Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Твоё здоровье в твоих руках"

Программа экспериментальной площадки

Автор: Галимзянова Наталья Валерьевна, педагог дополнительного образования, МАОУДОД "Дом детского творчества №15", город Набережные Челны



В раздел дополнительное образование





Текстовая HTML-версия публикации

ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ В КАНИКУЛЯРНОЕ ВРЕМЯ
«ТВОЁ ЗДОРОВЬЕ В ТВОИХ РУКАХ»
Разработала: Галимзянова Наталья Валерьевна, педагог высшей квалификационной категории Республика Татарстан г. Набережные Челны Пояснительная записка Здоровый образ жизни неразрывно связан с физическим здоровьем. Программа предполагает проведение различных форм работы для пропаганды занятий физической культурой, подвижными играми, соревнованиями. Актуальность программы обусловлена необходимостью обоснования условий для сохранения и улучшения физического здоровья детей. Здоровье сегодня причисляется к числу важнейших личностных приоритетов, но при этом до настоящего времени у детей и подростков не сформирована внутренняя готовность к укреплению здоровья, к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Ограничение возможностей для развития массового детского и подросткового спорта является сегодня серьёзной научной и организованной проблемой. На решение части этих проблем и направлена разработка программы экспериментальной площадки по организации работы в каникулярное время по месту жительства. Основными принципами программы являются: массовость и добровольность участия детей в предлагаемых видах и формах проведения свободного времени; дифференцированность подходов к определению интересов детей и подростков с учётом уровня их потребностей и ценностно-нравственной сферы; выбор сфер общения и отношений в пространстве свободного времени; характер отношений взрослых и детей на основе совместного интереса и деятельности;
равное пользование услугами и добровольное участие в работе творческого объединения; работа на основе содружества и взаимодействия поколений молодёжи и ветеранов; опосредованное воспитательное воздействие на личность через коллектив, организацию среды проживания и здоровый образ жизни; участие в улучшении окружающей жизни микрорайона и города. Каникулы – это личное время ребёнка, распорядиться которым он имеет полное право сам. Именно в своё свободное время имеет большие возможности стать не только активным участником, но и организатором некой социальной деятельности. В качестве субъекта деятельности он ставит задачи, избирает пути и средства их решения, что естественно приводит к развитию самостоятельной личности, её взрослению и социальной ориентации. Программа направлена на организацию свободного времени детей и подростков, отвлечение их от влияния улицы и негативного воздействия интернета, вовлечение в общественно-полезную работу и различные формы активного досуга, что является эффективной мерой профилактики правонарушений и проявлений асоциального поведения несовершеннолетних и противопоставления различным негативным влияниям современной нестабильной социально-экономической действительности. Цель программы: привлечение детей и подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом, укреплению их здоровья и формированию здорового образа жизни в период каникул. Задачи:  проведение мониторинга состояния физкультурно-оздоровительной работы с детьми и подростками в каникулярное время в творческом объединение «Прасковея»;  выработка путей продуктивного её решения в учреждениях дополнительного образования детей каникулярного отдыха;
 разработка физкультурно-оздоровительных программ и технологий, способствующих привлечению детей и подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом, укреплению их здоровья и формированию здорового образа жизни период каникул;  разработка методического пособия «Современные физкультурно- оздоровительные программы и технологии организации каникулярного отдыха детей и подростков»;  создание и внедрение эффективной системы физического воспитания, ориентированной на особенности развития детей и подростков в каникулярное время;  пропаганда здорового образа жизни среди подрастающего поколения;  разработка психолого-педагогических оснований физкультурно- оздоровительных программ и технологий организации каникулярного отдыха детей и подростков;  подготовка итогового материала. Контингент участников программы: учащиеся творческого объединении «Прасковея», родители, бабушки и дедушки. Срок реализации программы экспериментальной площадки один год. В конце года могут вноситься уточнения по формам работы, которые не будут менять основную концепцию и направленность программы. Процесс реализации проекта сопровождается фото и видеосъёмкой силами участвующих в проекте родителей и детей. Программа предусматривает проведение различных мероприятий на открытых площадках, проводимых в микрорайоне и районе силами специальных творческих групп, будут организованы игровые площадки с ассортиментом подвижных игр. Будут проходить спортивно-игровые аттракционы и эстафеты по типу «Весёлых стартов». К таким занятиям могут подключаться как дети, так и родители. Периодичность данных форм работы зависит от формирования программы районных праздников (День открытых дверей, Масленица, День защиты детей).
Ожидаемые результаты: психолого-педагогические основы проектирования, планирования, организации и анализа физкультурно-оздоровительной работы с детьми и подростками в каникулярное время; преемственность физкультурно-оздоровительной работы в системе дополнительного образования детей; работа с родителями детей до, во время и после каникулярного отдыха; психолого-педагогическое своеобразие отношений взрослых и детей в условиях физкультурно-оздоровительной работы в каникулярные периоды; особенности детской общности каникулярного периода (разновозрастный состав, временность существования) и их использования в физкультурно-оздоровительной работе; место каникулярного отдыха в общей системе оздоровительно- образовательной работы с детьми творческого объединения «Прасковея»; критерии эффективности организации каникулярного отдыха как составляющей физкультурно-оздоровительной работы; своеобразие каникулярных периодов (осенних, зимних, весенних, летних) физкультурно-оздоровительной работы; психолого-педагогическое сопровождение реализации программы; учёт общего и особенного при организации и анализе конкретного опыта соответствующей работы; разностороннее развитие личности ребёнка в физкультурно- оздоровительной работе в каникулярное время. Критерии оценки ожидаемых результатов будут проводиться следующим образом:  по количеству семей добровольцев, принявших участие в работе экспериментальной площадке;
 по итогам проведения мониторинга состояния физкультурно- оздоровительной работы с детьми творческого объединения «Прасковея» в каникулярное время;  по результатам и отзывам проделанной работы;  по количеству проведённой социально-полезной работы;  анализ количественных и качественных показателей эффективности мероприятий и степень решения поставленных задач. План работы экспериментальной площадки по организации работы в каникулярное время творческого объединения «Прасковея»


п/п

Наименование мероприятий

Сроки

проведения

Место

проведения

Ответственный
1 Подготовительная работа для реализации программы экспериментальной площадки. Август- сентябрь ДДТ №15 Галимзянова Н.В. 2 Поиск и привлечение интересных, спортивных и творческих семей для совместной работы. Сентябрь ДДТ №15, творческое объединение «Прасковея» Педагоги ДО 3 Проведение мониторинга состояния физкультурно- оздоровительной работы с детьми творческого объединения в каникулярное время. Октябрь Апрель ДДТ №15, творческое объединение «Прасковея» Галимзянова Н.В. 4 Психологическая диагностика по выявлению состояния здоровья учащихся и отношений детей и родителей Два раза в год ДДТ №15, творческое объединение «Прасковея» Галимзянова Н.В.
к здоровому образу жизни. 5 Организация мероприятий по сохранению и укреплению здоровья учащихся творческого объединения «Прасковея» и их родителей. В период каникул В зависимости от содержания мероприятия. Педагоги ДО 6 Организация лекторий для родителей по темам: «Здоровье детей в семье», «Гигиена питания», «Режим дня», «Оздоровительные комплексы для всей семьи». 1 раз в квартал ДДТ №15, творческое объединение «Прасковея» Педагоги ДО 7 Оформление летописи всех событий работы творческого объединения по реализации программы экспериментальной площадки. В течение года ДДТ №15, творческое объединение «Прасковея» Галимзянова Н.В. 8 Круглый стол по результатам работы экспериментальной площадки по организации работы в каникулярное время. Май ДДТ №15 Педагоги ДО Мероприятия по сохранению и укреплению здоровья детей, подростков и их родителей. Мероприятия в объединении:  попытки оценивания здоровья с помощью систем тестов (тест Иванченко);  игровое лото, домино «Я и моё здоровье»;  дискуссия «Почему я вижу?»;  профилактика близорукости у детей и подростков;
 практическое занятие «Самомассаж от простуды (Уманская А.М.);  диспут «Забудем вредные привычки»;  лекторий «Здоровье – дело престижное»;  беседы на темы: «Роль зрения в жизни человека», «Чистота и здоровье нашей кожи»;  проведение аутотренингов, релаксации, прослушивание классической музыки. Учрежденческие мероприятия:  день открытых дверей;  дни здоровья «В здоровом теле – здоровый дух», «Полоса препятствий»;  «Зимние забавы» (катание на лыжах, коньках, санках);  однодневный поход в парк Нижняя Кама «Ура, каникулы!». Городские мероприятия:  посещение бассейна «Дельфин», Набережночелнинской спортшколы «Яр Чаллы»;  «Весёлые старты»;  «Мама, папа, я – спортивная семья»;  организация экологических акций «Чистый город», трудовых операций «Уют»;  открытый фестиваль брейк-данс;  День города, Масленица, День защиты детей, Сабантуй. Кадровый состав Программа опирается на кадровый потенциал и материально-технические ресурсы, накопленные и имеющиеся в «Доме детского творчества №15», и направлена на использование и развитие эффективных и востребованных современным подрастающим поколениям форм досуга. Партнёрами творческого объединения «Прасковея» в рамках исполнения программы экспериментальной площадки по организации работы в каникулярное время являются: «Доме детского творчества №15», бассейн «Дельфин»,
Набережночелнинская спортшкола «Яр Чаллы», СОШ №3, СОШ №20, учреждения дополнительного образования детей, парк культуры и отдыха «Комсомольский», библиотеки города, Исполком Комсомольского района, ближайшие досуговые клубы. Список использованной литературы 1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. – СПб., 1998 2. Возьмитесь за руки друзья!: Материалы программы СПО-ФДО «Игра – дело серьёзное»/ Авт.-сост. И.И. Фришман. – М.: СПО-ФДО, 1996. - 78с. 3. Поломис К. Дети на отдыхе. – М., 1995. 4. Шеффер Д.
Дети и подростки
:
психология
развития.
СПб
., Питер, 2003.


В раздел дополнительное образование