Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Тренинг на профилактику здорового образа жизни"

Тренинг

Автор: Муравьёва Марина Юрьевна, психолог, СОШ №14, Башкортостан



В раздел дополнительное образование





Текстовая HTML-версия публикации


Тренинг на профилактику здорового образа жизни
Пояснительная записка Тема: «Что такое здоровье?» Актуальность темы : Здоровье нового подрастающего поколения - особая боль и забота нашего общества. В настоящее время вопрос о здоровье становится все больше актуальным, особенно среди молодежи, так как они, очень часто попадают под пагубное влияние социума, друзей, коллег и тем самым, разрушают свою жизнь. В жизни современного общества особо остро стали проблемы связанные с табакокурением, наркоманией и алкоголем. Особенно большое распространение эти вредные привычки получили в среде молодёжи. Вредные привычки оказывают негативное влияние на жизнь общества в целом, а также на жизнь и деятельность личности в отдельности. В данный момент эта проблема стала поистине глобальной. С данной проблемой должно бороться не только общество, но и также каждый человек должен осознавать для себя большой вред этих привычек и стараться бороться с ними. Только после этого можно говорить о решении данной проблемы. Цель: формирование ценности здорового образа жизни. Задачи: 1.Формирование компетентности обучающегося в сфере здоровья – понимание роли здоровья в обеспечении активной и продолжительной жизни; 2.Приобретений знаний об основных факторах риска, антириска; 3.Обучение навыкам сопротивления социальным влияниям, которые способствуют курению, употреблению алкоголя и наркотиков; 4.Моделирование поведения подростков, направленного на здоровый образ жизни,
5.Формирование мотивации на сохранение и укрепление здоровья. Оборудование: Ватман, карандаши, фломастеры, бумага А4, клубок ниток, карточки с заданиями, интерактивная доска. Ожидаемые результаты: приобретение детьми навыков межличностного общения со сверстниками и взрослыми; сформированность умения справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами; приобретение опыта решения проблем, обращаясь к ресурсам, что сделает детей более устойчивыми к стрессу; способность дифференцировать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние окружающих; умение безопасно вести себя в ситуациях, связанных с возможностью неблагоприятного воздействия на здоровье ребенка психоактивных веществ, а также в социально опасных ситуациях; сформированность позитивного образа «Я» подростков, что существенно снизит конфликтность и расширит социальные связи детей. Участники : учащиеся старшего звена школы (8-11классы).

Ход занятия

1.Ритуал приветствия. Упражнение «Рукопожатие»
3 минуты участники должны ходить по комнате. За это время как можно больше пожать рук. В процессе этого необходимо ещё посмотреть в глаза партнёру по общению и улыбнуться. В ходе этого задания вы должны будете сосчитать, сколько раз пожали руки другим участникам). 2.
Знакомство.
В руках у ребят клубок ниток, они передают нитку друг другу называя имя и другого и его качество характера.
3.Объяснения правил тренинга.

1.«Здесь и теперь».
Этот принцип ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, чувства, мысли, появляющиеся в данный момент.
2.«Искренность и открытость».
Самое главное в группе – не лицемерить и не лгать.
3.«Я

высказывание»
. Оценка поведения другого члена группы должна осуществляться через высказывание собственных возникающих чувств и мыслей. Все высказывания должны строиться с использованием местоимения «я», «мне»: «Я считаю», «мне кажется…».
4.«Активность».
В группе отсутствует возможность пассивно «отсидеться». Поскольку тренинг относится к активным методам обучения, развития, такая норма, как активное участие всех в происходящем тренинге, является обязательной.
5. «Уважение мнения другого».
«Помните, что не уважая другого, вы вызовете у него такое же отношение к вам. Поэтому постарайтесь не перебивать, не оценивать критически то, что услышите. Будьте
снисходительны к мыслям и чувствам окружающих. Если вы не можете удержаться от оценки слов другого, начните не с фразы "Ты не прав", а с фразы "Я не понимаю" или "Может, есть другой вариант..."
4.Вводная беседа: «Что такое здоровье?»
По современным представлениям составляющие здорового образа жизни:  отказ от вредных привычек (курения, алкоголя, наркомании);  рациональное питание;  оптимальный двигательный режим;  закаливание организма;  положительные эмоции.
5.«Ассоциации»
Существует несколько трактовок к пониманию здоровья: здоровье - это отсутствие заболеваний, здоровье – это умение человека осознавать свои потребности и удовлетворять их. А какой смысл в эти понятия вкладываете Вы?
6.Психогеометрия
Существует представление, что люди, предпочитающие одни и те же геометрические фигуры похожи между собой. Выбери, какая фигура тебе больше нравиться. На доске: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, зигзаг. По выбранным фигурам рассаживаются по группам.
Информационная часть об особенностях характера
: Круг, как известно, без острых углов и даже в психогеометрии.:) Вот и этот тип личности не любит вступать в конфликты и любит, чтобы вокруг была
дружба, понимание и теплая атмосфера. Из этого следует, что такие люди, легко сходятся с окружающими, но не всегда бывают хорошими организаторами из-за нелюбви к принятиям непопулярных решений. Можно сказать, что куда круга двинешь, туда он и покатится, потому что зацепиться нечем. В психогеометриитреугольник - это лидер. И действительно, у него большое основание и есть чёткая направленность. Для треугольника присущи такие качества, как целеустремленность, движение к цели и уверенность. Единственная разомкнутая фигура в психогеометрии - зигзаг. Основные качества у него - креативность, неожиданность, интуитивность. Квадрат - это очень хороший исполнитель, который делает всё, как надо. Это является и его минусом, потому что, при отсутствии чётких инструкций, он теряется и не знает, что делать. Квадрат очень трудолюбив и практически всегда доводит начатое дело до конца. По психогеометрии прямоугольник - это неусточивость, любознательность, неуверенность и сомнения, поиск нового, переходная форма. Люди-прямоугольники - это те, кто находится в поиске себя или с переходным периодом в жизни.
7.Что же такое ЗОЖ?

Задание:
по подгруппам создать информационный лист, отражающий содержание одного из составляющего здорового образа жизни.  отказ от вредных привычек (курения, алкоголя, наркомании) - зигзаги;  рациональное питание - квадраты;  оптимальный двигательный режим - треугольники;  закаливание организма и личная гигиена - прямоугольники;  положительные эмоции- круги.
8.Упражнение «Мифы».
Оборудование: таблички с надписями «да» и «нет», прикрепленные к противоположным стенам класса.
После того как зачитывается спорное утверждение, участникам предлагается встать возле одной из табличек и отстаивать свою точку зрения. После обсуждения разъясняются спорные моменты (можно использовать статистические данные). Спорные утверждения Наркомания — вредная привычка. Достаточно один раз уколоться — и станешь наркоманом. Все наркоманы и проститутки — конченые люди. Марихуана безвредна. Наркомания неизлечима. Нельзя дружить с наркоманом. Легализация наркотиков приведет к снижению преступности. Продажа наркотиков, контролируемая врачами, сможет с наименьшими потерями предотвратить привыкание к наркотикам. Обращается внимание учащихся на негативные последствия употребления наркотиков, на степень личной ответственности за привыкание к наркотикам.
9.*Выработка у учащихся стратегии отказа при предложении

употребить ПАВ.
Памятка (плакат или карточки) «Тебе предложили ПАВ, как сказать «нет». Придумать продолжение историй («Тебе предлагают наркотики...»). Участникам предлагается ролевая игра: 1.Девочка Маша перешла в новую школу в 8 класс. Ей очень хочется подружиться с «классными и популярными» ребятами. Во время школьной дискотеки ребята подошли к ней и предложили дружбу, но они употребляют таблетки.- Как поступит Маша? 2.Мальчик Миша поехал на рыбалку со своим любимым дядей Колей. Дядя взял пару приятелей, которых Миша тоже давно и хорошо знал. Вечером после хорошего улова они сидели, ужинали возле костра, было прохладно. Дядя вместе с приятелями разливал горячительные напитки, и дядя
предложил Мише: «На выпей с нами, что бы согреться, я разрешаю!» - как поступит Миша. Тебе предложили ПАВ, как сказать «нет» Спасибо, нет. Я хочу отдавать себе отчет в том, что я делаю. Спасибо, нет. Я собираюсь покататься на велосипеде. Спасибо, нет. Я не хочу конфликтов с родителями, учителями. Спасибо, нет. Если выпью (приму наркотик), то потеряю власть над собой. Спасибо, нет. Мне не нравится вкус алкоголя (наркотика). Спасибо, нет. Это не в моем стиле. Спасибо, нет. Мне еще предстоит делать уроки (мне рано вставать и т.п.). Спасибо, нет. После выпивки я быстро устаю. Спасибо, нет. Мне надо на тренировку. Спасибо, нет. У тебя нет ничего другого?
10.Рефлексия.
Закончить предложение: «Мое настроение …» Ведущий: Я выбираю ЗОЖ! Кто со мной! (поднимает руку)


В раздел дополнительное образование