Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Творческая деятельность детей как фактор самоопределения личности"

статья

Автор: Левчина Жанна Васильевна, педагог - организатор, МКУДО"ДДЮТ", г. Ефремов, обл. Тульская



В раздел дополнительное образование





Текстовая HTML-версия публикации

г.Ефремов, обл. Тульская МКУДО «ДДЮТ» Автор: Левчина Жанна Васильевна, педагог-организатор. Тема: «Творческая деятельность детей как фактор самоопределения личности».
Что такое самоопределение?
Цель современного образования, одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание ответственного, компетентного, инициативного гражданина России», - так формулирует главные цели образования Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. Известно, что нравственная, социально зрелая личность – это цель и результат воспитания. Место человека в социальной жизни может быть задано, предписано ему волей случая, рождения, обстоятельств, но может быть выбрано, найдено, завоевано им самим по его собственной воле и свободному осознанному выбору. В этом случае говорят о выборе субъектом позиции в жизни, о его самоопределении Самоопределение – самостоятельное обретение собственного жизненного пути, определение своего места, назначения, отношения к миру, обществу, где осуществляется переход возможности в действительность. Соотнести внешние обстоятельства и внутренние побуждения (потребности личности) позволяет выбор, который пронизывает все формы жизнедеятельности человека – общение, деятельность, игру, труд. Культурно – досуговая деятельность является важным компонентом социокультурного пространства нашего учреждения. Программа досуговой деятельности «Когда мы вместе» нацелена не только на овладение детьми и подростками способами организации своего свободного времени, умениями содержательно и интересно проводить свой досуг, но и ориентирована на наполнение его социально значимым смыслом. Программа учитывает многогранность деятельности, с которой связано самоопределение. Содержание программы обеспечивает множество вариантов выбора в плане перспектив личностного, социально- профессионального и жизненного развития ребенка, подростка. Из всей многообразной деятельности организационно – массового отдела Дворца ь свой жизненный опыт и познавать себя, можно выделить её значимые виды. творчества, позволяющей целиком каждому воспитаннику осваивать разные социальные роли, расширятКультурно – досуговая деятельность является важным компонентом социокультурного пространства нашего учреждения. Программа досуговой деятельности «Когда мы вместе» нацелена не только на овладение детьми и подростками способами организации своего свободного времени, умениями содержательно и интересно проводить свой досуг, но и ориентирована на наполнение его социальнозначимым смыслом. ПРОГРАММА ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«КОГДА МЫ ВМЕСТЕ». Цель:  воспитание и социальная поддержка становления и развития высоконравственного и ответственного гражданина России; Задачи:  создание условий для самоопределения и социализации ребёнка на основе социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения.  Развитие у детей творческого мышления, воспитание культуры общения, создание условий для личностного роста ребёнка.  Формирование условий для нравственного, духовного и физического самосовершенствования. Виды деятельности организационно – массового отдела:  Коммуникативная (практика публичного выступления на сцене, организация ток – шоу, использование рефлексивных диалогов на разные темы с просмотром видеосюжетов, участие в «круглых столах» по обсуждению молодежных проблем, районных и городских конференциях).  Творческая (участие в спектаклях для детей реабилитационного центра «Юность», в концертах для родителей, работников городских предприятий, для учащихся дошкольных учреждений, в открытии детских городских площадок).
 Спортивная (участие в соревнованиях, конкурсах, фестивалях, где можно проявить свои физические способности).  Интеллектуальная (турниры эрудитов, викторины, познавательные программы).  Художественно – творческая ( литературно – музыкальные композиции, тематические вечера, поэтические, музыкальные конкурсы, концерты).  Проектная (вечера – встречи с людьми разного возраста, общественного и профессионального положения, семейные праздники, конкурсы презентаций на экологическую тему, кинофестивали совместно с детской общественной организацией «Гелиос» и городским комитетом по образованию).  ПРОГРАММА ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КОГДА МЫ ВМЕСТЕ»  1. БЛОК. «На голом песке и трава не растёт»;  2.БЛОК. «Найти себя»;  3. БЛОК. «Талант – восьмое чудо света»;  4. БЛОК. «Забавная, весёлая и шумная игра»;  5. БЛОК. «Вернуть волшебство»;  6. БЛОК. «Когда мы вместе»;  7. БЛОК. «Сильнее, быстрее, выше»;  8. БЛОК. «Живи, Земля!»  9. БЛОК. «Учиться, чтобы знать, знать, Чтобы уметь, уметь, чтобы делать». Содержательно-воспитательная деятельность базируется на следующих доминантах:
доступность:
 все учащиеся школ, объединений МБОУ ДОД « ДДЮТ» принимают активное участие в досуговой деятельности без ограничений, независимо от социального статуса их родителей, от уровня их интеллектуального развития;
вариативность:
 учащимся и их родителям предоставляются различные формы досуговой деятельности; основу которой составляют массовые мероприятия, досуговая деятельность организуется в соответствии с возрастом учащихся;
добровольность:
 досуговая деятельность осуществляется в атмосфере сотрудничества, свободы самовыражения и творчества;
комплексность:
досуговая деятельность базируется на принципе комплексного подхода. Разнообразная и педагогически грамотно выстроенная деятельность, в которую вовлечён воспитанник, позволяет создать в нашем Дворце условия для широкого поля выбора. Мы постоянно расширяем возможности выбора, находимся в постоянном поиске, понимая очевидность: чем больше таких возможностей, тем процесс саморазвития личности становится интенсивнее и эффективнее. Положительный эффект саморазвития личности подростка достигается при определённых условиях. Это добровольное слияние в совместную деятельность подростков, педагогов и родителей. Их общее участие в творческих делах важно в воспроизводстве жизненно значимых ценностей, в сохранении и развитии традиций коллектива. Все совместные мероприятия объединены в программе в блок «Когда мы вместе». Это: выпускные вечера «В добрый путь», «Их сердце отдано детям», «В некотором царстве», «Юных сердец хрустальный перезвон»; семейные праздники; тематические вечера отдыха для родителей, концертные программы, праздники, посвящённые Дню матери «При солнышке – тепло, при матери – добро», «Пусть всегда будет мама», «Мы и музыка, «Ради жизни на Земле»; родительские собрания, отчётные концерты объединений Дворца «Дворец, где согреваются сердца», тематические недели «Ателье мод», «Праздник танца», «Музыкальная капель»; новогодние представления. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» поставила задачу формирования принципиально новой системы непрерывного образования. Ключевой характеристикой такого образования является не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению…..Ребята должны быть вовлечены в творческие проекты, творческие занятия, в ходе которых научатся изобретать,
понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности». Социальная компетентность признаётся интегративной характеристикой современной личности и может рассматриваться как цель и результат готовности человека к жизни, а значит, как результат воспитания. Сформированность социальных компетенций подрастающего человека выражается в следующих важных компонентах: мотивационно – деятельностном (наличие ценностно – смысловой мировоззренческой основы, признание, как ценности себя и других людей); деятельностном (умение осуществлять сотрудничество с другими людьми, самоорганизовываться в окружающей жизни); коммуникативном (умение устанавливать отношения с различными социальными группами, способность выполнять различные социальные роли, согласовывать свою точку зрения с окружающими); рефлексивном (умение прислушаться к «голосу совести», прогнозировать результаты своей деятельности и корректировать их в соответствии с имеющейся системой ценностей). Социальная компетентность имеет возрастную динамику и возрастную специфику. В младшем школьном возрасте формируется мотивация социальной значимости, в основе которой – ориентация на успех. У ребёнка развивается способность оценивать себя и окружающих, попытки взаимодействия в коллективе. Социальные отношения младший школьник усваивает в процессе игровой деятельности. Именно игра способна приобщить к нормам гуманистических отношений, сформировать активную позицию личности, создать оптимистичный фон жизни, восполнить опыт доброжелательного взаимодействия, взаимопомощи и совместного творчества, побудить ребёнка к саморазвитию. Педагоги – организаторы, применяя весь свой профессионализм, талант и опыт, проводят игровые программы педагогически грамотно, стараются, чтобы каждый ребёнок почувствовал радость от своего участия в коллективном «действе», обучают детей играм, приёмам организации игры во время проведения игровой программы. Досуговая деятельность организуется в соответствии с возрастом учащихся (дошкольного, начального общего образования, среднего общего образования, основного общего образования). Учитывая, что в дошкольном и младшем школьном возрасте социальное отношение ребёнка усваивается в процессе игровой деятельности, все виды игровых программ для дошкольников и учащихся 1 – 4 классов объединяются в блок «Весёлая забавная и шумная игра». Из раскрытия понятия игры педагогами, психологами различных научных школ (Д.Б. Эльконин, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухамлинский) можно выделить ряд общих положений:  Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознаётся, изучается окружающей мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.  Игра – первая ступень деятельности, начальная школа поведения, нормативная и равноправная деятельность дошкольников и младших школьников  Игра есть практика развития. Дети развиваются потому, что играют.  Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум, творчество.  Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений людей. В арсенале педагогов-организаторов разнообразные игровые программы: Мы туристы-следопыты», «Необитаемый остров», «Веселые уроки», «Каникулы – веселая пора!», «С днем рождения!», «На тропе индейцев», «Мы летим к другим планетам!» «Вот каков любитель – рыболов», «Идем в поход», «На корабле пиратов», «Шоколадная лихорадка», «Скоморошина», «Мяч по кругу», «Мы не будем унывать, будем весело играть», «От скуки на все руки», «Вспомним бабушкины игры», «Игровой клубочек». Главным при подготовке игровых программ является поиск необходимых условий и их эффективного воздействия на личность ребенка, проработка и видение педагогом-организатором целостности программы, органического сочетания эмоциональной привлекательности игровых приемов с поставленными задачами. Особенно популярны игровые программы в летнем
оздоровительном лагере «Город мастеров» и в каникулярный период. Они позволяют детям попробовать себя в нескольких ролях, существенно обогащающих их социальный опыт. Очень важным звеном в деятельности организационно- досугового отдела является проведение фольклорных и исторических праздников, где происходит воспитание творческой личности подростка на традициях русской народной культуры, славного прошлого нашей страны. При проведении народных праздников используется материал, изготовленный учащимися в объединениях Дворца и школ. Участники показывают настоящее мастерство в исполнении всех жанров народного творчества. Все мероприятия данного характера объединены в блок «На голом песке и трава не растет». Педагоги-организаторы обращаются к народным национальным источникам, традициям, истории и современности через проведение следующих форм досуговой деятельности: смотры-конкурсы исполнителей народных песен, праздники с обрядами и традициями, народные гуляния, выставки, праздники: «История Руси»,«Путешествие в древнюю Русь», «Под покровом пресвятой Богородицы», «Рождество Христово», «Светлое Воскресение», «Троица», «Масленичные гуляния». Эффективным методом социализации школьников является проектная деятельность. Деятельность детей и подростков планируется через систему творческих дел, встреч с людьми разных профессий по реализации целей проектов. Успешной реализации проектов способствует:  участие социальных партнеров (сотрудников ГИБДД, пожарной части, из их числа выбираются судьи, члены жюри, их присутствие придает значимость проводимым мероприятиям, обеспечивает профессиональную поддержку в формировании приемов и навыков обеспечения безопасности жизнедеятельности),  использование специализированной одежды, военных костюмов наглядно приближает участников к реальной обстановке, Важным является привлечение городских СМИ к освещению проектной деятельности: участники видят себя на экранах телевизоров, читают статьи в газетах «Заря», «Панорама Красивомечья», что несомненно повышает их самооценку и мотивирует на дальнейшее участие в проектах. Коллективное изготовление эмблем, костюмов, подбор материала для выступления на сцене, совместное оформление плакатов, подготовка к ситуативным заданиям, поиск информации на заданную тему, репетиции, распределение ролей – решение этих и других вопросов объединяет всех участников проекта в коллектив единомышленников. Положительный эффект самореализации, накопления опыта жизненного и профессионального самоопределения достигается в совместной деятельности подростков, педагогов и родителей, их общем участии в творческих делах. Все совместные мероприятия объединены в программе в блок « Когда мы вместе». Это традиционные праздники: выпускные вечера «В добрый путь», «Их сердце отдано детям»; концертные программы «Взрослые и дети», «Пусть всегда будет мама», «При солнышке тепло, при матери добро»; родительские собрания, отчетные концерты объединений Дворца «Дворец, где согреваются сердца»;, тематические недели «Ателье мод», «Праздник танца», «Музыкальная капель»; новогодние представления; семейные праздники «Когда семья вместе, так и душа на месте», «В семейном кругу»; спектакли. Организационно-массовый отдел постоянно выходит на творческие связи с различными организациями и учреждениями: с городским комитетом по образованию, со школами города и района, с дошкольными образовательными учреждениями, комитетом социальной защиты населения, городской детской общественной организацией «Гелиос», Советом ветеранов Вов, Управлением по культуре, молодежной политике и спорту, ММЦ «Октябрьский», пожарной частью, ГИБДД, музыкальной школой, городскими СМИ, медицинскими учреждениями города, библиотеками. В процессе включения детей и подростков в систему подготовки и проведения массовых мероприятий создаются творческие группы, выявляются талантливые и одаренные личности, которые становятся активными помощниками в организации праздников. Из среды таких активистов вырастают новые педагогические кадры, профессиональные музыканты, артисты, певцы, художники, парикмахеры, дизайнеры, люди самых разных творческих профессий. Понимая значимость детей во внеурочное время содержательной насыщенной полезной деятельностью, Дворец творчества постоянно работает над повышением эффективности досуговой деятельности.
Воспитательная работа ведется с преобладанием современных технологий, развития игровых форм, проектирования. Это позволит и в дальнейшем включать в активную деятельность большое количество учащихся разного возраста. Критериями успешности организации досуговой деятельности в МБОУДОД «ДДЮТ» являются следующие достижения: положительные отзывы со стороны родителей, других социальных институтов, отсутствие правонарушений среди детей, систематически посещающих массовые мероприятия, стабильно высокий охват учащихся и их родителей массовыми мероприятиями, приобретение лидерского и организаторского опыта учащимися как фактора активного построения собственной жизни, повышение интереса к своему будущему, стремление к профессиональной карьере, к сценической и педагогической деятельности, включение в организацию досуговой деятельности всего педагогического коллектива МБОУ ДОД «ДДЮТ», учителей школ, родителей, создание стартовых возможностей для одаренных и талантливых детей


В раздел дополнительное образование