Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Особенности социализации учащихся музыкальных школ в современных условиях"

статья

Автор: Мельничук Галина Валентиновна, преподаватель по классу скрипки, МБОУ ДОД "Детская музыкальная школа", город Тулун, Иркутская область



В раздел дополнительное образование





Текстовая HTML-версия публикации

1
Особенности социализации учащихся музыкальных школ в

современных условиях.
В научной литературе социализация рассматривается как сложный многогранный процесс по усвоению индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. Общим для всех подходов является рассмотрение социализации, как результата и механизма приобретения личностью социального опыта в процессе жизнедеятельности. Процесс социализации реализуется через систему определенных социальных институтов, призванных корректировать формирование социальных качеств личности в соответствии с общественно значимыми ценностями, ограничивать или активизировать воздействие каких-то факторов. Социализация в специальном смысле слова является чрезвычайно важным для общества в целом и различных групп социальным процессом. Он осуществляется с помощью социальных механизмов, обеспечивающих достижение общественных и групповых целей. Эти механизмы связаны в основном с действием социальных институтов общества (институтов воспитания, семьи, разнообразных организаций и т.п.) и специальных средств группового влияния и контроля. Институциональная и групповая социализация преследует цели, определяемые общим типом социально- экономической формации, идеологическими и политическими системами общества. В соответствии с характером и требованиями этих систем социализация задает лишь общее направление, общий характер и рамки формирования человека как представителя данной общности или группы. В России одним из главных звеньев, в цепочке общеобразовательной структуры, где общество и государство наиболее эффективно могут управлять процессом воспитания и становления личности, развития музыкального мировоззрения являются учреждения дополнительного образования, в том числе - музыкальные школы, школы искусств, студии эстетического воспитания. В этих учреждениях учатся, как правило, дети, с еще не оформившимся отношением к окружающему миру. Именно поэтому важно создать социально-педагогические условия для формирования музыкального мировоззрения, применяя эстетическое и художественное образование, имеющее огромное значение, используя образовательный потенциал социума. Деятельность учреждений дополнительного образования детей, как социального института, обладает потенциалом социализации личности и все больше задействуется для реализации воспитательных возможностей социума; в учреждениях дополнительного образования детей все больше предоставляется возможность учащимся усваивать музыкальный опыт, активно использовать его в практической деятельности; в формировании музыкального мировоззрения учащихся, все активнее реализуются значимые
2 качества личности, такие как социальная компетентность, социальная активность, социальные потребности и способности, социально-значимая деятельность (музыкальные занятия, вне учебная музыкальная деятельность). Детские музыкальные школы в современных условиях являются средством социализации учащихся. Музыкальное образование может выступать как средство социализации, поскольку само по себе дает учащимся ценностные ориентиры и через погружение в активную музыкально-творческую деятельность обеспечивает более высокие шансы для овладения общечеловеческими ценностями и вхождения в социум. Создание с помощью музыкального образования особой образовательной среды и включение учащихся в различные виды музыкально-творческой деятельности выстраивают благоприятные условия для обогащения духовного мира и развития межличностных отношений как показателей процесса социализации личности. Музыкальные школы призваны помочь ребенку в реализации становления его личностных качеств, духовного образа «Я», в его ценностном ориентировании, что в целом будет способствовать процессу нравственного воспитания учащегося. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности учащегося. В настоящее время мало кем отрицается огромное воздействие русского музыкального искусства на становление духовного и нравственного мира личности. Об исключительных возможностях позитивного воздействия русской фортепианной музыки на духовно-нравственную сферу человека говорилось, начиная со второй половины XVIII столетия. Свидетельством этому служит педагогическое наследие русской фортепианной школы Л. В. Николаева, А. Б. Гольдевейзера, К. Н. Игумнова, С. Е. Фейнберга, Г. Г. Нейгауза. Музыкальное искусство и заложенный в нем духовный и нравственный потенциал способствуют определению ориентиров морали и правил общения в современном обществе. При этом освоение учащимися русского фортепианного искусства способствует формированию ценностных представлений, основ духовности, становлению нравственных качеств личности, знанию истории своего Отечества, воспитанию музыкальной культуры, художественного вкуса, морали и мотивации к позитивному поступку. Музыке принадлежит особенно важная роль в организации процесса социализации личности, поскольку оно обладает возможностью реального психологического влияния на еще недостаточно устойчивую психику ребенка. Благодаря этому влиянию осуществляется не только процесс формирования эстетических идеалов человека, но и способность видеть и воспринимать мир на личностном уровне, что играет существеннейшую роль в процессе организации социальных отношений. Исключительно важным с социально-педагогической точки зрения является сам характер и направленность музыки, степень ее адекватности как художественного направления и формы деятельности особенностям
3 общественной ментальности и возможным перспективам социального развития. Рассматривая музыкальное воспитание как сложную художественную деятельность, музыкальная наука подчеркивает, что оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности. Одна из этих форм – слушание музыки, которое Б.В.Асафьев считал необходимым использовать для ««гимнастики» музыкального чувства и сознательного восприятия музыки». «Музыкальная культура, - писал он, - нуждается в слушателе, способном критически разобраться в художественных музыкальных явлениях, а не в пассивном созерцателе». Другой формой приобщения детей к музыке является творческая исполнительская деятельность, которая может осуществляться в самых различных видах (игра на музыкальных инструментах, участие в оркестре, сольное, ансамблевое и хоровое пение, ритмические движения и танец и т. д.) В процессе многообразных форм музыкального восприятия дети познают, постигают, осваивают закономерности музыкального языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку, приобщаются к занятиям нотной грамотой. Все это расширяет кругозор учащихся, раздвигает горизонты исполнительской деятельности, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развить музыкальные способности детей, словом - социализироваться. Но, кроме указанных выше форм музыкальной деятельности, необходимо отметить еще одну, которую можно отнести к высшему этапу музыкально-эстетического воспитания. Она проявляется, прежде всего, в осознании потребности общения со слушателями, в чувстве необходимости пропагандировать музыкальное искусство. Это своеобразная форма проявления творческой активности личности, способной отдавать свою любовь к музыке и свои знания на благо обществу. Такая общественно полезная деятельность в то же время пробуждает чувство ответственности, побуждает к расширению своих музыкальных знаний, заставляет систематически их совершенствовать. Влияние музыки на воспитание личности проявляется и осуществляется в различных формах музыкальной деятельности: а) слушание музыки; б) творческой деятельности, исполнительстве; в) познавательной деятельности (музыкальной грамотности); г) общественно-полезной деятельности, выражающейся в необходимости сознательной и активной пропаганды музыкального искусства. Все формы музыкальной деятельности помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры школьников. Решению воспитательных задач во многом способствуют коллективное пение, игра, когда дети охвачены общими переживаниями. Общие
4 переживания создают благотворную почву для индивидуального развития. Пример товарищей, общее воодушевление, радость исполнения активизируют робких, нерешительных. Для избалованного вниманием, излишне самоуверенного успешное выступление других детей служит известным тормозом отрицательных проявлений. Такому ученику можно предложить оказать помощь товарищам, воспитывая тем самым скромность и одновременно развивая его индивидуальные способности. Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения. Чередование различных заданий, видов деятельности (пения, слушания музыки, игры на инструментах) требует внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявления волевых усилий: исполняя песню, вовремя начать и закончить ее, уметь действовать, подчиняясь музыке. Все это совершенствует тормозные процессы, воспитывает волю. Таким образом, музыкальная деятельность создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности, закладывает первоначальные основы общей культуры. Кроме того, социализация музыкой тесно связана с умственными процессами. Как и другие виды искусства, музыка имеет познавательное значение. В ней отражены жизненные явления, обогащающие школьников новыми представлениями. Развивая ребенка эстетически и умственно, необходимо всячески поддерживать творческие проявления, которые активизируют восприятие и представление, будят фантазию и воображение. Когда учитель ставит творческие задания, то возникает поисковая деятельность, требующая умственной активности. Например, в пении учащийся импровизирует, создает свой вариант мелодии, старается найти соответствие литературного текста выразительным интонациям. Необходимо отметить, что в воспитании и развитии музыкальных интересов детей школьного возраста одинаково равноценны теоретические и практические формы занятий. Таким образом, особенность социализации учащихся музыкальных школ заключаются в том, что она выступает как разносторонний процесс, направленный на формирование и развитие различных сторон личности. Библиография. 1. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - Л., 2009. 2. Зубарева Л. А., Власенко Л. Н. История развития музыки: учебное пособие для студентов педвузов РФ. Третье издание. - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРА», 2006. 3. Мудрик А.В. Социализация и воспитание подрастающего поколения. - М., 1990.
5 4. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников / М.С. Осеннева, Л.А. Бехбородова – М. ИД «Академия», 2001. 5. Смирнов Б.Ф. Детская музыкальная школа как учебное заведение и культурно – просветительное учреждение // Культура. Творчество. Человек. Часть III: Культурология КДД. – Самара. – 1991; 6. Шанских Г. Музыка как средство коррекционной работы / Г. Шанских //Искусство в школе. 2003. - № 5. 7. Шмаков С. А. Досуговая педагогика / С.А. Шмаков // Детский досуг. – 2003. - № 4. 8. Юдина Е. И. Первые уроки музыкального творчества. - М. «Аквариум», 1999.
6


В раздел дополнительное образование