Рабочая программа учебного предмета "Музыкальная литература" для учащихся отделения "Фортепиано", "Струнные инструменты", "Духовые инструметы", "Народные инструменты", "Хоровое пение" и "Эстрадное пение" МОУ ДОД "Майнская ДШИ им.В.Н.Кашперова"
ПРОГРАММА
Автор: Фафонова Марина Васильевна, преподаватель теоретических дисциплин, МОУ ДОД "Майнская ДШИ им. В.Н.Кашперова", р.п.Майна Ульяновской обл.
В раздел дополнительное образование
Текстовая HTML-версия публикации
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Майнская детская школа искусств им.В.Н.Кашперова»Рабочая программа учебного предмета
«Музыкальная литература»
для учащихся отделения «Фортепиано»,
«Струнные инструменты», «Духовые инструметы»,
«Народные инструменты»,
«Хоровое пение» и «Эстрадное пение»
МОУ ДОД «Майнская ДШИ им.В.Н.Кашперова»
Составитель: Фафонова М.В. Возраст детей – от 10 – до 17 лет Количество часов за год -34 часа Срок реализации программы – 4 года 2013г.
Рассмотрено на заседании Методического Совета МОУ ДОД «Майнская ДШИ им. В.Н.Кашперова» «____»_________________2013 г. Утверждаю Директор МОУ ДОД «Майнская ДШИ им. В.Н.Кашперова» _________________ Л.А.Погодина «______»____________2013 г. Разработчик программы – Фафонова Марина Васильевна, преподаватель МОУ ДОД «Майнская ДШИ им. В.Н.Кашперова»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Предмет «Музыкальная литература» занимает в образовательном процессе важную роль, т.к. является одним из факторов воспитания профессионального музыканта, внимательного слушателя, любителя и ценителя классической музыки. Главная цель курса обучения: Формирование интереса к музыкальной культуре через историю музыки, развитие музыкальных способностей, мышления. Задачи: I – развить у детей познавательную активность (навыки внимательного слушания музыки с последующим анализом основных средств музыкальной выразительности); II – активизировать и совершенствовать различные аспекты музыкального слуха: мелодическое и ритмическое мышление, гармонический слух, воспитание чувства формы. III – дать понятие об основных: - элементах музыкальной речи; - формах и жанрах профессиональной музыки; - тембрах музыкальных инструментов; - стилях и композиторах, ознакомить учащихся с их основными произведениями; IV – научить учащихся: - работать с дополнительной литературой; - рассказывать о жизни и творчестве композиторов; - определять и узнавать на слух различные стили и музыкальные фрагменты. Посещая этот предмет, учащиеся должны приобрести перечисленные знания, умения и навыки, которые в последствии помогут им более полно представлять особенности музыкального искусства, эпох, направлений и стилей различных композиторов.
Характеристика содержания и структуры предмета.
В курсе музыкальной литературы изучаются различные стороны не только музыкальной жизни, но и общественной (исторические события), творчество великих композиторов, лучшие образцы народной музыки. Учащиеся знакомятся с различными жанрами, эпохами и стилями профессиональной музыки, средствами музыкальной выразительности, инструментами симфонического и народного оркестров, формами изложения музыкальной мысли. Данная адаптированная программа по музыкальной литературе предназначена для учащихся инструментальных классов Майнской детской школы искусств. Начинать её освоение необходимо со 2-4 классов, продолжительность урока 45 минут. Основу программы составляет методика А.И. Лагутина с сохранением её основных разделов: I – Введение в курс «В мире музыки».
II – Музыкальная литература зарубежных стран. III – Русская музыкальная литература. IV – Музыкальная литература XX века. Потребовала серьёзного пересмотра музыкальная литература XX века. Дело в том, что существующая программа А. Лагутина не предполагает знакомства с зарубежной музыкой XX века, да и с русской музыкальной литературой учащиеся знакомятся только через творчество Д. Кабалевского, А.Хачатуряна, Д.Д. Шостаковича и С.С. Прокофьева. Автором расширено знакомство с музыкальной литературой XX века: - обучение начинается со знакомством с творчеством Танеева С.И., Глазунова А.К., Лядова А.К., Аренского А.С., Скрябина А.С., Рахманинова С.В., Калинникова В.С., Стравинского И.Ф. - продолжается – через знакомство Свиридова Г.В., Денисова Э.В., Прокофьева С.С., Шостаковича Д.Д., Губайдуллиной С.А., Шнитке А. - заканчивается – знакомством с творчеством Тищенко Б.И., Слонинского С.М., Рыбникова А., Щедрина Р.Н., Петрова А.П., Гаврилина В.А., а также подготовкой и сдачей экзамена по предмету. Знакомство с музыкальной литературой XX века основано на монографиях и стилизации (разговор с учащимися о различных стилях, направлениях и техниках музыки XX века). Данная программа была апробирована в 2006 – 2007 учебном году и показала стабильные результаты. В содержании курса очень важна доступность и методы преподнесения материала. Также необходимо учитывать возрастные особенности и общий уровень музыкального развития детей. Программа составлена с учётом дидактических принципов обучения: - постепенность, последовательность и доступность, - преподнесение материала в соответствии с возрастными особенностями учащихся, - в процессе обучения происходит повторение материала и на каждом новом этапе обучения он усложняется. В качестве обязательной формы: реферативные работы, где предлагаются сведения о жизни и творчестве композитора. Для подготовки данной работы учащимся необходимо самостоятельно найти и обработать нужный материал. Главная цель ПЕРВОГО года обучения: - ознакомить учащихся с основными жанрами, формами и элементами музыкальной речи, инструментами симфонического и народного оркестров; - объяснение и усвоение основных музыкальных понятий; - работа над развитием элементарных навыков слушания и анализа музыкальных произведений; - развитие навыков самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой. В этом году обучения сочетаются две методики: основная методика всей программы – методика А. Лагутина и методика Осовицкой З., Казариновой А., основанная на следующей классификации: - элементы музыкальной речи; - развитие темы;
- музыкальные тембры; - знакомство с основными формами. К концу этого года учащиеся должны научиться работать с дополнительной литературой, учебником; проводить элементарный анализ музыкальных произведений; научиться грамотно выражать свои мысли. Накопленные знания и усвоение элементарных навыков анализа помогут учащимся в дальнейшем. ВТОРОЙ и последующие годы основаны на изучении творчества отдельных композиторов. Основная задача этого года обучения – дать представление учащимся о направлениях зарубежной музыки: эпоха барокко, главным представителем которой является И.С.Бах; эпоха классицизма в творчестве венских классиков: Й.Ф.Гайдна, В.А.Моцарта и Л. ван Бетховена; эпоха романтизма в творчестве Ф. Шуберта и Ф. Шопена. Помимо этого очень важно научить учащихся работать с монографическими материалами, рассказывающими о жизни и творчестве композиторов; научить правильно составлять конспекты; дать представление о таких основных понятиях, как: - хорал; - сонатно-симфонический цикл; - классический состав симфонического оркестра; А также - дать представление учащимся об эпохе романтизма в зарубежной музыкальной культуре, главными представителями которой являются композиторы: Ф. Шуберт, Ф. Шопен. - рассказать о появлении таких новых жанров в профессиональной музыке, как баллады, ноктюрны. Каждая тема – монография состоит из двух разделов: биография и творчество композитора; основные произведения и их характеристика. Задача биографических уроков: как можно более подробно и интересно рассказать о личности композитора. На таких занятиях очень важно использовать фрагменты музыки, высказывания и воспоминания современников, произведения живописи изучаемой эпохи. Данный подход к изучению даёт учащимся более полное представление не только о личности композитора, но и об эпохе, в которой он жил. Программа второго года обучения посвящена изучению творчества крупнейших представителей зарубежной музыки: И.С.Баха, Й.Ф.Гайдна, В.А.Моцарта, Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта и Ф. Шопена. Помимо этого второй год обучения включает три обзорных урока: - зарубежная музыкальная литература. Введение. Эпоха барокко; - классицизм. Общая характеристика; - романтизм, как художественное направление. К концу года учащиеся закрепляют свои знания, умения и навыки, приобретённые в предыдущем году, а также приобретают навыки написания конспекта о жизни и творчестве композиторов. Изучение русской музыки начинается в ТРЕТЬЕМ году обучения. Задачи - развить выше перечисленные умения и навыки, приобретённые в первые годы, а также: - дать представление учащимся о музыкальной культуре России второй пол. XVIII- нач. XIX вв., главными представителями которой являются А. Алябьев, А. Варламов, А. Гурилёв, М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский;
– обратить внимание на оперную музыку перечисленных композиторов, т.к., изучая творчество того или иного представителя данной эпохи, основное внимание уделяется именно этому ведущему жанру русской классической музыки. Помимо основных опер: «Князь Игорь», «Борис Годунов», «Снегурочка», «Евгений Онегин» на обзорных уроках желательно давать фрагменты из другой оперной музыки этих композиторов; - дать учащимся представление о: продолжении классических традиций; развитии и закреплении критического реализма; зарождении и возникновении нового жанра в русской музыкальной культуре – романтизма. Вступительная тема обзорного урока: «Музыкальная культура России XVIII – нач. XIX вв.» предполагает дать учащимся более полное представление об изучаемой эпохе. Рекомендуется использовать музыкальные записи произведений, сочинённых в этот период времени. К концу года учащиеся закрепляют приобретённые знания, умения и навыки; самостоятельно работают не только с учебником, но и дополнительной литературой. ЧЕТВЁРТЫЙ год обучения полностью посвящён изучению русской музыки XX века. В связи с тем, что общепризнанная программа А. Лагутина была создана в 1982 году, и учащимся предлагалось знакомство только с музыкой «советских» композиторов (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.И. Хачатурян и Д.Б. Кабалевский). В данной же программе, помимо предложенных композиторов, изучается творчество Рахманинова С.В., Скрябина А., Стравинского И.Ф., Шнитке А.Г., Денисова Э.В., Свиридов Г.В., Рыбников А. и др.
Изложение теоретического материала:
Рабочая программа состоит из ряда монографических и обзорных тем, расположенных в хронологической последовательности, в которых находит освещение творческая деятельность всех великих русских классиков XIX века и ряда композиторов ХХ века, наиболее значительные музыкально-общественные явления того времени в их связях с отечественной историей и культурой. Каждая монографическая тема включает небольшое введение, биографию и обзор творческого наследия композитора, разбор 2 - 4 наиболее значительных произведений разных жанров, которые затем прослушиваются в звукозаписи. Отбор материала и его освещение даются с учетом возрастных и познавательных возможностей подростков, а также количества уроков, отводимых на изучение каждой темы согласно тематическому плану. Занятия проводятся в форме комбинированного школьного урока. Задания на дом ограничены повторением и закреплением пройденного в классе материала по учебнику.
Примерные условия реализации данной программы:
- Наличие учебных групп (не менее 5 человек); - Наличие фоно- и аудиотеки; - Осуществление тесной связи с преподавателями по специальности и хоровому классу, музыкальной литературе; - Соблюдение межпредметных связей; - Сотрудничество разных музыкальных учебных заведений, обмен опытом; - Активный поиск новых форм и методов преподавания слушания музыки, самообразование педагогов.
Данная рабочая программа является адаптированной и педагог имеет право на вариативность при изучении материала в зависимости от условий. Учет успеваемости и контроль за выполнением программы проводится несколькими способами.
Механизм оценки:
- Фронтальный опрос (Проводится в устной или письменной форме. Выявляет общий уровень подготовки и усвоения материала); - Поурочный опрос (Позволяет оценить уровень подготовки домашнего задания и закрепить материал прошлого урока); - Беглый текущий опрос; - Музыкальная викторина; - Систематическая проверка домашнего задания; - Контрольные уроки в конце каждой четверти, полугодия, года (Форма контрольных уроков различна в зависимости от объема, особенностей пройденного материала, а также от способностей и возраста детей (тесты, собеседования, сочинения, рефераты, викторины и т. д.). Аттестация обучающихся осуществляется по текущему опросу, на творческих зачетах и контрольных уроках. Разработаны основные требования к организации контрольных занятий и итогового зачета по курсу, примерное содержание контрольных тестов, образцы опорных конспектов.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Для определения полноты и глубины знаний обучающихся, по окончании каждой четверти выставляется итоговая оценка успеваемости на основании текущих отметок. В конце 1 и 3 четвертей каждого года проводятся повторно – обобщающие уроки. В конце полугодий (2 и 4 четвертей) проводятся контрольные уроки.
Требование к контрольному уроку:
- Изложение темы в устном или письменном виде (тестовые задания). - Музыкальная викторина по материалу четверти, полугодия или учебного года. В конце четырехлетнего курса обучения предмету «Музыкальная литература», обучающиеся сдают итоговый зачет, который организуется на основе материала полного курса в соответствии с содержанием программы. Обязательно включает музыкальную викторину на основе подробно изученных за четыре года музыкальных произведений.
По окончании курса «Музыкальной литературы»
обучающийся должен:
- Различать основные творческие методы и направления (классицизм, романтизм, реализм и т.д.); - Уметь анализировать музыкальное произведение; - Владеть выразительной и грамотной речью;
- Иметь навык самостоятельной работы с конспектом или книгой; - Уметь различать в произведении черты конкретной эпохи и стиля.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Содержание обучения определяется целями и задачами начального музыкального образования и теми возможностями, которыми предмет располагает для их реализации. Усвоение содержания предмета является целью обучения и в то же время средством развития, содействующим достижению этих целей. В процессе этого усвоения совершенствуется мышление, память и слух учащихся, формируются их творческие способности и приёмы деятельности. Качество усвоения содержания предмета определяет уровень достижения целей. В данном учебном курсе музыка представлена произведениями народного и классического искусства различных жанров, стилей и национальных композиторских школ последних трёх столетий. Эти произведения рассматриваются как явления искусства, продукт творческой деятельности музыкантов и конкретной общественно- исторической среды. Выбор произведений определяется как слушательскими возможностями обучающихся того или иного возраста и уровнем их музыкальной подготовки, так и дидактической целесообразностью. Усвоение музыки осуществляется при её прослушивании, разборе, проигрывании и запоминании как в классе, так и в процессе самостоятельной работы обучающихся. Важной составной частью содержания музыкальной литературы являются знания о музыке из области теории, истории и музыкальной практики. Теоретические знания необходимы для изучения и объяснения музыки, исторические знания важны для понимания исторической и социальной обусловленности музыки, осознания индивидуальных качеств композиторского стиля. Знания из области музыкальной практики помогают ориентироваться в явлениях и процессах современной музыкально-общественной жизни, объяснять и оценивать происходящее в ней. В музыкальной литературе к специальным умениям и навыкам относятся слушательские навыки, то есть эстетическое восприятие музыки. Слушательские навыки, лежащие в основе всех других способов музыкальной деятельности, в музыкальном обучении имеют межпредметный характер, так как присутствуют и обогащаются на всех уроках музыки. На уроках музыкальной литературы эти навыки формируются при прослушивании и анализе музыки, во внеклассном общении с ней. Другим специальным умением является анализ музыки, объединяющий музыку и знания о ней. В той или иной форме ученики анализируют музыку на всех уроках в ДМШ, и потому данное умение также является межпредметным. На уроках музыкальной литературы оно формируется, в основном, в классной работе, в процессе слухового анализа выразительных средств музыки и при работе с нотным текстом произведений. Специальные умения, как и понятийные знания, составляют основу курса музыкальной литературы, сердцевину его содержания. Качество их усвоения обучающимися в конечном счёте будет определять уровень музыкальной культуры, которого они смогут достичь с помощью музыкальной литературы. Предметным умением, которым обучающиеся овладевают при изучении музыкальной литературы (на других занятиях может иметь место лишь его применение), является умение рассказывать, говорить о музыке. Суметь что-либо
сказать о музыке – значит осмыслить услышанное. Данное умение учит размышлять о музыке, применять знания, связывая их со слуховыми впечатлениями. Выразить свои впечатления от прослушанной музыки, найти слова, чтобы охарактеризовать содержание произведения – и есть проявление данного умения. Оно учит вести беседу о музыке, выражать свои мысли о музыкальном искусстве, приобщает к просветительской деятельности. В основу систематизации учебного материала положен хронологически- тематический принцип, традиционный для данного предмета, в сочетании с дидактическим на первом году обучения. Линейное расположение материала с элементами концентричности в освоении понятийных знаний даёт возможность познавать конкретные явления художественного творчества, знакомиться с биографиями и творческим наследием великих композиторов и одновременно видеть взаимосвязь эпох и стилей, представлять процесс развития музыкального искусства, смену художественных направлений, историческую обусловленность отдельных этапов музыкального искусства. Основу изложения содержания в настоящей программе составляет группировка материала в разделы и темы. Первый год обучения – пропедевтический (вводный, содержащий предварительный круг знаний). Его назначение – пробудить в учащихся сознательный и стойкий интерес к слушанию и разбору музыкальных произведений, к приобретению знаний о музыке. Основные разделы первого года обучения – средства музыкальной выразительности, знакомство с музыкальными инструментами и видами оркестров, с музыкальными формами – от самых простых к более сложным. Отдельные занятия посвящены русской народной музыкальной культуре – жанровым разновидностям русской песни и её использованию в профессиональной музыке, маршу и танцу. Основными формами работы на первом году обучения должны стать прослушивание музыки и работа с нотным текстом, характеристика содержания произведений, их жанровых особенностей, структуры и выразительных средств, объяснение и усвоение новых терминов и понятий, запоминание и узнавание музыки. Программа второго года обучения – классики европейской музыки – представляет собой последовательность монографических тем, соответствующих историко – художественному процессу: И.С. Бах, Ф.Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л.ван Бетховен, Ф.П.Шуберт, Ф.Ф.Шопен. Каждая тема-монография содержит рассказ о жизни композитора (биография), краткий обзор творческого наследия, характеристику и разбор отдельных произведений (или их законченных частей) с последующим прослушиванием. Биография композитора позволяет не только нарисовать портрет великого музыканта, но и содержит сведения исторического, бытового, художественного и музыкально-теоретического характера, показывающие разносторонние связи искусства с жизнью. Формы бытования музыки в различные эпохи и в различных слоях общества, социальное положение музыкантов, сочетание таланта и труда в композиторской профессии – большой познавательный материал, расширяющий представление учащихся о музыкальном искусстве. Музыкальный материал, составляющий основу большинства тем, впервые знакомит учащихся с сонатно-симфоническим циклом и сонатной формой. Эти знания, вводимые в теме «Й.Гайдн», закрепляются затем при изучении сонат и симфоний Моцарта, Бетховена и Шуберта. Освоение инструментальных произведений крупной
формы, слуховое, теоретическое и исполнительское (в классе игры на инструменте) следует рассматривать как важный этап музыкального развития учащихся. Представленные в темах другие жанры музыки (песни, фортепианные сочинения малых форм, сюиты), знакомство с фрагментами оперы «Свадьба Фигаро» способствуют расширению и углублению полученных ранее знаний. Знакомству с отечественной музыкой отводится два последних года обучения. Программа предусматривает темы, посвящённые основным представителям русской музыки XIX века: М.И.Глинке, А.С.Даргомыжскому, М.П.Мусоргскому, А.П.Бородину, Н.А.Римскому-Корсакову, П.И.Чайковскому. Помимо монографических тем этот раздел программы включает также обзорные уроки, назначение которых – дать общее представление о музыкальной культуре России до Глинки, в 60-70 годы XIX века и на рубеже XIX и XX веков. Основное внимание в разделе музыкальные классики XIX века уделено опере – ведущему жанру русской классической музыки. Изучение опер должно быть комплексным и предполагает включение кратких сведений из истории их создания, характеристику содержания и композиции произведения, его важнейших жанровых и театральных особенностей. Эти сведения в сочетании с анализом отдельных сцен и номеров дадут учащимся достаточно полное представление о сочинении. На примере пяти русских классических опер учащиеся смогут хорошо усвоить общие закономерности жанра и некоторые особенности, характерные для творчества отдельных композиторов. Знакомство с произведениями других жанров должно дать учащимся представление о богатстве содержания и жанровом многообразии отечественной музыки. Курс музыкальной литературы завершается изучением наиболее значительных явлений музыкального творчества, а также освещает один из наиболее сложных и противоречивых периодов в истории отечественного музыкального искусства – XX век и включает некоторые биографические сведения и характеристику творчества А.К. Лядова, А.К.Глазунова, А.Н. Скрябина, С.В. Рахманинова, И.Ф. Стравинского, С.С.Прокофьева, Д.Д.Шостаковича, Г.В. Свиридова, Р.К.Щедрина, В.А. Гаврилина, обзорные занятия о представителях российского авангарда. Отдельный урок посвящён знакомству с творчеством А.И.Хачатуряна. Заключительная беседа посвящается состоянию и основным проблемам современной музыкальной культуры, обзору важнейших событий музыкально-общественной жизни.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ.
I Год обучения
№ п / п
Название темы
Количество
часов
Всего
часов
Знакомство с небольшими произведениями
различных жанров и форм на примере
народной и классической музыки.
Тема
1.
Вводная беседа о музыкальном искусстве - «Былина о Садко» - «Орфей» - «Аполлон и Пан» 1 1 2
Тема
2.
Музыкальный язык. Средства музыкальной выразительности - Григ. «Пер Гюнт» 1 3 1 5
- Типы фактуры
Тема
3.
Симфонический оркестр. - Прокофьев. «Петя и Волк». - Бриттен. «Путеводитель по оркестру». - Римский - Корсаков. «3 чуда» 1 1 1 1 4
Тема
4.
Музыкальные формы. - Чайковский. «Детский альбом» 3 3
Тема
5.
Музыка и слово. - О музыкальной интонации - Речитатив и мелодия. - Кантилена. 1 1 1 3
Тема
6.
Из истории оперы. - Глинка «Руслан и Людмила» 1 3 4
Тема
7.
Музыка и движение. - Марши - Танцевальная музыка - Из истории западно-европейских танцев. 1 1 1 3
Тема
8.
Жанры виртуозной музыки. - из истории виртуозной музыки 1 1 2
Тема
9.
Музыка и изобразительность. - Сен-Санс. «Карнавал животных» - Лядов. «Кикимора», «Волшебное озеро». 1 1 1 3
Тема
10.
Детская музыка композиторов ХIХ-ХХ вв. (Равель, Дебюсси, Прокофьев, Свиридов.) 1 Контрольные уроки 4 4
ИТОГО:
34 34
II Год обучения
№ п / п
Название темы
Количество
часов
Всего
часов
Творчество классиков европейской музыки
Тема
1.
Введение. Музыка от древних времён до Баха. 2 2
Тема
2.
И.С.Бах. 1. Биография. 2. Органные произведения 3. клавирное творчество: - Сюиты. - Инвенции. - ХТК. 1 1 1 1 1 5
Тема
3.
Классицизм в музыке. Музыкальная жизнь Вены. 1 1
Тема
4.
Й.Гайдн. 1. Биография. 2. Знакомство с сонатной формой (Сонаты D- dur, e-moll). 1 1 1 3
3.Сонатно-симфонический цикл (Симфония Es- dur)
Тема
5.
В.А.Моцарт. 1. Биография 2. Соната A- dur 3. Симфония g- moll 4. Опера «Свадьба Фигаро» 1 1 1 1 4
Тема
6.
Л.Бетховен. 1. Биография. 2. Сонаты. 3. Симфония c- moll 4. Увертюра «Эгмонт». 1 1 1 1 4
Тема
7.
Романтизм в музыке. 1 1
Тема
8.
Ф. Шуберт. 1. Биография 2. Песни. 3. Фортепианные произведения. 4. Симфония №8. 1 1 1 1 4
Тема
9.
Ф. Шопен. 1. Биография. 2. Мазурки. 3. Полонезы. Вальсы. 4. Прелюдии. Этюды. 5. Ноктюрны. 1 1 1 1 1 5
Тема
10.
Заключение. Зарубежное искусство.XIX в. (обзор) 1 1 Контрольные уроки 4 4 ИТОГО: 34 34
III Год обучения
№ п / п
Название темы
Количество
часов
Всего
часов
Творчество русских композиторов – классиков
Тема
1.
Введение. 1. Истоки национального искусства. Древнерусская музыка. 2. О музыке в век просвещения. (XVIII в.) 3. «Золотой век» русского искусства. (XIX в.) Песня и романс. 2 1 1 4
Тема
2.
М.И.Глинка. 1. Биография. Романсы. 2. Оперное творчество «Иван Сусанин». 3.Произведения для оркестра. 2 3 1 6
Тема
3.
А.С.Даргомыжский. 1. Биография. Романсы. 2. Опера «Русалка». 1 2 3
Тема
4.
Русская музыкальная культура 2-й половины XIX века. 1 1
Тема
5.
М.П.Мусоргский. 1. Биография.. Песни. 2. Опера «Борис Годунов». 3. Ф-ное творчество «Картинки с выставки». 1 3 1 5
Тема
6.
А.П.Бородин. 1. Биография. Романсы. 2. Опера «Князь Игорь». 3. Симфония №2 h-moll (Iч) 1 3 1 5
Тема
7.
Н.А.Римский-Корсаков. 1. Биография. Романсы. 2. Оперное творчество «Садко», «Сказка о царе салтане», «Золотой петушок» 3. Опера «Снегурочка». 4. Симфоническая сюита «Шехеразада». 1 1 3 1 6 Контрольные уроки 4 4 ИТОГО: 34 34
IV Год обучения
№ п / п
Название темы
Количество
часов
Всего
часов
Тема
1.
Музыкальная жизнь России конца XIX в 1 1
Тема
2.
П.И.Чайковский. 1. Биография. Романсы. 2. Симфоническое творчество. 3. Опера «Евгений Онегин». 4. Фортепианное творчество «Детский альбом», «Времена года», Концерт для ф-но с оркестром №1. 5. Балетная музыка. 1 1 3 1 1 7
Тема
3.
Русские композиторы конца XIX- начала XX века. 1. Петербургская школа «Беляевский кружок» (Глазунов. Лядов. Р-К) 2. Московская школа композиторов. - Танеев, Аренский, Калинников. - Скрябин, Рахманинов, Стравинский. 3. Массовая песенная культура I пол. XX века композиторы - песенники 1 1 3 1 6
Тема
4.
С.С.Прокофьев. 1. Биография. Симфония №1. 2. Кантата «Ал. Невский» 3. Балеты: а) «Золушка» б) «Ромео и Джульетта» 4. Симфония №7 1 2 2 1 2 8
Тема
5.
Д. Шостакович 1. Биография. Песни. 2. Симфония №7. 3. Ф-ное творчество 1 2 1 4
Тема
6.
Русская музыка второй половины XX века. 1. «Новая фольклорная волна». - Свиридов, Щедрин, Гаврилин, Тищенко, Хачатурян. 3. Российский музыкальный авангард. - Денисов, Шнитке, Губайдуллина, Рыбников. 3 1 4 Контрольные уроки 4 4 ИТОГО: 34 34
Список методической литературы
1. Музыкальная энциклопедия ред. Ю.Келдыш в 6 томах. – М.: Советская энциклопедия. 1978. 2. Музыкально-энциклопедический словарь ред.Ю.Келдыш. – М.: Советская энциклопедия. 1990 3. Музыка БЭС ред.Ю.Келдыш – М.: БРЭ 1998 4. Балет. Энциклопедия ред. Григорович – М.: Советская энциклопедия 1981 5. С.Газарян. В Мире музыкальных инструментов. – М.: Просвещение. 1985 6. Николаева. Е.Н. История музыкального образования. Древняя Русь. – М.: Владос. 2003 7. Оперные либретто. В 3 томах. – М.: Музыка 1971 8. Из истории зарубежной музыки. Ред.С.Питина.- М.: Музыка 1971 9. 100 опер. Ред.Голубовский. – М.: Музыка. 1975 10. Слово о музыке. Хрестоматия. Ред.Григорович. – М.: Просвещение 1990 11. Попова. Скудина. Зарубежная музыка XIX века. – М.: Просвещение 1981 12. Р.Роллан. Музыкально-историческое наследие. – М.: Музыка 1989 13. Советские композиторы и музыковеды. Справочник в 3 томах. Составитель Григорьев. – М.: Советский композитор 1989 14. Б.Асафьев. Русская музыка. – Л.: Музыка 1979 15. Т.Попова. Русское народное музыкальное творчество. – М.: 1962 16. Ю.Келдыш. История русской музыки. В 5 томах. – М.: Музыка 1983 17. 111 опер. Путеводитель. Составитель А.Кенигсберг. – С-П. 2000 18. Б.Горович. Оперный театр. – Л.: Музыка 1984 19. Б.Покровский. Беседы об опере. – М.: Просвещение 1981 20. Г.Саймон. Сто великих опер. – М.: Крон-пресс. 1999 21. К.Смолина Сто великих театров мира. – М.: Вече 2004 22. 166 биографий знаменитых композиторов. Составитель Михеева. Л.В. – С- П.: Композитор 2000.
Список учебной литературы
1. З.Осовицкая. А.Казаринова. В мире музыки. Первый год обучения – М.: Музыка 1999
2. И.Прохорова. Музыкальная литература зарубежных стран. Для 5 класса – М.: Музыка 1997 3. Э.Смирнова. Русская музыкальная литература. Для 6 класса. – М.: Музыка 1999 4. И.Прохорова. Т.Скудина. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка 2001
В раздел дополнительное образование