общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Технология обработки соломы"
методическая разработка
Автор: Фоминых Наталья Валерьевна, педагог дополнительного образования, МКОУ ДО Дом детского творчества Селтинского района УР, Удмуртия Селтинский район с.Селты
В раздел дополнительное образование
Текстовая HTML-версия публикации
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества Селтинского района УР.Общеобразовательная программа
дополнительного образования детей
«Технология обработки соломки»
Срок реализации – 3 года
Возраст обучающихся – 8- 14 лет
с. Селты 2013 г. РАССМОТРЕНО на заседании Методического совета «___» _________2013 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ ДОД ДДТ ___________________В.В.Сухарева «____»________________2013 г. Составитель: Фоминых Наталья Валерьевна, педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория
Пояснительная записка
Удмуртия - это один из многонациональных регионов России. В Удмуртии осуществляется политика, направленная на возрождение, сохранение и развитие самобытности культуры народов, проживающих в республике, а так же создание условий для согласования и гармонизации национальных интересов всех народов, проживающих на этой территории. Одним из механизмов реализации национальной политики является внедрение в систему образования национально-регионального компонента. Согласно Закону РФ «Об образовании » содержание образования должно обеспечить интеграцию личности в национальную и мировую культуру, содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между народами, независимо от расовой, национальной, этнической принадлежности. Концепция модернизации образования так же направлена на воспитание толерантности у учащихся к другим народам. На сегодняшний день существуют проблемы низкого уровня психологической и духовно- нравственной культуры учащихся, низкого уровня патриотического воспитания. Необходимо создать условия для сохранения исторической преемственности поколений, для развития национальной культуры, воспитания бережного отношения к историческому и культурному наследию родного края, России. В учреждениях дополнительного образования детей необходимо обновление процесса воспитания с учетом отечественных традиций и достижений современного опыта, воспитание гражданственности и любви к Родине через изучение народного творчества, возрождение и развитие национальных традиций Общеобразовательная программа дополнительного образования детей “Технология обработки соломки”, нацелена на приобщение обучающихся к народному ремеслу обработки соломки, познание исторического прошлого своего народа, его самобытной культуры, творчества. Обработка соломы заключает в себе давние традиции и опыт многих поколений. В недалеком прошлом приемы традиционного ремесла передавались из рук в руки, от старших к детям в процессе непосредственного наблюдения и показа. В настоящее время такая преемственность прервалась. Сохранить традицию, восстановить недостающее звено в цепи преемственности ремесленного опыта помогает данная образовательная
программа
художественной направленности.
Основной
целью
формирование компетенций для практической деятельности по созданию флористической продукции, развитие творческой и созидающей личности, способной к социальному и профессиональному самоопределению
Задачи:
обучение технологическим приемам работы с соломкой;
развитие творческого мышления, способности создания и реализации задуманного образа, развитие интереса к изучению народных традиций; формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через восприятие эмоциональной стороны создаваемых изделий композиций, проектов, воспитание уважительного отношения между членами коллектива посредствам совместной творческой деятельности.
Программа
модифицированная,
при составлении программы использовались материалы авторской программы “Колосок” В.Л. Чуковой (г. Москва, 2002 год). Отличительной особенностью данной программы является более полное изучение технологических приемов работы с соломкой. В частности, к имеющимся в базовой программе разделам “Аппликация” и “Макеты архитектурных сооружений” добавлены разделы “Декоративная скульптура”, “Плетенные изделия”, направленные на освоение навыков соломоплетения. Региональный компонент занимает значительное место в программе, одним из основных направлений которого является изучение народных праздников. Народные праздники занимают важное место в воспитании человека, так как объединяют в себе почти все элементы воспитания, песню, загадку, игру, художественную деятельность. Праздники «приближены» к современному ребенку, они ему понятны или знакомы, и поэтому легко сообразуются с прошлым опытом и знаниями. Обучающиеся изготавливают игрушки и через игрушки познают смысл народного творчества и общечеловеческих ценностей, освоение и присвоение которых происходит через труд. Для праздника присущи насыщенность и эмоциональность, возможность обучающихся выплеснуть эмоции - это способ самовыражения и самореализации. В программу введен блок по изучению основ художественной грамотности, обучающиеся получают дополнительные знания о средствах художественной выразительности. В качестве исходных материалов использованы разделы «Основы художественного изображения», «Народный орнамент России: творческое изучение в процессе изображения» типовой программы «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства» (для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла). Составитель Т.Я.Шпикалова(г. Москва 1997 год) Материал в данной программе изложен с учетом национального своеобразия удмуртского орнамента. Программа является развивающей: кроме формирования и закрепления большого объема практических навыков и умений по работе с природным материалом, у обучающихся в процессе изучения программы идет расширение знаний о культуре родного края. Отличием программы является заложенные в ней возможности для развития творческой личности обучающегося. Этому способствует проведение всевозможных конкурсов
(например «Творческая мастерская»), праздников (например» Город мастеров») составление творческих проектов по использованию краеведческого материала в разработке художественных изделий, исследовательских работ. В процессе работы по программе для обучающихся созданы все условия для личностного развития и профессионального самоопределения в ходе знакомства с различными профессиями художественного и культурологического цикла. С этой целью проводятся встречи со специалистами (Центра народного творчества, краеведческого музей, центрами национальных культур), встречи с выпускниками высших учебных заведений по соответствующим специальностям. Программа реализуется в рамках творческого объединения, предназначена для обучающихся 8-14 лет, в группах смешанного состава. В объединение дети приходят с минимальным уровнем представлений, о технологии работы с соломкой. Поэтому все разделы и темы программы построены по степени возрастания сложности, опираются на использование базовых знаний обучающихся в таких областях школьной программы как изобразительное искусство, художественный труд, краеведение, биология. Материалы занятий не дублируют школьную программу, они дополняют и углубляют знания обучающихся, тем самым происходит интеграция основного и дополнительного образования.
Принципы реализации программы:
побуждение и развитие интереса к активной познавательной и творческой деятельности; учет индивидуальных особенностей обучающихся и создание условий для творческого развития личности; проблемный подход в обучении; доступность программы; наглядность работы, демонстрация процесса обучения; Опираясь на данные принципы, построен программный материал и организуется образовательная среда.
Этапы реализации программы:
Образовательный уровень Возраст обучающихся Год обучения Количество занятий в неделю Количество часов в неделю Количество часов в год
Репродуктивный
«Добро пожаловать в соломенный мир». 8-10 лет Первый 2 4 144
Эвристический
«По дороге творческих открытий» 10-12 лет Второй 3 6 216
Креативный
«Путь к творчеству » 12-14 лет Третий 3 6 216 Оптимальная наполняемость групп 10 человек.
Первый
год
обучения
«Добро
пожаловать
в
соломенный
мир»,
предполагает овладение обучающимися базовыми знаниями и умениями в процессе познания истории родного края, изучения основных видов деятельности с природным материалом. В частности, обучающиеся знакомятся с природным материалом, осваивают основы композиции, стилизации, цветоведения, составляют и изготавливают аппликации (по образцу) изучая исчезающие виды растений и животных Удмуртии. Изучая мифы и легенды родного края, мастерят героев мифологических сюжетов в технике соломенная скульптура. Знакомятся с техникой соломоплетения, изучают виды плетешков, варианты плетений, осваивают прошивную технику, изготавливая предметы быта: короб, блюдо. Изучают места поселений, жилища наших предков, полученные знания непосредственно применяют в практической деятельности, изготавливая макеты четырех стеной избы. Форма обучения преимущественно коллективная. Анализ и оценка результатов деятельности осуществляется через тестирование, контрольные практические задания, выставки среди участников данного объединения.
Второй год обучения «По дороге творческих открытий»
предполагает переход от простого к более сложному, практические задания направлены на выполнении изделий не по шаблону, а с учетом свободного выбора и творческого самовыражения. Содержание программы направлено на более углубленное знакомство с основами художественной грамотности, привитие практических навыков по изготовлению аппликаций и плетенных изделий в национальном стиле, знакомятся с традиционными формами и конструкциями пауков. Обучающиеся изучают народные праздники, прослеживают особенности культуры и традиций национальной самобытности каждого народа, проживающего на территории Удмуртии. Анализ и оценка результатов деятельности осуществляется через контрольный опрос, зачетное практическое задание.
Третий
год
обучения
«Путь
к
творчеству
»
предполагает поисковую и исследовательскую деятельность по изучению обрядов и фольклора родного края. На основе полученного материала обучающиеся разрабатывают собственные эскизы сюжетных композиций, по которым изготавливают аппликации, используя разнообразные способы и приемы художественной обработки соломки. Изучая памятники архитектуры Удмуртии и
Игринского района, штудируя исторические документы, собирают макеты архитектурных сооружений давно исчезнувших, и посей день действующих храмов и церквей. В связи с повышением уровня сложности преобладает индивидуально-групповая форма работы. О результатах обученности можно судить по разработке и созданию обучающимися творческих проектов, итогам участия в районных, республиканских выставках декоративно- прикладного творчества. Для выполнения данной программы используются разнообразные приемы и методы обучения с учетом специфики изучаемого материала, возрастных и психологических особенностей обучающихся. Методы обучения по активности обучающихся (использована классификация Е.Я, Голанда, И.Я. Лернера): активные: работа с книгой, методической папкой, технологической картой; пассивные: рассказ, объяснение, демонстрация Методы по уровню включения в продуктивную (творческую) деятельность объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; частично-поисковый (эвристический). креативный Методы стимулирования активности детей (познавательной и творческой): игра; создание эмоционально окрашенных ситуаций; поощрение и похвала; чередование творческой деятельности Методы воспитания: словом, делом, игрой, общением, отношением. Методы воспитания и развития: развивающая, познавательная игра; самостоятельная работа; коллективный анализ ситуаций и совместной деятельности Методы контроля и самоконтроля: контрольные задания: игры, викторины, кроссворды, тесты; самооценка; педагогический отзыв (устный или письменный); выставка работ обучающихся Во время образовательного процесса большое внимание уделяется вопросам техники безопасности. С целью более полной реализации задач программы на занятиях необходимы:
учебно-наглядные пособия: - по законам композиции; - цветовому кругу; - по основам стилизации; - по видам основных видов аппликаций; - по видам основных видов плетешков; раздаточный дидактический материал для индивидуальной работы обучающихся: - технологические карты по основам технологий изготовления изделий; - схемы, рисунки народных орнаментов; - викторины и кроссворды по народному творчеству и краеведческому материалу; материалы и инструменты: - солома ржаная, овсяная, пшеничная; - ножницы, клей, иглы, нитки, проволока, картон, калька, ткань, резак; методический фонд и средства обучения: - образцы изделий по прикладному искусству; - литература по декоративно- прикладному искусству и краеведению; - тематические папки с подборкой наглядного и познавательного материала по темам и разделам программы для самостоятельной работы обучающихся;
Оценивание результатов обучения осуществляется через организацию мониторинга
результатов обучения и личностного развития
обучающихся в процессе освоения ими образовательной программы дополнительного образования. Организуется входная диагностика (в начале учебного года), промежуточная аттестация (в конце первого полугодия), итоговая аттестация (в конце учебного года). На каждого обучающегося заводится и заполняется индивидуальная карточка учета результатов обучения и личностного развития ребенка, которые позволяют проследить достижения обучающихся в динамике в течение прохождения всего курса.
Обучающиеся должны знать:
терминологию по декоративно-прикладной работе с соломкой; свойства различных злаковых растений и их применение в прикладной работе; теоретические основы художественной грамотности, название инструментов и материала, применяемых в работе с соломкой, правила техники безопасности; краеведческий материал, указанный в программе.
Обучающиеся должны уметь
: планировать последовательность операций и время работы; отбирать нужные для работы материалы и инструменты, иллюстративный и фактический материал на заданную тему;
изготавливать изделия на основе эскиза, личных впечатлений, представлений; самостоятельно выполнять все изученные за 3 года отработочные и сборочные операции; По окончанию изучения программы предполагается достичь следующих результатов:
Может решать следующие жизненно-практические задачи:
делиться своими знаниями и опытом с другими обучающимися, прислушиваться к их мнению; понимать значимость и возможности коллектива и свою ответственность перед ним; понимать необходимость добросовестного отношения к общественно-полезному труду и учебе; оформлять своё жизненное пространство на основе полученных умений по фитодизайну; участвовать в дизайнерских проектах с использованием природного материала; участвовать в конкурсных проектах с соломенными изделиями; налаживать контакт и деловые коммуникации со сверстниками, профессионалами в данной области; создавать презентации своих компетенций на примере выполненных работ.
Прогнозируемый
результат:
желание обучающихся в дальнейшем расширять и углублять свои знания по народной культуре, традициям и распространять свои знания через общение и изготовление изделий декоративно-прикладного творчества; подготовка к самостоятельной жизни в современном мире и дальнейшему профессиональному самоопределению
Учебно-тематический план первого года обучения
«Добро пожаловать в соломенный мир»
№ Название раздела Всего В том числе Теория Практика
1.
Вводное занятие
2
1,5
0,5
2.
Технология обработки соломки
8
2
6
3.
Краеведческий блок
10
8
2
4.
Художественно - теоретический блок
4
.1
Основы и законы композиции 2 0,5 1,5 4.2 Стилизация 2 0,5 1,5 4.3 Цветоведение 2 0,5 1,5
5.
Творческо – практический блок
5.1 Аппликация 40 5 35 5.2 Плетение. Соломенная скульптура 30 3 27 5.3 Cоломенная архитектура 28 2 26
6.
Воспитательно-развивающие мероприятия
18
2
16
7.
Итоговое занятие
2
1,5
0,5
8.
Самостоятельная творческая деятельность на летний
период времени (июнь, июль, август)
64
24
40
Итого:
208
62,5
145,5
Учебно-тематический план второго года обучения
«По дороге творческих открытий»
№ Название раздела Всего В том числе Теория Практика
1.
Вводное занятие
2
1,5
0,5
2.
Технология обработки соломки
8
2
6
3.
Краеведческий блок
10
8
2
4.
Художественно - теоретический блок
4
.1
Декоративная переработка 2 0,5 1,5 4.2 Орнамент, мотив орнамента 2 0,5 1,5
5.
Творческо – практический блок
5.1 Аппликация 44 2 42 5.2 Плетение. Соломенные украшения. Соломенная скульптура. 52 2 50 5.3 Cоломенные пауки 36 2 34
6.
Выполнение творческих работ
40
4
36
7.
Воспитательно-развивающие мероприятия
18
2
16
8.
Итоговое занятие
2
1,5
0,5
9.
Самостоятельная творческая деятельность на летний
период времени (июнь, июль, август)
96
36
60
Итого:
312
72,5
239,5
Учебно-тематический план третьего года обучения
«Путь к творчеству »
№ Название раздела Всего В том числе Теория Практика
1.
Вводное занятие
2
1,5
0,5
2.
Технология обработки соломки
8
2
6
3.
Краеведческий блок
10
8
2
4.
Художественно - теоретический блок
4
.1
Сюжетно-тематическая композиция 2 0,5 1,5 4.2 Способы и формы воплощения художественного образа 2 0,5 1,5
5.
Творческо – практический блок
5.1 Аппликация 40 2 38 5.2 Плетение. Соломенная пластика. Елочные украшения 48 4 44 5.3 Cсоломенная архитектура 44 4 40
6.
Выполнение творческих работ
40
4
36
7.
Воспитательно-развивающие мероприятия
18
2
16
8.
Итоговое занятие
2
1,5
0,5
9.
Самостоятельная творческая деятельность на летний
период времени (июнь, июль, август)
96
36
60
Итого:
312
83
229
Содержание программы первого года обучения
Вводное занятие.
Показ выставки работ, выполненных кружковцами в прошлом году. Организационные вопросы. Порядок и план работы. Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа. Анкетирование.
Технология обработки соломки.
Теоретическая часть.
Знакомство со злаковыми растениями: пшеницей, рожью и ячменём. Понятие о строении стебля: хлыстовая часть - верхнее междоузлие стебля, применяется в плетении объемных плетешков; рогожная часть – среднее междоузлие стебля, применяется в плетении плоских плетешков, в аппликации; прикорневая часть – применяется в плетении соломенных пауков. Инструменты и приспособления, применяемые при работе с соломкой: ножницы, резаки, бокорезы, пинцет, гладильная доска, электрический утюг, жароустойчивая подставка. Техника безопасности при работе с ними.
Практическая часть.
Срезание колосков и листьев. Удаление узелков между коленцами. Сортировка соломки по толщине, длине и оттенкам. Распаривание соломки. Распаривание и глажка соломки. Составление гербария злаковых культур.
Форма контроля.
Наблюдение.
Краеведческий блок.
Теоретическая часть.
Беседа о родном крае. Знакомство с промыслами и ремеслами, развивающимися на территории Удмуртии: художественная обработка дерева, бересты, лозоплетение. Изучение животного и растительного мира, знакомство с Красной книгой Удмуртии. Поселения и жилища удмуртов. Знакомство с фольклором, приобщение к удмуртской национальной культуре посредством чтения и обсуждения мифов, легенд и сказок удмуртского народа.
Практическая часть.
Ведение альбома «Живой мир» с зарисовками животных и растений. Заполнение справочника «Хочу всё знать» с новыми терминами, понятиями. Оформление газет, папок.
Форма контроля.
Викторина, опрос.
Художественно-теоретический блок.
Теоретическая часть
Изучение основ композиции, выявление основных закономерностей построения (равновесия частей и целого, масштаба, ритмического ряда). Композиция обозначает сопоставление, соединение частей в единое целое в определенном порядке в соответствии с какой-либо идеей. Ввести понятие стилизация, показать его значение в декоративно-прикладном искусстве. Стилизация – это переработка реального образа в декоративный. Демонстрация цветового круга, беседа о значении цвета в композиции. Ахроматичность цвета как средство выразительности в оформлении изделий декоративно-прикладного искусства. Символика цвета.
Практическая часть.
Составление композиций. Стилизация животных и растительных форм. Работа над цветовым решением композиции.
Форма контроля.
Лабораторное, контрольное задание.
Творческо-практический блок.
Аппликация.
Теоретическая часть.
Знакомство с техникой аппликации. Аппликация – это вид изобразительной техники, включающий в себя вырезание различных форм и закрепление их на другом материале – так называемом фоне. Композиции из соломы и методы их выполнения. Способы и приемы выполнения аппликации из соломки: плоскостные, плоскостные тональные, обьъемно-выпуклые.
Практическая часть.
Изготовление предметной аппликации (цветы, животные, грибы).
Форма контроля.
Контрольное задание.
Плетение.
Теоретическая часть.
Знакомство с техникой плетения, плетение плоских плетешков. Правила наращивания соломин. Соломенная скульптура. Изучение основных приёмов выполнения каркасов соломенных мужских и женских кукол: перетяжка пучков соломин. Декорирование соломенными плетешками. Правила сшивания. Инструктаж по технике безопасности при работе с иглами. Знакомство с правилами и особенностями изготовления форм объёмной пластики. Изготовление каркасов птиц, животных.
Практическая часть.
Плетение плоских плетешков: «косички» из трёх и более соломин, плетёнка из трёх соломин с двумя осевыми, плетёнка из четырёх соломин с двумя осевыми, простая плетёнка из четырёх соломин, плетёнка «зубатка» из четырёх соломин.
Сборка женской и мужской фигуры куклы из разного количества пучков соломы способом перетяжки. Декоративное оформление соломенных кукол плоскими плетешками и другими природными материалами.
Форма контроля.
Выставка выполненных работ, обсуждение.
Соломенная архитектура.
Теоретическая часть.
Плотницкие приёмы в деревянном зодчестве. Понятия: венец, сруб, клеть, волоковое окно, фронтон. Формы крыши: прямоскатная (двускатная, четырёхскатная), криволинейная. Элементы оформления: крыльцо, наличник, подзор, балкон. Технология изготовления макетов домов: конструкции и элементы декора.
Практическая часть
Изготовление макета деревенской избы из картона, наклеивание «брёвен», изготовление крыши. Изготовление элементов декора: крыльца, наличников, подзоров, балкона.
Форма контроля.
Контрольное задание.
Организация и проведение выставок.
Отбор лучших работ на выставку. Оформление работ. Упаковка. Оформление выставки. Составление каталога выставки.
Экскурсии.
Экскурсии на выставки детского творчества и мастеров по прикладному искусству и др. Экскурсии в краеведческий музей. Знакомство с музейными предметами, живым и растительным миром Удмуртии. Экскурсия по сибирскому тракту «Клубок дорог», знакомство с историей, поселениями удмуртов.
Итоговое занятие.
Подведение итогов работы за год. Поощрение лучших кружковцев. Планирование работы на последующий учебный год. Рекомендации по работе в летний период.
Форма контроля.
Участие в итоговой районной детской декоративно-прикладной выставке. Мониторинг результатов обучения по образовательной программе, мониторинг личностных качеств обучающихся.
Содержание программы второго года обучения
Вводное занятие.
Демонстрация образцов народного творчества (фотографии, таблицы, репродукции), выставка работ мастеров-умельцев. Организационные вопросы. Знакомство с планом и режимом работы. Организация рабочего места, правила техники безопасности.
Технология обработки соломки.
Теоретическая часть.
Повторение физико-механических свойств соломки. Инструменты и оборудование, техника безопасности при работе с ними. Изучение способов отбеливания и окрашивания.
Практическая часть.
Срезание колосков и листьев. Удаление узелков между коленцами. Сортировка соломки. Распаривание и глажка соломки. Отбеливание и окрашивание соломки природными и промышленными красителями.
Формы контроля.
Лабораторная работа.
Краеведческийеский блок.
Теоретическая
часть.
Удмуртия - многонациональный регион России, народности проживающие на ее территории. Знакомство с культурой народов проживающих на территории Удмуртии их влияние на культуру удмуртского народа. Изучение календарных народных праздников, установление последовательности праздников по временам года, в зависимости от вида полевых работ. Календари- первые документы культуры.
Практическая часть
. Выпуск газеты – коллажа «Мы удмурты» из вырезок журналов, зарисовок, фотографий, отражающих быт и культуру удмуртов. Изготовление альбома с зарисовками «Костюм северных и южных удмуртов». Составление народного календаря праздников с указанием присущих примет, пословиц, поговорок.
Формы контроля.
Составление сообщения по теме, контрольное задание.
Художественно-теоретический блок.
Теоретическая часть.
Декоративно-прикладное искусство – это создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающееся декоративной образностью. Особенности декоративной переработки натурного материала в силуэтное изображение. Знакомство с орнаментом. Орнамент – узор, в котором сочетаются и повторяются геометрические или растительные элементы. Виды и композиция орнамента. Симметрия в орнаменте. Разработка эскиза композиции.
Практическая часть.
Декоративная переработка по натуральным зарисовкам растений и животных. Составление полосы орнамента с использованием солярных знаков.
Формы контроля.
Наблюдение, практическая работа.
Творческо-практический блок.
Аппликация
Теоретическая часть.
Совершенствование подетального и мозаичного способов изготовления аппликации. Подбор соломки. Сюжетные композиции, включающие стилизованный пейзаж и архитектурные сооружения. Технология выполнения деталировки архитектурных сооружений. Композиции в анималистическом жанре (птицы). Строение птиц. Виды перьев и их имитация из соломки. Оформление рамочки из композиции простых геометрических орнаментов.
Практическая
часть.
Выполнение сюжетной композиции по образцу, включающего стилизованный пейзаж и архитектурное сооружение. Выполнение деталировки для предложенного рисунка. Подбор цветовой гаммы соломки. Выполнение деталировки для композиции в анималистическом жанре. Изготовление перьев и наклеивание их на основу (изображение птицы). Наклеивание на фон элементов композиции. Использовать в аппликационной работе тематику родного края. Составление геометрических орнаментов для оформления рамочек. Изготовление сувениров и подарков.
Формы контроля.
Выставка, творческий проект.
Плетение
Теоретическая часть.
Соломенные украшения. Соломенная скульптура. Знакомство с изделиями, выполненными в технике соломенная скульптура. Закрепление правил плетения и наращивания соломин. Прямое плетение «шахматка», «паркетик». Плетение плоских и объемных плетешков. Сборка бусин, квадратов, звёздочек. Способы сшивания плетешков.
Практическая часть.
Плетение плоских плетешков: - «косичка» из трёх, пяти соломин; - простая плетёнка из четырёх соломин; - «зубатка» из четырёх соломин; - «рогожка» из пяти соломин; - «ёлочка» из семи соломин; - зубчатая плетёнка «рогожка» из шести соломин; - зубчатая плетёнка «ёлочка» из шести соломин. Плетение объёмных плетешков:
- плетёнка «цепочка» из двух соломин; - витые плетёнки из четырёх-, пяти-, шести соломин. Прямое плетение «шахматка», «паркетик». Изготовление короба, корзинки, плетение куклы в удмуртском национальном костюме.
Формы контроля.
Индивидуальная работа по технологическим картам, наблюдениям.
Соломенные пауки «кадило»
Теоретическая часть
. Традиционные формы и конструкции «пауков». Основные модули. Украшение соломенных «пауков». Паук – подвесная конструкция из соломки.
Практическая
часть.
Изготовление соломенного паука «пирамида». Декоративное оформление. Изготовление модуля из равновеликих соломин пятигранника и декоративное оформление.
Формы
контроля.
Выставка, наблюдение, индивидуальная работа по технологическим картам.
Выполнение творческих работ.
Теоретическая часть
Выбор идеи. Просмотр и анализ литературы, журналов, фотоматериалов, иллюстраций по теме. Этапы конструирования изделия. Требования, предъявляемые к изделию при конструировании. Контроль качества изделий. Безопасность труда.
Практическая часть.
Конструирование изделия. Выполнение чертежей деталей и изделия. Планирование работы. Подбор материала и организация рабочего места. Изготовление деталей. Сборка изделия. Декоративное оформление.
Формы контроля.
Зачетная практическая работа, выставка.
Организация и проведение выставок.
Подготовка к выставке. Оформление. Составление каталога. Фотосъемка. Подготовка экскурсоводов по выставке. Демонстрация своих умений в мастерских выставки. Подведение итогов выставки. Награждение.
Экскурсии.
Подготовка к экскурсии. Тематические экскурсии в краеведческий музей по изучению обрядов и праздников. Экскурсии на выставки по прикладному искусству в центр народного творчества, художественную галерею. Обсуждение экскурсии, составление отзывов.
Итоговое занятие.
Подведение итогов работы за год. Рекомендации по работе в летний период. Перспективы работы на будущий год.
Формы контроля
. Мониторинг, районные и республиканские выставки.
Содержание программы третьего года обучения
Вводное занятие.
Знакомство с содержанием работы на текущий учебный год. Обсуждение плана. Организационные вопросы. Инструктаж по технике безопасности.
Технология обработки соломки.
Теоретическая
часть
. Оборудование, инструменты и приспособления. Тонирование соломки в анилиновых красителях. Отбеливание соломки. Безопасные приёмы труда при работе с химическими веществами и нагревательными приборами.
Практическая
часть.
Сортировка, разрезание, распаривание, окрашивание и глажка соломки.
Формы контроля.
Лабораторная работа.
Краеведческий блок.
Теоретическая
часть
. Памятники истории и культуры Удмуртии. Знакомство с повседневным бытом удмуртской крестьянской семьи, календарём обрядов и праздников. Влияние обрядов на этнокультурные традиции. Осенний праздник завершения полевых работ – обряд портмаськон. Вожодыр – проводы старого и встреча нового года. Весенний праздник масленица – вои. Знакомство с памятниками деревянного зодчества Удмуртии и Игринского района (сохранившимися и утраченными) по книгам, альбомам. Изучение фольклора (сказок, мифов, легенд).
Практическая часть.
Оформление календаря с удмуртскими народными праздниками. Организация и проведение народных праздников, игр, вечерок. Встреча со старожилами посёлка, сбор исторической информации. Подборка очерков, фотографий о храмах Игринского района, оформление альбома « О православных храмах района».
Формы контроля.
Реферат, исследовательская работа.
Художественно-теоретический блок.
Сюжетная композиция.
Теоретическая
часть.
Понятие гармоничной композиции. Правила композиции: ритм, сюжетно-композиционный центр, симметрия и ассиметрия. Законы композиции: целостность, единство частей. Понятие статики и динамики. Законы линейной перспективы. Три основных плана: ближний, средний и дальний.
Практическая часть.
Составление сюжетных композиций.
Формы контроля
. Составление творческих проектов, смотр-конкурс.
Способы и формы воплощения художественного образа.
Теоретическая часть.
Художественный образ – первооснова всех искусств, в том числе народного и декоративного. Способы художественной выразительности: цвет, силуэт, форма и пропорции.
Практическая
часть.
Составление декоративных тематических композиций «Сказки зимнего леса», «Весенние цветы на лугу», «Сказочные птицы».
Формы контроля.
Вернисаж художественных изделий.
Творческо-практический блок.
Аппликация.
Теоретическая
часть.
Сюжетно-тематическая аппликация. Композиция по народным праздникам удмуртского народа. Декоративная переработка рисунка. Технология выполнения деталировки композиции.
Практическая
часть.
Составление эскиза композиции по сказкам. Декоративная переработка рисунка в силуэтное изображение. Деталирование полученного рисунка. Подбор цветовой гаммы соломки.
Формы контроля.
Творческий конкурс, викторина.
Плетение.
Теоретическая часть.
Соломенная пластика. Ёлочные украшения. Плетение объёмных и плоских плетешков. Плетённые детали: квадраты, многоугольники, треугольники; отделка их плоскими плетешками. Способы сшивания плетешков. Последовательность изготовления «жаворонка» и «коня златогривого».
Практическая часть.
Изготовление ёлочных украшений из квадратов и многоугольников, отделанных плоскими плетешками. Изготовление «жаворонка», «коня златогривого».
Формы контроля.
Анкетирование, индивидуально- творческое задание.
Соломенная архитектура.
Теоретическая часть.
Архитектура культовых построек. Понятия: барабан, галерея, глава, звонница, паперть, часовня, шатёр, ярус. Церкви: клетские, шатровые, кубоватые, многоглавные. Знакомство с Игринскими церквями. Технология изготовления макетов церквей: конструкции и элементы декора.
Практическая
часть.
Изготовление каркаса из картона. Обклеивание стен, крыши полосками картона, изготовление куполов в технике папье-маше, оформление их соломенными чешуйками.
Формы контроля.
Проектная деятельность, тестирование.
Выполнение творческих работ.
Теоретическая часть
. Просмотр литературы. Выбор изделия. Консультации у педагога.
Практическая
часть
. Самостоятельная работа кружковцев по индивидуальному творческому плану.
Формы контроля.
Проект, выставка.
Организация и проведение выставок.
Подготовка к выставке. Оформление. Составление каталога. Подготовка экскурсоводов по выставке. Подведение итогов. Награждение.
Экскурсии.
Экскурсии в мастерские центра народного творчества. Экскурсии на выставки, в музеи и т.п.
Итоговое занятие.
Подведение итогов года. Планирование на предстоящий год. Рекомендации по работе летом.
Формы контроля.
Мониторинг, районные и республиканские выставки.
Литература для обучающихся:
1. Кларина Н.П. Мифы, легенды и сказки удмуртского народа Устинов: Удмуртия – 1986г. 2. Гомозова Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремесел, - Ярославль, 1999г. 3. Лобачевская О.Плетение из соломки. – М:2000г. 4. Лыкова И. Мастерилка из соломки. – М:1999г. 5. Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: 1997г. 6. Нагибина М.И.Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры. – Ярославль, 2000г. 7. Новикова И.В., Базулина Л.В. Сто поделок из природного материала. - Ярославль, 2000г.
8. Михайлов В.Д.Государственные символы Удмуртской республики. Ижевск: Удмуртия. 1994г. 9. Петров М.П. Собрание стихотворений. Ижевск: Удмуртия 1958г. 10. Туров В.А. Историческое краеведение Удмуртии в 5-6 классах Ижевск. 2000г. 11. Ходырев Г. Чипчирган. Москва; Детская литература, 1985г. 12. Черашняя Д.И. Отчий край. Ижевск: Удмуртия. 2000г. 13. Алексеева Н.М., Что такое искусство – Москва, 1992г.
Литература для педагога:
1. Владыкин В.Е., Христолюбова Л.С.Этнография удмуртов, Ижевск: Удмуртия 1997г. 2. Князева Т.П. Редкие и исчезающие виды растений и животных Удмуртии. Москва. 1995г. 3. Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. – М., 1979г. 4. Богатеева З.А.Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду. – М., 1986г. 5. Гаврилов В.Г., Паньшина И.Н. Искусство созданное народом. – М.: Культура и традиции, 2002г. 6. Голубева Н.Н. Аппликация из природы материалов. – М.: Культура и традиции, 2002г. 7. Загребаева Л.В. Плетение из соломки, бересты и лозы. – Мк: Миринда, Родиола плюс, 1999г. 8. Лобачевская О.Плетение из соломки. – М:2000г. 9. Федотов Г. Сухие травы. – М.: 1997г. 10. Щеблыкин И.К.Аппликационные работы в начальных классах – М.: 1989г. 11. Михайлов В.Д.Государственные символы Удмуртской республики. Ижевск: Удмуртия. 1994г. 12. Макарова Л.С. Лекарственные растения Удмуртии. Ижевск: Удмуртия. 1984г. 13. Туганаев В.В.Памятники отечества. Ижевск: Удмуртия. 1995г. 14. Туров В.А. Историческое краеведение Удмуртии в 5-6 классах Ижевск. 2000г. 15. Черашняя Д.И. Отчий край. Ижевск: Удмуртия. 2000г. 16. Аркаев О.Н.,Мастера русского сувенира – М., 1987г. 17. Соболев М.Н., Русский орнамент – М., 1985г. 18. Фёдоров А.Н., Промысла и ремесла – М., 1986г. 19. Щеблигин Н.П., Аппликационные работы в начальных классах – М., 1983г.
В раздел дополнительное образование