Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Как изучать дебют"

статья

Автор: Барахтенко Елена Николаевна, педагог дополнительного образования, МБОУ "СОШ № 4", город Братск, Иркутская область



В раздел дополнительное образование





Текстовая HTML-версия публикации


Как изучать дебют
Наверно нет такого любителя шахмат, который не хотел бы научиться играть лучше. Но многим кажется, что главным препятствием, которое мешает им совершенствоваться, является плохое знание теории дебютов. Чтобы разобраться в данной проблеме, нужно выяснить, что такое дебютные варианты. Шахматная борьба многообразна, она таит в себе бесчисленное количество различных возможностей. Еще М. Чигорин говорил, что в каждом дебюте «можно избежать шаблонных вариантов, достигая при этом не худших, если не лучших, результатов». Важно понять главные цели дебюта, идеи дебютных схем - это даст возможность находить правильные пути возникающих вариантов в начале партии. Дебютные варианты основаны на турнирной практике. Именно поэтому они непрерывно меняются и совершенствуются. И это вполне понятно, шахматное искусство непрерывно развивается, идет творческая работа, ведется поиск нового. Можно отметить, что находить новое в дебютной теории дело не только мастеров, оно вполне по плечу каждому любителю шахмат.
Как начинать бой?
Стоит ли ломать голову над тем, как правильнее начинать игру? Ведь пока армии еще не вошли в соприкосновение, королям ничего не грозит, неприятель далеко. Впечатление покоя обманчиво. В начальной позиции достаточно двух- трех плохих ходов, чтобы получить мат. Вот пример: 1. f2 – f3 e7- e5 2. g2 – g4 Фd8- h4 x. Правда это самый короткий путь к мату, который только может быть. Белые не только не мешали черным, а даже им помогали. Еще одна повальная партия. 1. e2 – e4 f7 – f5 2. Kh1 – c3 g7 – g5 3. Фd1 – h5 x. Как видно при
скверной игре противника ферзь может немедленно решить дело в свою пользу. Может вообще разумно сразу посылать ферзя в наступление?
Ферзь идет в наступление
1. e2 – e4 e7 – e5 Фd1 – h5. Не успели черные оглянуться, а белый ферзь уже у ворот. Не прогнать ли его ходом 2. …g7 – g6? Нет это плохой ход, так как черные «зевают» пешку е5 и ладью. 2. … Kh8 – c6 3. Cf1 – c4. Белые подготовили атаку. Ферзь и слон нацелены на f7. Активный ход 3. …Kg8 – f6 белые с ликованием объявили бы мат – 4. Фh5 : f7 x. 3. …g7 – g6 4. h5 – f3. Белые не унимаются, снова грозит мат. 4. …Kg8 – f6 5. f3 – b3. Новая атака пункта f7. 5. … d8 – e7. Подведем итоги. Пока ферзь метался по доске, черные защищали пункт f7, развили три фигуры и сами намерены наступать. Атакована пешка е4. Защитить её не просто. К потерям ведет 6. Kb1 – c3 из-за 6. …Kс6 – d4 7. Фb3 – a4 c7 – c6 (грозит вилка b7 – b5) 8. Сс4 – b3 a7 – a5! Новая угроза – 9. …b7 – b5 и на 10. Фа4 – а3 b5 – b4. Ферзь пытался, сам атаковать короля, но попал в плачевное положение. Один ферзь в поле не воин! Первая дебютная заповедь – не спешите развивать ферзя.
Бой начинают ладьи
Попробуем начать игру с вывода ладей. 1. а2 – а4 е7 – е5. Ладья не может выйти, поле а3 под прицелом. 2. h2 – h4 d7 – d5. Та же самая неприятность. 3. а4 – а5 Cf8 – с5 4. Ла1 – а4 Сс8 – d7. И ладья должна убираться восвояси. Нет, ладьями тоже не следует начинать игру. Ладьям нужен расчищенный путь. В дебюте ладьи слишком неповоротливы.

Начинают пешки и лёгкие фигуры
В начале партии ферзю и ладьям лучше оставаться дома на своих местах. Игру начинают пешки и лёгкие фигуры. Существует несколько десятков схем развития дебютов.
Три «Кита» на которых держится дебют
Существуют три главных принципа, три «кита», на которых держится дебютная стратегия. Первый «кит» – быстрая и целеустремленная мобилизация сил. Вспомним, как метался по доске ферзь, пытаясь объявить детский мат. Ошибка белых заключалась не только в раннем развитии ферзя, но и в том, что они забыли о других фигурах. В дебюте надо стараться каждым ходом вводить в бой новую фигуру. Мобилизацию следует вести так, чтобы, развиваясь, фигуры помогали друг другу, а не мешали. Разберем пример: 1.е2 – е4 е7 – е5 2. Кg1 – fЗ. Белые вывели коня и напали на пешку. Чем ее защищать? Делается такой ход 2. …Сf8 – d6? Черные вывели фигуру, защитили центральную пешку. Как будто бы очень хороший ход, а на самом деле плохой: став на d6, слон мешает развитию своего «коллеги», находящегося пока на с8. И еще одно соображение - центральным пешкам в дебюте отведена особая роль, и без нужды не следует становиться на их пути. Хорошей защитой был бы ход 2. …Кh8 – с6. Можно сыграть и 2. …Кg8 – f6, немедленно контратакуя пешку е4. Второй «кит» – расстановка пешек. Шахматная пехота никогда не отступает, и полководец по отношению к ней несет особую ответственность. Двигая вперед пешки, вы открываете дорогу фигурам и завоевываете пространство. Казалось бы, дело простое – гони вперед пешки. Но это совсем не так. В «пространство», завоеванное пешками для своих фигур, могут проникнуть неприятельские. Опаснее всего, двигая пешки вперед, раскрыть позицию короля. Поэтому, после того как продвинуты центральные пешки, стремятся сделать рокировки, убрать королей из центра. Задача пешек – не мешать развитию своих фигур, а защищать их от нападения неприятельских фигур и пешек. Каждому мобилизационному плану соответствует свой «рисунок» расстановки пешечной цепи, однако чаще всего в дебюте вперед идут центральные пешки, а не фланговые. Причина станет ясна после того, как мы познакомимся с третьим «китом». В дебюте важно расставить пешечную цепь определенным образом и под ее прикрытием выводить фигуры. Третий «кит» правильной постановки дебюта – захват центра. Центр в узком смысле слова – это поля е4, d4, е5, d5 – маленький квадрат, в широком смысле – примыкающие к маленькому квадрату поля. Из центра близок путь на любой фланг. Центр — как бы высота, господствующая над
местностью. Борьба за центр — одна из главных задач дебюта. Захватить центр – это значит надежно занять его своими пешками и под их прикрытием активно расположить фигуры. Начинающему шахматисту полезнее играть открытые начала, чем закрытые. В открытых дебютах быстрее развиваются события, планы проще и яснее. Всё это помогает приобрести необходимые навыки. При изучении дебютной теории необходимо в её раздел включать изучение таких тем, как: 1. Три принципа игры в дебюте, разбор партий, миниатюр. Центр. Мобилизация. Безопасность. 2. Дебютные ловушки и их роль в шахматной партии. 3. Гамбиты, как средство обострения борьбы с самого начала партии. Королевский гамбит. 4. Защита Стейница в испанской партии. 5. Вариант Хэнема в защите Филидора. 6. Закрытые дебюты, ферзевый гамбит. 7. Защита Алёхина – один из дебютов гипермодернизма. 8. Дебют Нимцовича, дебют Рети. 9. Гибель в дебюте. Однако, если вас постигнет неудача и вы проиграете в самом начале, не падайте духом – подобное случалось и с мастерами. Особое внимание надо уделить тому, как дебютное построение связано с дальнейшим развитием событий. Вспомним слова экс-чемпиона Ботвинника: «Конечно, суть шахмат заключается не в начале партии. Главное содержание шахмат состоит в том, что в сложной оригинальной позиции, когда, казалось бы, ниоткуда помощи ждать не приходится, шахматист должен найти правильное решение». Кто умеет это делать, тот и чувствует себя уверенно за шахматным столиком. Используемая литература: 1. Кобленц А.И. Рассказы о комбинациях. – М.. 1970. – с. 3 2. Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций - Киев: «Радянская школа» 1988. 3. Ю.Авербах, М. Бейлин Шахматный самоучитель— М.: Просвещение, 1995. 4. Сухин И. 1000 самых знаменитых шахматных комбинаций - М: Астрель, 2004. 5. Калиниченко, Линдер Полный курс. Шахматы. – М.: Астрель, 2009.


В раздел дополнительное образование