Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Использование регионального компонента в обучении"

Мастер-класс по изготовлению куклы "Акань"

Автор: Тухтарова Мадина Даниловна, методист, учитель ИЗО, МБУ ДО "Детская художественная школа декоративно-прикладного искусства", город Сургут, Тюменская область



В раздел дополнительное образование





Текстовая HTML-версия публикации


Конспект мастер-класса по изготовлению куклы по хантыйским

мотивам
(автор: Тухтарова Мадина Даниловна)
Программное содержание:
Пробудить у детей интерес к хантыйской старинной игрушке. Развивать чувство национального самосознания. Научить детей изготовлять хантыйскую куклу, показать последовательность ее изготовления и приемы, объяснить, как подбирают цвета на одежде. Воспитывать у детей чувство прекрасного, трудолюбие. Развивать мелкую моторику рук. Познакомить с правилами безопасной работы с клеем, ножницами. Методы: игровой, практический, наглядный. Материал: Демонстрационный: Куклы «Акань», чум, иллюстрации кукол. Раздаточный: Цветной картон, мячи для пинг-понга, ножницы, клей «Момент» кристалл. Предварительная работа: Выставка изделий народного творчества народа Ханты. Чтение хантыйских сказок. Рассматривание иллюстраций декоративно – прикладного искусства народа Ханты.
Ход образовательной деятельности
— Посмотрите, в этом домике живет кукла «Акань». Она одна. Как вы думаете, не скучно ли ей? А если скучно, то что, по-вашему, надо сделать, чтобы ее развеселить? Правильно, мы сделаем ей подружек. Сегодня я расскажу вам о старинной хантыйской игрушке — кукле «Акань». Такие куклы делали ханты, живущие по берегам реки Оби и ее притоков. Послушайте стихотворение о кукле «акань».
Ма аканем, омса. Моя кукла, сиди,

Тоса яма вола, Хорошо себя веди,

Хураманг сухен Красивое платье

Яма, яма тае. Аккуратно носи.
Кто может повторить? Теперь послушайте еще раз и постарайтесь запомнить, а дома расскажите его своей маме или бабушке. «Акань» — хантыйская кукла. В такие самодельные куклы, изготовленные из тонкой ткани, сукна или меха, играли дети народов Ханты и Манси, живущие в нашем округе. Вместе с маленькой хозяйкой кукла «Акань» отправлялась в летнюю деревню, в стойбище оленеводов, на рыболовецкий стан, на праздники. Первую куклу девочке делали мама или бабушка, иногда старшая сестра. Подрастая, девочка шила их сама. Куклы дарили своим родственникам и сами получали их в подарок. Вечером перед сном девочка
должна была слегка покусать Акань за голову, так как существовало поверье, что если девочка не покусает ее, то ночью Акань укусит ее за большой палец ноги. На лице у Акань не принято было делать глаза, нос, рот, так как такие куклы считались священными и, по поверью, в них могли вселяться злые духи. С появлением современных кукол ханты стали забывать свои традиционные игрушки. А вы не только сами научитесь делать куклу «Акань», но и научите этому других ребят. У каждого из вас на столе по три конуса, один большой и два маленьких, мячик для пинг-понга, цветные лоскутки тканей, и различные орнаменты. Как вы думаете для чего они нам понадобятся? Правильно из большого конуса мы сделаем туловище, а из маленьких двух руки, нашей будущей куклы. Мячик — это голова, различные лоскуты можно использовать как головной убор, будущей куклы. Приготовьте все необходимое для работы. Сейчас приступаем к изготовлению куклы. Возьмем большой конус приклеим по обе стороны два маленьких конуса(руки), затем к мячу, с заранее проделанным отверстием насадим туловище с руками, предварительно смазав клеем. Покажите друг другу, какие у ваших кукол получились головы. Когда все просохнет, начинаем оформлять платье нашей куклы. Для этого у вас на столах лежат различные полоски с орнаментами, которые вы должны аккуратно вырезать и оформить платье нашей куклы. А перед тем как приступить к работе кто мне скажет, что означают эти орнаменты? (Ответы детей). Правильно.
«Хантыйские узоры

красивы и просты.

Вглядись, дружок, и скоро

Поймёшь их сердцем ты.

Узоров тех сплетенья

Похожи, то на рыб,

То на рога оленьи,

То на речной изгиб»
Орнаменты служат не только для украшения одежды, но и являются оберегом. По орнаментам определяют принадлежность Ханта к определённой местности. Хантыйские орнаменты имеют символическое значение и заключают в себе образы священных растений и животных. В орнаментах цвет также имеет символическое значение (белый- божественный; красный – цвет земной жизни, тепло; чёрный – символ подземного мира). Орнаментами украшают не только одежду, но и предметы быта. Орнаментированный тучан считается символом женской природы и олицетворяет душу своей владелицы. Орнаменты широко применяются хантами и при создании украшений. Выделяются орнаменты декоративные и священные (выполняют защитную функцию: охраняют владельца от злых духов).
Отсюда вытекает следующая гипотеза о том, что декорированные изделия хантов являются не только украшением, но и оберегом. (Самостоятельная работа детей.) Как вы думаете, что еще нужно сделать для наших кукол? Правильно, платок. Согласно обычаю, хантыйские и мансийские женщины не ходили без платка. Девочки играли в «акань» не один день, иногда игра продолжалась целую неделю. Взрослые изготавливали девочкам для игр берестяные люльки и коробочки. Все они были сделаны аккуратно и красиво с орнаментом. Дети очень бережно относились к таким игрушкам. Хантыйскую куклу можно сшить и из других материалов: сукна, шкурки молодого оленя, белки и других зверьков. Когда девочка становится постарше, она шьет для своей куклы платье, украшенное орнаментами, и даже национальный халат. Хантыйские дети большую часть времени проводили на улице, и природа всегда помогала им фантазировать. В ветке дерева, в кусочке мха, в травинке ребенок видел какой-то предмет. Эти камешки, сучки, перья, найденные в лесу или на берегу реки, малыш превращал в игрушки и одушевлял их. Ханты, играя с детьми, использовали разные потешки и припевки. Например, такую:
Шовт, шовт, шоврие, Зайка, зайка, зайчик,

Ертанг хатл вермал, День дождливый настал,

Вотанг хатл вермал — День ветренный настал —

Хулта ханемалум? Где я спрячусь?

Турн кута лунгэмалум, В траве что-ли срячусь,

Варе кута лунгэмалум, В тальнике что-ли спрячусь,

Шовт, шовт, шоврие?! Зайка, зайка, зайчик?!
Вот, ребята сегодня мы с вами научились делать своими руками куклу по хантыйским мотивам. Вы покажите кукол своим родителям, и они порадуются и расскажите им стихотворение про свою куколку. Девочки поиграют своими куклами, а мальчики могут подарить младшим сестренкам, кукла им очень понравится.

Русская традиционная народная кукла всегда выполняла несколько важных функций в семье, а значит в обществе. Одной из самых важных исследователи называют воспитательную, или воспитательно – познавательную, так как познание и воспитание в данном случае так переплетены и взаимосвязаны, что разделение этих функций практически невозможно.Такой удивительной куклой, в которой ярчайшим образом проявляется воспитательная сила Познавательный компонент и обереговая магия Рода мы можем назвать Акань.Рожденная и принятая у малых северных народов, она дошла из глубочайшего прошлого и наложила отпечаток своей силой на многие поколения.Тот,кто создавал и отрабатывал образ этого символа, вероятно , не один раз обдумывал как вложить обереговую магию в образ и придумал вложить неким образом обереговые знаки, которые будут невидимы никому, но будут заключены в основе куклы. Так появились на внутренней стороне кукольного тела симовлы Рода в виде Рун и Свастичных символов, обозначающих величие Рода, его связи с другими родами, продолжение и обретение силы, взаимосвязь и духовное единение с Богами. В древние времена, на протяжении многих веков для тела Акани использовалась береста, кора чистых деревьев, на внутренней стороне которых вырезались или выцарапывались изображения Рун и символов Рода. Затем кора, береста сворачивались в трубочку и изображения символов скрывальсь от постороннего глаза.Трубочка – тело обретало тайну, сакральное значение, которое для всех членов Рода становилось значительным и беспрекословно магического действия. Одевали Акань в обычные кукольные одежды, употребляя при этом как лоскутки от новых тканей или кож, так и остатки родительской одежды. Тело обвязывалось прямоугольным кусочком ткани, для украса плелся разноцветный поясок из льняных или шерстяных нитей
Прикреплялся маленький передничек. Верхнее и нижнее отверстия тела- трубочки закрывалось ярким тампоном в виде шара. Легенды об Акани гласят о том, что если в большой семье, в некоем Роду появляется ребенок, который не подчиняется общим требованиям к детям, нарушает общий порядок, склонен к озорству или вовсе к дурным поступкам бабушка из этого Рода призывает нс помощь Акань. Она собирает всех детей и подростков семьи и при них делает куклу – оберег Акань. Дети слушают историю о проступке своего товарища. Готовая Акань занимает свое место в помещении ,где живет ребенок, и теперь все дети знают что каждую ночь кукла будет выпивать у провинившегося одну капельку крови. Потрясение от такого наказания бывало настолько мощным, что ребенок не спал всю ночь, а утром был уверен что куколка выпила у него обещанную капельку. Проходило совсем немного времени и ребенок полностью осознавал, что своим поступком нанес вред своей семье, что поступил так ,как нельзя было делать. Не выдерживая более того груза, который на него наложил самый старший и мудрый человек в семье, ребенок бросался к бабушке. Бабушка принимала искреннее раскаяние внука. Чтобы обряд прощения был полностью всеми прочувствован и обнародован, бабушка вновь собирает всех детей и подростков Рода. Она делает новую куклу Акань и вручает ее с напутствием, что теперь оберег и охранник семьи Акань будет за хорошие поступки на благо семьи и Рода давать каждую ночь одну капельку крови. Акань же, которая забирала капельку крови, теперь сжигается на костре и уносит вину ребенка далеко в пространство. Счастливый и прощенный всей семьей человечек очищается таким образом от злых темных мыслей и готов действовать на благо Рода. Сегодня мы не можем утверждать, что Акань также строго участвует в укреплении семейных традиций, так как само понятие Рода нуждается в восстановлении. Но сам факт того, что Акань дошла с людьми до современности, говорит о том, что она не потеряла своего места в славянских домах, не сгинула в малонаселенных местах тундры или северных поселениях . Да и магия ее , воздействие на детей дошкольного и младшего школьного возраста остается сильной там, где люди живут большими семьями, крепок авторитет отца, матери, особенно бабушки и деда как старших представителей Родовой династии.


В раздел дополнительное образование