Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Здесь мастерами можно стать"

статья

Автор: Малафеевская Татьяна Александровна, педагог дополнительного образования, МУ ДО "Центр детского творчества", Сыктывкар



В раздел дополнительное образование





Текстовая HTML-версия публикации

Здесь мастерами можно стать… Малафеевская Татьяна Александровна, педагог дополнительного образования МОУ ДОД ЦДТ, г. Сыктывкар
Любишь мастерить машины, самолеты, корабли -

Отложи дела на время в детский центр к нам приходи.

Ждет юных техников «Форсаж», ЦДТ, второй этаж.

В объединении не скучно, здесь мастерами можно стать,

К нам приходите вас научим пилить ,строгать , изобретать!
Все началось в сентябре 1988года , когда на базе Эжвинской станции юных техников ,открылся кружок начального технического моделирования. И вот уже четверть века ежегодно приходят в наше объединение мальчишки, а иногда и девчонки, чтобы научиться строить различные модели и макеты машин, самолетов, кораблей, летающих тарелок, планеров, игрушек или просто пообщаться. Каждый мальчишка- это будущий муж и отец. От того каким он будет во взрослой жизни во многом зависит взаимопонимание в семье, в рабочем коллективе, в кругу друзей. Важную роль играет и то, чему он научился в детстве , чем занимался, что больше всего интересовало, чтобы иметь возможность использовать свой жизненный опыт в будущей взрослой жизни . Если в раннем школьном возрасте он занимался , например, техническим творчеством, овладел приемами работы различными инструментами, научился строить модели и макеты, знает как использовать различные материалы, научился мыслить творчески, умеет организовать и разнообразить свой досуг, то такой выпускник будет примером и в семье и на производстве. По истечении многих лет работы объединения, из общения с выпускниками можно сделать вывод , что в какой-то степени это действительно так. Многие выпускники ДТО «Форсаж» уже взрослые мужчины, получили технические специальности. Один без проблем благоустраивает баню на даче, другой делает ремонт в квартире, третий строит макеты боевых укреплений в армии, кто-то делает кроватку для своего малыша. А кто-то рассказывает и показывает своему сыну, как построить самолет и чтобы винты его обязательно вращались. Основам всего этого они научились на занятиях в нашем объединении. И таких примеров можно привести много. Объединение работает по программе «Моделирование транспортной техники» . В ДТО занимаются мальчики от 10 до 15 лет. Группы разновозрастные. Программа рассчитана на три года. Разработана годовая программа для ребят постарше - для тех, кто завершил обучение по основной программе, но желает продолжать
образовательный процесс в техническом творчестве. При реализации образовательной программы в объединении используются различные педагогические технологии и методики обучения и воспитания. Ежегодное увеличение количества участников и призеров конкурсов, выставок различного уровня, говорит о том, что использование педагогических технологий дает положительный результат. Более 50 призовых грамот и дипломов от учрежденческого до международного уровней получили учащиеся ДТО «Форсаж» за три года (2010 -13 гг.) Как показала многолетняя практика, самая эффективная технология в техническом творчестве – это технология коллективного взаимообучения, когда есть возможность работать в микрогруппах, группах, парами, индивидуально - работать под девизом: «Научился сам - научи других». Передавая свой опыт младшим и новеньким, ребята сами лучше усваивают материал и закрепляют свои знания, умения и навыки. Коллективная творческая деятельность помогает в поиске и разработке новых моделей, макетов транспортной техники и в организации досуговой деятельности объединения. От идеи до модели может пройти пять занятий или полгода, в зависимости от сложности проекта. Мы не делаем одинаковые модели, у нас нет шаблонов. Работая с журналами, с технической литературой, используя интернет, каждый находит свою модель и пробует воплотить идею в макет или модель. Фантазии мальчишек нет предела, они могут придумать такие необычные объекты, которые поражают своей оригинальностью, да еще и убедительно рассказать , как это все работает. Много копий сломано по поводу педагогического контроля. Я - сторонник безоценочного обучения в дополнительном образовании. Уровень сформированности учебных компетентностей каждого учащегося педагог знает прекрасно. О каждом ребенке может рассказать много интересного: что у него получается хорошо, что не очень, каких личных достижений добился, где возникают трудности, над чем надо поработать, что любит делать больше всего, а чего не любит. Но, поскольку мы работаем в условиях объективной реальности, мониторинг образовательных результатов безусловно осуществляется. Хотя не понятно, как можно оценивать творчество мальчишки – фантазера. Для меня главный принцип при проведении диагностики – «не навреди»! Стараюсь так организовать процедуру оценивания, чтобы ребенок даже не заметил, что его оценивают. Кто- то строит автомобиль за три занятия , кто-то три месяца , а кто –то весь год делает одну модель, но какую! Создание ситуации успеха стимулирует рост личностных достижений. Уважение права на выбор в деятельности учащихся, выбор приемов и правил, по которым происходит конструирование моделей и макетов: «Выбираю сам, но делаю это правильно». Правильно это значит - подобрать техническую литературу, подготовить необходимые материалы, работать инструментами, соблюдая ТБ, аккуратно оформить модель , получить результат. Достижение успеха не возможно без поддержки родителей. Работа с родителями является неотъемлемой частью учебного процесса. Проводятся родительские собрания, дни открытых дверей. Родители и выпускники оказывают огромную помощь в укреплении материально - технической базы объединения. Содержание технического кружка - достаточно затратное дело, для плодотворной работы нам необходимо все: от маленького гвоздика до токарного станка, от простой бумаги до
пенопласта и древесины. Родители помогают в приобретении пиломатериалов, канцтоваров, инструментов, необходимых для работы, собирают для нас баночки, коробки, ломаные игрушки, что является частью экологического воспитания: прежде чем выкинуть, подумай, как можно еще раз использовать этот материал. Больше половины моделей и макетов изготавливаются из вторсырья. На занятиях ребята готовят сувениры и подарки для родителей на праздничные даты, а мамы и бабушки принимают участие в мероприятиях ЦДТ. Они присутствуют на концертах , соревнованиях, даже принимают участие в стартах кораблей, сопровождают детей в походах и на выездах. К сожалению, таких активных немного. Мы сильны их поддержкой. Родители всегда желанные гости в нашем объединении. Есть среди родителей и противники: «Занимайся лучше английским, борьбой, ходи на бокс, нечего заниматься ерундой». В таких случаях не спорю , ведь каждый выбирает то, что выбирает. Ежегодно увеличивается количество ребят, принимающих участие в конкурсах, выставках международного, всероссийского, регионального уровней, конечно, они не все становятся победителями и призерами, но участие в этих мероприятиях дает возможность стать кандидатами на получение стипендий главы города, главы РК, пополнить портфолио, самоутвердиться, и это хороший стимул для дальнейшей деятельности. Такие конкурсы, как «Детство без границ», «Безопасность глазами детей», Международная олимпиада по истории авиации и воздухоплавания, республиканские соревнования по начальному техническому моделированию, городские, районные выставки дают возможность приобрести опыт участия в таких мероприятиях, опыт изготовления конкурсных моделей и макетов. Как приятно видеть счастливые глаза мальчишек , получивших грамоты и дипломы победителей и призеров! ДТО «Форсаж»- коллектив, который на 100% состоит из мальчишек. Наладить дружеские отношения, уйти от конфликтов, избегать разногласий, готовиться вместе к выставкам различного уровня достаточно сложно. У каждого из детей свой характер, не всегда спокойный и уравновешенный. В ДТО занимаются ученики девяти школ района , гимназии, лицея, интерната. Как соединить их в единый коллектив, как сделать так , чтобы они нашли общий язык друг с другом? Есть мальчишки, состоящие на учете в ОПДН, есть примерные отличники , есть одаренные ребята у которых , золотые руки, но есть и проблемы в учебе - каждому нужен свой подход. Воспитательная работа является важным средством эффективности образовательного процесса. В объединении проводятся различные массовые мероприятия в группах, для всего объединения, совместно с другими объединениями. Викторины, конкурсы, соревнования, информационный калейдоскоп, защита моделей и макетов, игра «Всезнайка» (по разным темам самолеты, корабли, военная тема, экология, Новый год и т.д.) , старты кораблей, автомобилей, самолетов, ракет и НЛО, показательные старты радиоуправляемых моделей машин и вертолетов. А ещё участвуем в конкурсах стенгазет, мастерской Деда Мороза, спортивных соревнованиях, конструируем кормушки, посещаем спектакли и концерты. Наиболее активные ребята принимают участие в совете кружковцев ЦДТ. Они проводят мастер – классы, работают инструкторами, помогают менее опытным мальчишкам. Пусть не всегда получается сделать что-то
самостоятельно, главное - чтобы был интерес и желание , а задача педагога - вовремя помочь своим ученикам. Вот они главные истины эти Поздно заметили , поздно учли. Нет не бывают трудными дети, Просто им вовремя не помогли. Малафеевская Т.А.
Старты автомобилей по наклонной плоскости. Команда ЦДТ на республиканских соревнованиях по НТМ. Макет «Мобильный центр МЧС»
Малафеевская Т,А, Это наши модели! Вручение наград в Управлении МЧС.
Старты кораблей в ДОЛ «Гренада» Мастерить самолёты не просто! Машины, корабли, игрушки – мы всё умеем мастерить!
Заявка на публикацию материала ниформационно - методическом журнале «Аспект» № Название статьи, краткая аннотация Ф,И,О, автора, должнлсть Сроки предоставления статьи Название образоват. учреждения, адрес электронной почты Дополнительная информация 1. Здесь мастерами можно стать. Из опыта работы Малафеевская Татьяна Александровна, ПДО МОУ ДОД ЦДТ


В раздел дополнительное образование