы Д.Кабалевского «Клоуны». 2. Учебная дисциплина: музыкальный инструмент. 3. Класс: 2. 4. Специальность: фортепиано. 5. Тип урока: урок изучения нового материала, формирования и закрепления умений и навыков. 6. Вид урока: теоретическая и практическая работа. 7. Форма организации учебного занятия: индивидуальная. 8. Цели образования: научить ученика эмоционально и непринуждённо исполнять произведения данного характера. 9. Материально-техническое обеспечение урока: фортепиано, нотный материал, фонограмма. 10. Методы обучения: рассказ, показ (исполнение самого педагога), иллюстрации, рисунки. 11. Межпредметные связи: слушание музыки. 12. Стандарт образования: по окончании урока учащийся должен проникнуться характером произведения, приобрести определённые навыки и закрепить их в домашних занятиях. 13. Ход урока: вводная часть – 3 мин.; беседа, рассказ о композиторе – 5 мин.; показ, исполнение – 2 мин.; разбор партии левой руки – 10 мин.; разбор партии правой руки – 10 мин.; работа над фразировкой, динамикой – 7 мин.; домашнее задание – 3 мин.
4
Технологическая карта урока



п/п

Этапы

урока

Дидактическая

цель

Метод

обучения

Методическое

обеспечение

Деятельность

преподавателя

Деятельность

обучающегося
1. Вводная часть Знакомство с темой урока Приветствует обучающегося, знакомит с темой урока. Приветствует преподавателя. 2. Основная часть Объяснение темы Рассказ, показ, беседа, практическая работа. Ноты, фонограмма, иллюстрации. Беседует, задаёт вопросы, создаёт эмоциональный настрой. Слушает, отвечает на вопросы, выполняет задания. 3. Заключительная часть Подведение итогов Задаёт вопросы, даёт домашнее задание. Рассказывает, что он узнал нового на уроке
5
Конспект урока
В творчестве Дмитрия Борисовича Кабалевского особую роль занимает музыка для детей. Его первые песни – «Про Петю», «Первое мая», «Птичий дом», написанные ещё в 30-е годы, звучат и поныне. Вскоре после войны появилась одна из самых популярных песен – «Наш край». Позднее композитор положил её в основу своего Третьего концерта для фортепиано, посвящённого юным музыкантам. Песни Кабалевского хорошо известны у нас и за рубежом: «Счастье», «Школьные годы», «Пионерское звено», «Спокойной ночи», «Лагерь дружбы» (прослушивание песен). Композитор пошёл работать в общеобразовательную школу преподавателем музыки и разработал свою программу, помог детям разобраться в музыкальных жанрах – песня, танец, марш («Три кита» - три основные сферы в музыке). Дмитрий Борисович стал основателем и главным редактором журнала «Музыка в школе», по его инициативе состоялся фестиваль для детей и юношества в г.Чайковский в 1979 году. Кабалевский является основателем «Музыкальных вечеров для юношества», самые маленькие слушатели с интересом смотрели и слушали, как поют и танцуют их сверстники в передаче «Весёлые нотки». Каждое искусство говорит на своём языке. Язык музыки – это звуки и интонации. Познакомившись с пьесой «Клоуны», можно точно определить характер, звукоизобразительные возможности (исполнение пьесы педагогом, показ рисунка). Древние музыканты-сказители, скоморохи бродили от селения к селению и пели о жизни народа, показывали бытовые танцы и веселили людей своими шутками и прибаутками. Говоря о характере произведения, необходимо через эмоции пробуждать интерес к исполнению определённого штриха. Так, шаг за
6 шагом, от такта к такту, от фразы к фразе и сложится образ жизнерадостных клоунов. Работая над нюансами и штрихами каждой рукой отдельно, необходимо постоянно контролировать работу кисти при исполнении «скачков» (партия левой руки), аппликатуру и цепкость кончиков пальцев. Энергичное звучание левой руки, необходимое для изображения скачущих клоунов, требует внимания. По мере ускорения исполнение штриха требуется большая сила звучания. Поэтому необходимо совершать взмахивания либо верхней частью руки, либо предплечьем. При этом смягчения делаются дополнительными движениями кисти. Важно сразу уточнить аппликатуру в разучивании материала в партиях обеих рук, это поможет быстрее и лучше усвоить поставленные задачи. Заканчивая работу над произведением или отдельными фрагментами, мы ещё раз вспоминаем об образе и характере, настроении и истории создания данной пьесы. Наш урок мы начинаем с ознакомления партии левой руки, где предстоит освоить штрих «стаккато». Обязательно обратим внимание на аппликатуру. Если зрительно ознакомиться с текстом, то мы увидим, что пьеса имеет 3-хчастную форму, где в 1-й и 3-й части партия левой руки дублируется. Используя перенос кисти, цепкими пальцами определимся в скачках, они нам напоминают прыжки клоунов. Повторим несколько раз штрих «стаккато» на крышке инструмента и послушаем, как упруго прыгают «ножки» артистов. А теперь перенесём это упражнение на инструмент и послушаем, как звучат эти ноты. Если говорить о 2-й части, то здесь появляются аккорды. Используя широкую ладонь, нам сразу будет удобно охватить все интервалы. Обрати внимание, что в аккордах тоже используется штрих «стаккато», но уже будет исполняться по-другому – более солидно, но цепкой и собранной кистью. А
7 вот перед нами штрих «тэнуто» - здесь вся позиция опирается на аккорд, как бы даёт «отдохнуть» клоуну, когда другой продолжает быстрыми перебежками (16-е ноты) кружиться. А теперь поговорим о партии правой руки. Это другой клоун, он более подвижен, и здесь необходимо проследить за беглостью пальчиков – это наши 16-е ноты. Чтобы легче их понять, сочиним небольшое стихотворение: Я скачу всё быстрей, Веселю я всех людей. Это нравится и мне, и всем. Кувырок назад, кувырок вперёд, Кувырок ещё разок. Вот с этими весёлыми словами цепкими пальцами несколько раз играем по мотивам, фразам. Здесь также используется штрих «стаккато» - короткое, отрывистое, «задиристое». Необходимо, чтобы рука была естественной, свободной при игре. Найдём удобное положение руки. Это упражнение повторить 3-4 раза на инструменте в разных регистрах и тогда мы услышим, как звучит один и тот же мотив, где это более насыщенно и уверенно. Чётко проговаривая слоги, слова и целое предложение, пальчики как бы хотят сами танцевать. Ну, вот мы и познакомились с новым танцевальным жанром. В качестве домашнего задания предлагаю нарисовать своих клоунов и обязательно потренировать свои пальчики игрой в разных темпах – от медленного к более оживлённому.
8
Дидактический материал
«Школа игры на фортепиано» - под общей редакцией А.Николаева. – Москва: Музыка, 2002. – 201 стр.
9
Используемая литература
1.Иожеф Гат «Техника фортепианной игры» Музгиз Москва 1959 год. Второе издание. 232 стр. 2. А.Д.Артоболевская «Первая встреча с музыкой» Москва «Советский композитор»1986 год. 100 стр. 3. Д.Б.Кабалевский «Воспитание ума и сердца» Москва «Просвещение» 1981 год. 191 стр.


В раздел дополнительное образование