Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"АКВАРЕЛЬ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА"

Учебно – методическое пособие

Автор: Долгалева Светлана Викторовна, педагог дополнительного образования, МАОУ ДОД ЦДТ "Юность", г. Пермь



В раздел дополнительное образование





Текстовая HTML-версия публикации

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества «Юность» АКВАРЕЛЬ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. Учебно – методическое пособие Автор - составитель: Долгалева Светлана Викторовна – педагог дополнительного образования Пермь 2015
Акварель – живопись водяными красками на бумаге. Это - тонкое и изысканное искусство, привлекавшее многих мастеров разных эпох. В средневековом искусстве акварель использовали в миниатюре, украшавшей рукописные книги. Как самостоятельный вид искусства она утверждается лишь в 18 веке. Акварель превратилась в большое и сложное искусство. Техника акварели трудна и даже капризна. Она не терпит поправок. Малейшие «перегрузки» , переделки « утомляют» бумагу, делают ее вялой, лишают красочный слой светоносности и цветовой интенсивности – главных достоинств акварели. Свободное перетекание тона в тон, мягкие переходы, тонкие цветовые нюансы, обыгрывание фактуры бумаги – все это сообщает акварели ни с чем несравнимое очарование.
Инструменты и материалы

Акварельные краски
– это водяные краски, растертые пигменты на легко растворяемых водой прозрачных клеях. Акварель легко смывается водой.
Кисти
должны быть из натурального волоса белки и колонка. Наиболее универсальной является большая круглая кисть. Большая плоская кисть для фона. Тонкая такелажная кисть для прорисовки мелких деталей. Кисть – риггер для изображения тонких линий. Кисть – щетка для размывания световых бликов.



Бумага для акварели
бывает различной по фактуре и плотности. Бумага бывает: горячего тиснения, нетисненая и шероховатая. Легкая бумага обладает меньшей плотностью и быстро намокает. Рисовать на ней сложно. Лучше выбирать плотную бумагу.
Палитры для акварели
можно использовать самые разнообразные : фарфоровые, пластмассовые, бумажные. Палитра служит важным инструментом художника. На ней подбираются краски, смешиваются и подбираются искомые тона, на ней в продолжение всей работы хранятся заготовленные краски. Чтобы отвечать своему назначению, палитра для акварели, во-первых, должна быть белой и непрозрачной. Белизна палитры, как и белизна бумаги, нужна для того, чтобы видеть краску на просвет, видеть ее такой, какой она будет выглядеть на бумаге. Во-вторых, палитра должна иметь разнообразные углубления для хранения разведенных красок в больших и малых количествах,
Баночка для воды.

Губка
предназначается для смачивания бумаги перед натяжкой ее на подрамник или планшет, а также для увлажнения бумаги в начале работы, чтобы краски ложились легко, с мягкими очертаниями мазков. Для закрепления бумаги на плоскости необходимо иметь
планшет или мольберт
. Мольберт для акварельной живописи делается особой конструкции. Кроме всех остальных требований, которые предъявляются ко всем мольбертам, он должен давать возможность ставить подрамник под разными наклонами, начиная от горизонтального и кончая почти вертикальным положением.
Цветоведение.
Есть 3-и базовых цвета – ЖЁЛТЫЙ, КРАСНЫЙ, СИНИЙ. Все остальные цвета мы получаем из них. Посмотрите внимательно на картинку, станет понятно, как получаются разные оттенки цвета. Производными считаются цвета: оранжевый, зеленый, фиолетовый.
«Шум» Использование чистых дополнительных цветов рядом друг с другом выглядит кричаще и негармонично. «Мистика» Фиолетовые и синие цвета создают мистическое настроение и предчувствие чуда. «Прохлада» С помощью светлых и холодных цветов можно создать ощущение прохладной мягкости. «Тепло» Желтые, красные и оранжевые цвета являются теплыми. Красный, кроме того, означает опасность.
Композиция
1.Создание композиционного центра. 2.Правильное расположение частей. 3.Соотношение размера и формы предмета формату картины. -Правило золотого сечения - один из лучших способов выбора места для расположения главного объекта. -Треугольная композиция становится интересней, и хорошо воспринимается зрителем. - Линию горизонта необходимо разместить ниже или выше средней линии, чтобы легче воспринимать изображение.
-Баланс объектов. Необходимо, чтобы части композиции уравновешивали друг друга. Здесь облака уравновешивают дерево в левой части картины. - Чтобы передать глубину пространства можно использовать изогнутую форму для создания более интересной композиции.
Подготовительный рисунок.
Прозрачная акварель не терпит никаких исправлений. Одновременно акварель исключает контур. Контура в природе нет: край одной формы, обрываясь, непосредственно переходит в другую форму. Отсутствуя в природе, в изображении контур служит условной границей формы. В живописи контур играет роль вспомогательного построения, редко оставаясь необходимым в законченной работе. Он наносится слегка и к концу работы исчезает совсем.


Последовательность ведения работы.
С чего лучше начать писать акварель, с фона или изображения предметов, с первого плана или со второго? Если в работе решается задача передачи пространства, то неизбежно придется выстраивать изображение в свето- воздушной перспективе, используя изобразительные планы. Пример этого - пейзажная живопись. Обычно в пейзаже работа начинается с живописи третьего, дальнего, плана, и тогда пишется небо, плавно переходящее через линию горизонта к земле, ко второму плану. Затем разрабатывается тонально насыщенный первый план, и начинается работа над деталями.
Способы акварельной живописи.
При построении красочного слоя в акварели целесообразно придерживаться следующих правил. Следует начинать с наиболее прозрачных лессировочных красок. Они лучше просвечивают, прочнее соединяются с основанием. Красочный слой в акварели, построенный от наиболее прозрачных к менее прозрачным краскам, всегда будет прочнее, чище по цвету и приятнее по фактуре.

1. «Отмывка», «заливка»
- это способ нанесения разбавленной краски одного цвета и насыщенности на определенную поверхность. Для его выполнения следует развести достаточное количество краски с водой на палитре, чтобы кисть контактировала только с этим раствором (ни в краску, ни в воду кисть не погружается). Работа ведется сверху вниз (в соответствии с законом всемирного тяготения, а не вопреки). Кисть должна содержать достаточное количество красочного раствора и помогать ему распределяться по бумаге вниз. Таким образом следует «залить» несколько прямоугольников, пока не будет получаться равномерное покрытие.
2. «Растяжка»
- это нанесение краски одного цвета с постепенным высветлением. «растяжку» цвета от насыщенного до почти белого цвета бумаги и наоборот от воды до насыщенного раствора.
3. Ровный слой
- краски равномерно окрашивают поверхность бумаги и переходят из одного цвета в другой, так чтобы получился эффект ровного слоя. Здесь уместно предложить учащимся одновременно попрактиковаться в какой-нибудь определенной гамме (теплой или холодной).
4. Увеличение плотности красочного слоя.
Затем берем один из высохших прямоугольников на которых тренировались делать равномерную заливку и поделив его на 4 части добиваемся большей плотности красочного слоя не сгущая раствор краски, а лессируя тонким слоем поверх сделанных.



5.Вливание цвета в цвет
- здесь два цвета нанесли на влажную поверхность и позволили им свободно растечься, наклоняя планшет под разным углом.
6.Лессировка ( влажным по сухому)
- процесс нанесения одного цвета на другой после его высыхания. Один красочный слой просвечивает сквозь другой, создавая игру цвета. 7.
Разводы
– получаются в том случае, когда свежая краска наносится поверх недостаточно просохшей старой, в результате чего слои краски перемешиваются и расплываются.
8. Зернение
– краска впитывается в поры бумажного листа и может создать интересный, характерный фон, покрытый пятнышками. Бумагу лучше брать шероховатую
9.

Соль
. На еще влажный участок акварели мы сыпем соль (можно использовать соль, как мелкого, так и крупного помола)

Приемы работы кистью
Для достижения желаемого результата используют разные виды кистей. Для создания необычных эффектов фактуры можно работать всем ворсом и концом кисти и наносить различные видов мазков: точки, линии, штрихи, полоски , короткие и длинные мазки. Покрываем сухой лист бумаги отдельными мазками большой кистью, слегка захватывая соседние участки. Покрываем сухой лист прозрачными мазками, оставляя не закрашенными маленькие участки белой бумаги. Изображение отдаленных деревьев. Нанесение краски на влажную бумагу концом круглой кисти.
Изображение кустов и травы. Прокатывание круглой кисти с краской. Меняя форму и нажим на кисть можно создать силуэты различной формы. Условное изображение деревьев. Примакивание боковой частью круглой кисти. Наложение слоев. Основа пейзажа была написана в технике «сырым по сырому», затем после высыхания полусухой тонкой кистью «риггер» изображено дерево поверх красочных слоев. Эффект высветления. Чистой влажной кистью можно убрать ненужную краску с фона для изображения светлых деревьев. Работать нужно быстро пока краска не впиталась

Техники.
Натюрморт написан в технике
гризайль
(одноцветная живопись) Натюрморт выполнен в технике
« а- ля – прима»
( за один раз). Пейзаж написан в технике
«по сырой бумаге»
(влажной кистью по сырой бумаге).
Натюрморт выполнен в технике
«лессировка»
( многослойное письмо), когда один красочный слой накладывается на другой после высыхания. Городской и морской пейзаж написан в
смешанной технике

Характерные ошибки при написании этюдов:
работа от контура; вялость тоновых отношений; использование «открытых» цветов; отсутствие связи с фоном.
Список литературы
1.Основы живописи. Н.М.Сокольникова. Обнинск: «Титул», 2004г. 2. Изобразительное искусство в начальной школе. В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. Москва, «Дрофа», 2000г. 3. Искусство вокруг нас. Учебник по изобразительному искусству. Под редакцией Б.М. Неменского. Москва, «Просвещение», 1998г. 4. Рисуем и пишем. Акварель. Москва: АСТ: «Астрель», 2005г. 5. Свет в акварели. Серия «уроки живописи». Джеки Баррас. Москва, «Кристина – Новый век», 2003г. 6. Акварель. Москва, «Советский художник», 1974г.
Интернет источники.
http://oformitelblok.ru/aguarelle2.html http://aqarelle.com/aquatech_1.html

Работы педагога дополнительного образования

Долгалевой Светланы Викторовны
. На Сылве. Чердынь.
Возвышенность возле Белогорского монастыря. Белогорский монастырь.
Туман. Дождь.
Интерьер.
Осень. Натюрморт.


В раздел дополнительное образование