"СТРАНА ЧИТАЛИЯ"
Дополнительная общеобразовательная программа
Автор: Капинос Наталья Станиславовна, педагог дополнительного образования, МАОУ ДОД МО г. Нягань "Центр детского творчества", город Нягань, ХМАО-Югра, Тюменская область, РФ
В раздел дополнительное образование
Текстовая HTML-версия публикации
3 МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. НЯГАНЬ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА«СТРАНА ЧИТАЛИЯ»
Возраст детей 7-12 лет Срок реализации 2 года Педагог дополнительного образования:
Капинос Наталья Станиславовна
Нягань – 2014
4
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка 3 Учебный план первый год 5 Учебно-тематический план первый год 6 Содержание программы первый год 9 Учебный план второй год 12 Учебно-тематический план второй год 13 Содержание программы второй год 16 Прогнозируемый результат программы, формы и методы диагностики 19 Методические рекомендации 22 Литература 26
5
Пояснительная записка
Значение книги в жизни человека огромно. Но, едва научившись читать в начальной школе, дети чаще увлекаются компьютером и телевизором. Замедляется процесс чтения, теряется интерес к нему. Из-за этого замедляются и процессы интеллектуальной деятельности: ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны. В связи с этим возникла необходимость в создании дополнительной общеобразовательной программы, которая способствует расширению читательского пространства через дифференцированное обучение и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию учащегося-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. Программа направлена на развитие личности ребенка, имеет свою специфику, организация занятий существенно отличается от школьных уроков. Программа не имеет строго возрастную направленность, и в одной группе могут заниматься учащиеся, разного возраста, так же педагогом варьируется часовая нагрузка для той или иной темы (что не предусматривается в школьной программе). В программу могут включаться произведения других авторов на усмотрение педагога, меняться последовательность изучаемых тем. Новизна данной программы заключается в том, что имеет направленность не только на интеллектуальное развитие, но и на развитие навыков у учащихся культуры речи, художественного слова, ведущих: конкурсов, концертов, фестивалей. Дополнительная общеобразовательная программа «Страна Читалия» входит в социально-педагогическую направленность. Программа
6 составлена на основе учебников: Чуракова Н.А. «Литературное чтение 1- 2кл.»; Малаховская О.В «Литературное чтение 1-2кл.».
Цель : развитие познавательных процессов у учащихся на основе
произведений детской литературы.
Задачи программы
: совершенствовать все виды речевой деятельности, умения вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать; способствовать формированию читательского кругозора и приобретению опыта самостоятельной читательской деятельности. формировать первоначальные навыки работы с художественными произведениями в различных жанрах. воспитать эстетическое отношение к искусству слова, интерес к чтению и книге, потребность в общении с миром художественной литературы; обогатить нравственный опыт учащихся через пополнение представлений о добре и зле, справедливости и честности. развивать логическое мышление, память, воображение учащихся через работу с дидактическим материалом. Формирование учебных групп осуществляется через индивидуальное собеседование с учащими, и их родителями, рекламно-агитационный прием, визитные карточки, экскурсии со школ в ЦДТ. Дополнительная общеобразовательная программа «Страна Читалия» составлена на два года обучения для учащихся, от 7 до 12 лет. Учащиеся, окончившие двухгодичную программу обучения, имеют возможность продолжить занятия в творческой группе. В группе 1-го года обучения занимаются 12-15 учащихся, в группе 2-го года обучения 12 учащихся, в творческой группе до 6 учащихся. Год обучения 1 год обучения 2 год обучения
7 Режим учебных занятий 2 раза в неделю по 2 часа 3 раза в неделю по 2 часа Количество часов в неделю 4 часа 6 часов
Общее количество часов в год
144 часа
216 часов
Учебный план
8
(1 год обучения)
Цель:
привлечение
учащихся,
к
чтению,
познанию
мира,
красоте
русского языка.
Задачи:
1. формировать первоначальные навыки работы с книгой, 2. формировать умение пересказывать прочитанный материал и последовательно излагать свои мысли; 3. обогатить внутренний мир учащихся, через чтение; 4. развивать культуру речи; эстетическое отношение к искусству слова. 5. развивать зрительную и образную память; 6. развивать логическое мышление по прочитанному материалу; 7. развивать фантазию, воображение, творческие способности учащихся, через игровые ситуации; 8. формировать творческое мышление; 9. воспитывать бережное отношение к книге. № п/п Название тем Количество часов I Вводное занятие
2
II Блок – «Что за прелесть эти сказки!»
34
III Блок – «Удивительный мир стихов»
18
IV Блок – «Мир природы и животных»
16
V Блок – «Весёлые друзья»
10
VI Блок – «Тематический»
20
VII Досугово - просветительская деятельность в каникулярный период
12
VIII Подготовка к конкурсам, выставкам.
32
Итого:
144
9
Учебно-тематический план
(1 год обучения)
№ п/п Тема занятий Общ. кол- во В том числе Теори я Практ ика
I.
1.
Вводное занятие:
2.Введение в образовательную программу «В гостях у Книгомудрика».
1
1
1 1
II.
Блок «Что за прелесть эти сказки!»
34
9
25
1
.
Сергей Тимофеевич Аксаков.
«Аленький цветочек».
2
0,5
1,5
2. Русские народные сказки
1. «Пряничный домик». 2. «Илья Муромец». 3. «Волшебное кольцо».
4
2 2
1
0,5 0,5
3
1,5 1,5
3. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк.
1. «Ванюшкины именины». 2. «Сказка про воронушку».
2
0,5
1,5
4. Алексей Николаевич Толстой
«Золотой ключик».
2
0,5
1,5
5. Сказки народов мира.
1. «Почему у месяца нет платья». 2. «Кто сшил Видеку рубашку?». 3. «Вежливый кролик».
2
0,5
1,5
6. Сказки братьев Гримм.
1. «Бременские музыканты». 2. «Горшок каши». 3. «Храбрый портной».
4
2 2
1
0,5 0,5
3
2,5 1,5
7
.
Редьярд Киплинг.
1. «Слоненок», «Кошка гулявшая сама по себе». 2. «Откуда у кита такая глотка?», «Отчего у верблюда горб?».
4
2 2
1
0,5 0,5
3
1,5 1,5
8
.
Шарль Перро.
1. «Золушка». 2. «Подарки феи». 3. «Кот в сапогах». 4. «Спящая красавица».
4
2 2
1
0,5 0,5
3
1,5 1,5
9. Ганс Христиан Андерсен.
1. «Свинопас». 2. «Огниво». 3. «Снежная королева».
4
2 2
1
0,5 0,5
3
1,5 1,5
10. Петр Павлович Ершов.
1. «Конек – горбунок» (1, 2 части). 2. «Конек – горбунок» (3, 4 части).
4
2 2
1
0,5 0,5
3
1,5 1,5
11. Галина Александрова.
1. «Домовенок Кузя». 2. «Домовенок, Кузька и его сундучок».
2
0,5
1,5
12
.
Валерий Шульжик
. 1. «Фунтик неуловимый». 2. «Фунтик и старушка с усами».
2
0,5
1,5
III.
Блок «Удивительный мир стихов».
18
4,5
13,5
10
1. Корней Иванович Чуковский.
1. «Мойдодыр», «Тараканище». 2. «Айболит», «Телефон».
2
0,5
1,5
2. Владимир Владимирович Маяковский.
1. «Что такое хорошо и что такое плохо!».
2
0,5
1,5
3
.
Сергей Владимирович Михалков.
1. «Дядя Степа», «А что у вас?», «Три поросенка».
2
0,5
1,5
4. Самуил Яковлевич Маршак.
1. «Вот какой рассеянный»,«Багаж». 2. «Пожар»,«Пудель».
2
0,5
1,5
5
. Поэзия Б.В. Заходера.
1. «Квот и Комут», «Русачок».
2
0,5
1,5
6.Лев Абрамович Кассиль.
«Памятник солдату», «Сестра».
2
0,5
1,5
7. Эмма Мошковская.
1. «Какие бывают подарки», «Вечерняя сказка».
2
0,5
1,5
8. Агния Львовна Барто.
1. «Мы с Тамарой». 2. «Лебединое горе».
2
0,5
1,5
9. Владимир Степанов.
1. «Куда глядит ворона». Сборник стихотворений.
2
0,5
1,5
IV.
Блок «Мир природы и животных».
16
4
12
1. Природа в поэзии.
1. С. Никитин. 2. Ф. Тютчев. 3. А. Блок, И. Бунин.
2
0,5
1,5
2. Евгений Чарушин.
1. «Волчишко». 2. «Большое и маленькое».
2
0,5
1,5
3. Михаил Михайлович Пришвин.
1. «Медведь». 2. «Лоси». 3. «Гости».
2
0,5
1,5
4.Ольга Перовская.
«Ребята и зверята». 1.«Мишка», «Васька».
2
0,5
1,5
5. Виталий Бианки.
1. «Кто чем поет?», «Лесная газета». «Теремок».
2
0,5
1,5
6
.
Василий Ливанов.
1.«Самый, самый, самый». 2.«Честное слово жирафу».
2
0,5
1,5
7. Вера Чаплина.
1. «Фомка – белый медвежонок». Рассказы.
2
2
0,5
0,5
1,5
1,5
8.Михаил Зощенко
1. «Умные животные». 2. «Смешные рассказы».
2
2 2
0,5
0,5 0,5
1,5
1,5 1,5
11
V.
IV. Блок – «Весёлые друзья».
10
2,5
7,5
1. Николай Носов
. 1. «Живая шляпа». 2. «Заплатка». 3. «Фантазеры». 4. «Замазка».
4
2 2
1
0,5 0,5
3
1,5 1,5
2
.
Эдуард Успенский
1. «Дядя Фёдор и др.». 2. «Три глухих преступления».
4
2 2
1
0,5 0,5
3
1,5 1,5
3. Святослав Рунге.
1. «Шайбу, шайбу!».
2
0,5
1,5
VI.
V. Блок – «Тематический»
20
4,5
15,5
1. «Как пользоваться книгой?!»
2
0,5
1,5
2. «Все работы хороши!»
1. В. Маяковский «Кем быть?». 2. Д. Родари «Чем пахнут ремесла?».
2
0,5
1,5
3. Детское справочное бюро.
1. «Почемучка». 2. «Потомучка».
4
2 2
1
0,5 0,5
3
1,5 1,5
4. Зимушка – зима!.
1. А.С. Пушкин, А. Фет. Тютчев .
2
0,5
1,5
5
. «Давайте вспомним!».
Итоговое занятие (I полугодие.).
2
2
6. Новогодний калейдоскоп.
2
0,5
1,5
7
. «День защитника Отечества»
1. Л. Кассиль «Твои защитники».
2
0,5
1,5
8
.
8 Марта – мамин день!
2
0,5
1,5
9
.
Урок мужества.
1. С. Баруздин «Шёл по улице солдат»
2
0,5
1,5
10. Промежуточная аттестация.
2
2
VII.
Досугово - просветительская деятельность в каникулярный
период
12
12
1. Экскурсия в фольклорный музей «Русская изба» (д/со «Сказка»). 2. Встреча с рук. Телепрограмм. «Детский мир» Куксаус Е.С. 3. Экскурсия в НТЮЗ. 4. Экскурсия в библиотеку семейного чтения (восточ. мкр). 5. Экскурсия в детскую библиотеку (2-мкр). Участие в гор. конкурсе чтецов. «Магия слова».
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
VIII
.
Подготовка к конкурсам, выставкам.
32
32
Итого:
144
26,5
117,5
12
Содержание программы
(1 год обучения)
1.
Вводное занятие.
включает в себя знакомство учащихся, , с образовательной программой «Страна Читалия», с книжной выставкой: «Путешествие в страну «Читалию», с расписанием занятий и правилами поведения и техникой безопасности в кабинете, с правилами дорожного движения.
2.
Блок – «Что за прелесть эти сказки!»
- включает в себя сказки: А. Толстого, С.Аксакова, Д. Мамина-Сибиряка, Р. Киплинга, Ш. Перро, Г.Х. Андерсена, П. Ершова, братьев Гримм, сказки народов мира, русские народные сказки. Учащимся, дается понятие о жанрах сказок, таких как, бытовые, волшебные, о животных. Учащиеся, выразительно читают сказки, при этом корректируется их чтение. Через чтение сказок учащиеся, знакомятся с жизнью, бытом, искусством, обычаями и традициями народов. После чтения учащиеся, пересказывают текст, анализируют, сочиняют новые сказки с использованием вспомогательных средств (игровые действия, рисунки, мини-игрушки, игры на логическое мышление).
3.
Блок
–
«Удивительный
мир
стихов»
-
включает в себя стихотворения для детей следующих авторов: К. Чуковского, В. Маяковского, С. Михалкова, С. Маршака, Б. Заходера, Л. Кассиля, Э. Мошковской, А. Барто, В. Степанова. Учащиеся, выразительно читают стихотворения о дяде Степе, Мойдодыре, Айболите, Мистере Твистере, о глупом мышонке, о рассеянном человеке и др.; участвуют в викторинах по этим произведениям. ;узнают из стихов о добре и зле, справедливости и честности.
4.
Блок
–
«Мир природы и животных».
В этот блок вошли произведения авторов: С. Никитина, Ф. Тютчева, А. Блока, И. Бунина, О. Перовской, В. Ливанова, В. Чаплиной, Е. Чарушина, М. Пришвина, В. Бианки. В произведениях этих авторов рассказывается о природе, о ее
13 красках, о жизни животных, о том, как человек принимает участие в их жизни, проявляя заботу, ласку, дарит им свою любовь. Читая эти произведения, учащиеся, знакомятся с окружающим миром, у них развивается эмоциональность, способность к состраданию, сочувствию ко всему живому на земле.
5.
Блок
–
«Весёлые друзья».
Этот блок знакомит учащихся, с детскими произведениями, в которых рассказывается о необычайных приключениях героев книг, об их забавах, фантазиях, чудачествах, выдумках. Это произведения авторов: Н. Носова, В. Ливанова, Э. Успенского, С. Рунге, Г. Александровой. Читая эти книги, учащиеся, отдыхают, фантазируют, мечтают.
6.
Блок – «Тематический»
- включает в себя следующие темы:
Тема 1.
«Как пользоваться книгой?» - учащиеся, научатся, как надо работать с книгой, используя справочно-библиографический аппарат, как надо аккуратно пользоваться книгой, беречь ее. Полученные знания практикуются и закрепляются во время экскурсии в библиотеке
Тема
2.
«Все работы хороши» - через беседу педагог выясняет у учащихся,, какую они хотят выбрать профессию, когда станут взрослыми, читают стихотворения В. Маяковского «Кем быть?» и Д. Родари «Чем пахнут ремесла», выполнят рисунки о своей будущей профессии.
Тема 3.
«Зимушка-зима» - выразительное чтение стихов А. Пушкина, А. Фета, Ф. Тютчева о зиме, о богатстве русского языка, передающим красоту русских зимних пейзажах.
Тема
4.
«Детское справочное бюро» - познакомит учащихся, со справочниками «Почемучка» и «Потомучка», из которых дети узнают много интересного и получат ответы на многие вопросы, интересующие их.
Тема 5.
«Давайте вспомним». Проводится открытое занятие для оценки компетентности учащихся ,за I полугодие.
Тема 6.
«Новогодний калейдоскоп» - учащиеся, участвуют в конкурсе стихов к Новому году, изготавливают новогодние украшения на елку, готовятся к утреннику.
14
Тема 7.
«День защитника Отечества» - через беседу педагога и чтение рассказа Л. Кассиля «Твои защитники», учащиеся, узнают о тех, кто и как защищал Отечество, о Вооруженных силах наших дней, о героизме российских солдат на полях сражения за Родину.
Тема 8.
«8 Марта – Мамин день» - выразительное чтение и конкурс стихов на тему – 8 Марта, выполнение открыток для мам, бабушек, сестер.
Тема
9.
«Урок мужества» - беседа педагога. Чтение рассказа С. Баруздина «Шел по улице солдат», познакомит учащихся, с героическим прошлым нашей Родины, где главным героем Великой Отечественной войны был русский солдат.
Тема 10.
«Промежуточная аттестация». Проводится открытое занятие для оценки компетентности учащихся, за год.
7.
Блок.
«Досугово-просветительская
деятельность».
Для формирования нравственно-эстетического восприятия окружающей среды, здорового образа жизни, межличностных отношений, в каникулярный период учащиеся, посещают музеи, библиотеки, театр, Центр малочисленных народов Севера. Участвуют в различных ОММ центра, городских конкурсах.
8.
Блок. Подготовка к выставкам, конкурсам.
Для раскрытия и развития потенциальных творческих способностей учащиеся, принимают участие в конкурсах, выставках и в различных видах деятельности.
15
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
(2 год обучения)
Цель: активизация восприятия художественного произведения.
Задачи:
1. формировать эстетическое восприятие окружающей среды, творческое отношение к жизни; 2. формировать умение создавать художественный образ; 3. формировать речевое, интеллектуально-нравственное развитие учащихся; 4. научить учащихся вести беседу в форме диалога; 5. формировать первоначальные навыки работы с детской литературой в различных жанрах. 6. развивать у учащихся, логическое мышление, умение ориентироваться и мыслить в нестандартной ситуации; 7. развивать творческие способности через участие в конкурсах, организационно - массовых мероприятиях, в съемках телепередач; 8. воспитывать у учащихся, способность к состраданию, сочувствию, сопереживанию и умению эмоционально откликаться на описанные события. № п/п Название тем Количество часов I Вводное занятие
2
II Блок – «Путешествуем по сказкам»
62
III Блок – «Планета – наш общий дом»
24
IV Блок – «Человек. Друг. Дружба.»
50
V Блок – «Тематический»
24
VI Досугово - просветительская деятельность в каникулярный период
18
VII Подготовка к конкурсам, выставкам.
36
Итого:
216
16
Учебно-тематический план
(2 год обучения)
№ п./п. Тема занятий Общ. кол-во В том числе Теория Практик а
I.
1.
Вводное занятие:
2. «Книгомудрик вновь приветствует вас!» - Введение в образовательную программу.
1
1
1 1
II
.
Блок – «Путешествие по сказкам»
62
16,5
45,5
1. Джани Родари
. 1. «Чипполино». 2. «Путешествие голубой стрелы».
6
4 2
1,5
1 0,5
4,5
3 1,5
2. Эрнест Теодор Амадей Гофман
. «Щелкунчик и мышиный король» 1. Подарки». 2. «Болезнь». 3. «Сказка о твердом орехе».
8
4 2 2
2
1 0,5 0,5
6
3 1,5 1,5
3. Русские народные сказки.
1. «Снегурочка», «Василиса Прекрасная». 2. «Царевна Лягушка».
4
2 2
1
0,5 0,5
3
1,5 1,5
4. Бажов Павел Петрович
Сказки. 1. «Голубая змейка», «Синюшкин колодец». 2. «Огневушка - поскокушка».
4
2 2
1
0,5 0,5
3
1,5 1,5
5.Александр Сергеевич Пушкин.
1. «Сказка о попе и работнике его Балде». 2. «Руслан и Людмила».
4
2 2
1
0,5 0,5
3
1,5 1,5
6
.
Астрид Линдгрен.
1. «Малыш и Карлсон».
4
2 2
1
0,5 0,5
3
1,5 1,5
7. Эрих Распе
. «Приключение барона Мюнхгаузена». 1. «Второй вечер». 2. «Восьмой вечер».
4
2 2
1
0,5 0,5
3
1,5 1,5
8. Александр Волков
. 1. «Волшебник Изумрудного города». 2. «Семь подземных королей». 3. «Урфин Джюс и его деревянные солдаты».
6
2 2 2
1,5
0,5 0,5 0,5
4,5
1,5 1,5 1,5
9. Антоний Погорельский.
1. «Черная курица или Подземные жители».
2
0,5
1,5
10
.
Галина Турчина. «Вороновы сказки».
1. «Богатырь Всеволод – Миротворец». 2. «Гришаня удалец, на дуде игрец». 3. «Егоркины поговорки».
6
2 2 2
1,5
0,5 0,5 0,5
4,5
1,5 1,5 1,5
11. Юрий Олеша. «Три толстяка».
1. «Канатоходец Тибу». 2. «Кукла наследника Тутти».
4
2 2
1
0,5 0,5
3
1,5 1,5
17
12.
«
Сказки народов Севера».
1.Хантыйская сказка. 2. Мансийская сказка. 3. Эскимосская сказка.
6
2 2 2
1,5
0,5 0,5 0,5
4,5
1,5 1,5 1,5
13. Льюис Кэррол.
«Алиса в волшебной стране».
4
2 2
1
0,5 0,5
3
1,5 1,5
III
.
Блок «Планета – наш общий дом»
24
4,5
19,5
1.Кир Булычев.
1. «Приключения Алисы». 2. «Кому это нужно?».
4
2 2
1
0,5 0,5
1,5
1,5 1,5
2.Джонатан Свифт. - «Путешествие Гулливера».
1.«Путешествие в Лилипутию». 2. «Путешествие в Бробдингнег».
4
2 2
1
0,5 0,5
3
1,5 1,5
3
.
Антуан де. Сент- Экзюпери.
1. «Маленький принц». 2. «Ночной полет». 3. «Планета людей».
8
4 2 2
2
1 0,5 0,5
6
3 1,5 1,5
4. Константин Паустовский.
1. «Похождение паука - носорога». 2. «Рассказы».
4
2 2
1
0,5 0,5
3
1,5 1,5
5. Николай Сладков.
1.«Во льдах». 2.«В тундре». 3.«В степи».
4
2 2
1
0,5 0,5
3
1,5 1,5
IV.
III. Блок – «Человек. Друг. Дружба».
50
12
38
1. Лев Абрамович Кассиль.
1. «Рассказы у классной доски», «Держись, капитан».
2
0,5
1,5
2. Виктор Юзефович Драгунский.
1. «Все тайное становится явным». «Мотогонки по отвесной стене». 2. «Сверху, вниз, наискосок», 4. «Арбузный переулок».
8
2 2 2 2
2
0,5 0,5 0,5 0,5
6
1,5 1,5 1,5 1,5
3. Аркадий Петрович Гайдар.
1. «Чук и Гек
2
0,5
1,5
4
.
Григорий Остер.
1. «Папамамалогия», 2, «Квартироведение». 3,. «Вритература», 4,«Хваталгебра».
4
2 2
1
0,5 0,5
3
1,5 1,5
5. Сергей Медведев.
1. «Неизвестные приключения Баранкина». 2. «Баранкин - будь человеком» 3. «Сверхприключения сверхкосмонавта Баранкина».
6
2 2 2
1,5
0,5 0,5 0,5
4,5
1,5 1,5 1,5
6.Анатолий Алексин.
1. «Веселые повести». 2. «Саша и Шура».
4
2 2 1 0,5 0,5
3
1,5 1,5
7
.
Редьярд Киплинг. «Маугли»
1. «Братья Маугли». 2. «Охота Каа».
6
2 2
1,5
0,5 0,5
4,5
1,5 1,5
18
8.Николай Носов.
1. «Незнайка и его друзья». 2. «Незнайка на Луне». 3. «Незнайка в солнечном городе».
6
4 2 2
1,5
1 0,5 0,5
3,5
3 1,5 1,5
9.Иван Андреевич Крылов.
1. «Квартет». 2. «Мартышка и очки». 3. «Слон и Моська». 4, «Лиса и виноград»
8
2 2 2 2
2
0,5 0,5 0,5 0,5
6
1,5 1,5 1,5 1,5
10. Юрий Коваль.
1. Знакомство с книгами Ю. Коваля. 2. «Приключения Васи Куролесова».
4
2 2
1
0,5 0,5
3
1,5 1,5
V.
Блок «Тематический»
24
5
19
1. Возлюби ближнего своего.
1. «Детская библия». 2. «Библейские придания»
4
2 2
1
0,5 0,5
3
1,5 1,5
2. Здравствуй, зима!
1. А.С. Пушкин, С. Никитин, 2. Ф. Тютчев, А. Блок, С. Есенин.
2
0,5
1,5
3.Все работы хороши!
1. Сборник рассказов «Все работы хороши».
2
0,5
1,5
4.«Давайте вспомним».
Открытое занятие. (по итогам I полугодия).
2
2
5. Новогодний калейдоскоп.
2
0,5
1,5
6
.
«Разрешите взять у вас интервью?!»
4
1
3
7. «День защитника Отечества!»
С. Баруздин «Шел по улице солдат»
2
0,5
1,5
8
.
«8 Марта – женский праздник!»
2
0,5
1,5
9. «Урок мужества»
А. Приставкин «Портрет отца».
2
0,5
1,5
10. Итоговая аттестация
2
2
VI.
Досугово - просветительская деятельность в
каникулярный период.
18
18
1. Экскурсия в городской музей. 2. Экскурсия в Центр малочисленных народов Севера. 3. Экскурсия в НИИЦ. 4. Посещение спектакля НТЮЗ. 5. Экскурсия в редакцию «Вестник Приобья». 6. Экскурсия в городскую библиотеку. 7. Посещение выставки в городском музее. 8. Участие в городском фестивале «Неделя детской книги». 9. Участие в городском конкурсе чтецов «Магия слова».
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
VII.
Подготовка к конкурсам, выставкам.
36
36
Итого:
216
42
174
19
Содержание программы
(2 год обучения)
1.
Вводное
занятие.
В
ключает в себя знакомство учащихся, с образовательной программой II года обучения «Страна Читалия», с расписанием занятий и правилами поведения и техникой безопасности в кабинете, с правилами дорожного движения.
2.
Блок
–
«Путешествуем
по
сказкам!»
- в который входят сказки: Д. Родари, Э.А. Гофмана, А. С. Пушкина, П. Бажова, А. Линдгрен Э. Распе, А. Волкова, А. Погорельского, Г. Турчиной, Ю. Олеши, русские народные сказки, сказки народов Севера и др. Читая эти сказки, учащиеся, приобщаются к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории. Чтение сказок служит, как средство развития творческой фантазии художественного слова, обогащение внутреннего мира ребенка, воображения, фантазии.
3.
Блок
–
«Планета – наш общий дом» -
в этот блок собраны произведения для детей, рассказывающие о путешествиях, о природе нашей планеты, о юных фантазерах Алисе, Маленьком принце и др., авторов: К. Булычева, А. С. Экзюпери, Л. Кэролла, Д. Свифта, К. Паустовского, Н. Сладкова. Читая их книги, учащиеся, побывают с Алисой в стране «Зазеркалья», а Маленький принц поведает о своей маленькой планете, о красивой розе и о своем правиле: «Встал поутру, приведи в порядок себя и свою планету». А книги К. Паустовского, Н. Сладкова расскажет много интересного о нашей планете - Земля, о бережном отношении к ней и к окружающему вокруг нас.
4.
Блок
–
«Человек. Друг. Дружба
». В произведениях этого блока учащиеся узнают о любви к Родине, о взаимоотношениях людей, о взаимовыручке, о человеческом долге, дружбе, предательстве, о трудолюбии, о любви к ближнему, защите слабого, воспитают у учащихся, стойкость
20 характера, справедливость и честность, верность слову, требовательность к себе и друзьям. Это произведения: Р. Киплинга, Л. Кассиля, В. Драгунского, Г.Остера, А.Алексина.
5.
Блок
– «
Тематический»
- включает в себя разнообразные темы:
Тема
1.
«Возлюби ближнего своего» - знакомит ребят с «Детской библией», с десятью заповедями, с библейскими преданиями из книги «Вавилонская башня», которые заставят учащихся, задуматься о поступках из жизни героев поучительных историй из книги.
Тема 2.
«Здравствуй гостья зима» - учащиеся, выразительно читают стихотворения поэтов о зиме: А.С. Пушкина, А. Блока, С. Есенина, которые рассказывают о красоте русской зимы, о великолепных сравнениях, которые дают зиме поэты. Дети в рисунках изображают зиму.
Тема 3.
«Все работы хороши» - чтение рассказа «Все работы хороши». Через беседу педагог выясняет у учащихся, изменилось ли у них мнение по выбору профессии на будущее, по сравнению с прошлым годом, если да, то почему оно поменялось. Беседа «Все профессии нужны!».
Тема 4.
«Давайте вспомним». Проводится открытое занятие для оценки компетентности учащихся, за I полугодие.
Тема 5.
«Новогодний калейдоскоп» - любимая тема учащихся,, они с удовольствием участвуют в конкурсе на лучшее исполнение стихов, изготавливают новогоднюю атрибутику, подарки своим близким.
Тема 6.
«Разрешите взять интервью?» - тема, где учащиеся, учатся вести беседу в форме диалога. Они самостоятельно подбирают вопросы для интервью, задают эти вопросы учащимся ,, педагогам из других объединений с целью знакомства, учатся вести беседу непринужденно, последовательно.
Тема 7.
«День защитника Отечества». Беседа педагога с учащимися о Вооруженных силах России, которые защищают границы нашей Родины.
Тема 8.
«8 Марта – Женский день» - тема, посвященная празднованию Международного женского дня - проводится конкурс на лучшее чтение стихов к 8 Марта, изготавливаются открытки в подарок маме, бабушке, сестре.
21
Тема
9.
«Урок мужества» - через чтение рассказа А. Приставкина рассказ «Портрет отца», на примерах проявленного мужества детей, этого рассказа, формировать у учащихся чувство патриотизма, любовь к Родине, чувства сопереживания, гордости за героическое прошлое нашей Родины.
Тема
10.
«Итоговая аттестация». Проводится открытое занятие для оценки компетентности учащихся в за весь период обучения.
6.Блок.
«Досугово-просветительская
деятельность».
Для формирования нравственно-эстетического восприятия окружающей среды, здорового образа жизни, межличностных отношений, в каникулярный период учащихся посещают: музеи, библиотеки, театр, Центр малочисленных народов Севера. Участвуют в различных сценариях ОММ Центра, в городских конкурсах.
7.Блок.
Подготовка
к
выставкам,
конкурсам.
Для раскрытия и развития потенциальных творческих способностей учащихся принимают участие в конкурсах, выставках и в различных видах деятельности.
Прогнозируемый результат реализации программы, формы и
методы диагностики результатов.
Положительным результатом образовательной деятельности является самоопределение учащимся- жизненное, социальное, личностное. Эмоционально - положительное отношение к деятельности. Расширение кругозора, развитие компетентности и реализации её на практике (ОММ, конкурсы, телесъёмки и т. д.). Создание условий для творческого развития. Учащегося Дополнительным стимулом на занятиях для учащихся служит проведение конкурсов на лучший рисунок, поделку из пластилина, по прочитанному материалу, проведение различных игр со словами, конкурс на лучшее чтение стихов и т.д.
22 Учебная программа в комплексе решает образовательные, развивающие и воспитательные задачи и ориентирована на достижение компетентности учащихся
I год обучения:
1. Уметь общаться в коллективе, адаптироваться в любой ситуации; 2. Пополнить свой словарный запас; 3. Научиться пересказывать прочитанное; 4. Образно грамотно мыслить; 5. Осознавать собственные поступки, делать им оценку, ощущать уверенность в себе, быть отзывчивым к чужой беде; 6. Самостоятельно выбирать нужную книгу по интересу; 7. Умение непринужденно вести себя перед телевизионной камерой во время съемок.
II год обучения
Учащиеся должны ощущать себя частицей коллектива; 1. сделать анализ и выводы прочитанного; 2. диспутировать по прочитанной книге; 3. научиться вести беседу в форме диалога; 4. самостоятельно сочинять стихи, рассказы, сказки, загадки. 5. уметь описать картину, вид за окном; 6. уметь передавать свои знания другим, применять их в творчестве, быту; 7. Самостоятельно готовиться к различным выступлениям; 8. уметь отрабатывать выразительность текста, четкую дикцию, мимику, жесты, артистичность, эмоциональность. Контроль позволяет определить эффективность обучения, внести педагогу изменения в учебный процесс, а учащимся и их родителям увидеть результат обучения, что создает хороший психологический климат в коллективе. Для определения компетентности обучения учащихся, существуют следующие методы и формы диагностики: Собеседование; Вопросы по программе (теория);
23 Дидактический материал (раздаточный); Викторины; Открытые уроки; Участие на концертах, в конкурсах.
Требования к знаниям и умениям учащихся, критерии их оценки.
(1 год обучения)
Вид работы Низкий уровень 1 балл Средний уровень 2 балла Высокий уровень 3 балла 1. Пересказ прочитанного материала Плохо запоминает прочитанный материал Запоминает слабо и путает излагаемое. Отлично детально и эмоционально пересказывает прочитанный материал. 2. Последователь- ность изложения прочитанного Нет последовательности изложения прочитанного Путает последователь- ность в изложении прочитаного. Последовательно и красноречиво излагает прочитанное. 3. Классификация текста (сказка, стих, рассказ). Совсем не разбирается в текстах Не отличает рассказ от сказки. Хорошо классифицирует прочитанные тексты. 4. Работа с книгой. Не может дать информацию о книге. С книгой работает без использования справочно-библи- ографического аппарата (СБА.) Дает полную информацию о книге, использую аннотацию и СБА. 5. Образно- грамотное мышление. Затрудняется образно- грамотно мыслить. Слабо выражает образно-грамотное мышление Хорошо образно и грамотно излагает свои мысли. 6. Развитие воображения Воображение не развито Слабо развито воображение Воображение развито хорошо. 7. Умение выразительно читать стихи. Плохо и без выражения рассказывает стихи Средне читает стихи, требуется индивидуальная работа. Выразительно, артистично читает стихи.
2 год обучения
Вид работы Низкий уровень 1 балл Средний уровень 2 балла Высокий уровень 3 балла 1. Анализ Не умеет делать анализ Делает анализ по наводящим вопросам Хорошо делает анализ 2. Беседа в форме диалога При беседе теряется, ведет себя не уверенно. Беседу проводит хорошо, но нет последовательности в вопросах. Беседу проводит отлично, непринужденно, умеет сориен-тироваться в непредвиденной ситуации. 3. Словесное описание (вид за окном, картина) Не умеет передать описание Не полно передает описание Отлично передает описание
24 4. Проявление творческих способностей (сочинение, самостоятельное написание стихов, загадок, кроссвордов). Не проявляет творческих способностей. Пишет сочинение, но не полностью раскрывает тему. Сочиняет стихи, загадки в рифму, но без смысла. Хорошо пишет сочинения, сказ-ки с большой фантазией. Сочиняет стихи, загадки в рифму со смыслом. 5. Самостоятель-ная подготовка к различным выступлениям. Не может самостоятельно подготовиться к выступлению Самостоятельно готовится к выступлению, но нужна помощь педагога. Отлично самостоятельно и ответственно готовится к выступлениям. 6. Выполнение заданий на логическое мышление. Слабо выполняет задания, требует-ся помощь педагога. Хорошо выполняет задания, но медленно Отлично и быстро выполняет задания.
Методическое обеспечение
В процессе знакомства с художественными произведениями и работы с ними осуществляется интеллектуальное и нравственно-эстетическое воспитание учащихся, развивается их эмоциональная отзывчивость на явления окружающей жизни. Развитие и совершенствование речи связано с уточнением и обогащением словаря детей: формированием грамматического строя речи, пересказом по иллюстрациям и составлением рассказа по картине, самостоятельным словесным творчеством. У учащихся закрепляются навыки диалогической, монологической речи, дети учатся говорить выразительно, без напряжения, не торопясь, отчетливо произнося каждое слово, связано высказываться на определенные темы. Обучение строится на основе игровой деятельности и носит практический характер. Особое значение приобретают речевые игры, игры развивающие мышление, речь, внимание, воображение и конструирование, развивающие аналитические способности у учащихся. Методика проведения занятий предусматривает следующие методы обучения: вербальный (объяснение нового материала, беседы); наглядный (демонстрация иллюстраций диафильмов);
25 практический (закрепление приобретенных знаний и умений, использование дидактического материала); нетрадиционный метод (различные игры: подвижные, настольные, словесные, на логическое мышление, театрализованные);
формы обучения
: урок-занятие (это главная форма работы с детьми); урок- экскурсия (посещение музея, библиотеки, театра); организационно-массовая работа (участие в праздничных мероприятиях Центра, города, проведение развлекательно-познавательных программ, подготовка для участия в выставках, конкурсах на различную тематику); индивидуальная работа (подготовка к выступлениям в качестве ведущих в мероприятиях Центра и города). На занятиях проводится дифференцированный подход к каждому ученику, учитываются особенности личности учащегося: трудолюбие, начитанность, возраст, темперамент. Учащиеся 7-8 лет отличаются подвижностью, неустойчивостью внимания, поэтому при организации занятий очень важна дозировка той или иной деятельности учащихся, на занятиях происходит частая смена деятельности. Очень важно так же, чтобы занятия не превратились в уроки чтения, поэтому используются различные аудиовизуальные средства, разнообразные формы работы, развивающие детскую фантазию, творчество. В возрасте 7-10 лет у учащихся формируется способность к содержательно – образному мышлению. Учащиеся младшего школьного возраста дружелюбны, легко вступают в контакт, их увлекает коллективная творческая деятельность. В небольшом коллективе учащихся легче создать творческую атмосферу, игровую ситуацию и это позволяет быстрее добиться результатов, так же учитывается, что неудача в чем-то может вызвать у учащихся потерю интереса к делу, а успех их окрыляет. Педагог может направить интересы и стремление учащихся к активному чтению, познанию вокруг себя, соотнести этот интерес с прочитанным и применением его в жизненных ситуациях. По
26 окончанию каждой пройденной темы, рекомендуется учащимся книга для чтения того автора, с которым они познакомились на занятии. На занятиях постоянно проводятся беседы. Например: «Понятия: «Вежливо – не вежливо - грубо», «Отзывчивость, сочувствие», «Добро и зло. Щедрость и жадность». После бесед учащиеся практически закрепляют пройденный материал в сравнительном описании (игра «Наоборот»). Учащиеся учатся внимательно слушать друг друга, говорить по одному, учатся чувствовать ритм и рифму (игра «Придумай рифму). На занятиях используются: чтение вслух, пересказ с оценкой деятельности героев, сочинение сказочного эпизода, выполнение рисунков по смысловому описанию, сочинение сказки с заданными героями, различные конкурсы (продолжи сказку, введение нового персонажа, изменение концовки сказки, викторины, игры на логическое мышление). Так же учащиеся читают диалоги из произведения, учатся создавать диалоговую ситуацию, поддерживать диалог, задавать самостоятельно вопросы, отвечать на вопросы собеседника, объяснять факты, доказывать, убеждать. Материал программы подобран по принципу «от простого к сложному», поэтому же принципу подобран и игровой материал, используемый на занятиях. Игра – одна из главных форм занятий, детям она знакома, близка, они чувствуют себя в состоянии игры комфортно. Игра снижает утомляемость, увеличивает объем и улучшает качество преподносимого материала, дает разрядку, отдых. Большая роль на занятиях отводится работе с дидактическим материалом, учащиеся любят вид этой деятельности. Дидактический материал содержит в себе задания на развитие логического мышления («Путешествие в Сообразилию»). Логические игры и задания используются в целях развития у учащихся умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать по признаку, думать целеустремленно и конструировано. В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа, коллективная игра, которая позволяет развить у учащихся умение
27 действовать сообща. Каждая большая тема заканчивается игровыми занятиями, которые развивают наблюдательность, память, смекалку, аккуратность. («Поле чудес», «Алфавит вокруг нас», «Составь кроссворд»). На занятиях воспитывается уважение, любовь к русскому языку, культуре речи. Учащиеся учатся выразительно читать, четко произносить слова, вырабатывается дикция, мимика, эмоциональность. Одним из ярких примеров творческого самовыражения приобретенной компетентности знаний, умений и навыков на занятиях является выступление учащихся на сценах города, участие в организационно - массовых мероприятиях Центра. Для реализации учебной программы обучения и осуществления успешного процесса необходимо следующее: 1. Педагог, имеющий профессиональную подготовку, повышающий свою квалификацию через участие в семинарах, курсах, взаимопосещениях. 2. Кабинет для занятий. 3. Столы и стулья. 4. Детскую художественную литературу. 5. Стенд для книжной выставки. 6. Доска для учителя. 7. ТСО (компьютер( диафильмы), проигрыватель, видеомагнитофон, DVD -плеер, , видеокассеты, компакт диски, грамзаписи). 8. Дидактический материал. 9. Наглядный материал (настольные игры). 10. Методическая литература. В объединение имеются детская художественная литература, набор иллюстраций по сказкам, диафильмы, видеофильмы, грамзаписи, настольные игры по различной тематике, раздаточно - дидактический материал.
28
Литература
1. Бабкина Н.В., Занимательные игры со словами/ Н.В. Бабкина. С.В. Бабкин - М.: Айрис-пресс, 2007. - 32 с. 2. Белоусова Л.Е. Добрые услуги по произведениям детских писателей. С - Петербург, «Детство – пресс», 2003, 46 с. 3. Волина В. Игры с буквами и словами на уроках в школе и дома. Москва, «Аст – пресс», 1997, 105 с. 4. Дополнительное образование детей. Под редакцией Лебедева О.Е. Москва, «Владос», 2000, 211 с. 5. Дополнительное образование детей – фактор развития творческой личности. С-Петербург, 1998, 152 с. 6. Детская литература. Хрестоматия. Сост. Данковский А.В., Москва, «Просвещение», 1978, 340 с. 7. Игры для мальчиков и девочек № 2: раскраски, ребусы, кроссворды, головоломки, загадки/ И.Г. Сухин: худож. А.В. Копырин. - М.: АСТ Астрель, 2005 - 120 с.: ил. 8. Игры для мальчиков и девочек № 3 кроссворды/ И.Г. Сухин: худож. А.В. Копырин.. - М.: АСТ Астрель транзит - книга, 2006 - 121 с.: ил. 9. Казак О.Н. Игры и забавы во время каникул и праздников. С - Петербург, «Союз», 2003, 130 с. 10. Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях. Ярославль, «Академия развития», 1998, 239 с. 11. Козловский Я. Игры с буквами и словами на уроках в школе и дома. Москва, «Аст – пресс», 1998, 110 с. 12. Макарова Т. Планирование и организация методической работы в школе. Москва, Центр «Педагогический поиск», 2003, 250 с. 13. Малаховская О.В. Литературное чтение 3-4кл.. М.: Академкнига /Учебник. 2003,2005,2006. 14. Михайлова А. Современный ребенок и сказка: проблемы диалога. Репертуарно-методическая библиотечка «Я вхожу в мир искусств», № 9, 2002, 65 с.
29 15. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. Москва, творческий центр «Сфера», 1999, 156 с. 16. Синицина Е. Умные слова. Серия: «Через игру – к совершенству», Москва, «Лист», 1998, 62 с. 17. Синицина Е. Умные сказки. Серия: «Через игру – к совершенству», Москва, «Лист», 1997, 68 с. 18. Сухин И.Г. Мойдодыр, Черномор, Снеговик и другие. Литературные викторины для дошкольников и младших школьников. Москва, «Новая школа», 1996, 93 с. 19. Семеченко П. 399 задач для развития ребенка. Пособие для детей младшего школьного возраста. Москва, «Олма – пресс», 1999, 226 с. 20. Стрельцова Л.Е., Тамарченко Н.Д. мастерская слова. Литературное образование в начальных классах школ гуманитарного типа. Тверь, «Мартин», 1995, 240 с. 21. Симоновский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль, «Академия развития», 1997, 173 с. 22. Сухин И. Игры с буквами и словами на уроках чтения в школе и дома. Занимательные уроки. Москва, «Аст - пресс», 1998, 123 с. 23. Тихомирова И. Школа творческого чтения. Методическое пособие. Репертуарно-методическая библиотечка «Я вхожу в мир искусств», № 6, 2003, 78 с. 24. Толоконников Н. Книга загадок. Москва, «Самоцвет», 1995, 93 с. 25. Фришман И. Методика работы педагога дополнительного образования. Учебное пособие. Москва, издательский центр «Академия», 2001, 142 с. 26. Хадсон Дейл Л. Программа нравственного воспитания детей в возрасте 5-12 лет. С - Петербург, 93 с. Издательство Бахан «Единение», 1992. 27. Холодова О. Юным умникам и умницам. Задание по развитию познавательных способностей. (9-10 лет) 1 кл; 2 кл; 3 кл; 4 кл. Москва: «Росткнига», 2008-64с.
30 28. Хрестоматия по детской литературе. Сост. Табенкина А.Л., Боголюбская М.К., Москва, «Просвещение», 1988. 1486 с. 29. Чумакова Н.А. Литературное чтение 1-2кл.-М.: Академкнига/Учебник, 2003,2005,2006. 30. Шмаков С. Игры – потехи, забавы и утехи. Липецк. «Ориус», 1994, 79 с. 31. Шин. Лучшие сценарии школьных праздников для учащихся 1-11-х классов. Ростов–на Дону. «Феникс», 2003, 315 с. 32. Энциклопедия лучших игр со словами и цифрами./ ред. - сост. Д.В. Нестерова. - М.: Рипол - классик, 2007.-256с.: ил.
В раздел дополнительное образование