"Сохранение и развитие народных традиций в детском хореографическом коллективе"
статья
Автор: Иванова Альбина Васильевна, педагог дополнительного образования, ГБОУ Центр детского творчества "Ново-Переделкино", город Москва
В раздел дополнительное образование
Текстовая HTML-версия публикации
Иванова А.В.Сохранение и развитие народных традиций
в детском хореографическом коллективе
ГБОУ ЦДТ «Ново-Переделкино», Москва, 2015г. Характерной чертой нашего искусства в целом и хореографического в особенности, является его глубокая связь с народными традициями. Танцевальное народное искусство не представляет собой нечто неизменное. Передаваемое из поколения в поколение, оно постоянно меняется, обогащается новыми элементами, несет в себе новое содержание, отражает конкретный период в жизни людей. Танцы кристаллизуются в общественном сознании годами, и многие из них, сохраняя лучшие прогрессивные традиции, и по сей день доставляют эстетическое наслаждение нашему современнику. Изучение народного танцевального творчества надо начинать с постижения того, что глубоко свойственно народу, в чем он существеннее всего воплощает образ своей жизни, свои чувства, способ мышления, отношение к труду, к природе и т.д. Это, несомненно, помогает многим танцевальным детским коллективам создать подлинные образцы хореографического искусства. Первоначальной задачей должно стать стремление ярче показать свое лицо, выразить неповторимые особенности своего края. А сделать это можно, лишь черпая из той золотоносной жилы, которая именуется фольклором. О фольклорном танце, в частности, очень хорошо сказала народная артистка СССР, главный балетмейстер хора им. Пятницкого Т.А.Устинова: «Фольклорный танец в наши дни является тем алмазом, который надо искать, а найдя - отшлифовать его грани, подчеркнуть его блеск и все великолепие, дать ему второе рождение, а затем уже подарить его народу». Большую роль в работе детского коллектива играет знание фольклорного творчества народа, изучение и понимание того, что в прошлом им создано. Практика показывает, что народный танец любой страны глубоко национален. Композиция танца, манера исполнения, темпы и ритмы, движения, жесты, музыка, мимика, костюм - все эти элементы ярко отражают национальные особенности. Русский танец, который дошел до нас, волнует и сегодня своей красотой, заставляет гордиться дарованием его безымянных творцов, создавших великое, пронизанное оптимизмом искусство.
Красочный и жизнерадостный, тесно связанный с народным творчеством в целом, свободный от жестких норм и канонов, он являет собой замечательное достижение культуры, предмет пристального изучения современных исследований. Овладевая всем богатством и многообразием материала русского танца, его традициями коллектив на этой базе может создавать новые танцевальные композиции и отражать в них нашу действительность. Каковы же основные общенациональные черты русского народного танца и откуда можно черпать его многообразие для репертуара детского коллектива. Назову, прежде всего, главную - содержательность танца. Любой хоровод, кадриль, перепляс содержит выраженную мысль, которая пронизывает весь танец. Другой существенной общенациональной чертой русского народного танца является его реализм, отражающий единство формы и содержания. Дети в танце все делают осмысленно и все связывают с жизнью. Пример: постановка детского танца «Бусинки». Яркой чертой русского народного танца является выразительность. Русский человек, а в особенности ребенок, танцует всегда с душой, окрашивая каждый жест, движение своим настроением, внутренним состоянием и отношением. Танцующий всегда наполнен образно и эмоционально. Он живо раскрывает особенности своей натуры и ту идею, которую хочет донести. Старейшей формой русского народного танца, его родоначальником является хоровод. Ежегодно в коллективе ставятся хороводы, которые танцуем на проводах русской зимы. В этом году был поставлен хоровод «Как у наших у ворот». В прошлом году были поставлены хороводы: «Русские узоры» и «Моя Россия». Их хоровода впоследствии развились другие более сложные формы. В настоящее время бытуют кадрили, игровые танцы (такие как поставленные игровые танцы: «Посиделки» и «Ладушки» - 2011-12 уч. год, «Кудерушки» и «Плетень» - 2013-14 уч. год.) и сюжетный танец «Ленок» в исполнении детей студии. Существенное место издавна занимала в танце песня. Песня - это летопись народная. Каждое событие в своей жизни народ сопровождал песней, она тесно связана с игрой, пляской, хороводом. Русский народный танец на всех этапах своего развития отражал общенациональные черты. Самобытность, яркость и выразительность русского танца давно стали предметом изучения и восхищения.
Собиратель былин и народных обрядов Я.Штелин в своих воспоминаниях отмечал: «Во всем танцевальном искусстве Европы не сыскать такого танца, который бы мог превзойти русскую пляску. И никакой другой национальный танец в мире не сравнится по привлекательности с этой пляской». Данные свидетельства достаточно красноречивы и глубоки в своей характеристике. Несомненно, исследователи были знакомы с многообразием русской пляски, иначе им трудно было бы так уверенно говорить о превосходстве русского плясового фольклора. Например: во Владимирской области при исполнении кадрилей девушка не выходит самостоятельно на тот или иной переход, ее обязательно выведет юноша, пригласит на выход рукой или поклоном, всячески выражая ей свое внимание и уважение. Если юноша встречается с девушкой во время исполнения той или иной фигуры, они обязательно делают поклон головой друг другу. А в парных кружениях, на простых шагах юноша никогда не возьмет рукой девушку за талию, правую руку он кладет на ее левую руку, которую девушка держит подбоченясь. Уловить, освоить местные особенности народного творчества и сценически передать их - значит создать определенный, неповторимый характер, образ. Народный детский танец - выражение жизнерадостных, оптимистических чувств, отражение картин из жизни детей, воспроизведение образов народного танцевального искусства. Каждый ребенок умен и талантлив по-своему. Важно, чтобы ум и талантливость стали основой успеха в обучении, чтобы ни один из них не потерял своих возможностей. Ребенок рождается с определенными задатками, которые благодаря целенаправленному воздействию могут развиваться, а если их вовремя не заметить, могут угаснуть. Занятия по народному танцу содействуют эстетическому воспитанию детей, оказывают положительное воздействие на их физическое развитие и способствуют росту их общей культуры. В основе педагогических требований к определению содержания, методики и организационных форм занятий по народному танцу с детьми лежит принцип воспитывающего обучения. В нашем коллективе воспитание и обучение представляют собой неразрывное единство. Педагогический процесс строится таким образом, чтобы обучающиеся приобретая знания, овладевая навыками и умениями, одновременно формировали бы свое мировоззрение.
Знакомство с народным танцевальным творчеством возбуждает у детей чувство гордости художественным богатством своей Родины, своего края. Использованная литература: 1. В.М. Захаров «Радуга русского танца» - Москва, «Советская Россия», 1986 г. 2. Т.А. Устинова «Русские танцы» - Москва, «Молодая гвардия»,1955 г. 3. В.М. Пасютинская «Волшебный мир танца» - Москва, «Просвещение», 1985 г. 4. В.Ф. Матвеев «Русский народный танец. Теория и методика преподавания» - С-Пб, «Планета музыки», 2013 г. 5. Г.П. Гусев «Народный танец. Методика преподавания» - Москва, ООО "Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС", 2012 г. 6. Л.Богаткова «Хоровод друзей» - Москва, «Детгиз», 1957 г.
В раздел дополнительное образование