Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Дыхательные приемы при игре на хомусе (варган)"

конспект открытого занятия

Автор: Степанова Матрена Николаевна, педагог дополнительного образования, МБОУ ДОД "Дом детского творчества", поселок Кысыл-Сыр



В раздел дополнительное образование





Текстовая HTML-версия публикации

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» пос. Кысыл –сыр. КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ Тема: «Дыхательные приемы при игре на хомусе (варган)» Педагог фольклорного кружка Степанова Матрена Николаевна 2014 год
Автор:
Степанова Матрена Николаевна,
педагог дополнительного образования, руководитель фольклорного кружка «Иэйии»
Описание материала
: представленный мной конспект открытого занятия по фольклору рассчитан для работы с детьми разновозрастной группы и разные стартовые способности. (7-14 лет). Тема занятия: «Дыхательные приемы при игре на хомусе (варган)»
Тема:
«Дыхательные приемы при игре на хомусе (варган)»

Цель:
Обучить дыхательным приемам при игре на хомусе- внедряя инновационный метод используя методику объединения разновозрастных детей с разные стартовыми способностями. для повышения эффективности усвоения навыков.
Задачи:

Образовательные:
 Дыхательную установку;  дыхание и опору звука;  ровность звучания на протяжении колебания язычка хомуса;  использование различных методов звукоизвлечение ;
Развивающие:
 развитие и закрепление умений и навыков учащихся по технике хомусной игре;  развитие навыков групповой игры на хомусе
Воспитательные:
 воспитание у школьников уважения к традициям и культуре своего народа;  создание условий для оптимизации творческих способностей учащихся.
Художественно-педагогическая идея занятия:
На основе способности воспринимать музыку как содержательное искусство, формировать способность учащихся чувствовать красоту хомусной музыки, прививать уважение к родной культуре.
План занятия
I.Организационный этап. 1) приветствие, психологический настрой учащихся; 2) сообщение темы занятие и его задач; 3) вступительная часть. II. Основная часть. 1. Дыхательная разминка 2. Работа над новым материалом  теория  практика  самостоятельная работа учащийся
III. Заключительная часть (мини постановка на тему «Жаворонок»).
Методы обучения:
 наглядный (слуховой и зрительный)  словесный ( образные сравнения, словесная оценка исполнения);  индуктивный;  дедуктивный;  проблемно – поисковый;  объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным ( наглядная иллюстрации исполнения учителя и воспроизведение услышанного детьми).
Методические приёмы:
 творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;  применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой индивидуальный опрос;  побуждение детей к самостоятельной работе индивидуально, парами;  вариативность заданий при повторении упражнений;  представление « в уме» первого звука уже на дыхании;  юмор, одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей
Психологические условия на занятиях:
 Психологически-комфортная атмосфера. Эмоциональное удовлетворение;  Учёт индивидуальных особенностей;  Дифференцированный подход.
Ход занятия.

Организационный этап.
Здравствуйте, сегодня мы с вами будем осваивать новые приемы игры на хомусе. Тема занятии называется «Дыхательные приемы при на хомусе» - до сегоднечного момента мы научились играть на хомусе использывая голосовые связки, а теперь добавим к голосовым еще дыхательные приемы. Прежде чем перейти на новую тему мы с вами проделаем дыхательные упражнении.

Основной этап.
Дыхательная гимнастика (по А.Н. Стрельниковой) 1.
Упражнение “Ладошки”.
И. п.: встать прямо, поднять ладошки на уровне лица, локти опустить. Делать короткий шумный, активный вдох носом и одновременно сжимать кулаки. Выдох плавный, свободный через нос или рот, пальцы разжать, кисти рук расслабить. 2.
Упражнение “Поясок”.
И. п.: встать прямо, сжать кулаки, прижать их к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкнуть кулаки к полу, как будто что-то сбрасывая с рук. Во время толчка кулаки разжать, пальцы рук растопырить. На выдохе вернуться в и. п. 4.
Упражнение “ Кошка”.
И. п.: встать прямо, кисти рук на уровне пояса, локти чуть согнуты. Делать легкие, пружинистые приседания, поворачивая туловище то вправо, то влево. При повороте с одновременным коротким шумным вдохом сделать руками «сбрасывающее» движение в сторону (как будто кошка хо чет схватить птичку). На выдохе вернуться в и. п. Повторить 8 раз. 7.
Упражнение “Повороты головы”.
И. п.: встать прямо, руки опущены. Повернуть голову вправо, сделать короткий шумный вдох. Без остановки повернуть голову влево, сделать короткий вдох. Выдох осуществляется пассивно между вдохами. 8.
Упражнение “Ушки”.
И. п.: встать прямо, Смотреть перед собой. Слегка наклонить голову вправо к плечу — короткий шумный вдох носом. Затем наклонить голову влево — тоже вдох. Выдох осуществляется пассивно между вдохами, при этом голова посередине не останавливается. 10
. Упражнение “Перекаты”.
И. п.: правая нога впереди, левая — на расстоянии одного шага сзади. Тяжесть тела на обеих ногах. Перенести тяжесть тела на впереди стоящую правую ногу. Слегка присесть на правой ноге — вдох. Выпрямить тело, перенести тяжесть тела на стоящую сзади левую ногу. Слегка присесть на левой ноге — вдох. Между вдохами осуществляется пассивный выдох. Вы полнить упражнение 8 раз без остановки. Поменять ноги.
Дифференциация носового и ротового выдоха вдоха.
1. Вдох носом, выдох ртом. Плечи не должны подниматься, а живот на вдох должен надуться как воздушный шарик, а на выдох прилипнуть к спине. 2. 1 вдох носом, 2 выдоха ртом. Плечи не должны подниматься, а живот на вдох должен надуться как воздушный шарик, а на выдох прилипнуть к спине.
3. Руку держать перед губами ладонью вверх параллельно полу, пальцами вперед. Дуть на ладошку, выдох на звук «с», как на свечку дозируя выдох. 4. Задание тоже только на звук «з».Следить за ровностью звука чтобы не было толчков и провалов. 5. «Ёжик». Упражнение для работы диафрагмы. Дети многократно произносят звук «ф» , подталкивая каждое произнесение животом.
Новая тема «Дыхательные приемы при игре на хомусе»

Способы дыхания.
Основным способом является вдыхание. Вдыхать можно и нужно по ‐ разному. Если во время одного удара сделать длинный вдох, то время звучания значительно увеличивается.(наглядный показ) Во время одного удара можно вдыхать два, три и несколько раз. (нагл ядный показ) При быстрой игре необходимо использовать при дыхании мышцы брю шного пресса, диафрагмы. Сила и скорость вдыхания должны совпадать с собственными колебаниями я зычка. (наглядный показ) Выдох не улучшает звучание хомуса, но при правильном сочетании со вдохо м увеличивает силу колебания, значит, силу и время звучания. Чтобы максим ально увеличить силу звука хомуса, необходимо дышать с помощью мышц живота (наглядный показ).
Самостоятельная

работа

учащихся
. (Дети самостоятельно осваивают новые приемы, помогая, подсказывая друг другу.)  Два вдоха ртом при одном ударе  Один вдох носом и два выдоха ртом (интенсивный) при одном ударе  Два коротких вдоха ртом при быстрой игре  Один удар три ритмичных вдоха выдоха ртом.
Заключительный этап
Вот мы сегодня прошли новую тему, а теперь усвоенный нами материал используем на музыкальную постановку «Жаворонок». Осуо –осуо осуокай (голосовой) Эсиэ-эсиэ эсиэкэй (голосовой) «и»( умеренный тепм голосовой) «и» (быстрый темп голосовой, с двойным вдохом ртом носовой выдох) Биэ – биэ (голосовой) Биэ – биэ (голосовой, несколько вдохов ртом)
Дьири - дьири (голосовой ) Ньон- ньон (голосовой, вдох ртом) Осуо –осуо осуокай (голосовой) Эсиэ-эсиэ эсиэкэй (голосовой). – Молодцы, ребята у нас получилась очень красивая хомусная музыка, все хорошо играли на хомусе и правильно использовали дыхательные приемы. – Ребята, наше занятие подходит концу.
До свидания!

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» пос. Кысыл –сыр. КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ Тема: «Дыхательные приемы при игре на хомусе» Педагог фольклорного кружка Степанова Матрена Николаевна 2014 год


В раздел дополнительное образование