" Простейший русский инструмент - Ложки"
Конспект урока
Автор: Темникова Ольга Владимировна, преподаватель по классу домра, МОУ ДОД "Майнская ДШИ им. В.Н.Кашперова", р.п.Майна Ульяновской обл.
В раздел дополнительное образование
Текстовая HTML-версия публикации
Конспект урока
Предмет
: ансамбль ложкарей.
Класс
: 1-й класс.
Форма урока
: групповая.
Тема урока
: «Простейший русский народный инструмент ( Ложки)».
Цели и задачи урока:
1. Формирование мотивации к музыкальной деятельности: - пробуждение интереса к игре на ударных инструментах (ложках); - развитие образно - эмоционального восприятия. 2. Формирование благоприятной психологической среды для активного взаимодействия детей в ансамбле. - создание условий для самовыражения ребёнка. - формирование навыков взаимодействия в коллективе. 3. Создание детского музыкального ансамбля ложкарей: - овладение элементарными приёмами игры на ложках; - развитие в процессе музицирования чувства ритма и музыкального слуха;
Прогнозируемый результат
: первичный опыт коллективного музицирования в ансамбле ложкарей.
Атмосфера урока
: со- действие, со- переживание, со- участие, создание ситуации успеха, радости открытия.
Методы:
игровая коммуникация, объяснительно- иллюстративный, импровизация.
Формы обучения
: групповая.
Количество детей: 7.
Оснащение:
-
карточки с именами учащихся
;
-
стол, стулья; - музыкальные инструменты (ложки).
Содержание урока
1.
Знакомство с учащимися.
- Преподаватель.
Здравствуйте!
- Учащиеся. (
отвечают)
- Преподаватель
. Давайте ребятки познакомимся поближе. -
Учащиеся
. Давайте. -
Преподаватель.
Кто пришёл ко мне сегодня? Пропоём, давайте, громко. Пропою и я своё имя, а после вы по очереди будите петь ваши имена.
(Во время приветствия преподаватель подыгрывает на балалайке). -
Преподаватель
. Вот и славно теперь мы познакомились и я надеюсь, что надолго. -
Преподаватель
. Сегодня наш урок, о простейшем русском народном инструменте ложках,( показывает их.) -
Преподаватель
по очереди спрашивает детей, а какие они знают ударные народные инструменты?
- Учащиеся
. (Отвечают) -
Преподаватель
. Молодцы! Много инструментов вы знаете. -
Преподаватель.
А почему как вы думаите они так называются? -
Учащиеся
. ( Отвечают).
- Преподаватель
. Правильно, так, как звук извлекается ударом. - А сейчас я вам загадаю загадки: Мне в частушках подыграет, Хоть и не гармошка. За обедом в суп ныряет Расписная…(ложка). Всех кормлю с охотой я, А сама безротая. (ложка) Сама не ем, А подношу еду всем.(ложка)
2.Изучение нового материала, первичное его закрепление.
- Преподаватель.
Ложки- простейший русский народный инструмент, который изначально был предметом домашнего быта. Веками совершенствовалась форма деревянных ложек. Часто их украшали традиционной росписью, орнаментом. Ложки изготавливают главным образом из берёзы, осины, ольхи, липы. Вырезать их лучше из сырой древесины. Процесс изготовления ложек можно разделить на следующие этапы: 1. Обтеска и обрубка баклуши (деревянной заготовки), которой придаётся форма лопаточки, обрубленной более круто со стороны черпачка и более полого – к черенку. 2. Тесление – вырубка теслом выемки у обработанной снаружи ложки. 3. Скобление – снятие тонкой стружки. 4. Сушка и шлифование. 5. Отделка.
Ложки украшают резьбой – геометрической или плоскорельефной (хотьковские), росписью ( хохломские), выжиганием ( вятские) с последующим покрытием лаком и закалкой. Широко используются в исполнительской практике также ложки- веера: ложки закреплены на деревянном бруске и по форме напоминают веер( показ ложек вееров). Как правильно выбрать, ложки? Они должны обладать следующими качествами: прочностью, ярким звучанием; для игры более удобны ложки с прямыми черенками округлой формы. Ложка кормит человека. А звучание у ложек необыкновенное. Умение играть на ложках – это начальная ступень к освоению более сложных музыкальных инструментов. -
Преподаватель
играет на двух ложках, демонстрирует приём игры« Лошадка». Ну, а если ложки я вот так возьму- Кони рвутся вскачь, Я их не сдержу. Полость черпака одной ложки зажата в ладони ( обычно левой руки).Удар производится другой ложкой. Приоткрывание полости между ложкой и ладонью, которая выполняет роль резонатора, позволяет извлекать звуки различной высоты, создаётся имитация цоканья копыт. -
Преподаватель.
На что похоже звучание? -
Учащиеся.
На цоканье (бег лошадки). -
Преподаватель.
Молодцы! Ребята, чтобы ложки звучали красиво, их держать правильно необходимо. Ложки имеют черенок и черпачок (показывает).
3. Приобретение навыков игры на ложках.
-
Преподаватель
показывает,как держать правильно ложки в руках. Ложки держат так, чтобы между их черенками (посередине) находился указательный палец. Выпуклые стороны черпаков обращены друг к другу ( интервал между ложками 1- 2см), черенки ложек зажаты в ладони руки. (Со стола преподаватель предлагает всем ребятам взять ложки.) -
Учащиеся
по просьбе педагога пробуют повторить, удержать ложки в руках.
- Преподаватель
показывает самый простейший приём игры двумя ложками.
Черенки ложек зажаты в обеих руках. Черпаки ложек обращены друг к другу тыльными сторонами, которые при ударе образуют характерный сухой звук. С освоения этого простейшего приёма начинается обучение игре на ложках. Это позволяет детям сразу включиться в процесс музицирования.
- Преподаватель
. А теперь давайте вы будете сразу показывать своё умение. Слушайте и будьте внимательны! Словно дружные ладошки, Заиграют наши ложки!
Преподаватель напевает:
Тук, тук, тук, тук. Все услышали мы стук, Потерпи немножко, Заиграем в ложки. Упражнение – Преподаватель ногой отстукивает сильные доли такта. На этом фоне учащийся точно повторяет на ложках ритмический рисунок, исполненный преподавателем ( приём эхо). Возможно сделать так, чтобы не все дети сразу играли вместе, а по очереди для того ,чтобы понять и услышать у кого не получилось с первого раза повторить верный ритм. Упражнение – один учащийся сам придумывает ритмический рисунок ,а остальная группа детей старается точно – точно повторить услышанное.( вопрос-ответ). Занятия проводятся с группой учащихся, они в произвольном порядке повторяют отдельные ритмические фигуры. Это позволяет активизировать внимание учащихся, развивать быстроту их мышления и двигательных реакций. Упражнение – ( игра – задание) .
Преподаватель
предлагает свой вариант ритмического рисунка и просит учащихся сочинить продолжить ритмический рисунок по очереди . Игра развивает у учащихся ритмико - импровизационные навыки. Упражнения можно выполнять в разных темпах, размере, динамическими оттенками. У учащихся тренируется быстрота реакции. Меняющаяся последовательность ритмических фигур не только активизирует внимание, но и учит их действовать в коллективе (ансамбле), выполняя общую поставленную задачу. Упражнение – « Контрасты» - чередуются быстрые, почти тремолирующие удары кисти руки (с ложками) по колену и по ладони другой руки ( между коленом и ладонью остаётся небольшое расстояние, благоприятное для быстрой игры) и
медленные, тяжеловесные удары, когда ладонь, по которой производились удары, неожиданно поднимается на один уровень с головой исполнителя. Образуя максимально большое расстояние от колена. По завершению игры преподавателем проверяется крепость зажатия ложек между пальцами у учащихся. На протяжении всего урока преподаватель хвалит ребят с первыми своими шагами в игре на ложках. -
Преподаватель.
Музыканты играют стоя или сидя на стульях, выполняя сольную или ритмико – аккомпанирующую функции. Ложкари могут играть как в сопровождении какого- нибудь мелодического инструмента, так и без него. -
Преподаватель
объясняет и показывает учащимся ,что существует игра не только двумя ложками ,но и тремя, четырьмя.
4. Закрепление приобретённых первоначальных навыков.
- Преподаватель.
Исполняет р.н.п. « Ах, вы сени» на балалайке, а учащиеся на ложках играют ритм первого куплета вначале на сильную долю, а затем во втором куплете на слабую долю, и.т.д. держа черенки ложек пока в обеих руках.
5.Итог урока. Прощание.
-
Преподаватель
благодарит учащихся, которые так складно да ладно играли. -
Преподаватель.
Ребята, вам понравился сегодняшний урок? (Дети отвечают.) - А что вам понравилось? ( Дети отвечают.) - Чему вы сегодня научились? ( Дети отвечают.) -
Преподаватель.
Отвечайте дружно, хором: Вы к дальнейшему обучению игре на ложках готовы ?
- Учащиеся
(отвечают) Да!
- Преподаватель.
Ребята игра на ложках только на первый взгляд может показаться простой, пока их не возьмёшь в руки. На самом деле, хороший ложкарь должен обладать чувством ритма, чтобы в последствие исполнять сложные комбинации ритмических рисунков. На этом наш урок закончился, мы прощаемся до следующего занятия. Как славно сегодня прозвучали ложки в ваших руках.
- Преподаватель.
Вы аккуратно ложки на столе положите. И благодарность мою примите. Спасибо! До свидания!
В раздел дополнительное образование