Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Проблема развития разносторонней личности"

Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому развитию "Познаю и рисую"

Автор: Любимова Елена Николаевна, воспитатель, МБДОУ № 78, го. Самара



В раздел дополнительное образование





Текстовая HTML-версия публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 78» городского округа Самара
Программа

дополнительного образования

детей старшего дошкольного возраста

по художественно – эстетическому развитию

«Познаю и рисую»
Автор: воспитатель Любимова Елена Николаевна Самара, 2015
2
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………стр. 3 2. Календарно – тематическое планирование…………………………стр. 9 3. План организации образовательной деятельности с детьми……...стр. 10 4. Список используемых источников………………………………….стр. 22
3 Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой. В. Л. Сухомлинский
Пояснительная записка
Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно не редко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии. Дошкольники рисуют много и с большим желанием. Дети очень любознательны, их интересы выходят за рамки семьи и детского сада, окружающий мир привлекает их. В продуктивной деятельности у детей формируется устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развиваются их способности. Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития у детей продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация и конструирование. В них ребенок может выразить свое отношение к окружающему миру. Современному обществу необходим человек с широким спектром способностей, развитыми индивидуальными качествами личности, это же отражено в ФГОС ГОО. Одно из первых мест в ряду целей образовании принадлежит подготовке подрастающего поколения к творческому труду. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал, основой которого является творческое воображение. Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Эти техники
4 рисования помогают развивать ребенка всесторонне, способствуют развитию детской художественной одаренности. Нетрадиционные техники рисования разрабатывали такие исследователи как Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т.В. Смагина, А.А. Фатеева, Г.Н. Давыдова. Они смогли доказать, что нетрадиционные техники рисования необходимы для развития дошкольников. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. Часто ребенку неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения. Следовательно, создавая условия для спонтанного рисования (развивая умения ребенка создавать изображения нетрадиционными техниками) может способствовать развитию творческих способностей детей; может стимулировать положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Знания ребенка о явлениях природы расширяются, уточняются и систематизируются. Особое внимание уделяется формированию у детей обобщенных представлений на основе выделения характерных и существенных признаков природных объектов. Дети получают удовольствие от рисования, в большой степени благодаря тому, что в эти занятия включен процесс выбора материала и техники, близкий игре. Содержание учебного материала снабжает ребенка большим объемом доступной информации, обогащает его словарный запас терминами и
5 понятиями, побуждает ребенка к рассуждениям, способствуя развитию у него логического, наглядно-образного мышления, способности устанавливать причинно-следственные связи, умения делать выводы. Система занятий построена с учетом последовательности и системности.
Цель:
формирование у детей старшего дошкольного возраста умений творческого отображения окружающей действительности.
Задачи:
1. Познакомить детей с нетрадиционными приемами и техниками рисования. 2. Сформировать начальные знания о себе, о природном и социальном мире, в котором живет ребенок. 3. Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности. 4. Развивать мелкую мускулатуру рук ребенка. 5. Развивать умение достаточно хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания. 6. Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности. 7. Развивать творчество и фантазию, наблюдательность воображение, ассоциативное мышление. 8. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Ожидаемые результаты:
1. Дети знают нетрадиционные приемы и техники рисования и могут их использовать для развития художественного творчества.
6 2. Дети знают традиции русской национальной культуры, сезонные изменения в природе, природные условия разных климатических поясов, народные промыслы. 3. Дети умеют самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы, используя различные известные им способы рисования и средства выразительности (линия, цвет, композиция, колорит и т.д.). 4. У ребенка развивается мелкая мускулатура рук. 5. Дети имеют навыки коммуникативного общения. 6. У детей развивается интерес, и совершенствуются устойчивые технические навыки в изобразительной деятельности. 7. У детей развивается творчество и фантазия, наблюдательность воображение, ассоциативное мышление. 8. У ребенка развивается культура деятельности, сформированы навыки сотрудничества.
Методические рекомендации к проведению занятий:
 Данные занятия разработаны для детей старшего дошкольного возраста.  Занятия проводятся не более 25-30 минут, 1 раз в две недели, общее количество занятий 16.  Процесс рисования сопровождается фонозаписями и познавательными моментами, пробуждающими у детей интерес к теме занятия: загадки, стихи, сказки, рассказы, беседы и паузами (физкультурные минутки).
Методы и приемы, используемые на занятиях:

Художественное слово.
Сколько точек соприкосновения можно найти между словами и изобразительным искусством! Они дополняют друг друга, активизируя
7 художественное восприятие образа. Особенно эмоционально дети откликаются на красоту, прежде чем взять кисть и краски. 
Педагогическая драматургия.
На занятиях дети часто путешествуют. Путешествия могут быть реальными, сказочными или воображаемыми. Для дошкольников используется метод творческой визуализации. Дети удобно располагаются на ковре, расслабляются, закрывают глаза, слушают звуки леса, речки, шум моря. Спокойный, теплый голос воспитателя помогает представить картину, которую потом дети воплощают в своих рисунках. 
Игра.
Игра является одним из важнейших методов развития внутреннего мира ребёнка дошкольника. В.А. Сухомлинский писал: "Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире". Игра – это важнейший метод развития воображения и познавательных способностей детей. В игре легко направлять внимание ребёнка на самые важные ориентиры – эстетические, нравственные. 
Экспериментирование.
В экспериментировании достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства предмета, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования, преобразования. 
ИКТ
Использование на занятиях телевизора, мультимедийного проектора с демонстрационными картинками, магнитофона, записи музыкальных произведений, звуковое сопровождение. Необходимо помнить, что музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту
8 детей. На занятиях музыкальное сопровождение активизирует внимание детей, мыслительные процессы. Музыка также может сопровождать процесс изобразительного творчества на занятии.
9
Календарно – тематическое планирование.



п/п

Тема занятия

Количество часов
1. Приглашение к путешествию. 1 2. Книги в дорогу. 1 3. «Уж небо осенью дышало...» 1 4. Район, в котором ты живешь. 1 5. Выбираем транспорт. 1 6. Путешествие на Северный полюс. 1 7. Путешествие в тундру. 1 8. Путешествие в смешанный лес. 1 9. «Идет волшебница Зима…» 1 10. В гости к городецким мастерам. 1 11. Путешествие к мастерам Хохломы. 1 12. В гости к дымковским мастерам. 1 13. История русского костюма. 1 14. Весна в степи. 1 15. Путешествие в Африку. 1 16. Зоопарк. 1 Итого: 16
10
План организации образовательной деятельности с детьми.

Занятие 1

Тема: Приглашение к путешествию.

Цель:
Познакомить детей с некоторыми устаревшими формами вежливого обращения и с некоторыми русскими национальными традициями приема гостей; приобщать детей к русской национальной культуре; формировать умение отражать знания о национальной культуре в продуктивной деятельности через рисование пластилином.
Материалы

к

занятию:
Современный сервиз, скатерть, салфетки. Деревянная посуда, хлеб, солонка, рушник. Иллюстрации к русским народны сказкам «Маша и медведь», «Колобок», «По щучьему веленью», «Царевна – лягушка». Альбомные листы, пластилин, стеки, доска для лепки, акварель, кисть № 4. План образовательной деятельности: 1. Беседа с детьми о русских национальных традициях приема гостей. 2. Рассказы детей о семейных традициях приема гостей. 3. Продуктивная деятельность через рисование пластилином.
Занятие 2

Тема: Книги в дорогу.

Цель:
Уточнить представление детей о библиотеке, развивать интерес к печатному слову. Воспитывать бережное отношение к книге. Формировать умение детей внимательно рассматривать иллюстрации. Вызвать желание детей нарисовать иллюстрацию к любимой книге. Активизировать самостоятельную творческую активность детей во время продуктивной деятельности. Закрепить умение детей в рисовании манкой.
Материалы к занятию:
Любимые детские книги, принесенные из дома.
11 Альбомные листы, манка, акварель, кисть № 4, клей ПВА, клеевая кисть, непроливайка. План образовательной деятельности: 1. Беседа с детьми о библиотеке, о бережном отношении к книге. 2. Игровая ситуация «Книжки потерялись…». 3. Рассказы детей о любимой книге. 4. Продуктивная деятельность «Иллюстрация к любимой книге».
Занятие 3

Тема: «Уж небо осенью дышало…».

Цель:
Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени, самостоятельно находить их. Формировать умение устанавливать связи между сезонными признаками в природе и образом жизни растений. Познакомить с природными особенностями осенних месяцев. Развивать умение исследовать объекты живой и неживой природы, устанавливать взаимосвязи, делать выводы. Воспитывать чувство эмпатии к родной природе. Продолжать приобщать детей к русской национальной культуре. Закрепить знания детей о жанре изобразительного искусства – пейзаж. При помощи тычка отразить колорит осеннего пейзажа. Вспомнить технику рисования тычком клеевой кисти.
Материалы к занятию:
Иллюстрации с изображением русской природы, характерные для осени. Календари погоды. Репродукции к картинам, телевизор, видеоролик «Золотая осень». Альбомные листы, гуашь, клеевая кисть, непроливайка. План образовательной деятельности: 1. Просмотр видеоролика «Золотая осень». 2. Игровая ситуация «Что бывает осенью?». 3. Беседа с детьми о жанре изобразительного искусства – пейзаж.
12 4. Продуктивная деятельность «Осенний пейзаж».
Занятие 4

Тема: Район, в котором ты живешь.

Цель:
продолжать знакомить детей с историей и культурой родного города. Развивать умение наблюдать и описывать. Закрепить умение детей в рисовании городского пейзажа. Показать отличие и специфику городского пейзажа. При помощи техники монотипии отразить колорит города.
Материалы

к

занятию:
Репродукции городского пейзажа. Фотографии своего микрорайона, телевизор, видеоролик «Моя малая Родина – Красная Глинка». Альбомные листы, акварель, кисть № 3, непроливайка. План образовательной деятельности: 1. Просмотр видеоролика «Моя малая Родина – Красная Глинка». 2. Беседа с детьми о жанре изобразительного искусства – городской пейзаж. 3. Рассказы детей о достопримечательностях нашего поселка. 4. Продуктивная деятельность «Городской пейзаж», при помощи техники монотипии.
Занятие 5

Тема: Выбираем транспорт.

Цель:
Обобщить и систематизировать представления детей о различных видах транспорта: легковой, грузовой, общественный, наземный, водный, воздушный. Приучать детей видеть зависимость формы транспорта от его функциональности. Закрепить умение в рисовании восковыми мелками и акварелью.
13
Материалы к занятию:
Иллюстрации с изображением различных видов транспорта. 5 картонных полосок длиной 15 см и шириной 2 см со схематическим изображением на них самолета, поезда, машины, парохода и ковра-самолета. Альбомные листы, акварель, восковые мелки, кисть № 4, непроливайка. План образовательной деятельности: 1. Просмотр иллюстраций с изображением различных видов транспорта. 2. Беседа с детьми о зависимости формы транспорта от его функциональности. 3. Подвижная игра «Ездит, плавает, летает». 4. Продуктивная деятельность «Грузовой автомобиль».
Занятие 6

Тема: Путешествие на Северный полюс.

Цель:
Познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера. Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания. Развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки. Закрепить умение рисовать в технике акварелью по сырой бумаге. Отразить в рисунке своеобразие природы Крайнего Севера.
Материалы

к

занятию:
Географическая карта, глобус, телевизор, видеоролик «Северный полюс». Иллюстрации к сказке В. Катаева «Цветик – семицветик» (девочка Женя на Северном полюсе). Иллюстрации с изображением флоры и фауны Крайнего севера. Альбомные листы, акварель, кисть № 3, непроливайка. План образовательной деятельности: 1. Просмотр видеоролика «Северный полюс».
14 2. Беседа с детьми об особенностях природных условий Крайнего Севера. 3. Игровая ситуация «Угадай, где я живу». 4. Продуктивная деятельность в технике акварелью по сырой бумаге «Северное сияние».
Занятие 7

Тема: Путешествие в тундру.

Цель:
Познакомить детей с особенностями природных условий тундры. Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания. Развивать у детей способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Закрепить умение рисовать в технике мазковой живописи.
Материалы к занятию:
Иллюстрации с изображением флоры и фауны тундры, телевизор, видеоролик «Природа тундры». Альбомные листы, гуашь, кисть № 3, непроливайка. План образовательной деятельности: 1. Просмотр видеоролика «Природа тундры». 2. Беседа с детьми об особенностях природных условий тундры. 3. Игровая ситуация «Найди пару». 4. Продуктивная деятельность в технике мазковой живописи.
Занятие 8

Тема: Путешествие в смешанный лес.

Цель:
Познакомить детей с особенностями природных условий смешанного леса. Продолжать формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания. Дать
15 детям элементарные представления о лесе, как о зеленом доме растений и животных. Расширять представления детей о значимости леса. Закрепить умение детей рисовать в технике граттаж. При помощи данной техники показать своеобразие лиственных и хвойных деревьев.
Материалы к занятию:
Иллюстрации с изображением флоры и фауны смешанного леса, телевизор, видеоролик «Путешествие по лесу». Листы формата А 4 , подготовленные для работы в данной технике, заостренная деревянная палочка. План образовательной деятельности: 1. Просмотр видеоролика «Путешествие по лесу». 2. Беседа с детьми об особенностях природных смешанного леса. 3. Рассказы детей о диких животных, обитающих в смешанных лесах. 4. Продуктивная деятельность в технике граттаж «Сказочный лес».
Занятие 9

Тема: «Идет волшебница Зима…»

Цель:
Обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы. Формировать умение самостоятельно находить их, устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образом жизни животных. Познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев. Развивать способность наблюдать, строить предположения, предлагать способы их проверки, делать выводы. Воспитывать чувство эмпатии к родной природе. Продолжать приобщать детей к русской национальной культуре.
Материалы к занятию:
Иллюстрации с изображением русской природы зимой. Картонные листы черного цвета, белый мел. План образовательной деятельности:
16 1. Беседа с детьми о характерных признаках зимы. 2. Игровая ситуация, «Какая картинка лишняя?». 3. Рассказы детей о зиме и зимней природе. 4. Продуктивная деятельность «Идет волшебница Зима…».
Занятие 10

Тема: В гости к городецким мастерам.

Цель:
Познакомить детей с особенностями изделий городецких мастеров, с историей возникновения этого промысла. Воспитывать эстетическое восприятие предметов искусства. Познакомить детей с правилами и способами городецкой росписи.
Материалы к занятию:
Изделия городецких мастеров. Вариативный ряд изображения цветов в городецком стиле, телевизор, видеоролик «Изделия городецких мастеров». Лист бумаги, тонированный под дерево и вырезанный в форме разделочной доски, гуашь, кисть № 2, 3, непроливайка. План образовательной деятельности: 1. Беседа с детьми об особенностях изделий городецких мастеров, истории возникновения этого промысла. 2. Просмотр видеоролика «Изделия городецких мастеров». 3. Продуктивная деятельность «Городецкая роспись».
Занятие 11

Тема: Путешествие к мастерам Хохломы.

Цель:
Познакомить детей с особенностями и этапами изготовления хохломских изделий, историей возникновения этого промысла. Воспитывать эстетическое восприятие предметов искусства. Познакомить детей с правилами и способами хохломской росписи.
Материалы к занятию:

17 Изделия хохломских мастеров. Вариативный ряд изображения растений в хохломском стиле, телевизор, видеоролик «Путешествие к мастерам Хохломы». Лист бумаги, тонированный под дерево и вырезанный в форме ложки, гуашь, кисть № 2, 3, непроливайка. План образовательной деятельности: 1. Беседа с детьми об особенностях хохломских изделий, истории возникновения этого промысла. 2. Просмотр видеоролика «Путешествие к мастерам Хохломы». 3. Продуктивная деятельность «Хохломская роспись».
Занятие 12

Тема: В гости к дымковским мастерам.

Цель:
Познакомить детей с особенностями и этапами изготовления дымковских изделий, с историей возникновения этого промысла. Воспитывать эстетическое восприятие предметов искусства. Показать детям варианты орнамента, специфику узора дымковских игрушек.
Материалы к занятию:
Изделия дымковских мастеров. Иллюстрации с изображением этапов изготовления дымковских игрушек, телевизор, видеоролик «В гости к дымковским мастерам». Лист бумаги, вырезанный в форме дымковской барыни, гуашь, кисть № 2, 3, непроливайка. План образовательной деятельности: 1. Беседа с детьми об особенностях и этапами изготовления дымковских изделий, с историей возникновения этого промысла. 2. Просмотр видеоролика «В гости к дымковским мастерам». 3. Продуктивная деятельность «Барыня».
18
Занятие 13

Тема: История русского костюма.

Цель:
Познакомить с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида. Формировать умение сравнивать, описывать, делать выводы. Способствовать развитию речи. Воспитывать интерес и уважение к русской культуре. Вызвать желание детей нарисовать русский национальный костюм. Приучать дифференцировать силу нажима на фломастер или карандаш. Закрепить умение пользоваться трафаретом.
Материалы к занятию:
Иллюстрации с изображением русских национальных костюмов. Куклы в русских национальных костюмах. Аудиозапись русских народных песен. Альбомный лист, цветные карандаши, фломастеры, трафареты в форме русского костюма. План образовательной деятельности: 1. Беседа с детьми об истории русского национального костюма, познакомить с особенностями его внешнего вида. 2. Игровая ситуация «В музее кукол». 3. Продуктивная деятельность «Кукла в русском сарафане».
Занятие 14

Тема: Весна в степи.

Цель:
Познакомить детей с особенностями природных условий степи. Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках весны, приучать самостоятельно находить их. Формировать умение устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образом жизни животных. Познакомить детей с природными особенностями весенних месяцев. Продолжать приобщать детей к русской национальной
19 культуре. Развивать способность наблюдать, строить предположения, предлагать способы их проверки, делать выводы. Воспитывать чувство эмпатии к родной природе. Закрепить умение рисовать в технике акварелью по сырой бумаге, отражать в рисунке своеобразие природы степи.
Материалы к занятию:
Иллюстрации с изображением русской природы весной, телевизор, видеоролик «Весна в степи». Цветок с 12 лепестками. Аудиозаписи ручейка, ледохода, пения птиц. Цветы мать-и-мачехи. Альбомные листы, акварель, кисть № 3, непроливайка. План образовательной деятельности: 1. Просмотр видеоролика «Весна в степи». 2. Беседа с детьми об особенностях природных условий степи. 3. Игровая ситуация «Найди отличия». 4. Продуктивная деятельность в технике акварелью по сырой бумаге «Весна в степи».
Занятие 15

Тема: Путешествие в Африку.

Цель:
Дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Африки. Познакомить детей с особенностями природных условий Африки. Формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания. Познакомить детей с африканским ландшафтом и предложить составить его самостоятельно.
20 Продолжать формировать умение работать в коллективе. Закрепить умение в роботе с пластилином, бумагопластикой и бросовым материалом. Закрепить умение работы с трафаретами.
Материалы

к

занятию:
Географическая карта, глобус, телевизор, видеоролик «Путешествие в Африку». Иллюстрации с изображением флоры и фауны Африки. Фон – ватман, разукрашенный гуашью. Цветная бумага, толстые нитки, различные крупы, пластилин, природный материал. Трафареты африканских животных. Гуашь, кисть № 3, 4, клей ПВА, клеевая кисть, непроливайка. План образовательной деятельности: 1. Просмотр видеоролика «Путешествие в Африку». 2. Беседа с детьми об особенностях географического положения Африки. 3. Игровая ситуация «Найди пару». 4. Продуктивная деятельность «Африканские животные».
Занятие 16

Тема: Зоопарк.

Цель:
Закрепить представления детей о многообразии животного мира Земли. Развивать способность анализировать, делать выводы. Закреплять навыки детей по рисованию в технике мазка. Показать отличие мазков по длине и по степени нажима на кисть.
Материалы к занятию:
Иллюстрации с изображением животных зоопарка. Аудиозаписи. Трафареты или шаблоны животных, простой карандаш, гуашевые краски, кисть № 3, непроливайка. План образовательной деятельности: 1. Беседа с детьми о многообразии животного мира Земли. 2. Игровая ситуация «Найди маму…».
21 3. Рассказы детей о любимой животном. 4. Продуктивная деятельность «Животные зоопарка».
22
Список используемых источников:
1. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. – М. : Изд. дом «Карапуз», 2001.-264с 2. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами: Кн. Для педагогов дошк. Учреждений, учителей нач. кл., родителей / под науч. Ред. Комаровой Т.С. - М. [Текст]: Пед. Общество России, 2002. - 147с 3. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с. 4. Грибовской А.А. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий / [Текст] – М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с. 5. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М., 2012 г. 6. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с. 7. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с. 8. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами. / А. Ильина // Дошкольное воспитание. - № 2. - 2004. - с. 48-50. 9. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005.-120с. 10. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с. 11. Кихтева Е.Ю. «Рисуют малыши» - М-С 2008 г.
23 12. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства –программа развития детей дошкольного М. : ТЦ Сфера, 2002.-192с.. 13. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2. 14. Кривоногова Л.Д. Венок фантазий: развитие художественно- творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности и ознакомления с искусством: пособие для педагогов/ сост. - 2-е изд. - Мозырь: Белый ветер, 2006 - 46 с. 15. Лыкова И. А. Цветные ладошки - авторская программа М. : «Карапуз- дидактика», 2007. – 144с., 16л 16. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. 17. Мелик-Пашаев А. Ребёнок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей. - М. : Чистые пруды, 2007.-32с. : ил 18. Морозова Е.А. Проблема развития познавательных интересов учащихся в педагогических теориях Каптерева П.Ф. и Вахтерова В.П. Смоленск, 2004. 19. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001. 20. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с. 21. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с. 22. Цквитария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования» - ООО «ТЦ Сфера»,2011 г. 23. Пищикова Н.Г. Нетрадиционные техники рисования [Электронный ресурс]
24 24. Ботова Т.А., Еменева С.А., Ямашева А.М. нетрадиционные графические технии для детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]


В раздел дополнительное образование