"Программа для кружковой деятельности художественно-эстетической направленности"
Программа "Театр кукол"
Автор: Кашкарева Наталья Ивановна, педагог дополнительного образования, МБОУ ДОД "Дом детского творчества "Созвездие", город Саянск
В раздел дополнительное образование
Текстовая HTML-версия публикации
Министерство образования Российской Федерации Муниципальное учреждение «Управление образования администрации муниципального образования «город Саянск» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества «Созвездие»Образовательная программа
дополнительного образования детей
художественно-эстетической направленности
Театр кукол
Возраст детей: 6 – 14 лет Срок реализации: 3 года Составители: Кашкарёва Наталья Ивановна, педагог дополнительного образования Саянск 2013
2
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования детей «Театр кукол» художественно- эстетической направленности рассчитана на детей 6-14 лет. Программа «Театр кукол» разрабо- тана на основе программы общеобразовательных учреждений «Театр 1-11 классы», рекомендо- ванной МО РФ (М.: Просвещение, 1995). Срок реализации программы - 3 года. «Театр кукол» - это творческий коллектив ребят, основной деятельностью которого яв- ляется работа с куклой: постановка этюдов, кукольных спектаклей, больших и маленьких, раз- работках к ним декораций. Работа театра включает в себя выступления на концертах, разработ- ку художественных номеров с использованием кукол, внедрение проектной деятельности. Здесь проявляется самостоятельность ребят, их творчество. «Театр кукол» играет большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, благотворно воздействует на зрителей. «Театр кукол» заключает в себе большие потенциальные возможности для всестороннего развития личности ребенка. Од- нако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети чувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызывает хорошее настрое- ние. Кукольный театр - это еще и целый мир новых слов, понятий, которые в обыденной жизни не употребляются. Знакомство со многими удивительными словами и понятиями ожидает тех, кто пожелает заглянуть за кулисы театра.
Актуальность и новизна программы.
Кукла сохраняет мир детства. Дети, как и все мы, устали от насилия на экранах телеви- зоров, им хочется жить весело, непосредственно, общаться с друзьями. Все это они могут найти в «Театре кукол». Кроме того, кукольный театр - стартовая дорожка для формирования успеш- ности. Дети становятся раскрепощенными, уверенными в себе. Они живут увлекательной, ин- тересной жизнью, получают представления о способных скрасить одиночество, уберечься от насилия и зла, которое заполонило мир. Каждое утро перед занятиями в школе дети в театре делятся своими радостями и печалями, в их сердцах горит огонь чистой любви. Они учатся об- щаться, уважать друг друга, заботиться о малышах. Новым в реализации программы «Театр кукол» является организация проектной деятельности: по 2 часа 2 раза в неделю. Срок реализа- ции проекта – 1 год (в зависимости от объема работы). Формы работы над проектом: коллек- тивные и индивидуальные. Проектная деятельность предполагает самостоятельную работу де- тей под руководством педагога и рассматривается как условие социализации детей в обществе. Раздел «Индивидуальная работа» направлен на успешное освоение программного материала каждым ребёнком для освоения надпредметных навыков (для детей с трудностями в обучении) и совершенствования актёрского мастерства (для детей наиболее ярко проявляющих интерес к профессии актёра)
Цель
учебного процесса: формирование навыков сотрудничества, творчества, эмоцио- нальной гибкости, коммуникативности, самопрезентации, самореализации через занятия, по- становку спектаклей, проектную деятельность.
Задачи:
1. Развивать внутренний мир ребёнка, моделировать межличностные отношения, твор- ческую активность членов играющего театрального коллектива 2. Развивать устойчивый интерес детей к театрально-игровой деятельности. 3. Закреплять представления детей о различных видах кукольных театров, уметь разли- чать их и называть (настольный театр, верховые куклы, театр марионеток и т.д.). 4. Обогащать и активизировать словарь детей. Закреплять правильное произношение всех звуков. 5. Совершенствовать интонационную выразительность речи.
3
Отличительные особенности.
В процессе обучения учащиеся не получают прямых оценок своей деятельности. Награ- дой за старание служит радость от выступления перед публикой, мнение окружающих о спек- такле, художественном номере, оценка в целом, и индивидуальная оценка каждого участника как он понравился окружающим. Предполагается после премьеры спектакля, художественного номера рефлексия, где каждый ребёнок высказывает своё мнение о том, что у него получилось, а где нужно ещё совершенствоваться. Поэтому необходима организация видеосъёмки премьеры спектакля и сбор как можно большего количества мнений зрителей, педагогов, родителей. Для младшего возраста предполагается рисование понравившегося сказочного персонажа. Во вре- мя просмотра премьеры спектакля предполагается подробный анализ положительных моментов и недочётов, при этом подчёркиваются позитивные стороны каждой ситуации. Программа рассчитана на 3 года обучения
детей школьного возраста
от 6 до 14 лет. В 1-й год обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу, во 2-й год – 2 раза по 1,5 часа, в 3-й год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа, плюс 1 час в неделю – на индивидуальную работу. Планируются коллективная, групповые и индивидуальная форма работы.
Режим занятий
Воз-
раст
детей
Кол
-во
Де-
тей
Кол-
во
заня-
тий в
неделю
Продолжи-
тельность
занятия
(час)
Индивиду-
альная ра-
бота
Кол-во
часов
в неделю
Кол-во
часов
в год
1-й год обучения 6-7 лет 15 2 1 - 2 72 2-й год обучения 8-10 лет 12 2 1.5 - 3 108 3-й год обучения 11-13 лет 12 2 2 1 6+1 (индивидуаль- ная работа) 144+ 36 Проектная деятель- ность 12-14 лет 5-6 2 2 - 4 144
Ожидаемые результаты
ориентированы на достижение цели программы и соответ- ствуют портрету воспитанника: раскрепощенный, общительный человек, владеющий словом и телом, готовый к творческой деятельности в любой области. Внешний результат деятельности: показ спектаклей, художественных номеров, участие в школьных, районных, областных выставках-экскурсиях декоративно-прикладного искусства, участие в школьных, районных, об- ластных конкурсах и фестивалях детского творчества. Внутренний результат деятельности: развитие устойчивых личностных качеств детей: навыков сотрудничества, творческая актив- ность; стремление к самореализации; эмоциональная гибкость, толерантность, способность к адекватной самооценке. Значимым результатом предполагается формирование совокупности следующих компетентностей обучающихся: интеллектуальной, коммуникативной, рефлек- сивной, деловой, креативной, эмоциональной.
Способы проверки:
мониторинг оценивания внешних и внутренних результатов дея- тельности, отражающий достигнутые знания и умения детей по освоению программного мате- риала.
Формы подведения итогов
по темам и разделам: творческий отчёт в форме спектакля, оформление стенда «Театр кукол», летопись сказочной мастерской «Театр кукол» (видео-, фо- томатериалы), отзывы о спектаклях, художественных номерах, выставках, экскурсиях, «Книга
4 отзывов» - детские рисунки и высказывания детей о спектаклях, диагностика (3 раза в год). Сертификация обучающихся по итогам учебного года.
Учебно-тематический план на 3 года
Содержание программы
I раздел — «Сценическая речь»
Игры и упражнения, артикуляция, дикция, интонация, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фанта- зию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Упражне- ния и игры из этого раздела должны помочь детям сформировать правильное, четкое произно- шение, научить точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударе- ние, диапазон и силу голоса, темп речи), а также развить воображение, умение представить то, о чем говорится, расширить словарный запас, сделать их речь ярче и образнее.
II раздел - «Театральная игра»
Подготовительный этап к репетициям спектакля, направленный на формирование в ре- бенке готовности к творчеству. Здесь развиваются такие качества, как внимание и наблюда- тельность, без которых невозможно творческое восприятие окружающего мира, вооб- № п/п
Наименование
раздела
Всего часов
1-й год
2-й год
3-й год
Проектная дея-
тельность
теория
практика
итого
теория
практика
итого
теория
практика
итого
теория
практика
итого
1 Сценическая речь 2 8 10 2 15 17 15 15 2 10 12 2 Театральная игра 2 8 10 2 15 17 2 15 17 2 10 12 3 Ритмопластика 4 15 19 3 18 21 3 12 15 4 Кукловождение 5 15 20 3 12 15 6 24 30 5 Работа над ку- кольным спектак- лем 1 10 11 5 29 34 10 61 71 6 Прикладное твор- чество 6 40 46 8 71 79 7 Основы театральной куль- туры 1 3 4 2 4 6 2 8 10 8 Индивидуальная работа 6 30 36 9 Выбор проблемы, планирование ра- боты 3 5 8 10 Культура общения 2 4 6 2 6 8 2 8 10 3 30 33
5 ражение и фантазия, которые являются главным условиям для любой творческой деятельности. Не менее важно научить ребенка ориентироваться в окружающей обстановке, развивать про- извольную память и быстроту реакции, воспитывать смелость и находчивость, умение согла- совывать свои действия с партнерами, активизировать мыслительный процесс в целом. Игра помогает ребёнку сосредоточиться, сиять зажимы, учит внимательно слушать друг друга, понимать смысл происходящего, отвечает на вопросы, зачем и для чего он выходит на сцену. Она направлена не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творче- ски относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различ- ных жизненных ситуациях. Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специ- альные театральные игры (упражнения с предметами; этюды; игры на превращения; игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий). Задача театральных игр - расшевелить детей, помочь им обрести на сцене все те каче- ства, которыми они в избытке обладают в реальной жизни. Все они строятся согласно несколь- ким принципам: игрового самочувствия, от простого к сложному, от элементарного фантазиро- вания к созданию образа.
III раздел - «Ритмопластика»
Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей школьников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений, слияние актёра с куклой. Узнать язык своего тела ребёнку помогут занятия ритмопластикой. Ребёнок выполняет определённые упражнения, игры под музыку, потом эти же движения старается перенести на куклу, пытается слиться с куклой. Не зная сначала её характера, манеры говорить, он «выжима- ет» из неё максимум движений, испытывает, на что способна данная кукла. Причём каждый раз кукла меняется; ребёнок испытывает новую куклу, знакомится с её особенностями. Занятие ритмопластикой с куклами помогает «зажатым» детям открыться. Порой они забывают, что это не кукла выделывает определённые «зигзаги удачи», а они сами. Особенно интересные пласти- ческие образы возникают под влиянием музыки. Различные по характеру и настроениям музы- кальные произведения стимулируют фантазию ребенка, помогают творчески использовать пла- стическую выразительность. Помочь ребенку раскрепоститься и ощутить возможности своего тела, слиться с куклой можно с помощью разнообразных ритмопластических упражнений и игр Занятия ритмопластикой предполагают решение следующих задач: - развитие двигательных способностей детей (ловкости, подвижности, гибкости, вынос- ливости); развитие пластической выразительности (ритмичности, музыкальности, быстроты реак- ции, координации движений); - развитие воображения (способность к пластической импровизации с куклой). Необходимым условием решения этих задач является умение владеть своим телом, так называемая мышечная свобода. У детей отсутствие этих умений проявляется в двух видах: как перенапряжение («зажим») всех или отдельных групп мышц и как излишняя разболтанность развязность. Поэтому наряду с упражнениями и играми, направленными на развитие двига- тельных навыков, необходимы специальные упражнения в попеременном напряжении и рас- слаблении различных групп мышц, вплоть до полного расслабления всего тела, лежа на полу. Ритмопластические упражнения развивают гибкость и умение владеть своим телом и представ- ляют собой задания, несущие «художественно-смысловой образ», затрагивающий эмоциональ- ный мир ребенка.
IV раздел - «Кукловождение».
Виды кукол: верховые, перчаточные, тростевые, марионетки, планшетные, их устрой- ством система управления куклами. Жесты - важное средство выразительности при работе с куклой. Устойчивость куклы.
V раздел - «Работа над кукольным спектаклем».
В
ыбор спектакля. Чтение и обсуждение пьес. Подробный разбор и анализ. Характер ге-
6 роя: герой, антагонист, конфликт. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Экспозиция; эпилог. Сверхзадача, сквозные действия. Жанр спектакля. Анализ пьесы Речевые характеристики, речевое поведения персонажа. Сквозные мотивы, вечные сюжеты и характеры. Музыкальное оформление спектакля. Репетиции (по эпизодам, монтировочные, ге- неральные, прогоны). Показ спектакля (премьера, участие в фестивалях, конкурсах, гастроли по селам района, детским садам).
VI раздел - «Прикладное творчество».
Выбор системы кукол для спектакля. Разработка эскизов кукол, декораций в цвете. Изучение литературы по истории костюма. разработка выкроек, подбор материала, инструмен- тов и приспособлений, инструктаж по технике безопасности, расчёт себестоимости изделия.
VII
раздел - «Основы театральной культуры».
Знакомство с историей развития кукольных театров России. Основные понятия и тер- минология театрального искусства, просмотр видеозаписей спектаклей. Особенности театраль- ного искусства – соединение литературы, живописи, музыки, хореографии. Практическая зна- чимость коллективной природы театрального искусства. Различные виды театрального искус- ства. Театральные профессии. Знакомство с понятиями, игры «Идем в театр», «О чем рассказа- ла театральная программка». Культура поведения в театре. Игры и этюды: «Покупка театраль- ного билета», «Сегодня мы идем в театр» и др. Использование Интернет-ресурсов, видеомате- риалов областных фестивалей кукольных самодеятельных театров, видеозаписей телепередач.
VIII раздел - «Индивидуальная работа».
Работа над образом. Работе над характером героя. Музыкальное оформление спектакля под фонограмму, где солируют один или два ребёнка. Эксклюзивный экземпляр созданной кук- лы. Особенности кукловождения.
IX раздел - «Проектная деятельность».
Формирование интеллектуальных, личностных, коммуникативных, деловых, техниче- ских компетентностей происходит в процессе проектной деятельности. Сбор и анализ инфор- мации, изучение нормативной базы, социологические исследования, расчёт экономического обоснования проекта, его реалистичность. Социальная переписка взаимодействие с властными структурами. Прикладное творчество. Выполнение практической и теоретической части про- екта. Разработка эскиза изделия, выкройки. Подбор материал, выполнение детали работы, оформление изделия. Выставка «Я могу быть волшебником...».
X раздел - «Культура общения».
Различные формы общения на развитие внутреннего мира ребёнка путем проведения те- атральных игр в непринуждённой дружеской обстановке, на развитие сопереживания, умения понимать психическое состояние партнера (эмпатия), на развитие способности к самоуглубле- нию, к имитации мыслей партнера, расширение эмоционального спектра личности. Моделиро- вание межличностных отношений, развитие способности к адаптации в различных ситуациях, воспитание коллективизма, социализация ребёнка. Здесь рассматриваются темы: 1-й год обучения: «Волшебные слова», «Здравствуй и прощай», «Приветствие», «Диалог по телефону», «Ежели вы вежливы», «От чего зависит настроение», «Золотое правило обще- ния», «Чувство времени». 2-й год обучения: «Правила культуры деятельности», «Веселые правила хорошего тона»; «Повседневный этикет», «Узнай себя», «Хочу, не хочу и надо», «Дома и в школе». 3-й год обучения: «Общие правила нравственности. Общение в жизни человека», «Зачем нужно знать себя?», «Я глазами других», «Мой внутренний мир», «Аукцион достоинств», «Ссоры»; «Как правильно общаться», «Как правильно просить и отказывать», «Сильная лич- ность», «Мои проблемы», «О любви к себе», «Здравствуйте!», или «Нет вредным привычкам».
Методическое обеспечение.
Формы занятий: театральное занятие и театральная игра.
Процесс театральных за- нятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей. При- ёмы и методы организации учебного процесса: упражнения, театральные игры, диалоги.
7 При проведении занятий используются различные
методы работы
: словесные методы (лекция, объяснение, консультация), демонстративно-наглядные (показ кукол, технологий, схем и пр.), метод практической работы (составление деловых писем, написание выводов, выполне- ние теоретической части проекта), репродуктивно-исследовательский, проблемно-поисковый (поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств; анализ полученной информации), проектные методы (разработка проекта, моделирование ситуации, планирование деятельности, художе- ственное конструирование), активные формы познавательной деятельности («мозговой штурм», защита проекта). Для проведения занятий используется следующий
дидактический материал
: карточки, набор иллюстраций, фонограммы, диагностические карты, анкеты для родителей, детей, наглядный и раздаточный материал. Для проведения занятий используется следующее
техническое оснащение
: ширма, те- атральные куклы различных систем, домашний кинотеатр, пятнадцать стульев, два рабочих стола, стеллаж, тетради, ручки, карандаши, альбомы.
8
Список литературы для руководителей
1. Альхимович, С.М. Театр Петрушки в гостях у малышей (Текст) С.М. Альхимович. – Минск: Народная асвета, 1969. 2. Гегелло, Н.В. Ширма поднимается выше. Из опыта работы кружков, театра кукол (Текст) / Н.В. Гегелло. – М.: Молодая гвардия, 1962. 3. Гребенкина, Л.К. 50 сценариев классных часов (Текст) / Л.К. Гребенкина и др. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. 4. Гринберг, О.Э. Хоровод кукол / О.Э. Гринберг. Вып. № 12. – М.: Искусство, 1985. 5. Диденко, Т.И. Сборник классных часов и родительских собраний. Методика работы с уча- щимися 5 классов (Текст) / Т.И. Диденко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. 6. Еценко, В.Г. Кукольный театр в школе (Текст) / В.Г. Еценко. – Новосибирск: Издательская компания «Лада», 2001. 7. Караманенко, Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам. Театр картинок. Театр игрушек. Театр петрушек (Текст): пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов / Т.Н. Караманенко, Ю.Г. Караманенко. – 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1969. 8. Лабзина, А.Я. Обслуживающий труд: учебное пособие для 6 класса (Текст) / А.Я. Лабзина, Е.В. Васильченко. – М.: Просвещение, 1981. 9. Лебединский, А. Театр в чемодане (Текст) / А. Лебединский. – М.: Искусство, 1977. 10. Начинающим актерам (Текст) / ред.-сост. Л.И. Жук. – Минск: ООО «Красико-Принт», 2002. 11. Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: программа и репертуар (Текст) / Э.Г. Чурилова. – М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.
Список литературы для детей
1. Безымянная, О. Школьный театр (Текст) / О. Безымянная. – М.: Рольф, 2001. 2. Городкова, Т.В. Мягкие игрушки – мультяшки и зверюшки (Текст): популярное пособие для родителей и педагогов / Т.В. Городкова, М.И. Нагибина. – Ярославль: Академия развития, 1997. 3. Караманенко, Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам (Текст) / Т.Н. Караманенко. - М.: Про- свещение, 1969. 4. Карнаухова, И.В. Аленький цветочек (Текст) / И.В. Карнаухова, Л.Т. Браусевич. – М.: Все- российское театральное общество, 1988. 5. Лосич, Л.Н. Игрушки-самоделки (Текст) / Л.Н. Лосич. – Минск: Элайда, 1998. 6. Плотников, В. Куклы. «История в картинках» (Текст): книжка-раскраска (Текст) / В. Плот- ников. – Челябинск: Урал, 1996. 7. Сеф, Р.С. В кукольном театре: сб. пьес (Текст) / Р.С. Сеф. – М.: Советская Россия, 1973. 8. Терешкович, Т.А. Рукодельница (Текст) / Т.А. Терешкович. – Минск: Полымя, 1992. 9. Трифонова, Н.М. Кукольный театр своими руками (Текст) / Н.М. Трифонова. – М.: Рольф, 2001. 10. Юнисов, М. Маленький театр: пьесы для домашних и школьных постановок (Текст) / М. Юнисов. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2003.
9 РЕЦЕНЗИЯ на образовательную программу дополнительного образования детей «Театр кукол» педагогов-организаторов дополнительного образования МОУ ДОД ДДТ «Созвездие» г.Саянска Кашкаревой Н.И., Федяевой Е.В. Представленная к рецензированию программа «Театр кукол» относится к дополнитель- ным образовательным программам, разработана на основе программы общеобразовательных учреждений «Театр 1-11 классы», рекомендованной МО РФ (М..Просвещение,1995). Содержа- ние данной программы соответствует условиям работы в учреждении дополнительного образо- вания детей. Программа рассчитана на 3 года реализации, предполагает обучение детей 6-14 лет. Актуальность программы обоснована авторами-составителями востребованностью деть- ми и родителями. Эффективность ее обеспечивается путем сочетания групповых и индивиду- альных занятий. Программа заключает в себе большие потенциальные возможности для всесто- роннего развития личности ребенка, поскольку в работе над спектаклем формируются навыки сотрудничества, творчества, эмоциональной гибкости, коммуникабельности, самопрезентации, самореализации. Разнообразная по формам и видам деятельности она может стать стартовой дорожкой для формирования успешности. Дети, прошедшие курс занятий по программе, стано- вятся раскрепощенными, уверенными в себе, они живут увлекательной, интересной жизнью. Содержание включает изучение таких предметов как: сценическая речь, театральная игра, рит- мопластика, кукловождение, работа над кукольным спектаклем, прикладное творчество, основы театральной культуры, проектная деятельность, культура общения. Особенностью данной программы является организация проектной деятельности, которая предполагает самостоятельную работу детей под руководством педагога по созданию фрагмен- тов, ролей или в целом спектакля. Реализация предложенной программы будет способствовать художественно-эстетическому развитию и социализации детей в обществе. Задачи, поставлен- ные авторами, достижимы и соответствуют цели. Структура программы соответствует требо- ваниям к дополнительным образовательным программам детей. Программа может быть рекомендована к реализации в системе дополнительного образо- вания детей. Методист ДДТ «Созвездие» Онипер Тамара Степановна
В раздел дополнительное образование