Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Смысловая система личности на этапе юности"

Проблема смысла жизни в юношеском возрасте

Автор: Восканян Лилит Мкртичевна, воспитатель, ГКОУ "Волжский детский дом", город Волжский Волгоградская область



В раздел дополнительное образование





Текстовая HTML-версия публикации


Статья: Проблема смысла жизни в юношеском возрасте

Тема: Смысловая система личности на этапе юности
В юношеском возрасте (15-18 лет) складываются основные компоненты личности - характер, общие и специальные способности, мировоззрение. Эти сложные компоненты формирующейся личности являются психологическими предпосылками вступления в самостоятельную, взрослую жизнь. В ряде исследований отмечается, что юношеский возраст сенситивен, очень благоприятен для образования ценностно-смысловых ориентаций как устойчивого свойства личности, способствующего становлению мировоззрения, отношению к окружающей действительности. Отличительной особенностью возраста становится резкое усиление саморефлексии, т.е. стремления к самопознанию своей личности, к оценке ее возможностей и способностей. В юношеском периоде жизни от человека требуется, прежде всего, самоопределение - выбор профессии и связанного с ним основного направления жизненного пути. Эта задача существует в разных вариантах, но обязательно касается всех вступающих в жизнь молодых людей. В связи с этим многие психологи считают крайне необходимым к началу юношеского возраста открытие собственного «Я», осознание своей идентичности и ее свойств, своих интересов и способностей. С другой стороны, требуется хотя бы приблизительное знание мира профессий, их распространенности, востребованности, престижа и оплаты. Адекватный, не приводящий к разочарованиям выбор может быть сделан только на пересечении первого и второго, то есть внутренней и внешней реальности. Задача для вчерашних школьников, прямо скажем, не из легких. Вероятность того, что первый выбор окажется ошибочным, очень велика. [27] Такое требование является скорее идеальным, чем реальным - в действительности многие люди, уже, будучи взрослыми, не знают в достаточной мере ни себя, ни своих сильных и слабых сторон, ни постоянно меняющегося мира профессий. И, увы, они не могут научить этому своих
детей. Поэтому в тех семьях, где родители неудовлетворены своей работой и трудятся только по необходимости, дети с высокой вероятностью следуют их модели поведения. Э.Эриксон считает, что для юности характерна боязнь диффузности идентичности. Молодых людей одолевают сомнения относительно своего места в обществе, своей принадлежности к тем или иным социальным группам, своих возможностей и перспектив. Переживание опасности не найти свою идентичность, стремление к самоопределению, поиски желаемой социальной среды часто вызывают нетерпимость, отказ от мнений, вкусов, норм «чужих» групп, повышенную агрессивность в поведении. Фактически все это - «защитные» механизмы, скрывающие повышенную уязвимость и ранимость периода юношеского кризиса идентичности. [50] Юность ориентирована в значительной степени на будущее. Это не противоречит страху перед ним, поскольку психологическая ориентация на будущее может оправдывать пассивность в решении сегодняшних проблем. В это время строятся грандиозные жизненные проекты, мысленно примериваются различные профессии и социальные роли, проигрываются разные варианты жизненного пути. Однако даже в этом молодой человек совсем не так свободен, как бы нам того хотелось и как утверждает официальная идеология. Первое - это социальные ограничения: материальные возможности семьи, ее образовательный и культурный уровень, наличие или отсутствие связей с влиятельными лицами, вели - чина и статус места жительства. Обычно это понимают все, но главное все же не в этом. Еще важнее наличие неосознаваемого жизненного плана, который складывается отнюдь не в сознательном возрасте, а гораздо раньше. Уже в детском саду, в сюжетно-ролевых играх дети невольно демонстрируют свои представления о собственном будущем. Идентифицируя себя с любимыми куклами и другими игрушками и придумывая для них сценарий и роли, они выдают то, о чем не до конца знают сами: свои ожидания будущих событий, свою социальную значимость, отношение к себе других людей. Поскольку
эти ожидания мало осознаются, пересмотреть их через прожектор сознания приходит в голову далеко не всем. Юношеские мечты о собственном месте в жизни можно разделить на те, которые молодые люди намереваются реализовать, и те, которые изначально нежизнеспособны, но приносят эмоциональное удовлетворение как раз вследствие своей недостижимости и иллюзорности. Если ко вторым именно так и относиться, они могут принести определенную эмоциональную разрядку, и, возможно, в этом их польза. Но как только их смешивают с мечтами первого типа и хотят воплотить их в жизнь, человеку практически гарантированы жестокие разочарования. [16] В юности необходимо почувствовать смысл в собственной жизни своей мужской или женской роли, которая теперь и в дальнейшем будет значить гораздо больше, чем в детстве. Индивид стоит перед выбором - принять и полюбить эту не им выбранную роль, внести в нее свой смысл и свою идентичность или быть недовольным своим полом, тем самым, превращаясь в некое существо среднего рода. В процессе первичной социализации ребенок получил сведения о роли мужчины и женщины в обществе и в семье, о себе как представителе определенного пола, об оценке этого факта родителями - желательности или нежелательности появления его на свет в качестве мальчика или девочки. Высокая оценка себя как мужчины или женщины невозможна без вживания в собственный образ мужественности или женственности, без нахождения привлекательных сторон в исполнении соответствующей роли. Успешная социализация предполагает не просто внутреннее принятие своей половой роли, но и радость от ее исполнения. Низкая оценка себя как мужчины или женщины влечет за собой многочисленные сложности во взаимоотношениях с противоположным полом, даже если в других сферах жизни само - оценка вполне адекватна. Важной социально-психологической особенностью ранней юности является перестройка сферы общения. Предмет общения, т.е. отношения и ценности, по поводу которых происходит обмен информацией, определяется
проблемами своей личности, нахождением своего места в окружающем мире и взаимодействием с ним. Возникает необходимость рассмотрения и оценки возможных альтернатив, главным образом в сфере своих ценностно- смысловых ориентаций, жизненных позиций. Однако, как отмечает И.Ф.Клименко, ценности еще не устоялись и испытываются практикой собственного поведения и поступков окружающих. [34, с 218] В юношеском возрасте возникает ярко выраженная тенденция к самоутверждению своей личности. В этом, как утверждает В.А.Крутецкий, проявляется специфическая трансформация чувства взрослости у старших школьников, по сравнению с подростками. У юношей возникает потребность не просто чисто внешне походить на взрослого, а быть признанным, выделенным из общей массы сверстников и взрослых. Все нормы и ценности черпаются юношами из культуры взрослого общества. Усвоение ценностей взрослых способствует достижению определенной внутренней и внешней независимости, утверждению своего «Я» и формированию личностных смыслов. Однако, как отмечает В.Г.Асеев, доминирующим является не какой-то отдельно взятый идеал, а обобщенный образ, синтезирующий в себе положительные черты и качества идеальной личности. По мнению В.Франкла, вопросы о смысле жизни наиболее часты и особенно насущны в юности, при этом они никак не являются болезненным симптомом. Умение определить свои цели, найти свое место в жизни - важный показатель личностной зрелости в юношеском возрасте. [39] В поисках смысла своего существования, в наиболее общей форме проявляется ценностно-смысловая природа личностного самоопределения. Потребность в смысле жизни характеризует взрослые формы поведения и потому не может быть обойдена, когда мы имеем дело с процессом взросления личности, становлением человеческого «Я». В.Франкл рассматривает стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и
являющуюся основным двигателем поведения и развития взрослого человека. Личностное самоопределение отнюдь не завершается в юношеском возрасте, и в ходе дальнейшего развития человек приходит к новому личностному самоопределению. Личностное самоопределение выступает основание собственного развития. В понимании Д.А.Леонтьева смысловая система личности является ее главной конституирующей подструктурой. Смысловая система личности, по определению Д.А.Леонтьева, «…это особым образом организованная совокупность смысловых образований (структур) и связей между ними, обеспечивающая смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах» [31, с 154]. В структурной организации личности Д.А.Леонтьев выделил три уровня: 1) уровень ядерных механизмов личности, которые образуют несущий психологический скелет или каркас, на который впоследствии нанизывается все остальное; 2) смысловой уровень - пласт смысловых структур, в которых кристаллизованы конкретные содержательные отношения человека с миром, которые регулируют его жизнедеятельность; 3) экспрессивно-инструментальный уровень - структуры, характеризующие типичные для личности формы или способы внешнего проявления, взаимодействия с миром, ее внешнюю оболочку. В качестве структур этого уровня Д.А.Леонтьев рассматривал наряду с чертами характера и способностями, также роли, включенные человеком в свой репертуар. Д.А.Леонтьевым выделено шесть разновидностей смысловых образований (систем), выступающих как функционально различные элементы смысловой системы личности: личностный смысл, смысловая установка, мотив, смысловая диспозиция, смысловой конструкт, личностные
ценности. Эти шесть смысловых систем были отнесены Д.А.Леонтьевым к трем уровням организации: уровню структур, непосредственно включенных в регуляцию процессов деятельности и психического отражения (личностный смысл и смысловая установка); уровню смыслообразующих структур, участие которых в регуляторных процессах опосредовано порождаемыми ими структурами первого уровня (мотив, смысловая диспозиция и смысловой конструкт); и, наконец, высший уровень, к которому относится одна из разновидностей смысловых структур - личностные ценности, являющиеся неизменным и устойчивым в масштабе жизни субъекта источником смыслообразования. Мотивирующее действие личностных ценностей не ограничивается конкретной деятельностью, конкретной ситуацией, они соотносятся с жизнедеятельностью человека в целом и обладают высокой степенью стабильности. Изменение в системе ценностей представляет собой чрезвычайное, кризисное событие в жизни личности. Рассматривая форму переживания и субъективной репрезентации личностных ценностей, Д.А.Леонтьев отметил, что ценности переживаются как идеалы - конечные ориентиры желательного состояния дел. Рассмотренные Д.А.Леонтьевым шесть разновидностей смысловых систем представлены в структуре личности не отдельно, они связаны друг с другом и образуют динамическую смысловую систему. Динамическая смысловая система, по определению Д.А.Леонтьева, «…это относительно устойчивая и автономная, иерархически организованная система, включающая в себя ряд разноуровневых смысловых систем и функционирующая как единое целое». [31, с 235] Д.А.Леонтьев рассматривает динамическую смысловую систему (ДСС) как принцип организации и как единицу анализа смысловой сферы личности. Личность складывается из нескольких динамических смысловых систем. Динамические смысловые системы пересекаются между собой и имеют общие области, которые можно считать относящимися и к той и к другой динамической смысловой системе.
Д.А.Леонтьев выделяет такую психологическую категорию как смысл жизни. По его определению, смысл жизни представляет собой интегральную смысловую ориентацию. Другой отечественный психолог Б.С.Братусь определяет смысловые системы как единицы анализа нравственной сферы личности. Он рассматривает не столько структурно - организационную, сколько содержательную сторону смысловых систем: «Необходимость учета этой содержательной стороны становится, пожалуй, особенно явной при встречах с трудным, аномальным, отклоняющимся развитием, как в подростковом, так и в более зрелом возрасте, которое, как показывают многие исследования, обычно протекает в содружестве с эгоцентрической ориентацией человека, а нередко является прямым её следствием». Б.С.Братусь выделяет четыре уровня смысловой системы личности: 1) Нулевой уровень - это собственно прагматические, ситуационные смыслы, определяемые самой предметной логикой достижения цели в данных конкретных условиях. Так, зайдя в кинотеатр и увидев перед самым началом сеанса большую очередь и объявление о том, что в кассе осталось мало билетов, мы можем сказать: «Нет никакого смысла стоять в этой очереди - билеты нам не достанутся». Понятно, что такой смысл, вряд ли можно назвать личностным, тем более нравственным. 2) Первый уровень личностно-смысловой системы - эгоцентрический уровень, в котором исходным моментом является личная выгода, честолюбие, удобство, престижность и другие, непосредственно личные отношения. При этом все остальные люди ставятся в зависимость от этих отношений, рассматриваются как помогающие (удобные, «хорошие»), либо как препятствующие («плохие») их осуществлению. Необходимо отметить, что этот уровень иногда может представляться как весьма привлекательный и даже иметь возвышенные намерения, такие как самосовершенствование. Однако оно может оказаться не больше чем эгоцентризм, если направлено только на благо себе.
3) Второй уровень - группоцентрический, определяющим смысловым моментом отношения к действительности на этом уровне становится близкое окружение человека, группа. Отношение к другому человеку существенно зависит при этом от того, является ли он членом «своей» или «чужой», «дальней» группы. 4) Третий уровень - просоциальный, характеризуется внутренней смысловой устремленностью человека на создание таких продуктов его труда, деятельности, общения, познания, которые принесут равное благо другим, даже лично ему незнакомым, «чужим», «дальним» людям, обществу в целом. Если на первом уровне другой человек выступает как вещь, как подножие эгоцентрических желаний, а на втором уровне другие делятся на круг «своих», обладающих самоценностью, и «чужих», её лишенных, то на третьем уровне принцип самоценности становится всеобщим, определяя собой, главное и, как считают А.В.Серый и М.С.Яницкий, единственно верное направление приобщения к родовой человеческой сущности, без которого невозможно нормальное развитие личности. [12, с 87] Таким образом, смыслы не являются однородными образованиями, но и с психологической и с нравственно-этической точки зрения существенно различаются в зависимости от отнесенности к тому или иному уровню смысловой системы личности.


В раздел дополнительное образование