Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

Рабочая программа учебного предмета "Музыкальная литература" для учащихся отделения "Фортепиано", "Струнные инструменты", "Духовые инструметы", "Народные инструменты", "Хоровое пение" и "Эстрадное пение" МОУ ДОД "Майнская ДШИ им.В.Н.Кашперова"

ПРОГРАММА

Автор: Фафонова Марина Васильевна, преподаватель теоретических дисциплин, МОУ ДОД "Майнская ДШИ им. В.Н.Кашперова", р.п.Майна Ульяновской обл.



В раздел дополнительное образование





Текстовая HTML-версия публикации

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Майнская детская школа искусств им.В.Н.Кашперова»
Рабочая программа учебного предмета

«Музыкальная литература»

для учащихся отделения «Фортепиано»,

«Струнные инструменты», «Духовые инструметы»,

«Народные инструменты»,

«Хоровое пение» и «Эстрадное пение»

МОУ ДОД «Майнская ДШИ им.В.Н.Кашперова»
Составитель: Фафонова М.В. Возраст детей – от 10 – до 17 лет Количество часов за год -34 часа Срок реализации программы – 4 года 2013г.
Рассмотрено на заседании Методического Совета МОУ ДОД «Майнская ДШИ им. В.Н.Кашперова» «____»_________________2013 г. Утверждаю Директор МОУ ДОД «Майнская ДШИ им. В.Н.Кашперова» _________________ Л.А.Погодина «______»____________2013 г. Разработчик программы – Фафонова Марина Васильевна, преподаватель МОУ ДОД «Майнская ДШИ им. В.Н.Кашперова»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Предмет «Музыкальная литература» занимает в образовательном процессе важную роль, т.к. является одним из факторов воспитания профессионального музыканта, внимательного слушателя, любителя и ценителя классической музыки. Главная цель курса обучения: Формирование интереса к музыкальной культуре через историю музыки, развитие музыкальных способностей, мышления. Задачи: I – развить у детей познавательную активность (навыки внимательного слушания музыки с последующим анализом основных средств музыкальной выразительности); II – активизировать и совершенствовать различные аспекты музыкального слуха: мелодическое и ритмическое мышление, гармонический слух, воспитание чувства формы. III – дать понятие об основных: - элементах музыкальной речи; - формах и жанрах профессиональной музыки; - тембрах музыкальных инструментов; - стилях и композиторах, ознакомить учащихся с их основными произведениями; IV – научить учащихся: - работать с дополнительной литературой; - рассказывать о жизни и творчестве композиторов; - определять и узнавать на слух различные стили и музыкальные фрагменты. Посещая этот предмет, учащиеся должны приобрести перечисленные знания, умения и навыки, которые в последствии помогут им более полно представлять особенности музыкального искусства, эпох, направлений и стилей различных композиторов.
Характеристика содержания и структуры предмета.
В курсе музыкальной литературы изучаются различные стороны не только музыкальной жизни, но и общественной (исторические события), творчество великих композиторов, лучшие образцы народной музыки. Учащиеся знакомятся с различными жанрами, эпохами и стилями профессиональной музыки, средствами музыкальной выразительности, инструментами симфонического и народного оркестров, формами изложения музыкальной мысли. Данная адаптированная программа по музыкальной литературе предназначена для учащихся инструментальных классов Майнской детской школы искусств. Начинать её освоение необходимо со 2-4 классов, продолжительность урока 45 минут. Основу программы составляет методика А.И. Лагутина с сохранением её основных разделов: I – Введение в курс «В мире музыки».
II – Музыкальная литература зарубежных стран. III – Русская музыкальная литература. IV – Музыкальная литература XX века. Потребовала серьёзного пересмотра музыкальная литература XX века. Дело в том, что существующая программа А. Лагутина не предполагает знакомства с зарубежной музыкой XX века, да и с русской музыкальной литературой учащиеся знакомятся только через творчество Д. Кабалевского, А.Хачатуряна, Д.Д. Шостаковича и С.С. Прокофьева. Автором расширено знакомство с музыкальной литературой XX века: - обучение начинается со знакомством с творчеством Танеева С.И., Глазунова А.К., Лядова А.К., Аренского А.С., Скрябина А.С., Рахманинова С.В., Калинникова В.С., Стравинского И.Ф. - продолжается – через знакомство Свиридова Г.В., Денисова Э.В., Прокофьева С.С., Шостаковича Д.Д., Губайдуллиной С.А., Шнитке А. - заканчивается – знакомством с творчеством Тищенко Б.И., Слонинского С.М., Рыбникова А., Щедрина Р.Н., Петрова А.П., Гаврилина В.А., а также подготовкой и сдачей экзамена по предмету. Знакомство с музыкальной литературой XX века основано на монографиях и стилизации (разговор с учащимися о различных стилях, направлениях и техниках музыки XX века). Данная программа была апробирована в 2006 – 2007 учебном году и показала стабильные результаты. В содержании курса очень важна доступность и методы преподнесения материала. Также необходимо учитывать возрастные особенности и общий уровень музыкального развития детей. Программа составлена с учётом дидактических принципов обучения: - постепенность, последовательность и доступность, - преподнесение материала в соответствии с возрастными особенностями учащихся, - в процессе обучения происходит повторение материала и на каждом новом этапе обучения он усложняется. В качестве обязательной формы: реферативные работы, где предлагаются сведения о жизни и творчестве композитора. Для подготовки данной работы учащимся необходимо самостоятельно найти и обработать нужный материал. Главная цель ПЕРВОГО года обучения: - ознакомить учащихся с основными жанрами, формами и элементами музыкальной речи, инструментами симфонического и народного оркестров; - объяснение и усвоение основных музыкальных понятий; - работа над развитием элементарных навыков слушания и анализа музыкальных произведений; - развитие навыков самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой. В этом году обучения сочетаются две методики: основная методика всей программы – методика А. Лагутина и методика Осовицкой З., Казариновой А., основанная на следующей классификации: - элементы музыкальной речи; - развитие темы;
- музыкальные тембры; - знакомство с основными формами. К концу этого года учащиеся должны научиться работать с дополнительной литературой, учебником; проводить элементарный анализ музыкальных произведений; научиться грамотно выражать свои мысли. Накопленные знания и усвоение элементарных навыков анализа помогут учащимся в дальнейшем. ВТОРОЙ и последующие годы основаны на изучении творчества отдельных композиторов. Основная задача этого года обучения – дать представление учащимся о направлениях зарубежной музыки: эпоха барокко, главным представителем которой является И.С.Бах; эпоха классицизма в творчестве венских классиков: Й.Ф.Гайдна, В.А.Моцарта и Л. ван Бетховена; эпоха романтизма в творчестве Ф. Шуберта и Ф. Шопена. Помимо этого очень важно научить учащихся работать с монографическими материалами, рассказывающими о жизни и творчестве композиторов; научить правильно составлять конспекты; дать представление о таких основных понятиях, как: - хорал; - сонатно-симфонический цикл; - классический состав симфонического оркестра; А также - дать представление учащимся об эпохе романтизма в зарубежной музыкальной культуре, главными представителями которой являются композиторы: Ф. Шуберт, Ф. Шопен. - рассказать о появлении таких новых жанров в профессиональной музыке, как баллады, ноктюрны. Каждая тема – монография состоит из двух разделов: биография и творчество композитора; основные произведения и их характеристика. Задача биографических уроков: как можно более подробно и интересно рассказать о личности композитора. На таких занятиях очень важно использовать фрагменты музыки, высказывания и воспоминания современников, произведения живописи изучаемой эпохи. Данный подход к изучению даёт учащимся более полное представление не только о личности композитора, но и об эпохе, в которой он жил. Программа второго года обучения посвящена изучению творчества крупнейших представителей зарубежной музыки: И.С.Баха, Й.Ф.Гайдна, В.А.Моцарта, Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта и Ф. Шопена. Помимо этого второй год обучения включает три обзорных урока: - зарубежная музыкальная литература. Введение. Эпоха барокко; - классицизм. Общая характеристика; - романтизм, как художественное направление. К концу года учащиеся закрепляют свои знания, умения и навыки, приобретённые в предыдущем году, а также приобретают навыки написания конспекта о жизни и творчестве композиторов. Изучение русской музыки начинается в ТРЕТЬЕМ году обучения. Задачи - развить выше перечисленные умения и навыки, приобретённые в первые годы, а также: - дать представление учащимся о музыкальной культуре России второй пол. XVIII- нач. XIX вв., главными представителями которой являются А. Алябьев, А. Варламов, А. Гурилёв, М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский;
– обратить внимание на оперную музыку перечисленных композиторов, т.к., изучая творчество того или иного представителя данной эпохи, основное внимание уделяется именно этому ведущему жанру русской классической музыки. Помимо основных опер: «Князь Игорь», «Борис Годунов», «Снегурочка», «Евгений Онегин» на обзорных уроках желательно давать фрагменты из другой оперной музыки этих композиторов; - дать учащимся представление о: продолжении классических традиций; развитии и закреплении критического реализма; зарождении и возникновении нового жанра в русской музыкальной культуре – романтизма. Вступительная тема обзорного урока: «Музыкальная культура России XVIII – нач. XIX вв.» предполагает дать учащимся более полное представление об изучаемой эпохе. Рекомендуется использовать музыкальные записи произведений, сочинённых в этот период времени. К концу года учащиеся закрепляют приобретённые знания, умения и навыки; самостоятельно работают не только с учебником, но и дополнительной литературой. ЧЕТВЁРТЫЙ год обучения полностью посвящён изучению русской музыки XX века. В связи с тем, что общепризнанная программа А. Лагутина была создана в 1982 году, и учащимся предлагалось знакомство только с музыкой «советских» композиторов (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.И. Хачатурян и Д.Б. Кабалевский). В данной же программе, помимо предложенных композиторов, изучается творчество Рахманинова С.В., Скрябина А., Стравинского И.Ф., Шнитке А.Г., Денисова Э.В., Свиридов Г.В., Рыбников А. и др.
Изложение теоретического материала:
Рабочая программа состоит из ряда монографических и обзорных тем, расположенных в хронологической последовательности, в которых находит освещение творческая деятельность всех великих русских классиков XIX века и ряда композиторов ХХ века, наиболее значительные музыкально-общественные явления того времени в их связях с отечественной историей и культурой. Каждая монографическая тема включает небольшое введение, биографию и обзор творческого наследия композитора, разбор 2 - 4 наиболее значительных произведений разных жанров, которые затем прослушиваются в звукозаписи. Отбор материала и его освещение даются с учетом возрастных и познавательных возможностей подростков, а также количества уроков, отводимых на изучение каждой темы согласно тематическому плану. Занятия проводятся в форме комбинированного школьного урока. Задания на дом ограничены повторением и закреплением пройденного в классе материала по учебнику.
Примерные условия реализации данной программы:
- Наличие учебных групп (не менее 5 человек); - Наличие фоно- и аудиотеки; - Осуществление тесной связи с преподавателями по специальности и хоровому классу, музыкальной литературе; - Соблюдение межпредметных связей; - Сотрудничество разных музыкальных учебных заведений, обмен опытом; - Активный поиск новых форм и методов преподавания слушания музыки, самообразование педагогов.
Данная рабочая программа является адаптированной и педагог имеет право на вариативность при изучении материала в зависимости от условий. Учет успеваемости и контроль за выполнением программы проводится несколькими способами.
Механизм оценки:
- Фронтальный опрос (Проводится в устной или письменной форме. Выявляет общий уровень подготовки и усвоения материала); - Поурочный опрос (Позволяет оценить уровень подготовки домашнего задания и закрепить материал прошлого урока); - Беглый текущий опрос; - Музыкальная викторина; - Систематическая проверка домашнего задания; - Контрольные уроки в конце каждой четверти, полугодия, года (Форма контрольных уроков различна в зависимости от объема, особенностей пройденного материала, а также от способностей и возраста детей (тесты, собеседования, сочинения, рефераты, викторины и т. д.). Аттестация обучающихся осуществляется по текущему опросу, на творческих зачетах и контрольных уроках. Разработаны основные требования к организации контрольных занятий и итогового зачета по курсу, примерное содержание контрольных тестов, образцы опорных конспектов.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Для определения полноты и глубины знаний обучающихся, по окончании каждой четверти выставляется итоговая оценка успеваемости на основании текущих отметок. В конце 1 и 3 четвертей каждого года проводятся повторно – обобщающие уроки. В конце полугодий (2 и 4 четвертей) проводятся контрольные уроки.
Требование к контрольному уроку:
- Изложение темы в устном или письменном виде (тестовые задания). - Музыкальная викторина по материалу четверти, полугодия или учебного года. В конце четырехлетнего курса обучения предмету «Музыкальная литература», обучающиеся сдают итоговый зачет, который организуется на основе материала полного курса в соответствии с содержанием программы. Обязательно включает музыкальную викторину на основе подробно изученных за четыре года музыкальных произведений.
По окончании курса «Музыкальной литературы»

обучающийся должен:
- Различать основные творческие методы и направления (классицизм, романтизм, реализм и т.д.); - Уметь анализировать музыкальное произведение; - Владеть выразительной и грамотной речью;
- Иметь навык самостоятельной работы с конспектом или книгой; - Уметь различать в произведении черты конкретной эпохи и стиля.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Содержание обучения определяется целями и задачами начального музыкального образования и теми возможностями, которыми предмет располагает для их реализации. Усвоение содержания предмета является целью обучения и в то же время средством развития, содействующим достижению этих целей. В процессе этого усвоения совершенствуется мышление, память и слух учащихся, формируются их творческие способности и приёмы деятельности. Качество усвоения содержания предмета определяет уровень достижения целей. В данном учебном курсе музыка представлена произведениями народного и классического искусства различных жанров, стилей и национальных композиторских школ последних трёх столетий. Эти произведения рассматриваются как явления искусства, продукт творческой деятельности музыкантов и конкретной общественно- исторической среды. Выбор произведений определяется как слушательскими возможностями обучающихся того или иного возраста и уровнем их музыкальной подготовки, так и дидактической целесообразностью. Усвоение музыки осуществляется при её прослушивании, разборе, проигрывании и запоминании как в классе, так и в процессе самостоятельной работы обучающихся. Важной составной частью содержания музыкальной литературы являются знания о музыке из области теории, истории и музыкальной практики. Теоретические знания необходимы для изучения и объяснения музыки, исторические знания важны для понимания исторической и социальной обусловленности музыки, осознания индивидуальных качеств композиторского стиля. Знания из области музыкальной практики помогают ориентироваться в явлениях и процессах современной музыкально-общественной жизни, объяснять и оценивать происходящее в ней. В музыкальной литературе к специальным умениям и навыкам относятся слушательские навыки, то есть эстетическое восприятие музыки. Слушательские навыки, лежащие в основе всех других способов музыкальной деятельности, в музыкальном обучении имеют межпредметный характер, так как присутствуют и обогащаются на всех уроках музыки. На уроках музыкальной литературы эти навыки формируются при прослушивании и анализе музыки, во внеклассном общении с ней. Другим специальным умением является анализ музыки, объединяющий музыку и знания о ней. В той или иной форме ученики анализируют музыку на всех уроках в ДМШ, и потому данное умение также является межпредметным. На уроках музыкальной литературы оно формируется, в основном, в классной работе, в процессе слухового анализа выразительных средств музыки и при работе с нотным текстом произведений. Специальные умения, как и понятийные знания, составляют основу курса музыкальной литературы, сердцевину его содержания. Качество их усвоения обучающимися в конечном счёте будет определять уровень музыкальной культуры, которого они смогут достичь с помощью музыкальной литературы. Предметным умением, которым обучающиеся овладевают при изучении музыкальной литературы (на других занятиях может иметь место лишь его применение), является умение рассказывать, говорить о музыке. Суметь что-либо
сказать о музыке – значит осмыслить услышанное. Данное умение учит размышлять о музыке, применять знания, связывая их со слуховыми впечатлениями. Выразить свои впечатления от прослушанной музыки, найти слова, чтобы охарактеризовать содержание произведения – и есть проявление данного умения. Оно учит вести беседу о музыке, выражать свои мысли о музыкальном искусстве, приобщает к просветительской деятельности. В основу систематизации учебного материала положен хронологически- тематический принцип, традиционный для данного предмета, в сочетании с дидактическим на первом году обучения. Линейное расположение материала с элементами концентричности в освоении понятийных знаний даёт возможность познавать конкретные явления художественного творчества, знакомиться с биографиями и творческим наследием великих композиторов и одновременно видеть взаимосвязь эпох и стилей, представлять процесс развития музыкального искусства, смену художественных направлений, историческую обусловленность отдельных этапов музыкального искусства. Основу изложения содержания в настоящей программе составляет группировка материала в разделы и темы. Первый год обучения – пропедевтический (вводный, содержащий предварительный круг знаний). Его назначение – пробудить в учащихся сознательный и стойкий интерес к слушанию и разбору музыкальных произведений, к приобретению знаний о музыке. Основные разделы первого года обучения – средства музыкальной выразительности, знакомство с музыкальными инструментами и видами оркестров, с музыкальными формами – от самых простых к более сложным. Отдельные занятия посвящены русской народной музыкальной культуре – жанровым разновидностям русской песни и её использованию в профессиональной музыке, маршу и танцу. Основными формами работы на первом году обучения должны стать прослушивание музыки и работа с нотным текстом, характеристика содержания произведений, их жанровых особенностей, структуры и выразительных средств, объяснение и усвоение новых терминов и понятий, запоминание и узнавание музыки. Программа второго года обучения – классики европейской музыки – представляет собой последовательность монографических тем, соответствующих историко – художественному процессу: И.С. Бах, Ф.Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л.ван Бетховен, Ф.П.Шуберт, Ф.Ф.Шопен. Каждая тема-монография содержит рассказ о жизни композитора (биография), краткий обзор творческого наследия, характеристику и разбор отдельных произведений (или их законченных частей) с последующим прослушиванием. Биография композитора позволяет не только нарисовать портрет великого музыканта, но и содержит сведения исторического, бытового, художественного и музыкально-теоретического характера, показывающие разносторонние связи искусства с жизнью. Формы бытования музыки в различные эпохи и в различных слоях общества, социальное положение музыкантов, сочетание таланта и труда в композиторской профессии – большой познавательный материал, расширяющий представление учащихся о музыкальном искусстве. Музыкальный материал, составляющий основу большинства тем, впервые знакомит учащихся с сонатно-симфоническим циклом и сонатной формой. Эти знания, вводимые в теме «Й.Гайдн», закрепляются затем при изучении сонат и симфоний Моцарта, Бетховена и Шуберта. Освоение инструментальных произведений крупной
формы, слуховое, теоретическое и исполнительское (в классе игры на инструменте) следует рассматривать как важный этап музыкального развития учащихся. Представленные в темах другие жанры музыки (песни, фортепианные сочинения малых форм, сюиты), знакомство с фрагментами оперы «Свадьба Фигаро» способствуют расширению и углублению полученных ранее знаний. Знакомству с отечественной музыкой отводится два последних года обучения. Программа предусматривает темы, посвящённые основным представителям русской музыки XIX века: М.И.Глинке, А.С.Даргомыжскому, М.П.Мусоргскому, А.П.Бородину, Н.А.Римскому-Корсакову, П.И.Чайковскому. Помимо монографических тем этот раздел программы включает также обзорные уроки, назначение которых – дать общее представление о музыкальной культуре России до Глинки, в 60-70 годы XIX века и на рубеже XIX и XX веков. Основное внимание в разделе музыкальные классики XIX века уделено опере – ведущему жанру русской классической музыки. Изучение опер должно быть комплексным и предполагает включение кратких сведений из истории их создания, характеристику содержания и композиции произведения, его важнейших жанровых и театральных особенностей. Эти сведения в сочетании с анализом отдельных сцен и номеров дадут учащимся достаточно полное представление о сочинении. На примере пяти русских классических опер учащиеся смогут хорошо усвоить общие закономерности жанра и некоторые особенности, характерные для творчества отдельных композиторов. Знакомство с произведениями других жанров должно дать учащимся представление о богатстве содержания и жанровом многообразии отечественной музыки. Курс музыкальной литературы завершается изучением наиболее значительных явлений музыкального творчества, а также освещает один из наиболее сложных и противоречивых периодов в истории отечественного музыкального искусства – XX век и включает некоторые биографические сведения и характеристику творчества А.К. Лядова, А.К.Глазунова, А.Н. Скрябина, С.В. Рахманинова, И.Ф. Стравинского, С.С.Прокофьева, Д.Д.Шостаковича, Г.В. Свиридова, Р.К.Щедрина, В.А. Гаврилина, обзорные занятия о представителях российского авангарда. Отдельный урок посвящён знакомству с творчеством А.И.Хачатуряна. Заключительная беседа посвящается состоянию и основным проблемам современной музыкальной культуры, обзору важнейших событий музыкально-общественной жизни.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ.

I Год обучения

№ п / п

Название темы

Количество

часов

Всего

часов

Знакомство с небольшими произведениями

различных жанров и форм на примере

народной и классической музыки.

Тема

1.
Вводная беседа о музыкальном искусстве - «Былина о Садко» - «Орфей» - «Аполлон и Пан» 1 1 2
Тема

2.
Музыкальный язык. Средства музыкальной выразительности - Григ. «Пер Гюнт» 1 3 1 5
- Типы фактуры
Тема

3.
Симфонический оркестр. - Прокофьев. «Петя и Волк». - Бриттен. «Путеводитель по оркестру». - Римский - Корсаков. «3 чуда» 1 1 1 1 4
Тема

4.
Музыкальные формы. - Чайковский. «Детский альбом» 3 3
Тема

5.
Музыка и слово. - О музыкальной интонации - Речитатив и мелодия. - Кантилена. 1 1 1 3
Тема

6.
Из истории оперы. - Глинка «Руслан и Людмила» 1 3 4
Тема

7.
Музыка и движение. - Марши - Танцевальная музыка - Из истории западно-европейских танцев. 1 1 1 3
Тема

8.
Жанры виртуозной музыки. - из истории виртуозной музыки 1 1 2
Тема

9.
Музыка и изобразительность. - Сен-Санс. «Карнавал животных» - Лядов. «Кикимора», «Волшебное озеро». 1 1 1 3
Тема

10.
Детская музыка композиторов ХIХ-ХХ вв. (Равель, Дебюсси, Прокофьев, Свиридов.) 1 Контрольные уроки 4 4
ИТОГО:
34 34
II Год обучения

№ п / п

Название темы

Количество

часов

Всего

часов

Творчество классиков европейской музыки

Тема

1.
Введение. Музыка от древних времён до Баха. 2 2
Тема

2.
И.С.Бах. 1. Биография. 2. Органные произведения 3. клавирное творчество: - Сюиты. - Инвенции. - ХТК. 1 1 1 1 1 5
Тема

3.
Классицизм в музыке. Музыкальная жизнь Вены. 1 1
Тема

4.
Й.Гайдн. 1. Биография. 2. Знакомство с сонатной формой (Сонаты D- dur, e-moll). 1 1 1 3
3.Сонатно-симфонический цикл (Симфония Es- dur)
Тема

5.
В.А.Моцарт. 1. Биография 2. Соната A- dur 3. Симфония g- moll 4. Опера «Свадьба Фигаро» 1 1 1 1 4
Тема

6.
Л.Бетховен. 1. Биография. 2. Сонаты. 3. Симфония c- moll 4. Увертюра «Эгмонт». 1 1 1 1 4
Тема

7.
Романтизм в музыке. 1 1
Тема

8.
Ф. Шуберт. 1. Биография 2. Песни. 3. Фортепианные произведения. 4. Симфония №8. 1 1 1 1 4
Тема

9.
Ф. Шопен. 1. Биография. 2. Мазурки. 3. Полонезы. Вальсы. 4. Прелюдии. Этюды. 5. Ноктюрны. 1 1 1 1 1 5
Тема

10.
Заключение. Зарубежное искусство.XIX в. (обзор) 1 1 Контрольные уроки 4 4 ИТОГО: 34 34
III Год обучения

№ п / п

Название темы

Количество

часов

Всего

часов

Творчество русских композиторов – классиков

Тема

1.
Введение. 1. Истоки национального искусства. Древнерусская музыка. 2. О музыке в век просвещения. (XVIII в.) 3. «Золотой век» русского искусства. (XIX в.) Песня и романс. 2 1 1 4
Тема

2.
М.И.Глинка. 1. Биография. Романсы. 2. Оперное творчество «Иван Сусанин». 3.Произведения для оркестра. 2 3 1 6
Тема

3.
А.С.Даргомыжский. 1. Биография. Романсы. 2. Опера «Русалка». 1 2 3

Тема

4.
Русская музыкальная культура 2-й половины XIX века. 1 1
Тема

5.
М.П.Мусоргский. 1. Биография.. Песни. 2. Опера «Борис Годунов». 3. Ф-ное творчество «Картинки с выставки». 1 3 1 5
Тема

6.
А.П.Бородин. 1. Биография. Романсы. 2. Опера «Князь Игорь». 3. Симфония №2 h-moll (Iч) 1 3 1 5
Тема

7.
Н.А.Римский-Корсаков. 1. Биография. Романсы. 2. Оперное творчество «Садко», «Сказка о царе салтане», «Золотой петушок» 3. Опера «Снегурочка». 4. Симфоническая сюита «Шехеразада». 1 1 3 1 6 Контрольные уроки 4 4 ИТОГО: 34 34
IV Год обучения

№ п / п

Название темы

Количество

часов

Всего

часов

Тема

1.
Музыкальная жизнь России конца XIX в 1 1
Тема

2.
П.И.Чайковский. 1. Биография. Романсы. 2. Симфоническое творчество. 3. Опера «Евгений Онегин». 4. Фортепианное творчество «Детский альбом», «Времена года», Концерт для ф-но с оркестром №1. 5. Балетная музыка. 1 1 3 1 1 7
Тема

3.
Русские композиторы конца XIX- начала XX века. 1. Петербургская школа «Беляевский кружок» (Глазунов. Лядов. Р-К) 2. Московская школа композиторов. - Танеев, Аренский, Калинников. - Скрябин, Рахманинов, Стравинский. 3. Массовая песенная культура I пол. XX века композиторы - песенники 1 1 3 1 6
Тема

4.
С.С.Прокофьев. 1. Биография. Симфония №1. 2. Кантата «Ал. Невский» 3. Балеты: а) «Золушка» б) «Ромео и Джульетта» 4. Симфония №7 1 2 2 1 2 8

Тема

5.
Д. Шостакович 1. Биография. Песни. 2. Симфония №7. 3. Ф-ное творчество 1 2 1 4
Тема

6.
Русская музыка второй половины XX века. 1. «Новая фольклорная волна». - Свиридов, Щедрин, Гаврилин, Тищенко, Хачатурян. 3. Российский музыкальный авангард. - Денисов, Шнитке, Губайдуллина, Рыбников. 3 1 4 Контрольные уроки 4 4 ИТОГО: 34 34
Список методической литературы
1. Музыкальная энциклопедия ред. Ю.Келдыш в 6 томах. – М.: Советская энциклопедия. 1978. 2. Музыкально-энциклопедический словарь ред.Ю.Келдыш. – М.: Советская энциклопедия. 1990 3. Музыка БЭС ред.Ю.Келдыш – М.: БРЭ 1998 4. Балет. Энциклопедия ред. Григорович – М.: Советская энциклопедия 1981 5. С.Газарян. В Мире музыкальных инструментов. – М.: Просвещение. 1985 6. Николаева. Е.Н. История музыкального образования. Древняя Русь. – М.: Владос. 2003 7. Оперные либретто. В 3 томах. – М.: Музыка 1971 8. Из истории зарубежной музыки. Ред.С.Питина.- М.: Музыка 1971 9. 100 опер. Ред.Голубовский. – М.: Музыка. 1975 10. Слово о музыке. Хрестоматия. Ред.Григорович. – М.: Просвещение 1990 11. Попова. Скудина. Зарубежная музыка XIX века. – М.: Просвещение 1981 12. Р.Роллан. Музыкально-историческое наследие. – М.: Музыка 1989 13. Советские композиторы и музыковеды. Справочник в 3 томах. Составитель Григорьев. – М.: Советский композитор 1989 14. Б.Асафьев. Русская музыка. – Л.: Музыка 1979 15. Т.Попова. Русское народное музыкальное творчество. – М.: 1962 16. Ю.Келдыш. История русской музыки. В 5 томах. – М.: Музыка 1983 17. 111 опер. Путеводитель. Составитель А.Кенигсберг. – С-П. 2000 18. Б.Горович. Оперный театр. – Л.: Музыка 1984 19. Б.Покровский. Беседы об опере. – М.: Просвещение 1981 20. Г.Саймон. Сто великих опер. – М.: Крон-пресс. 1999 21. К.Смолина Сто великих театров мира. – М.: Вече 2004 22. 166 биографий знаменитых композиторов. Составитель Михеева. Л.В. – С- П.: Композитор 2000.
Список учебной литературы
1. З.Осовицкая. А.Казаринова. В мире музыки. Первый год обучения – М.: Музыка 1999
2. И.Прохорова. Музыкальная литература зарубежных стран. Для 5 класса – М.: Музыка 1997 3. Э.Смирнова. Русская музыкальная литература. Для 6 класса. – М.: Музыка 1999 4. И.Прохорова. Т.Скудина. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка 2001


В раздел дополнительное образование