"Реализация краеведческой программы для дошкольников в системе дополнительного образования детей"
статья
Автор: Кустова Ольга Игоревна, педагог дополнительного образования, МБОУ ДОД Детско-юношеский центр "АРС", город Кострома, Костромская область
В раздел дополнительное образование
Текстовая HTML-версия публикации
Кустова Ольга Игоревна
МБОУ ДОД города Костромы ДЮЦ "АРС" педагог дополнительного образования Опыт реализации краеведческой программы для дошкольников в системе дополнительного образования детей
Но люблю тебя, родина кроткая! А за что — разгадать не могу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу. Есенин С. А. Воспитание подрастающего поколения в российском обществе в условиях экономического и политического реформирования требует больших изменений. Это предполагает необходимость формирования у граждан и, прежде всего, у подрастающего поколения, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное значение имеет патриотизм, гражданственность. Осознание своей личной ответственности за происходящее в своей стране, городе, в своем дворе является важным условием в улучшении жизни каждого и общества в целом. Однажды я спросила у детей: «А что вы любите в Костроме? Где вам нравится бывать?» И в ответ я услышала: «Коллаж», «Пять звезд», Парк на Никитской…» Конечно, там весело и интересно. Но карусели и игровые автоматы есть в любом городе. Эта Кострома какая-то безликая. Если Кострома – это Душа России, то мне кажется, что она другая. И, мне кажется, очень важно познакомить детей с «одушевленной» Костромой. Краеведческая программа
«Моя
Кострома»
- это результат многолетней деятельности педагогического коллектива «Малышкиной школы». Программа реализуется с 1999 года. В течение последних лет в программу вносились изменения и дополнения. В представленном варианте программа существует с 2009 года. Она успешно прошла экспертизу специалистов кафедры социальной педагогики и психологии Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. Программа
«Моя Кострома»
рассчитана на 2 года для дошкольников 5-7 лет. В 2010 программа стала победителем муниципального этапа Всероссийского конкурса методических пособий в области воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежи на соискание премии «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Лучшая программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи.
Родина
для ребенка – это, прежде всего дом и семья, затем двор, улица, город, в котором он живет…
Чувство Родины
начинается с восхищения тем, что видит ребенок перед собой, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе: это и дерево под окном, и родные напевы, былинные и сказочные герои, и удивительные по своей красоте и самобытности произведения народных промыслов. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, оставив яркий след в детском восприятии, они играют огромную роль для становления личности ребенка. Содержание программы
«Моя Кострома»
представлено в виде разноцветных страниц: Белая страница – Главная Зеленая страница – Экологическая Сиреневая страница – Культурная Оранжевая страница – Праздничная Синяя страница – Игровая Красная страница – Безопасная Программа реализуется в соответствии с календарно-тематическим планом на занятиях, экскурсиях, в беседах, творческих работах детей, а также в ходе совместной работы с семьей
Белая страница – Главная
В рамках программы ребенок знакомится со своей улицей, с главными улицами, достопримечательностями и историческими местами, символами города, их
отличительными чертами, особенностями. Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства. Экскурсии по городу, посещение музеев, доступные для восприятия дошкольника фото и видеоматериалы, «Путешествия по карте» Костромы, Костромской области, России, диспуты помогают ребенку получить первоначальные представления о том, где и как живут костромичи, чем они занимаются, как отдыхают. Участвуя в диспуте «Где жить лучше – в городе или деревне?» дети учатся активно отстаивать свою позицию, принимать позицию оппонентов. Проект «Профессии моих родителей» помогает формировать активный интерес и уважение к труду, к результатам человеческого труда. Значительную роль в формировании основ гражданской позиции играет знакомство с героическими страницами истории России. Подвиг народного героя Костромской земли Ивана Сусанина стал ярким примером самоотверженной любви к Отчизне. Литературные и музыкальные произведения, памятники героям, рассказы очевидцев (пока это еще возможно) помогают сформировать у ребенка представление о Великой Отечественной войне, о значении Победы. Ежегодно в рамках программы реализуется семейный проект «Великая Отечественная война в истории моей семьи». Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших Родину. Знакомство с историей, достопримечательностями Костромы, формируют у детей свой личный образ Родного Города.
Зеленая страница – Экологическая
Природа – это источник жизни. Это тепло и свет, пища и одежда. Богатство и красота родной природы стали источником вдохновения великих художников, и поэтов, воспеты авторами литературных произведений, отражаются в народном фольклоре. Важно помочь ребенку увидеть все эту красоту, полюбить ее, принять как свое достояние и богатство. Наблюдение за сезонными изменениями, природными явлениями, знакомство с характерными представителями флоры и фауны формируют у ребенка чувство неразрывности с Природой и бережное к ней отношение. Ботанические экспедиции, экскурсии в парк, на родник, посещение Музея природы, зоопарка, экспериментирование с природными материалами (глина, песок, снег, вода) развивают и поддерживают устойчивый и глубокий интерес к ней. Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по своему привлекателен, и ребёнок учиться определять своё отношение к природе, передавать его в рассказах, в рисунках и т.д. Большое роль в этом играет художественное слово. Например, поэтическое произведение даёт доступный пониманию дошкольников пример гуманного отношения к природе, который может быть использован им как образец для подражания. Русские народные сказки, природоведческое рассказы В. В. Бианки и М. М. Пришвина, пословицы, поговорки, загадки, небольшие стихи помогают в занимательной форме раскрыть перед детьми сложные явления природы, показать закономерности, существующие в мире природы: многообразие форм приспособления организма к окружающей среде, взаимодействия среды и организма и др. Из произведений дети узнают о сезонных изменениях в неживой природе, в жизни растений и разных представителей животного мира. Образный язык их помогает выделить особенности явления, определенные качества предмета, усилить эстетическое восприятие природы. Таким образом, знакомя детей с природой, мы формируем у них нравственное и эстетическое отношение к действительности.
Сиреневая страница – Культурная
Посещение музеев, выставок, театров знакомит детей с культурным наследием своих земляков, с культурной жизнью современной Костромы. Заинтересовать ребенка изучением истории очень трудно, потому что дети плохо ориентируются во времени. Все, что было раньше того времени, о котором они в данный момент хорошо помнят, называется у детей просто – «давно – давно». Необходимо, чтобы прошлое для ребенка стало интересным, реальным и более близким. Этому способствует и знакомство с традициями, сложившимися в течение многих поколений и сохранившихся до наших времен. Знакомство с этимологией слов «здравствуйте», «спасибо» позволяет употреблять их более осознанно, неформально. Экскурсии по «Ипатьевской слободе», посещение Музея «Сказочный край Снегурочки» в культурном центре «Истоки», народные сказки, игры, пословицы и поговорки позволяют ребенку окунуться в атмосферу прошлого, прикоснуться к предметам старинного быта. Представления о том, как жили наши предки, чем они занимались, в какие игры играли, какие предметы их окружали, помогают ребенку установить связь прошлого с настоящим. Но что особенно важно - дети активно включаются в разнообразную творческую деятельность. Они становятся скульпторами, художниками, актерами. Выставки детских рисунков и поделок, музыкальные сказки, спектакли, где дети и артисты, и зрители, учат уважать плоды своего труда, результаты труда другого.
Оранжевая страница – Праздничная
Особое место в жизни детей занимают праздники. Праздник входит в жизнь ребенка ярким событием и остается в памяти надолго. Пожалуй, каждый, перелистывая страницы своей жизни в зрелом возрасте, не может не вспомнить радостного волнения, ожидания чего-то необычного, значительного и сказочного. Праздничные традиции, прошедшие через многие поколения обогащают внутренний мир ребенка. Успех праздника целиком зависит от подготовленности взрослых, от умения их реагировать на эмоциональный отклик ребенка на происходящее, умения тактично и вовремя подсказать, помочь малышу справиться с волнением, поддержать его. Кроме того, праздник важное средство художественного воспитания. Здесь формируется вкус детей. Художественный, музыкальный, литературный материал, красочное оформление, придуманное и выполненное руками педагогов и родителей, способствует развитию у детей чувства прекрасного. Программа включает в себя: Сезонные праздники («Прощание с осенью», «Новый год», Масленица); Семейные праздники (Праздник пап - День защитника Отечества, Мамин праздник – Международный женский день, День рождения - для каждого ребенка отдельно); Православные праздники (Покров Пресвятой Богородицы, Рождество, Пасха).
Синяя страница – Игровая
Игра – для дошкольника – основной самоценный вид деятельности. Прежде всего, она приносит ребенку радость. Именно в игре возникает здоровое соперничество, возможность достичь результата только совместными усилиями. В игре ребенок учиться достойно выигрывать и проигрывать. Зачастую, мудрость, заложенная в народных играх, помогает ребенку учиться добру, терпению, настойчивости. Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Красная страница – Безопасная
(Приложение 3)
Знакомясь с правилами безопасного поведения во время игр и учебных занятий в Малышкиной школе, на улице, дома и выполняя их, ребенок не только заботится о сохранности своего здоровья, но и чувствует себя более самостоятельным, уверенным в себе, в своих силах, ответственным за свое поведение и последствия своих поступков. В течение учебного года программа реализуется в рамках учебных занятий, праздников и развлечений, в свободной игровой деятельности. В программе используются традиционные для данного возраста виды деятельности. Разнообразие форм и методов работы определяется задачами и видами деятельности. Беседы, диспуты, интервью, учебные занятия – проводятся в течение учебного. По окончании учебного года, в июне основными формами становятся прогулки- наблюдения, пешие и выездные экскурсии, экспедиции, походы, спортивные мероприятия на свежем воздухе, коллективная творческая деятельность и др.(Приложение 5) Эффективная реализация программы возможна только при самом активном участии родителей. Родители – «хранители» семейных преданий и традиций, первые «экскурсоводы» по родному городу. Без их участия невозможна реализация проектов «Великая Отечественная война в истории моей семьи» и «Профессии моих родителей».
Ожидаемые результаты
Безусловно, в процессе освоения программы ребенок не становится знатоком- краеведом. Дети приобретают определенные системные представления о природе родного края, о жизни и деятельности его жителей, о его культурных традициях. Осваивают правила комфортного и безопасного поведения, накапливают опыт взаимодействия. И самое главное – получают багаж ярких позитивных впечатлений, что, на наш взгляд является основой формирования активной гражданской позиции, чувства патриотизма.
Итог
Почему же мы выбрали такое название –
«Моя Кострома»?
Услышав слова – «Мой дом», «Моя семья», у каждого человека возникают свои, личные переживания. Ему понятны и близки слова: любовь и верность, ответственность и чувство долга. «Пролистывая» разноцветные страницы ребенок наполняет географическое понятие город Кострома любимыми улицами, парками и скверами, самыми красивыми домами, знакомыми и интересными музеями и театрами. И Кострома становиться такой же «моей», родной и любимой, как дом и семья… И тогда, не так пафосно звучат слова – любовь к Отечеству, долг перед Отчизной, ответственность перед Обществом.
В раздел дополнительное образование