"От слова к тексту"
Рабочая программа ДО
Автор: Бурлака Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ "СОШ №10 с УИФиТД", город Ноябрьск, ЯНАО
В раздел дополнительное образование
Текстовая HTML-версия публикации
Пояснительная записка
Образовательная программа курса «От слова к тексту» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», письмом Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», постановлением Администрации города Ноябрьска от 30.03.2012 № П-326 «Об утверждении Положения об организации предоставления дополнительного образования детям на территории муниципального образования город Ноябрьск». Данная программа модифицирована и составлена на основе программы элективного курса для 10-11 классов «Искусство устной и письменной речи», Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений, М.: Мнемозина, 2010, а также с учетом элективного курса «От слова к тексту», автор В.Г. Цветкова, Волгоград, 2010 г. Изд. «Корифей».
Направленность программы –
социально – педагогическая. Программа ориентирована на: - подготовку учащихся к самостоятельному вдумчивому чтению художественной литературы как обязательной для программного изучения, так и самостоятельного чтения по интересам; - обучение грамотному оформлению текста с точки зрения содержания, построения, речи, в котором учащийся продемонстрирует свою индивидуальность, самостоятельность мышления; - обеспечение формирования лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенции; - формирование навыков устной и письменной речи, овладение художественным словом, коррекцию стилистических недочетов письменной речи учащихся.
Новизной программы является
то, что она ориентирована на помощь учащемуся при создании творческой работы на ступени среднего общего образования. С 2014/2015 учебного года внесено итоговое сочинение (изложение) как допуск к ГИА – 11.
Актуальность программы
Данная программа дополняет и углубляет знания по литературе и русскому языку. Программой определён круг речеведческих и литературоведческих сведений. Программа составлена с учётом познавательских возможностей учащихся и с использованием современных требований в результативности. В содержание программы включены занятия-практикумы, семинары, лекции. Современная молодежь с легкостью обращается с компьютером, но лишь небольшая часть учащихся умеет читать и работать с книгой осмысленно. А владение рациональными способами чтения и работы с книгой для успешного обучения современных школьников и их дальнейшей социализации очевидна. Все темы программы носят разносторонний характер, являясь одновременно и обучающими, и развивающими, и познавательными, и воспитывающими.
Педагогическая целесообразность
Программа нацелена на развитие речевой компетентности учащихся (восприятие, понимание, интерпретация, создание, воспроизведение), которая позволит справляться с увеличивающимся потоком информации, поступающей в виде различных текстов. Содержание программы ориентировано на формирование навыков коррекции стилистических недочётов в письменной и устной речи.
Цель программы:
обучение учащихся самостоятельно работать с книгой, добывать знания, находить в тексте информацию любого уровня (фактуальную, подтекстовую, концептуальную) и использовать ее, тем самым содействовать интеллектуальному, нравственно – эстетическому развитию через совершенствование их языкового мышления, речевой культуры, речевого творчества.
Задачи:
- научить работать с учебной и художественной литературой; - формировать речевую чуткость и языковую интуицию; - научить добывать информацию
Отличительной
особенностью
данной
программы
является практическая направленность (овладение учащимися способами читательской грамотности)
Возраст обучающихся,
на который рассчитана данная программа – 15 - 17 лет.
Сроки реализации
- 1 год обучения.
Основная форма обучения:
лекции, беседы, семинары, практикумы, самостоятельная работа.
Ожидаемые результаты -
это высокий уровень читательской культуры, при котором предполагается сформированность следующих познавательных умений: 1) выделять в тексте главное; 2) использовать «свернутые» записи (заметки, тезисы, конспекты и др.); 3) выделять в тексте связи между явлениями; 4) применять лексические ресурсы языка в собственных текстах; 5) пользоваться справочной литературой; 6) привлекать в процессе чтения дополнительные источники; 7) формулировать в ходе чтения гипотезы, намечать пути их проверки; 8) производить анализ, синтез, обобщение на материале изучаемого текста; 9) писать сочинения собственных текстов различных жанров; В результате реализации данного курса учащиеся должны знать: – структурные элементы сочинений; – виды вступлений, основных частей и заключений; – основные виды и жанры сочинений; – этапы подготовки к сочинениям; – основы анализа поэтического текста; – основы анализа прозаического текста; – виды ошибок (речевые, грамматические, в содержании) и пути их предупреждения; – требования, которые предъявляются к творческим работам. В результате реализации данного курса учащиеся овладеют умениями: – понимать и интерпретировать художественные произведения; – определять основную тему, идею, позицию автора в произведении; – логично выстраивать сочинение на заданную тему; – писать сочинения различных жанров;
– формулировать свое отношение на основе проведенного анализа; – использовать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи; – самостоятельно определять свою, личностную, позицию и корректно выражать ее; – предупреждать речевые, грамматические и ошибки в содержании сочинения.
Формой подведения итогов реализации программы
планируется: написание сочинения – отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, сочинение – эссе, на предложенные темы, защита рефератов. Занятия в 11 классе проводятся 2 раза по 2 ч. в неделю, 136 часов в год Продолжительность занятия 45 мин. Количество часов определяется каждый учебный год от количества ставок дополнительного образования.
Календарный учебно – тематический план модифицированной программы «От слова к тексту» для 11 класса
№
п/п
Разделы
Темы занятий
Теоретическое
содержание материала
Содержание
практических работ
Кол-во
часов
Средства обучения
Оборудование
Дата
I.Сбор материала для письменного устного высказывания -24ч
1 Выбор темы реферата и обдумывание основной мысли Подбор и чтение литературы на предложенную тему, определение основной мысли реферата Творческая работа учащихся. Составление плана. Написание рабочего варианта реферата 2/2 Образцы работ Образцы плана ИКТ Художественный текст 02.09 02.09 04.09 04.09 2 Анализ речевой ситуации, оценка читателей Выбор коммуникативной стратегии, осознание цели высказывания Творческая работа учащихся. Редактирование и оформление реферата 2/2 ИКТ Художественный текст 08.09 08.09 11.09 11.09 3 Работа над содержанием: сбор и систематизация материала Анализ литературы по теме: отбор материала, его чтение Творческая работа учащихся. Чтение, обсуждение и анализ творческих работ 2/2 Образцы работ Художественный текст 15.09 15.09 18.09 18.09 4 Составление тезисов, конспекта Особенности письменной передачи текста, воспринимаемого на слух Конспектирование лекции 2 Образцы работ 22.09 22.09 5 Организация самостоятельной поисковой деятельности с использованием интернет-ресурсов Подбор материала по теме реферата, предложенной учителем Публичное выступление с рефератами 2/2 Образцы работ ИКТ Художественный текст 25.09 25.09 29.09 29.09 6 Сопоставление Прямое и обратное 2 Художественный 02.10
собственного взгляда с мнением слушателей доказательство. Тезисы и аргументы текст 02.10 7 Способы цитирования в письменном пересказе прочитанной и прослушанной информации Практическая работа. Подбор цитат из произведений к темам сочинений 2 ИКТ Художественный текст 06.10 06.10 8 Отбор доказательств основной мысли в соответствии с целью и ситуацией речевого общения Выделение главной и второстепенной информации 1/1 ИКТ Художественный текст 09.10 09.10
2.Развитие основной мысли в письменном и устном высказывании- 48ч.
9 Систематизирование и структурирование материала для сочинения Составление предварительного плана Практическая работа. Составление плана на заданные темы 1/1 Образцы работ Художественный текст 13.10 13.10 10 Композиция сочинения: вступление, главная часть, заключение Вступление как способ введения основной мысли. Виды и формы вступлений Творческая работа учащихся. Написание вступления к темам 2/2 Образцы работ ИКТ Художественный текст 16.10 16.10 20.10 20.10 11 Основная часть сочинения Обдумывание последовательности в изложении мысли. Логические формы и приемы написания Творческая работа учащихся. Написание основной части сочинения по заданной теме 2/2 ИКТ Художественный текст 23.10 23.10 27.10 27.10 12 Основная часть сочинения. Виды аргументов, правила и способы аргументации, убедительность аргументов Творческая работа учащихся. Написание основной части сочинения по заданной теме с использованием аргументов из художественной литературы 2/4 Образцы работ ИКТ Художественный текст 30.10 30.10 10.11 10.11 13.11 13.11 13 Заключение и основная мысль текста Функции заключения. Варианты заключений Творческая работа учащихся. Написание заключения к сочинению по заданной теме 2/2 Образцы работ ИКТ Художественный текст 17.11 17.11 20.11 20.11 14 Смысловые части текста и абзац Разные способы связи частей текста и предложений Практикум. Анализ творческих работ 2/2 Образцы работ Художественный текст 24.11. 24.11
27.11 27.11 15 Смысловые части высказывания. Интонационные средства связи Логичность и упорядоченность мысли как требование к письменному высказыванию Практическая работа Ошибки логического построения текста 2/2 ИКТ Художественный текст 01.12 01.12 04.12 04.12 16 Критерии оценивания сочинения Квалификация ошибок Практическая работа Ошибки, связанные с содержанием работы. Фактические ошибки 2/2 Образцы работ Раздаточный материал 08.12 08.12 11.12 11.12 17 Критерии оценивания сочинения Речевые ошибки Практическая работа Ошибки, связанные с нарушением речевых норм 2/2 Раздаточный материал 15.12 15.12 18.12 18.12 18 Критерии оценивания сочинения Грамматические ошибки Практическая работа Ошибки, связанные с нарушением грамматических норм 2 Раздаточный материал 22.12 22.12 19 Критерии оценивания сочинения Орфографические и пунктуационные ошибки Практическая работа Ошибки, связанные с нарушением орфографических и пунктуационных норм 2 Раздаточный материал 25.12 25.12 20 Способы развития мысли текста Риторический вопрос Практикум 2 Раздаточный материал 12.01 12.01 21 Лексические, синтаксические способы выражения в речи Языковые средства в письменном тексте Практикум 2 Раздаточный материал 15.01 15.01 22 Специфические средства письма для передачи мысли. Абзац. Заглавные, прописные буквы Практикум 2 Раздаточный материал 19.01 19.01 23 Стили произношения и написания, их особенности Правильность и выразительность письменной речи Практикум 2 Раздаточный материал 22.01. 22.01
3. Точность и выразительность письменного и устного высказывания, уместность используемых средств- 18ч.
24 Точность передачи мысли Основные причины нарушения точности речи Практическая работа Коррекция неточно сформулированной мысли 2/2 Раздаточный материал 26.01 26.01 29.01 29.01 25 Языковая норма и ее признаки Виды норм русского литературного языка 2 ИКТ 02.02 02.02
26 Нормативные словари современного русского языка, справочники Интернет ресурсы 2 ИКТ 05.02. 05.02 27 Уместность использования языковых средств Уместное использование жестов, мимики, позы в разных ситуациях устного общения 2 ИКТ 09.02 09.02 28 Лексическая и грамматическая синонимия как источник точности Выбор синонимичных вариантов, наиболее подходящих к речевой ситуации 2 ИКТ 12.02 12.02 29 Нормы современного литературного языка Оценка точности и чистоты речевого высказывания Практикум Оценка выразительности и уместности речевого высказывания 2/2 Раздаточный материал 16.02 16.02 19.02 19.02 30 Творческая работа Творческая письменная работа учащегося на тему, предложенную учителем 2 Образцы работ Раздаточный материал 23.02 23.02
4.Средства эмоционального воздействия на читателя и слушателя-14ч.
31 Выразительность речи Анализ лирического произведения Практикум Анализ стихотворения по предложенному плану 2 Образцы работ План Раздаточный материал Художественный текст 26.02 26.02 32 Средства эмоционального воздействия на читателя Анализ прозаического произведения Практикум Анализ прозаического произведения по предложенному плану 2 Образцы работ План Раздаточный материал Художественный текст 02.03 02.03 33 Стилистические фигуры Особенности использования в письменной речи Практикум Анализ текста с точки зрения соответствия его стилистической норме 2/6 Раздаточный материал Художественный текст 05.03.05.03 09.03.09.03 12.03.12.03 16.03.16.03 34 Особенности речевого этикета в сферах общения Официально-деловая, научная, публицистическая сферы общения 2 Образцы документов Раздаточный материал Художественный текст 19.03 19.03
5. Публичное выступление-12ч.
35 Психолого- физиологическая подготовка к выступлению Репетиция речи Практикум Защита публичного выступления 2/2 Видеоролик ИКТ 02.04 02.04 06.04 06.04
36 Психологическая готовность к трудностям публичного выступления Продумывание внешнего вида Практикум Публичная защита творческих работ 2/2 Видеоролик ИКТ 09.04. 09.04 13.04 13.04 37 Критерии оценки выступления Защита реферата Практикум Публичная защита реферата 2 ИКТ 16.04 16.04 38 Успешность выступления Выразительность речи Практикум Развернутая рецензия реферата 2 20.04 20.04
6. Особенности письменной речи-12ч
39 Формы письменных высказываний Письмо Практикум Написание письма 2 ИКТ Раздаточный материал 23.04. 23.04 40 Формы письменных высказываний Деловые бумаги Практикум написания деловых бумаг 2 ИКТ Раздаточный материал 27.04 27.04 41 Формы письменных высказываний Репортаж Практикум Написание репортажа 2 ИКТ Раздаточный материал 30.04. 30.04 42 Основные требования к оформлению письменного высказывания Образцы русской письменной речи Практикум Общение в виртуальной дискуссии на чатах Интернета 2/2 Видеоролик ИКТ Раздаточный материал 04.05 04.05 07.05 07.05 43 Речевая культура использования технических средств коммуникации Электронная почта, телефон Практикум общения 2 Интернет ИКТ Раздаточный материал 11.05 11.05
7. Умение работать с информацией -8ч
44 Умение работать с информацией Способы работы с информацией Практикум Добывание нужной информации в тексте 2 Раздаточный материал 14.05. 14.05 45 Умение работать с информацией Практикум Работа с текстом 6 Раздаточный материал Художественный текст 18.05 18.05 21.05. 21.05 25.05 25.05
В раздел дополнительное образование