Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Путешествие по планете Безопасности"

программа летнего лагеря

Автор: Волкова Светлана Васильевна, педагог - организатор, МОУ ДОД "ЦВР", п. Красная Горбатка, Владимирская область



В раздел дополнительное образование





Текстовая HTML-версия публикации

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы» Селивановского района Владимирской области
Программа

воспитательной работы

профильной оздоровительной смены

«Путешествие по планете безопасности».
п.Красная Горбатка,2013 год.

1.Паспорт программы

Наименование программы
«Путешествие по планете безопасности»
Основание для разработки программы
- Конвекция ООН о правах ребенка; -Конституция РФ; -Законом РФ «Об образовании»; - Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»от 24.07.98г.№124-ФЗ; -Трудовой кодекс РФ от З0.12.2001г.№197-Ф3; -Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон РФ « О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96г.№2-ФЗ; - Приказ об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха .Приказ Министерства Образования РФ от 13.07.2001г. №2688; - Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденное постановлением Правительства РФ от 07.03.1995г.№233; - Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 19.04.2010г.№25; - Национальный стандарт РФ Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления, утвержденный Приказом Федерального агенства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2007г.№565.
Организация-

исполнитель

программы
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы»
Авторы программы
Королева Нина Сергеевна - методист МОУ
ДОД «Центр внешкольной работы», Волкова Светлана Васильевна-педагог- организатор МОУ ДОД «Центр внешкольной работы»
Цель программы
Создать необходимые условия для обеспечения непрерывного воспитательного процесса в области безопасной жизнедеятельности и воспитать здоровое, творческое, грамотное и профессионально подготовленное молодое поколение.
Задачи программы
- приобщать детей к здоровому образу жизни; - организовывать содержательный досуг детей и подростков; - формировать и совершенствовать знания, умения и навыки безопасной жизнедеятельности; - формировать важнейшие социальные навыки, в том числе - адекватных действий в экстремальных ситуациях.
Постановка проблемы
Статистика показывает, что -практически все родители не только не знают правил безопасного поведения, но и не представляют, где их найти, лишь переживая страх, тревогу и беспомощность. На этом фоне дети в гораздо большей степени осведомлены о правилах безопасного поведения, и источником познаний является, безусловно, курс ОБЖ. Однако данный курс, ведущийся во всех школах России, не всегда справляется с задачей, так как количество часов недостаточно для изучения таких проблем; некоторые аспекты детской безопасности вообще не включены в программу. Кроме того, теоретического знания правил недостаточно, необходима отработка практических навыков. С этой задачей, видимо, лучше всего могут справиться детские объединения специальной направленности, а в летний период -
детские оздоровительные лагеря. В настоящее время в районе обострились проблемы детства, где ярко проявляются огрубелость чувств, безразличие к людям, недоверие, бессердечность и жестокость.
Срок реализации программы
Июль 2013 года (18 дней)
Целевые группы
Дети и подростки в возрасте 6,5-17 лет включительно
Количество

воспитанников
45 учащихся
Ожидаемые конечные результаты

реализации программы
- создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых, оздоровление; - освоенные знания и навыки позволят детям ориентироваться в различных экстремальных ситуациях, быть самостоятельней без риска для здоровья и жизни. - создание документационной базы по организации деятельности профильной смены «Путешествие по планете безопасности»; - повышение уровня методической культуры педагогов, практическое применение ими современных форм и методов организации воспитательной деятельности в работе с детьми; создание и функционирование системы мониторинга, оценки эффективности и результативности деятельности профильной смены.
2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Безопасности формула есть: Надо

видеть, предвидеть, учесть. По

возможности-все избежать: А где надо

на помощь позвать!»
Реализация программы возможна как в пришкольных лагерях дневного пребывания, так и в летних профильных круглосуточного пребывания детей и подростков. Причем
принципы формирования отрядов останутся традиционными - по возрасту, что является оптимальным для реализации задач данной программы. Программа рассчитана на детей в возрасте от 6,5 до 17 лет включительно и смену продолжительностью в 18 дней. Все знают - нельзя оставлять детей без надзора. Но ведь в жизни чего только не случается, всего не предусмотришь. Тем более что опасные предметы притягивают детей, словно магнит. Познание окружающего мира - естественная потребность детей. Ребенок пребывает в постоянном поиске «игровых» объектов, ему любопытно все, что попадается на глаза. Естественный интерес приводит детей и к спичкам, и к зажигалкам. Опасная игра дает остроту ощущений, позволяет соприкоснуться с неизвестным, запретным, почувствовать себя исследователем. Для того чтобы подобные эксперименты не привели к плачевному результату, взрослые должны вовремя организовать, направить детское любопытство, сформировать у детей стратегию безопасного поведения. Разумеется, в детских образовательных учреждениях ребятам дают основы знаний о правилах пожарной безопасности, прививают навыки поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций. Но главенствующая роль в подготовке детей к безопасной жизнедеятельности принадлежит все, же родителям. К сожалению, в погоне за интеллектуальным развитием ребенка взрослые иногда забывают дать детям элементарные знания о безопасности. Безопасность - дело серьезное. Беда в том, что «серьезность» ребенок склонен «пропускать мимо ушей». Поэтому важные знания о безопасности должны преподноситься школьникам в игровой форме, Информация, представленная не на словах, а в образах и символах, действует не на разум, а на подсознание, и становится руководством к почти автоматическому действию в экстремальных ситуациях. Усвоенное в раннем детстве, врезается в память прочно и навсегда, поэтому детский «курс безопасности» нужно начинать как можно раньше. Обучение должно проходить на конкретных примерах, в состязаниях, в веселой игре, и самое главное - на практике. Формирование у детей устойчивых навыков безопасного поведения зависит от всех взрослых: и от родителей, и от педагогов - психологов, и от сотрудников противопожарной службы. Сотрудники ГУ МЧС России по РД проводят огромную работу в детских садах и школах: организуются конкурсы, классные часы и детские утренники по пожарной безопасности, экскурсии детей в пожарные части, КВНы по противопожарной тематике, в оздоровительных лагерях проходят пожарные эстафеты и викторины. Такие мероприятия призваны акцентировать внимание педагогов и родителей на вопросах обучения детей безопасному поведению. В рамках нашей программы особое внимание уделяется внимание мероприятиям по безопасности жизнедеятельности детей и подростков. Они проводятся ежедневно.
Поэтому цель данной воспитательной программы:
Создание необходимых условий для обеспечения непрерывного воспитательного процесса в области безопасной жизнедеятельности и воспитать здоровое, творческое, грамотное и профессионально подготовленное молодое поколение.

Задачи реализации программы:
- приобщать детей к здоровому образу жизни; - организовывать содержательный досуг детей и подростков; - формировать и совершенствовать знания, умения и навыки безопасной жизнедеятельности; - формировать важнейшие социальные навыки, в том числе - адекватных действий в экстремальных ситуация; -воспитание чувства коллективизма, дружбы и взаимопомощи; - приобщение детей к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления; - развитие и укрепление связей школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры, органов правопорядка и здравоохранения.
Для достижения поставленной цели и задач программа состоит из 8 основных

блоков:
1. Изучение ПДД; 2. Изучение приемов оказания первой доврачебной помощи; 3. Изучение правил пожарной безопасности; 4. Изучение правил безопасного взаимодействия с животными; 5. Изучение правил общественной безопасности; 6 . Изучение правил обращения с опасными и ядовитыми веществами; 7. Изучение правил химической и электробезопасности; 8 . Занятия по безопасности в доме. Полученные за время профильной летней смены знания и навыки позволят детям ориентироваться в различных экстремальных ситуациях, быть самостоятельней без риска для здоровья и жизни.

3.МОДЕЛЬ ЛАГЕРЯ
На время лагерь становится «Планетой безопасности». Отряды - это экипажи самолета. Каждый отряд имеет свое название. В основе содержания лагеря лежит легенда о маленькой звездочке, которая вместе с ребятами отправляется на самолете в путешествие по планете «Безопасности». Им необходимо посетить восемь континентов, на каждом из них ребята получают определенные знания и навыки, участвуют в соревнованиях, викторинах и различных мероприятиях. Лучший экипаж самолета получает отличительный знак (спасательный парашют). В итоге, когда все континенты будут пройдены жители планеты, набравшие большее количество знаков, будут награждены. Смена проходит в форме сюжетно-ролевой игры. Ведь сюжетно-ролевая игра как форма жизнедеятельности дает больше возможности для формирования позитивной направленности личности ребенка. В течение всей игры участники и организаторы программы живут согласно уже сложившимся законам и традициям лагеря и действуют согласно своим ролям.
Базовые принципы программы:
1. Принцип стимулирования здорового образа жизни у детей и подростков на основе их активного включения в мероприятия спортивной направленности; 2.Принцип сочетания общечеловеческий, национальных и личностных ценностей в организации жизнедеятельности; 3. Принцип самореализации детей и подростков на основе самопознания и самоопределения; 4.Принцип стимулирования творчества детей и подростков на основе включения их в реальные социально-значимые отношения; 5.Принцип самоуправления - взаимосвязи детского самоуправления и педагогического управления; 6.Принцип взаимоуважения, взаимопонимания, взаимопомощи между всеми участниками смены; 7. Принцип эмоциональной привлекательности процесса жизнедеятельности, основанного на учете интересов и потребностей детей.

Педагогические принципы программы:
1.«Дойти до каждого» - основной принцип работы лагеря. В отряде - не более 20 человек, что является почти оптимальным для организации работы в общелагерной и внутриотрядной жизни. 2.«Работа на творческий процесс и конкретный результат» - это принцип, по которому из пассивных поглотителей информации вырастают творцы, созидатели. Работа отрядов завершается итоговыми показами. Руководители должны четко представлять, над чем и ради чего они работают. 3. «Уважай личность ребенка». Создается атмосфера бережного отношения к личности ребенка. 4. «Принцип открытых дверей» - свободное обращение детей к вожатым, воспитателям, организатору и начальнику лагеря. 5. «У каждого свое дело, а вместе мы команда». Каждый в лагере занят своим делом, у каждого своя ответственность, но общий результат.
Механизм реализации:
1. Подготовительный этап:  проведение совещаний при директоре по подготовке ЦБР к летнему сезону;  участие в семинарах по организации летнего отдыха для начальников лагерей, организованных отделом образования ;  проведение инструктажей с воспитателями по ТБ и охране здоровья детей;  издание приказов по ЦБР о проведении летней кампании;  разработка программы деятельности летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков;  подготовка методического материала для работников лагеря;  отбор кадров для работы в летнем оздоровительном лагере;  составление необходимой документации для деятельности лагеря  (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции и т.д.) 2. Организационный этап:  встреча детей;  проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей и интересов;  запуск программы; формирование органов самоуправления;  знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;  оформление
3.Основной этап:  реализация основной идеи смены;  вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел;  методическая работа с воспитателями 4.Заключительный этап:  подведение итогов смены, выпуск фотодневника лагеря, подготовка методических пособий;  педагогический совет по итогам смены, выработка перспектив  деятельности организации;  анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Ожидаемые результаты.
 Укрепление здоровья детей  Привитие навыков здорового образа жизни  Развитие творческих способностей, инициативы и активности ребенка  Привитие навыков самообслуживания  Формирование активной гражданской позиции  Профилактика детской и подростковой безнадзорности и правонарушений в летний период  Формирование навыков по основам безопасности жизнедеятельности
Символика.
 Название программы  Девиз  Карта  Распорядок дня  Законы страны  Отрядные уголки  Девизы отрядов  Достижения отрядов

Организационно – методическое и материально – техническое обеспечение лагеря.
 Игровые комнаты  Актовый зал  Видеокласс  Методический кабинет  Вожатская комната  Спортивно – игровой инвентарь  Канцелярские товары  Призовой фонд (сувениры, грамоты, дипломы)  Методическая литература
Кадровое обеспечение.
Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря. Основными требованиями при подборе кадров являются: навык работы с детьми, организаторские способности, в частности, способности к творческой деятельности, знание всевозможных игр, конкурсов и т. д. Именно поэтому в реализации программы участвуют опытные педагоги образо

Режим работы лагеря:
08.30 – 09.00 – прием детей 09.10 – 09.15 – линейка 09.30 – 10.00 – завтрак 10.00 – 11.00 – общелагерные мероприятия 11.00 – 13.00 – работа в отрядах, внутриотрядные КТД, оздоровительные процедуры, прогулки, игры на свежем воздухе….. 13.00 – 14.00 – свободное время, просмотр видеофильмов 14.00 – 14.30 – обед 14.30 – роспуск детей домой.

Тематическое планирование.
1 день
«День знакомства»
 формирование отрядов;  знакомство с планом и программой лагеря;  легенда лагеря;  игры на знакомство детей.
2 день

«Дома безопасно, когда с правилами всё ясно!»
 беседа «Безопасность в доме»;  занимательная игра «Кроссвордомания». 3 день
«Учим правила движенья, как таблицу умножения!»
 встреча с инспектором ГИБДД;  беседа «Безопасность на дорогах и улицах»  показ короткометражных фильмов;  викторина по правилам дорожного движения;  подготовка к открытию лагерной смены «Планета безопасности»;  конкурс рисунков по правилам дорожного движения; 4 день
«Шутим, поем, играем, но о правилах дорожного движения не забываем»
 торжественное открытие лагерной смены;  праздничный концерт;  игра «Поле чудес» по правилам дорожного движения; 5 день
«ГИМС нам смоет рассказать, как в воде людей спасать!»
 беседа «Правила поведения на воде;  встреча с сотрудником ГИМС;  практическое занятие по спасению утопающих.
6 день
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»
 интеллектуальная игра «Брей-ринг»;  конкурс рисунков «Безопасность на воде»;  мероприятие ко дню семьи, любви и верности. 7 день
«Чтоб в общественных местах не попасть в беду, правила поведения я изучу!»
 беседа «Правила поведения в общественных местах»;  конкурсная программа «Будем вежливыми». 8 день
«Как себя на улице вести, чтоб не случилось беды!»
 беседа «Правила безопасного поведения на улице»;  игра «Колесо безопасности». 9 день
«В гостях у пожарных были мы – нам пожары не страшны!»
 экскурсия в пожарную часть;  прогулка в парк. 10 день
«Знаем мы наверняка, что с огнем шалить нельзя!»
 конкурс ребусов по пожарной безопасности;  игра «Обезопась пожароопасные слова»;  подготовка к культурно – спортивному празднику, посвященному 140 –летию п. Красная Горбатка. 11 день
«Все маленькие детки обязаны узнать,

таблетки, химикаты нельзя без спроса брать!»
 беседа «Все маленькие детки обязаны узнать, таблетки, химикаты нельзя без спроса брать!»;
 подготовка к конкурсу инсценировка сказки. 12 день
«Ядовитых веществ не опасайся,

только правильно с ними обращайся!»
 беседа «Ядовитые вещества»;  беседа «О вреде курения»;  конкурс рисунков «Курение – это вред». 13 день
«Предупредить хочу ребят, не трогайте чужих зверят!»
 встреча с главным веет. врачом района;  конкурс – инсценировок сказок. 14 день
«Дело кончиться бедой – ток в розетке очень злой!»
 Культурно – спортивный праздник, посвященный 140 – летию п. Красная Горбатка;  беседа «Правила электробезопасности для мальчиков и девочек». 15 день
«Если вдруг случится беда, паника нам не нужна!»
 беседа «Оказание первой доврачебной помощи»;  веселые старты. 16 день
«Как первую медицинскую помощь оказать – мы теперь будем знать!»
 практическое занятие по оказанию первой доврачебной помощи;  игра «Играй – город». 17 день
«Жизнь прекрасна, когда она безопасна!»

 игра по станциям;  подготовка к закрытию лагерной смены. 18 день
«Прощание с планетой Безопасности!»
 праздничный концерт, посвященный закрытию лагерной смены.


В раздел дополнительное образование