Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Джазовая музыка в современном репертуаре учащихся ДШИ в классе специального фортепиано"

методические рекомендации

Автор: Ковалевская Галина Анатольевна, преподаватель по классу фортепиано, МБОУ ДОД ДШИ им. М.А. Балакирева, г.Тольятти Самарской области



В раздел дополнительное образование





Текстовая HTML-версия публикации

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ МЭРИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ИМ. М. А. БАЛАКИРЕВА
методические рекомендации

«Джазовая музыка в современном репертуаре учащихся

ДШИ в классе специального фортепиано»
Составил: Ковалевская Г.А. преподаватель по классу фортепиано ДШИ им. М.А. Балакирева г. о. Тольятти 2015 год

Введение
Современный уровень развития общества, его экономики, культуры предъявляет новые требования к организации процесса музыкального образования. В последние годы всё заметнее тенденция к уменьшению воспитательной функции академической музыки в жизни общества. Массовое распространение развлекательной музыки с каждым годом усиливается и к настоящему моменту можно отметить, что по объёму распространения и потребления именно развлекательная, малосодержательная музыка преобладает над всеми остальными стилями, в том числе и над академическим искусством. Устойчивый интерес детей к легкодоступной музыке не формирует у них должного отношения к музыке, как к виду искусства, а также блокирует музыкально-слуховую способность к восприятию музыки более содержательной, глубокой, эстетически ценной. Джазовый стиль, как одно из наиболее устойчивых музыкальных направлений XX века, является по происхождению фольклорным творчеством, который поднялся до уровня профессионального искусства, и занимает в современной музыкальной культуре как бы промежуточное положение между развлекательной и академической музыкой. Благодаря этой своей особенности джаз может быть эффективно использован в процессе музыкального воспитания, выступая в качестве обновляющего материала и связующего звена между уже сформировавшимися интересами учащихся и теми интересами, которые желательно воспитать в подрастающем поколении. Джазовая музыка развивает у учащихся гармонический, мелодический, тембровый слух, чувства метроритма, творческие способности. Джазовая музыка воспитываю вкус, музыкальную разносторонность, вносит в школьную работу радость.

Истоки джаза
Джаз — форма музыкального искусства, возникшая в начале ХХ века США в результате синтеза африканской и европейской культур. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры — свинг. Дальнейшее развитие джаза происходило за счёт освоения джазовыми музыкантами и композиторами новых ритмических и гармонических моделей. Джаз возник в конце XIX века как слияние африканских ритмов и европейской гармонии, но истоки его следует искать с момента завоза рабов из Африки на территорию Нового света. Привезённые рабы не были выходцами из одного рода и обычно даже не понимали друг друга. Необходимость консолидации привела к объединению множества культур и, как следствие, — к созданию единой культуры (в том числе и музыкальной) афроамериканцев. Процессы смешивания африканской музыкальной культуры, и европейской (которая тоже претерпела серьёзные изменения в Новом Свете) происходили, начиная с XVIII века и в XIX веке привели к возникновению «протоджаза», а затем и Джаза в общепринятом понимании. Колыбелью джаза был американский Юг и, прежде всего Новый Орлеан. Основополагающую роль в подлинном джазе играет импровизация. Кроме того, джаз отличается синкопированностью и особым драйвом. Многие направления джаза отличаются особой техникой исполнения: «раскачиванием» или свингом. Свинг – метроритмическая пульсация, основанная на постоянных отклонениях ритма (опережающих или запаздывающих) от опорных долей такта. Благодаря свингу создаётся эффект «раскачивания» звуковой массы, расшатывания метрической основы. Характерной для джаза основой формообразования является квадрат – гармоническая структура, лежащая в основе темы, на которую исполняется импровизация, и многократно повторяемая без существенных изменений на
протяжении всей пьесы. Чаще всего используется 12-тактовый блюзовый квадрат или 32-тактовая песенная форма ААВА. Сегодня джаз включает в себя огромное количество стилей: от блюза, рэгтайма, нью-орлеанского джаза и диксилэнда, идя через свинг, мэйнстрим (основное течение), би-боп и современный джаз к абсолютно свободным формам фри-джаза и электронной музыки. Выделим три источника, три составных части, откуда развивался джаз. Это: 1. спиричуэл и госпел - духовные песнопения негров; 2. блюз - изначально развлекательная музыка, исполняемая бродячими исполнителями, как правило - с текстом о нелегкой жизни черных; 3. рэгтайм - фортепианная танцевальная музыка.
Буги-вуги
В двадцатые годы, в Чикаго развивалась совершенно другая школа фортепианной игры, названная буги-вуги. Принцип аккомпанемента в ней строился на повторяемых остинатных (то есть неизменных и повторяющихся) фигурах в левой руке. В партии правой руки встречаются довольно сложные, часто полиритмические (то есть с наложением одного ритма на другой) остинатные конфигурации, кластерные (очень сложные) гармонии с блюзовыми нотами. Характерными чертами буги-вуги является насыщенность брейками (остановка сопровождения в левой руке для выхода на последующую импровизацию в правой) и риффами (короткие мелодические фразы, повторение которых раз за разом нагнетает напряжение). Как правило, буги-вуги игрались на гармонию блюза; этот тип сольного фортепианного музицирования был наиболее популярным на вечеринках. Этот стиль стал национальным помешательством американцев в 1939 году.

Анализ джазовых пьес

И. Гурник Весёлые ладошки
Пьесу можно разделить на три раздела – АВА. Первый раздел – 12 тактов, второй – 4 такта и третий – 12 тактов. В звучании пьесы чувствуется вопросно-ответная интонация: первые два такта – вопрос, следующие два такта (три хлопка и трёхзвучный мотив) – ответ и т.д. В среднем четырёхтактовом разделе происходит спор между голосами. Вопрос, в партии правой руки, звучит настойчивее, громче, постепенно ослабевая. В следующем разделе возвращается вопросно-ответная интонация, но в конце всё внимание обращено хлопкам в ладоши, которые как бы напоминают название играемой пьесы. В партии левой руки на протяжении всей пьесы звучит повторяющийся мотив из трёх нот, имитируя звучание контрабаса. Такие повторения в джазе именуются рифами. В построении этого мотива используется простое синкопирование за счёт запаздывания доли (вступление мотива приходится на вторую восьмую такта). В середине пьесы в партии правой руки используется простое синкопирование, образующееся за счёт динамических акцентов (смещения акцентов). Блюзовые ноты – пониженные III и VII ступени в мажорном звукоряде, придают этой пьесе особое очарование.
Э. Градески Задиристые буги
Пьеса очень проста по форме, мелодическому языку для детского понимания. Здесь встречаются характерные для джаза «блюзовые» ноты, т.е. пониженные в мажоре III и VII ступени, которые образуют блюзовый лад. В левой руке характерная черта для буги – остинатный бас. Между партиями правой и левой руки явно слышится вопросно-ответный диалог. Синкопы, в привычном для нас понимании, здесь отсутствуют. Но, с точки зрения, джаза, используется простое синкопирование путём гармонизации. Чистая квинта на первой и второй доле воспринимается более ярко, чем отдельные звуки,
продолжающие этот мотив. А staccato на первой доле подчёркивает значимость слабой второй.
Э. Градески Мороженое
Очень популярная, любимая детьми пьеса. Имеет подвижный, весёлый, танцевальный характер. Её гармонии просты, а название вызывает у ребёнка фантазию и воображение. Пьеса написана в стиле регтайм, в удобной для исполнения тональности C-dur. Средний раздел в доминантовой тональности G-dur. Форма трёхчастная – вступление-А:II-ВII:-А. В первом разделе используется простое синкопирование путём опережения доли. Во-втором – простое синкопирование за счёт запаздывания доли. В мелодии отчётливо слышится вопросно-ответный диалог. Партия левой руки своим равномерным движением передаёт звучание контрабаса, а мелодия – имитацию звучания банджо (струнный щипковый инструмент).

Заключение
Сегодняшний мир музыки столь же разнообразен, как климат и география, которые мы познаём благодаря путешествиям. И все же, сегодня мы наблюдаем смешение всё большего числа всемирных культур, постоянно приближающего нас к тому, что в сущности уже становится «всемирной музыкой» (world music). Сегодняшний джаз уже не может не быть под влиянием звуков, проникающих в него практически из любого уголка земного шара. Европейский экспериментализм с классическим подтекстом продолжает влиять на музыку молодых пионеров, таких, как например Кен Вандермарк, фриджазовый авангардист-саксофонист, известный по работе с такими известными современниками, как саксофонисты Мэтс Густафссон, Эван Паркер и Питер Броцманн. Старая традиция звучания стремительно продолжается такими художниками, как трубач Уинтон Марсалис, работающий с целой командой помощников, как в собственных маленьких группах, так и в Джаз-Оркестре Центра Линкольна, который он возглавляет. Потенциальные возможности дальнейшего развития джаза в настоящее время достаточно велики, поскольку пути развития таланта и средства его выражения непредсказуемы, умножаясь поощряемым сегодня объединением усилий различных джазовых жанров.


В раздел дополнительное образование