Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"УСЛОВИЯ И ИСТОЧНИКИ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ЗАНЯТИЯХ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ФОРТЕПИАНО" ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ".

статья

Автор: Кутузова Елена Викторовна, преподаватель фортепиано, МАОУ ДОД "Детская музыкальная школа № 5" г. Перми, г. Пермь,Пермский край



В раздел дополнительное образование





Текстовая HTML-версия публикации

1
Кутузова Елена Викторовна
преподаватель фортепиано МАОУ ДОД «Детская музыкальная школа № 5»
«УСЛОВИЯ И ИСТОЧНИКИ ТВОРЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ НА ЗАНЯТИЯХ «СПЕЦИАЛЬНОЕ ФОРТЕПИАНО»

ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ».
«В человеке заложены безграничные источники творчества, иначе бы он не стал человеком. Нужно их освободить и вскрыть. И сделать это, не заламывая рук с мольбою к справедливости, а ставя человека в подходящие общественные и материальные условия». Толстой А. Н. Существуют три факта развития творческих особенностей: среда жизнедеятельности, социальные формы деятельности, индивидуальные особенности личности. Творческие способности можно обозначить по типу: актуальные
(
могут проявиться в какой-либо определенный момент, когда ребенок может что-то придумать, нарисовать, сочинить или принять оригинальное решение проблемы), и потенциальные
(
заложены природой в личностном потенциале ребенка и которые до определенного времени не раскрыты). Задача преподавателя – помочь учащимся актуализировать творческие способности, а также развить эти способности. Для реализации задачи в первую очередь важно создать условия. Обозначим несколько: Творческие способности развиваются не тогда, когда мы говорим детям о необходимости их развития, а тогда, когда мы умеем развивать их сами и показывать это ребятам в нашем общении, т.е. преподавателю необходимо быть примером для подражания. Творческим личностям свойственно сомневаться в решениях, принимаемых другими людьми. Конечно, дети не должны подвергать сомнению любое исходное положение, но каждый должен уметь находить объект, достойный сомнения, в данной ситуации преподавателю нужно поощрять сомнения, возникающие по отношению к общепринятым предположениям. Когда детей ругают за ошибки, они в результате боятся их делать, и, следовательно, боятся рисковать, боятся думать независимо, не создают что-то новое, свое. Главное для преподавателя - не ругать за
2 неправильный ответ, за то, что кто-то не так понял материал, избегать критики, резких высказываний, которые подавляют творческую активность ребят. Одно из условий развития творческих способностей это поощрение разумного поиска. Креативность гораздо легче встретить у маленьких, чем у старшеклассников. Она не изнашивается с возрастом, а подавляется учениками, учителями. Позволяя своим ученикам рисковать, и даже поощряя их нужно раскрывать их творческий потенциал. Если ученик пошел на разумный риск, работая над сочинением, выражая свое мнение, поощрять его, даже если не удовлетворены результатом работы. Включать в процесс обучения разные формы работы, которые позволили бы учащимся демонстрировать их творческие способности, проводить проверку усвоения материала таким образом, чтобы у учащихся была возможность применить и продемонстрировать их творческий потенциал. Например: представьте, что…, сочините, изобретите, предложите, порассуждайте… Преподавателю необходимо поощрять умение находить, формулировать и первыми предлагать проблему. Поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности. Давая учащимся задания, объясняя, не только демонстрации знаний основ предмета, но и элементов творчества, которые будут поощряться. Учить детей переживать радость творческого открытия, воспитывая потребность к творчеству. Творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, отстаивать свое мнение, добиваясь признания. Поэтому необходимо подготовить детей к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности. Также важным условием является стимулирование дальнейшего развития. Преподавателю необходимо стремится Доносить до своих учеников незамысловатую идею: «у творчества нет конца». В процессе развития творческих способностях, важно учитывать интеллектуальные способности, знание, личностные характеристики, мотивация, окружение, стиль мышления. Творчество – норма детского развития, склонность к творчеству вообще присуща любому ребенку. Однако, принимая участие в творческой деятельности, человек может действовать, руководствуясь определенным образцом (пассивно-подражательная деятельность), может из многих предложенных вариантов решения самостоятельно выбрать один (активно-подражательная), и, наконец, он может придумать, создать качественно новое (творческая деятельность). Каждый ученик на
3 определенном этапе способен к какому-то из этих типов деятельности в большей или меньшей степени. Проектная деятельность на занятии "Специальное фортепиано" – творчество. Весь учебный процесс, превратить в проектную деятельность, невозможно и не нужно, но использовать ее в обучении в ДМШ представляется необходимым. Ценным при работе над проектом является то, что теоретические знания ребенок должен уметь реализовать на практике. Все это вместе оптимизирует познавательную активность, развивает мышление, формирует эстетический вкус и эмоциональную чуткость к произведениям искусства. Участие в проектах предполагает использование индивидуальных и коллективных форм творческой деятельности учащихся. Учащимся предлагается интересная тема, которая содержит несколько направлений для исследования. Формы участия в проекте могут быть самые разнообразные: разучивание и сочинение собственных произведений, сбор информации, подбор зрительного ряда, плакатов и текстов для выступления, и.т.д. Практическим выходом, как правило, является исполнение произведений, раскрывающих основные положения темы или представление содержания работы. Важным этапом в ходе работы над проектом является выполнение творческих заданий и работ, сочинение стихов, проведение анкетирования, интервью по заданной теме и т. д Для проекта могут быть предложены темы, завершающие определенный этап программы и представленные как итог работы. Это может быть творческая работа, не связанная напрямую с прохождением исполнительской программы, но позволяющая оценить способности учащихся к межпредметной интеграции, синтезу полученных знаний и творческий потенциал в выборе, обосновании и форме реализации темы. При выполнении проекта учащиеся фортепианного отделения ДМШ должны обязательно разучить произведение как воплощение практического результата проекта. Такой уровень решения задачи позволяет применить свои знания на практике, становится стимулом к собственному творчеству.
Литература.
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с. 2. Апраксина О.А. Музыка в воспитании творческой личности //Музыкальное воспитание в школе. - М.: Музыка. - 1984. Вып. 3 . 3. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. - Дошкольное воспитание. - 1967 №12. стр. 73-75. 4. Левин В.А., Воспитание творчества. – Томск 1993. 56 стр.


В раздел дополнительное образование