Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Формирование гражданской идентичности через занятие в объединение "Гражданин"

статья

Автор: Денисенко Вероника Алексеевна, педагог дополнительного образования, МБОУСОШ № 1, город Поронайск, Сахалинская область



В раздел дополнительное образование





Текстовая HTML-версия публикации

Денисенко Вероника Алексеевна учитель истории и обществознания, педагог дополнительного образования, руководитель детского объединения «Гражданин» и «Школа Гражданина» МБОУСОШ № 1 г. Поронайска Из опыта работы: «Формирование гражданской идентичности через занятие в объединение «Гражданин» Сегодня школа сталкивается с социальной пассивностью подростков, поэтому необходимо создавать условия для воспитания Гражданина в самом высоком смысле этого слова, ведь обществу нужны современно-образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Необходимость формирования гражданской идентичности личности определяет важность гражданского - патриотического воспитания в школе. Формирование гражданской идентичности – сложный процесс. Для достижения результата актуально применение методов и форм деятельностного подхода в воспитании. Главное в деятельностном подходе – это деятельность самих обучающихся, участие в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций, выполнение норм и требований школьной жизни, умение вести диалог, участие в общественной жизни, умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий. В связи с чем становится актуальным создание детских объедений гражданско – патриотической направленности, где происходит объединение несовершеннолетних граждан для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности и интересы. Для осуществления социально-значимой деятельности и успешной социализации личности в МБОУСОШ №1 г. Поронайска с 2004 года функционирует объединение «Гражданин» объединяющим детей в возрасте 13-17 лет, сначала перед объединением стояла задача создание социально значимых проектов, что помогает ученикам, не только по зову сердца приниматься за общественно-полезные дела, но и что очень важно, тщательно и по- научному организовывать работу, которую выбрали самостоятельно и извлекать из этого жизненные уроки. Обучающиеся, разрабатывая разнообразные социальные проекты, одновременно, являются непосредственными участниками становления гражданского общества в России. Своим неравнодушием и энергией демонстрируют лучшие патриотические качества. Результатом такой работы стали 10 больших социальных проектов: 1.Два проекта посвятили
проблеме

«Отношение

в

обществе

к

людям

старшего

поколения»
: «Дороги судьбы – дороги Победы», проект посвящен 60-летию Великой Победы, результатом стала шефская работа с ветеранами ВОВ и УТФ, проведение благотворительных акций и издание летописи о ветеранах ВОВ г. Поронайска.(2004-2005гг.), а в проекте «Цветок жизни» подняли проблему «Одиночества пожилых людей», посадили цветы фиалки и подарили одиноким бабушкам. (2006-2007 гг.) 2.Три проекта мы посвятили
проблеме «Повышения престижа профессии учителя в

обществе»
: «Учитель глубинки России», издали энциклопедию «Учитель номер один», о творческом пути работающих учителей школы (2006 г.), результатом работы над проектом «Последний звонок» стало создание галереи портретов школьных учителей.(2007 г.), а поскольку 2010 г. был объявлен Годом Учителя в России, в рамках проекта «Учитель глазами учеников», мы организовали благотворительный праздник для учителей ветеранов г. Поронайска, не работающих в школе, издали: творческий альбом «Учитель глазами
учеников», в альбом включены работы учащихся: сочинений – 68, художественных портретов – 26, фотографий – 59, стихотворений – 5; и исторический очерк «История школы в лицах», посвятили истории нашей школы и учителям ветеранам педагогического труда. Открыли Доску Почёта «Мы Вас помним и благодарим за учительский труд!» 3. Три проекта мы посвятили
проблеме «Сохранению здоровья учащихся»
: «Дорога к здоровью: нам - по пути» (2008г.), «Пивной алкоголизм: миф или реальность?» (2009 г.),«PRO – здоровье» (2012г.) результатом проектов стали уже традиционные молодёжные фестивали, презентации, акции, социологические опросы, рейды, издание рекламной продукции и т.д. 4.Один проект посвятили
проблеме

социального

сиротства
«Рука друга» (2013г.), результатом стало создание подросткового клуба по интересам «Поколение «NEXT» организация досуга и отдыха детей из приёмной и опекаемой семьи, находящихся в ТЖС. 5. Один проект посвятили
правовой проблеме
осознания молодыми гражданами России значимости основного закона – Конституции РФ «Моя страна – мой закон» (2014г.), результатом проекта стало проведение круглых столов с представителями органов власти, гражданских акций по правовым вопросам и издание творческого альбома «Моя страна – мой закон», в который вошло: 4 информационных статьи о конституции; 26 рисунков учеников 1- 4 классов; 7 творческих работ учеников 5, 11 классов; 41 фотография с акций. Участие в проектах показала нам необходимость обучать ребят работать в команде, развивать лидерские качества, самостоятельно планировать и проводить общешкольные и городские акции, вовлекать младших подростков 5-6 классов в социально – значимую деятельность, через создание «Школы Гражданина». Участники объединения «Гражданин» и «Школа Гражданина» создали добровольческую группу в школе, стали сами управлять своей деятельностью, выступили в роли инициаторов проведения гражданских акций, участия в ученическом самоуправлении. Оптимизация процесса вхождения в определенную социальную действительность предполагает понимание особенностей этой действительности, принятие ее норм и ценностей в качестве собственных идеалов и установок. Однако, в отличие от социальной адаптации, гражданская идентичность предполагает не только такое пассивное принятие определенных норм и правил поведения, но и их активное использование, то есть выработку определенных универсальных действий, адекватно применяемых ребятами в нашей социальной действительности. Именно это и происходит на практике при проведении акций в рамках деятельности областной ассоциации детских и молодёжных организаций и органов ученического самоуправления «Содружество» и мы активно сотрудничаем в этом направлении с 2011 – 2012 учебного года. На своих заседаниях мы планируем акции гражданско – правовой направленности, как правило они связаны с государственными праздниками РФ; тематическим годом в России; международными днями, установленными ООН и другими важными событиями не только в стране, но и в нашем регионе, городском округе и школе. Здесь присутствует поведенческий элемент гражданской идентичности – участие в общественной жизни своей школы, города, области, а значит и страны.
Наш алгоритм организация и проведения акций:
1.На заседании объединения сначала мы выбираем акцию. Путём «мозгового штурма» наполняем её содержанием, далее происходит планирование, распределение по творческим группам, выбор ответственного координатора акции. Обязательно создаём таблицу организаторов, проводимые акции, что необходимо сделать творческим группам. 2.Индивидуальная работа творческих групп. 3. После завершения акции на заседании объединения проводится анализ «Что удалось, что не удалось, над чем работать дальше» 4. Вручение грамот самым активным организаторам акции, для портфолио. Во всех наших акциях мы используем растяжки из детских рисунков, стикеров с ответами на проблемные вопросы, всё оформляем на 1 этаже; акция на начало дня с вручением флаеров; агитбригады по классам с логотипами; творческие перемены
(танцевальные и поэтические флешмобы, активные игры, мастерская «Боди – арт» и т.д.); в конце дня коллективные интерактивные игры, городские акции, спортивные соревнования, творческие выступления, концерты, защиты проектов, дискотеки и т.д. Все проводимые акции становятся традиционными, мы лишь корректируем содержание.
Вот некоторые акции, проводимые объединением «Гражданин»:
1.
15

октября
провели акцию «Будущее моей школы», в рамках Выборов Президента школьной демократической республике. Оформили растяжку из детских рисунков на 1 этаже: «Будущее моей школы», стикеры: «Каким вы видите будущее нашей школы» поместили на большую избирательную урну, как наказ будущему Президенту от учеников 2-10 классов. Провели агитбригаду: «Выборы Президента сказочной страны» для 1-4 классы, с голосованием и раздачей логотипов и «Мы – будущие избиратели» для 5-9 классов с раздачей флаеров. 2.
25 октября
акция «День хорошего настроения»,
посвящённая окончанию четверти. Мы проводим: Растяжка «Пожелание другу», акция на начало дня «Подари улыбку», агитбригада «Улыбнись! Сегодня праздник» и акция «Найди друга», на перемене творческие площадки «Боди – арт», флешмоб «Улыбнись и веселись» и «Школьные рекорды» и завершение акции «Найди друга» и флешмоб «Дружный ручеёк». 3.
15 ноября
присоединились к областной акции «Мы за ЗОЖ». В нашей школе был объявлен «Единый День спорта в школе». Инициативная группа перед началом уроков провела акцию: «Вместе скажем, НЕТ!» А это призыв присоединится всех ребят к ЗОЖ и вручение логотипов с социальной рекламой «Вместе скажем, НЕТ!» Звонок на урок 8:30 утра, все пошли не в классы, а в спортзал школы на фитнес-зарядку «Делай как мы, делай лучше нас!». На переменах организовали Флешмоб «Танец против наркотиков». На перемене любой желающий мог прийти на шахматный (5-11 классы) турниры. Тут царила атмосфера ума, напряженности, а потом и…радость победы. А в 16.00 началась акция - турнир по баскетболу среди 7-11 классов, с приглашение команд городских школ. Пришли все, кто хотел поиграть и провести с пользой своё свободное время. Ребят встретила музыка и зарядка. Было весело и задорно. Все мальчики и девочки перемешались между собой и создали 5 команд юношей, и 5 команд девушек. Юноши соревновались между собой, пока одна из команд не одержала победу. По такому же принципу играли и девушки. Участники турнира очень поддержали идею играть не командами классов, а смешанными, разновозрастными командами. Ещё хочется отметить то, что каждый класс заранее подготовил стенгазету на тему ЗОЖ, а также по 2 лозунга, которые развесили по всей школе. 4.
12 декабря
прошла акция «Моя страна - мой закон», посвященная 20 – летию принятия конституции РФ. За неделю до этой акции инициативная группа « Гражданин» начала активную подготовку к данному мероприятию: рисовались плакаты, проводилась поисковая работа в сети Интернет, разрабатывался план мероприятий. Для каждого ученика нашей школы было важно в этот праздничный день выразить своё отношение к стране, в которой он живёт. В рамках акции: «Три цвета моего сердца» ученики 1-5 классов рисовали флаг РФ и писали на нём, что бы они сделали, если были бы президентом нашей страны, а ученики 8-11 классов выразили своё отношение к России и основному закону. Все собранные высказывания были оформлены в виде большой растяжки на главной стене 1 этажа, чтобы можно было прочитать и осознать каждому, что он является Гражданином своего Отечества. В течение всего дня в классах проводились диспуты, круглые столы, видео-уроки, викторины. А после уроков была проведена интерактивная игра « Я - Гражданин России» для 5-8-ых классов. Задача игроков - пройти все станции и набрать как можно больше баллов, и в этом им помогли знания о конституции РФ и о России. Всего было 7 станций: « Кроссворд», где ребята должны были ответить на 11 вопросов об устройстве нашего государства, нормативных актах и т.д.; « Права человека», на примере сказочных героев нужно было ответить, какие права были нарушены. Далее «Анаграммы». Это была сложная и интересная станция. Задача ребят - из переставленных неправильно букв составить слово, имеющее отношение к теме игры. Следующая станция –
«Интеллектуальная», где ребята отвечали на вопросы по конституции РФ. Чем больше правильных ответов - тем больше баллов и шансов на победу! На музыкальной станции «Мой гимн», задача участников была вставить пропущенные слова в гимн РФ и исполнить его. На творческой станции « Моя страна - мой закон» ребятам необходимо было на небольшом плакате сделать коллаж (разделить по колонкам права человека (гражданские, экономические, политические), оформить все картинками и фотографиями. И последняя станция называлась «Неповторимый образ», на которой ребята собирали пазлы – герб РФ. Ребята с удовольствием переходили от станции к станции по своим маршрутным листам, и их не покидало желание стать победителем сегодняшней игры. В итоге день прошёл отлично, все получилось, как и было задумано, было очень интересно и познавательно. В этот день мы ощутили себя достойными Гражданами РФ, и можем сказать, что это - моя страна и мой главный закон! 5.
22 апреля
присоединились к областной акции «День Земли». Все ученики школы с удовольствием рассматривали врученные им флаеры, и по их лицам было видно, что они задумались над тем, что там было написано. А растяжка «Цветущая планета Земля» сразу же приобрела популярность. Перед первым уроком и на каждой перемене вокруг нее толпились дети всех возрастов, чтобы оставить свой слоган на красивом и ярком цветке. После первого урока был дан старт Поэтическому флешмобу. Этот флешмоб ученики нашей школы не обходили стороной – на нем выступали ребята и с подготовленными стихотворениями о природе, и ребята с теми стихотворениями, которые подготовила инициативная группа. Во время агитбригады «Земля в твоих руках» ребята с интересом и очень серьезно слушали всё, что им говорили. Настало время кульминации нашего дня – началась Общегородская акция «Мечта в небо». Все желающие ученики собрались на крыльце школы, взяли шарики в руки с написанными на них мечтами, и отправились в путь до места проведения акции – городской площади им. Пермякова. По пути вручали жителям города флаеры и кричали кричалки. На площади мы отпустили шары в небо. Это было невероятное зрелище! Каждый смотрел на свой шарик со своей мечтой, который улетал далеко - далеко в небо, и понимал, что эта мечта обязательно сбудется… Таким образом, очевидно, что у ребят во время подготовки и проведения гражданских акций, проявляются ценностные нормативные характеристики личности как истинных представителей нашего гражданского общества, осознание себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за ее судьбу в современном мире; гражданский патриотизм; установка на принятие ведущих ценностей своей национальной культуры, культуры «малой родины»; готовность к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий; толерантность к иному мнению, иной позиции, иному взгляду на мир; великодушие; осознание своей сопричастности к судьбам человечества; установка на владение универсальными способами познания мира. Говоря официальным языком, происходит успешная самореализация детей. Они чувствуют себя успешными и нужными в своем социуме, повышается их самооценка, окружающими принимаются результаты их творческой активности. Так в условиях детского объединения «Гражданин» и «Школа Гражданина» формируется гражданская идентичность, как необходимое условие успешной социализации обучающихся с учетом задач ФГОС связанных с выработкой активной позиции, со стремлением самоактуализироваться именно в этой действительности. Так наши дети учатся конструировать свое будущее и их нравственные эталоны становятся понятными и значимыми для их друзей и социального окружения.


В раздел дополнительное образование