"Возвращение к истокам"
программа летней лагерной смены
Автор: Стриченюк Алла Павловна, Керимова Елена Юрьевна, педагоги дополнительного образования, МКОУ ДОД ЦДТ, с.Арзгир Ставропольский край
В раздел дополнительное образование
Текстовая HTML-версия публикации
Авторы: Стриченюк А.П., Керимова Е.Ю. МКОУ ДОД ЦДТ АРЗГИРСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ педагоги дополнительного образования П Р О Г Р А М М А летней лагерной смены «Возвращение к истокам» (для детей 6-15 лет, срок реализации - 1 лагерная смена) Пояснительная записка. В настоящее время главной целью образования является формирование раз- витой личности, способной реализовать свой потенциал в постоянно меняю- щихся условиях социума. Летний период дает уникальную возможность формирования у детей потреб- ности в здоровом образе жизни, осуществления целенаправленной воспита- тельной работы, организации содержательного детского досуга. Детский оздоровительный лагерь представляет собой уникальную среду для формирования у детей положительных эмоций, связанных с летом, ожидания новых интересных дел, впечатлений, общения с новыми педагогами и вожаты- ми – интересными людьми, не имеющих отношения к учебе в школе. Все это создает особый, неповторимый фон, который может быть использо- ван для приобщения детей к истокам русской культуры и народных традиций.Программа летней профильной смены «Возвращение к истокам» Центра детского творчества - связующее звено в непрерывном воспитательном процес- се детей и подростков. Она является подпрограммой к основным программам ЦДТ: воспитательной программы «Совершенство» и программы организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей «Веселая пора». Про- грамма «Возвращение к истокам» разработана в связи с необходимостью уси- ления внимания к организации оздоровления, занятости и отдыха детей в кани- кулярное время. Этот период вызывает особые опасения, т.к. большую часть свободного времени дети и подростки проводят вне школы, вне семьи. Сов- местное участие в различных мероприятиях с группой сверстников позволит ненавязчиво обучать их нормам социальной жизни, культуре взаимоотноше- ний, будет способствовать приобщению к духовности. Данная программа посвящена изучению традиций нашего народа, дает воз- можность прожить отдельные ее моменты в течение смены, что становится способом самопознания. Летняя профильная смена дает не только представле- ния об устном народном творчестве, творческом наследии, культурном про- шлом нашего народа, но и помогает осознанию своего места в этой жизни, пе- реоценке ценностей, поиску путей самореализации. Решение задач организации каникулярного времени определено Конвенцией ООН о правах ребенка, Декларацией прав ребенка, Конституцией РФ, законом
РФ «Об образовании», Законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка», Уставом МКОУ ДОД ЦДТ. Неизменными остаются концептуальные подходы к содержанию и организа- ции смены, основанные на идеях гуманистической педагогики, принципах раз- вития дополнительного образования детей. На базе Центра детского творчества функционирует профильный лагерь «Солнечная страна» для детей и подростков в возрасте от 6 до 15 лет, где и реа- лизуется программа «Возвращение к истокам», рассчитанная на 21 календар- ный день, т.е. одна лагерная смена. В основу концепции педагогической модели смены положено представление о воспитательном творческом пространстве смены, обеспечивающем непре- рывный процесс развития личности ребенка. Проведение смены реализует потребности детей в творчестве, познании, са- мореализации, цели и смысле жизни, уважении, радости.
Цель
: формирование духовно-нравственных идеалов, уважения к националь- ным и общечеловеческим ценностям.
Задачи:
- содействовать целостному оптимистическому мироощущению детей, восприятию духовно-эстетических ценностей, заключенных в звуках родного языка, в образах народного искусства, народной поэзии, играх и обрядах; - создавать среду общения для освоения народного искусства во всем мно- гообразии ее видов; - способствовать формированию исторической памяти, особых навыков мышления, связи настоящего с культурным прошлым народа; - раскрывать творческий потенциал ребенка, создавать условия для творче- ской жизнедеятельности детей; - воспитывать и развивать умение быть добрым, милосердным, стремиться прийти на помощь тем, кто в ней нуждается; - воспитывать и развивать потребность в здоровом образе жизни; - развивать творчество, инициативу, формировать активную гражданскую позицию детей. Основными
принципами
деятельности программы «Возвращение к истокам» являются: - принцип взаимодействия – обеспечение тесного взаимодействия в работе различных подпрограмм, а также между участниками и соисполнителями программ; - принцип гуманизации – направленность на ребенка, его развитие и при- обретение нового социального и гуманитарного опыта; - принцип дифференциации и индивидуализации – обеспечение развития каждого участника программы, в зависимости от его индивидуальных особенностей; - принцип развития – деятельность каждого участника в рамках программы направлена на его всестороннее развитие. Основополагающим принципом программы является принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления, предполагающих пе- редачу участникам программы меры ответственности за организацию деятель-
ности своего коллектива, направленной на приобретение ими лидерского опыта в условиях взаимодействия с взрослыми, отвечающей их возрастным особенно- стям и возможностям, обеспечивающей защиту каждого члена коллектива от негативных влияний социума. Программа является общеразвивающей, так как направлена на решение задач формирования общей культуры детей и подростков, расширение их зна- ний о мире и о себе. По цели обучения она познавательная, дает углубленные знания по предлагаемым темам, развивает интеллектуальные способности, расширяет кругозор.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
Программа
«Возвращение к истокам»
представляет собой взаимосвязанную систему подпрограмм: - подпрограмма
«Радуга - дуга»
- подпрограмма
«Наследие»
- подпрограмма
«Красота и здоровье»
Каждая программа действует одну неделю лагерной смены и представляет собой:
«Радуга-дуга»
– ориентирована на формирование духовно-нравственных цен- ностей обучающихся, воспитание уважения к традициям своего народа, на реа- лизацию инициативы, импровизационных и артистических способностей через театрализованную деятельность.
«Наследие»
– направлена на приобщение детей к народной культуре края, страны, расширение его знаний о мире и о себе, возрождение угасающих видов декоративно-прикладного искусства.
«Красота и здоровье» -
способствует формированию положительных качеств личности, расширению функциональных возможностей систем организма, со- вершенствует двигательные умения детей, прививает навыки здорового образа жизни. В плане работы по этим подпрограммам выделены определенные часы: час народного творчества, час декоративно-прикладного искусства, час ритмики. Данные программы позволяют организовать деятельность программы «Воз- вращение к истокам» по следующим направлениям: - спортивно-оздоровительное; - художественно-эстетическое; - духовно-нравственное; - патриотическое; - досугово-развлекательное
Направление
Задачи
Формы
Спортивно-
оздоровительное
- создание условий для сохранения физического, психологического и нравственного здоровья, негативного отношения к вредным привычкам; - пропаганда физической культуры здорового образа жизни - утренняя зарядка - занятия ритмикой - спортивные праздни- ки - эстафеты - игровые программы - акции протеста против наркотиков
Художественно-
эстетическое
- создание условий для творче- ской самореализации детей; - формирование художественно- го вкуса; - знакомство и пропаганда луч- ших образцов музыкальной культуры, ДПИ, театральной культуры; - вовлечение детей в активное творчество - театральные пред- ставления; - конкурсы мастеров художественного сло- ва; - выставки работ деко- ративно-прикладного искусства; - конкурсы рисунков; - праздничные про- граммы
Духовно-
нравственное
- воспитание высоконравствен- ной личности, ориентирован- ной на общечеловеческие цен- ности, опирающейся на духов- ные и нравственные понятия национальной народной куль- туры; - изучение и развитие нацио- нальных традиций и культуры народов России Ставрополь- ского края; - распространение идей культу- ры мира и ненасилия. - беседы; - диспуты; - встречи с представи- телями духовенства; - выставки ДПИ; - конкурсы рисунков; - благотворительные концерты; - интеллектуально- познавательная про- грамма «Возвращение к истокам».
Патриотическое
- воспитание гражданской ак- тивности, стремления к само- реализации; - расширение знаний и пред- ставлений детей об истории и славных традициях нашей Ро- дины; - благотворительная деятель- ность в адрес ветеранов; - встречи-диспуты; - благотворительные кон- церты для ветеранов; - празднование Дня воин- ской славы; - конкурсы мастеров ху- дожественного слова, рисунков; - просмотр видеофиль- мов.
Досугово-
развлекательное
- организация свободного времени де- тей и подростков; - формирование здорового образа жиз- ни; - выявление и развитие природных за- датков и творческого потенциала каждого; - дискотеки; - развлекательные про- граммы; - праздники;
Программа
«Возвращение к истокам»
реализуется на 3-х уровнях:
1 уровень
– мероприятия, планируемые и осуществляемые педагогами, вожа- тыми и детьми в звеньях, цехах и отрядах;
2 уровень
– мероприятия, проводимые на уровне ЦДТ;
3 уровень
– мероприятия районные. Программа «Возвращение к истокам» предполагает занятия в творческих ма- стерских, соревнования, экскурсии, праздничные концерты, совместные меро- приятия с другими образовательными учреждениями, пришкольными лагерями, организациями райцентра, участие в мероприятиях, посвященных 137-летию с. Арзгир.
Организационная структура
Программа «Возвращение к истокам» реализуется в профильном лагере «Солнечная страна», имеющем следующую организационную структуру: - детское трудовое объединение «Золотые руки»; - детская площадка «Алые паруса»; - салон видеовстреч «Чудесный экран» . В трудовом объединении «Золотые руки» работают подростки в возрасте от 14 до 16 лет. Трудовое объединение состоит из различных цехов и звеньев, где приобретают навыки трудовой деятельности и совершенствуют умения и навыки, полученные в период учебы. Детская площадка «Алые паруса» объединяет детей в возрасте от 6 до 13 лет. Ее работа направлена на развитие творческой индивидуальности, реализа- цию естественных интересов детей и подростков, связанных с романтикой при- ключений и саморазвития, воспитание важных духовно-нравственных качеств в личности, и формирование высоконравственных норм поведения. Педагогический коллектив использует разнообразные приемы, методы, сред- ства с учетом возрастных особенностей детей, методику коллективно- творческих дел (КТД) для демократизации жизни детей в условиях лагеря. Салон видеовстреч «Чудесный экран» организует показ видеофильмов для воспитанников лагеря «Солнечная страна», а также для детей из детских садов. После просмотра проводятся с детьми конкурсы рисунков, викторины, игры по предлагаемому к просмотру материалу. Одним из условий реализации прав детей и способов их вовлечения в реаль- ные социальные отношения является детское самоуправление. В первые дни жизни лагеря собирается общий сбор детей. Решением общего сбора избирается совет, который координирует деятельность лагеря на протя- жении всего потока. В состав совета избираются представители детского тру- дового объединения «Золотые руки» и детской площадки. В свою очередь дет- ская площадка «Алые паруса» и трудовое объединение «Золотые руки» созда- ют свои малые советы, которые организуют жизнедеятельность детей и под- ростков в данных структурных подразделениях. Такая организационная структура помогает создать благоприятные условия для развития творческого потенциала детей и подростков.
Также в лагере сложились определенные традиции: проведение ежедневных тематических зарядок, часа книги, часа пения, тренингов общения, оздорови- тельных мероприятий. Новизна программы «Возвращение к истокам» в том, что она выстроена как вертикально по неделям лагерной смены, так и горизонтально по дням недели. В первую неделю смены через часы декоративно-прикладного искусства реа- лизуется подпрограмма «Наследие». Во вторую неделю через часы народного творчества реализуется подпро- грамма «Радуга-дуга». В третью неделю через часы ритмики реализуется подпрограмма «Красота и здоровье». Каждая подпрограмма завершается в конце недели итоговым мероприятием, позволяющим отследить результативность данной работы. По горизонтали в лагере запускается ряд массовых мероприятий. В течение смены по понедельникам действует «Школа знаний», которая знако- мит детей с правилами этикета, природой, основами пения и танцами. По вторникам проводится акция «Тропинка, ведущая к бездне», направленная на профилактику асоциального поведения детей и подростков. Каждая среда – эстафета «Дружбы», которая формирует основы толерантного отношения к себе, к природе, к социуму. Каждый четверг – проходит марафон «Добрых дел», цель которого: развитие чувства эмпатии, взаимопонимания и поддержки людей, нуждающихся в по- мощи. Каждая пятница – операция «Внимание, дорога» по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Каждая суббота – «Калейдоскоп талантов», подведение итогов работы по реа- лизуемым программам.
Ключевые дела смены
Традиционные мероприятия лагеря: 1. Организационные сборы. Игровая программа «Давайте познакомимся». 2. Праздничный концерт к открытию лагерной смены «Лето – 2013». 3. Турнир вежливости «Хорошие манеры». 4.Конкурсы мастеров художественного слова: - «Россия – Родина моя»; - «Люблю, Арзгир, твои степи ковыльные». 5.Игровая программа: - «Путешествие в Играй- город». 6.Спортивные праздники: «Путешествие в город Здоровейск», «Малые олим- пийские игры»; 7.Концертная программа «Радужный фестиваль». Мероприятия по реализации: -
акции «Тропинка, ведущая к бездне»:
1) познавательная программа «Кристалл здоровья»; 2) конкурс рисунков на асфальте «Я за здоровый образ жизни»;
3) пресс-экспресс «Наркотикам – нет!». -
эстафеты дружбы:
1) интеллектуально-развивающее мероприятие «Возвращение к исто- кам»; 2) конкурс рисунков на асфальте «Пусть всегда будет мир»; 3) игровая программа «Я и мои друзья»; 4) беседа со священнослужителем церкви Рождества Пресвятой Богоро- дицы; 5) развлекательная программа «Мир вокруг нас». -
марафона «Добрые дела»:
1) благотворительный концерт для ветеранов пансионата «Ивушка»; 2) благотворительная дискотека для детей из приюта; -
операции «Внимание, дорога»:
1) конкурс рисунков на асфальте «Азбука дорог»; 2) познавательно-развлекательная программа «Дорожные знаки»; 3) игровая программа «Друзья дороги»; -
фейерверка талантов
(итоговые мероприятия по подпрограммам) 1) «Радуга-дуга» – театрализованное представление «Сорока-белобока»; 2) «Наследие» – выставка декоративно-прикладного искусства детей; 3) «Красота и здоровье» – праздник «Город Мастеров»
Участники программы
Участниками программы являются дети и подростки в возрасте 6-15 лет.
Кадровое обеспечение
Для реализации программы необходимо ее кадровое обеспечение в составе: - начальник лагерной смены; - педагоги дополнительного образования; - методист по воспитательной работе; - педагог-организатор; - воспитатели; - вожатые; - физрук; - музыкальный руководитель; - педагог-психолог; - медсестра.
Психолого-педагогическое сопровождение
Осуществление программы «Возвращение к истокам» предполагает деятель- ность психологической службы. Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения яв- ляются: - профилактика;
- коррекционная работа; - пропаганда здорового образа жизни; - реабилитация. Они реализуются через: - анкетирование; - наблюдения за поведением детей; - коррекция, тренинги общения; - анализ участия в творческих делах; - диагностика, тестирование; - заполнение диагностических карт, таблиц.
Материально-техническое обеспечение
Материально-техническая база данной программы предполагает наличие: - учебных аудиторий; - спортивного зала; - актового зала; - учебной литературы; - наглядных пособий; - дидактических материалов; - технических средств (музыкального центра, медиаустановки, ноутбука, фотоаппарата, микрофонов); - канцелярских товаров; - спортинвентаря; - игрового материала.
Финансовое обеспечение
Финансовое обеспечение программы осуществляется согласно смете рас- ходов, составляемой на календарный год. Финансовые средства выделяются из: - бюджетных ассигнований; - внебюджетных средств.
Сфера взаимодействия программы
В процессе реализации программы осуществляется взаимосвязь лагеря с различными учреждениями - администрация Арзгирского муниципального района; - отдел образования администрации Арзгирского муниципального района; - управление труда и социальной защиты населения; - учреждения дополнительного образования: ЦДЮТиЭ, ДЮСШ, СЮН; - отдел культуры; - средние общеобразовательные школы; - ГИБДД; - музей; - детские сады; - Арзгирская центральная районная больница; - органы местного самоуправления; - семья;
- СМИ.
Ожидаемые результаты
-
приобщение к истокам народной культуры страны и края; - обеспечение оздоровления и отдых детей и подростков с.Арзгир, в том числе ребят из социально незащищенных семей, а также детей, находя- щихся под особой защитой государства; - личностное развитие участников смены, духовное и физическое оздоров- ление; - получение умений и навыков индивидуальной и коллективной творче- ской деятельности, самоуправления, социальной активности и творче- ства; - снижение роста преступности и правонарушений среди несовершенно- летних.
Смета расходов
для реализации программы
«Возвращение к истокам».
Наименование
Сумма (руб.)
1.CD-диски
300
2.Канцтовары
350
3.Игровой материал
300
4.Спортивный инвентарь
400
5.Художественное
оформление
мероприятий
(изготовле-
ние фото- , аудио -, видео – продукции)
240
ВСЕГО:
1590
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Т.Я. Шпикалова, Г.А.Поровская «Возвращение к истокам»: народное искус- ство и детское творчество. Учебно-методическое пособие, изд. Центр ВЛАДОС, 2000. 2.Г.В.Лунина. Воспитание детей на традициях русской культуры. Москва. , 2005. 3.М.Е.Сысоева. Организация летнего отдыха детей. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.
Описание специфики работы профильной смены
«Возвращение к истокам».
За годы работы в ЦДТ сложилась система работы по организации летнего от- дыха детей. Накопленный опыт, кадровый потенциал позволяют максимально проявлять и реализовывать самые разнообразные интересы и запросы детей. Педколлективом 2-ой лагерной смены была тщательно отработана организа- ция целостного подхода к воспитанию и развитию личности в условиях коллек-
тивной деятельности, построенной на основе сотрудничества детей и взрослых, механизма последовательной реализации форм и методов работы с детьми. Отличительной чертой профильной смены «Возвращение к истокам» явилось то, что она была посвящена изучению народных традиций, декоративно- прикладного искусства и устного народного творчества края и страны. Это реа- лизовывалось через действие подпрограмм: «Наследие», «Радуга-дуга», «Кра- сота и здоровье», по которым педагоги работали по 1 неделе лагерной смены. Программа «Наследие» увлекала ребят в мир ДПИ. На занятиях дети учились изготовлять поделки из природного материала, бумаги, сухих цветов и листьев, фантазировать, получили представление о народных промыслах. Работая по программа «Радуга-дуга» дети окунулись в прошлое нашей Роди- ны, познакомились с народными традициями, бытом, обрядами народов края и страны, познавали азы сценического мастерства. На уроках ритмики (программа «Красота и здоровье») ребята овладевали раз- нообразными движениями, совершенствовали двигательные навыки, учились основам народных танцев. Новизна программы профильной смены «Возвращение к истокам» в том, что она реализовывалась не только по вертикали (по неделям лагерной смены), но и горизонтали (по дням недели). Таким образом, в рамках акции «Тропинка, ве- дущая к бездне» и в целях профилактики наркомании и табакокурения с детьми осуществлялась целенаправленная работа. Ко Дню Молодежи (27.06) была про- ведена районная познавательная программа «Кристалл здоровья», в которой приняли участие представители пришкольных лагерей школ района. Ребята со- здавали кристалл здоровья, говорили о полезных и вредных привычках, участ- вовали в разных играх и конкурсах. Марафон «Фестиваль добрых дел» был посвящен проведению мероприятий благотворительного характера: это концертная программа в пансионате для престарелых «Ивушка»; дискотека для детей, находящихся под особой защитой государства; передача изготовленных поделок в музей с.Арзгир. Эстафета «Дружба», проводимая по средам, реализовывалась через: конкур- сы мастеров художественного слова, рисунков, песен о дружбе, экскурсии в му- зей с.Арзгир и православную церковь. В течение всей лагерной смены особое внимание уделялось работе по пропа- ганде БДД и профилактике ДДТТ. Были разработаны индивидуальные маршруты безопасности «Дом-ЦДТ», ежедневно проводились «минутки безопасности». Каждую пятницу смены дети участвовали в операции «Внимание, дети», встречались с работниками ГИБДД, в различных конкурсах. По субботам подводились итоги работы подпрограмм. Ребята демонстрирова- ли полученные навыки и умения в театрализованном представлении (подпро- грамма «Радуга-дуга»), выставке декоративно-прикладного искусства (подпро- грамма «Наследие»), празднике «Город Мастеров» (подпрограмма «Красота и здоровье»). Согласно плану работы профильной лагерной смены лагеря «Солнечная страна» 3 раза в неделю проводились: часы книги, где ребята знакомились с творчеством русских и зарубежных писателей; часы пения, на которых дети ис- полняли Гимн РФ, отрядные песни, произведения русских композиторов.
Большое внимание уделялось оздоровлению детей: ежедневно для ребят ор- ганизовывались тематические зарядки, дети участвовали в Малых «Олимпий- ских играх», «Веселых стартах», соревновались в силе и ловкости, учились по- могать друг другу в трудных ситуациях. Стало хорошей традицией приглашать в лагерь «Солнечная страна» воспи- танников д/садов, пришкольных лагерей и учреждений дополнительного обра- зования, а также детей, посещающих лагерь при стационарном отделении для несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей при государствен- ном учреждении «Арзгирский комплексный центр социального обслуживания населения». Их вниманию были предложены познавательно-развлекательные программы, дискотеки, работа видеосалона «Чудесный экран». Значительную роль в организации полноценного отдыха, активизации воспи- танников сыграли органы детского самоуправления: Совет лагеря под руковод- ством Алины Паронян, малые советы детской площадки «Алые паруса» и дет- ского трудового объединения «Золотые руки», которые направляли жизнедея- тельность своих подразделений на реализацию намеченных планов. В детском трудовом объединении «Золотые руки» во 2 потоке работало швейное ателье «Ромашка» (педагог Удовиченко В.И.) и студия «Волшебный узор» (педагог Терещенко Т.А.). Трудовое объединение осуществляло свою де- ятельность в соответствии с положением. Его деятельность предназначена для воспитания в подростках привычки к труду, закрепления полученных во время учебного процесса умений и навыков, а также летней занятости, отдыха и досу- га детей, обучающихся в ЦДТ. В летний период сложилась определенная система работы: налажена тесная связь с Арзгирским Центром занятости населения и общеобразовательными школами райцентра. До начала работы цеха обеспечиваются необходимым ма- териалом, обсуждается и утверждается прейскурант на изготовление изделий. Детское трудовое объединение принимало активное участие во всех прово- димых в смене мероприятиях. С целью создания благоприятных условий для детей и подростков в лагере проведена диагностика мотивационной сферы и направленности личности де- тей. На вопрос: Что вы ждете от лагеря? Ребята ответили: 1. Я думаю, что в лагере мне очень понравится – 70% 2. Наверное понравится – 20% 3. Не знаю – 10% Выявлены интересы и потребности детей. Согласно диагностике внесены коррективы в планы работы смены. Также проведена работа по определению стабильности контингента лагеря «Солнечная страна». Выяснилось, что: 17% детей посещают лагерь впервые 28% детей посещают лагерь 2-ой раз 30% - 3-ий раз 25% - более 3-х раз Такие данные позволяют утверждать, что сложившаяся система работы ла- геря создает благоприятные условия для оздоровления, образования, развития и отдыха детей, способствует раскрытию и совершенствованию их творческих способностей. Благодаря высокому профессионализму и мастерству педагогов
ЦДТ создается «ситуация успеха», что помогает самосовершенствованию, са- мораскрытию индивидуальных возможностей детей. Тренинги общения, проблемные ситуации помогли детям познать себя и дру- гих, высказывать собственные взгляды и суждения, позволили свободно вклю- чаться в досуговую деятельность. В конце смены педагоги отметили, что у детей появилась повышенная требо- вательность к себе и терпение к чужим недостаткам. А также доброжелатель- ное, тактичное и приветливое отношение к друзьям. Дети стали более сплочен- ными. Приобрести все эти качества помогло участие в таких мероприятиях, как «Да- вайте познакомимся», турнире вежливости «Хорошие манеры», интеллектуаль- но-развивающем мероприятии «Возвращение к истокам». Психолого-педагогическое сопровождение смены обеспечивало мотивацион- ное самоопределение детей, формирование их интересов к предстоящему взаи- модействию. Основными категориями, которые побуждали детей посещать ла- герь явились: - приобретение новых друзей и впечатлений; - приобретение опыта общения и отношений на основе культурных норм проживания и деятельности; - достижение успеха в результатах и видах деятельности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми; - расширение интеллектуальных и познавательных способностей; - возможность узнать много нового и интересного. Таким образом, анализируя работу ЦДТ за время 2 лагерной смены, можно сделать вывод, что педколлектив сумел создать необходимые условия для полноценного отдыха, оздоровления и занятости детей. Это подтверждают следующие данные: 1. За период 2 смены создан сплоченный детский коллектив со 100% посещае- мостью, отсутствием конфликтных ситуаций; 2. За период 2 смены воспитанниками Центра не совершено ни одно правона- рушения; 3.За период 2 смены отсутствуют случаи травматизма среди детей и подрост- ков; 4.Воспитанники 2 смены принимали активное участие в 34 различных меро- приятиях. Всего за период с 26.06.13 по 16.07.13г профильный лагерь «Солнечная страна» посетили 1350 детей.
Подпрограмма
«Наследие»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Одним из приоритетных направлений организации досуговой и познава- тельной деятельности в летний период остается художественная, эстетическая, образовательная и воспитательная деятельность. Время летнего отдыха должно стать для детей временем радости, игр, по- знания и роста. Программа «Наследие» призвана помочь детям ощутить радость труда, при- коснуться к прошлому и настоящему нашего народа, его народным традициям, дать определенные навыки и умения в актуальной на сегодняшний день обла- сти практической деятельности. Создание программы по декоративно-прикладному искусству (ДПИ) «Наследие» вызвано: - повышением интереса к декоративно-прикладному искусству; - необходимостью использовать богатый творческий потенциал педагогов дополнительного образования в реализации целей и задач летнего отдыха и занятости детей. Особенностью данной программы является приобщение детей к народной культуре Северного Кавказа, Ставропольского края, его богатейшим национальным традициям. Народное декоративно-прикладное искусство (ДПИ) – одно из мощных средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное. Это искусство, национальное по со- держанию, способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических и национальных чувств. Именно поэтому изу- чение творческого наследия народа, воплощенного в предметах ДПИ, одна из важнейших образовательных задач. Программа «Наследие» является подпрограммой программы летней про- фильной смены «Возвращение к истокам». Она ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству, носит образовательный ха- рактер, составлена с учетом требований современной педагогики. По цели обучения это программа познавательная, так как дает углубленные знания по изучаемой дисциплине, ориентирована на мотивацию познаватель- ной деятельности детей.
Цель программы:
формирование духовно-нравственных ценностей детей че- рез приобщения к народным традициям и декоративно-прикладному творче- ству. Цель, направленная на воспитание культурной, духовно полноценной лично- сти, требует решения ряда
задач:
- усвоение и закрепление знаний по традиционной народной культуре; - приобщение детей к национально-региональным особенностям искусства Северного Кавказа, знанию истории родного Ставропольского края; - практическое овладение определенными навыками при изготовлении и декорировании изделий.
- создание творческой атмосферы в группе на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективных работ;
Принципы обучения:
- наглядное научение; - индивидуальное творчество; - практическое применение для доброго дела; - умение сотрудничать с другими и работать сообща. Программа рассчитана на 6 часов, один раз в день по одному академическо- му часу, для детей 6-13 лет. В ходе проведения занятий предусмотрены формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Теоретическая часть программы дается посред- ством лекций, бесед, просмотра иллюстраций, отдельных предметов ДПИ. По отдельным темам теоретические знания подкрепляются практическим освоени- ем материала. Итогом изучения программы является выставка работ декоративно- прикладного искусства. Поделки, изготовленные руками детей, используются в заключительном мероприятии лагерной смены – празднике «Город мастеров».
СОДЕРЖАНИЕ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
Тема 1. Вводное занятие. Понятие ДПИ.
Знакомство детей с целями и задачами курса. Возникновение и развитие ДПИ. ДПИ народов Северного Кавказа, Ставропольского края, его богатейшие наци- ональные традиции. Условия безопасной работы.
Форма занятия:
беседа, диалог, просмотр работ воспитанников ЦДТ, выпол- ненных в различной технике.
Тема 2. Бумажная пластика.
Из истории возникновения бумаги. Техника работы с бумагой: аппликация, по- луобъемные и объемные композиции. Практическое изготовление модели «Петрушка».
Форма занятия
: беседа, рассказ, осмотр поделок, практическая работа.
Тема 3. Мозаика.
№ Название темы Кол-во часов Тео- рет. Практ . 1 Вводное занятие. Понятие ДПИ. 1 1 - 2 Бумажная пластика. 1 - 1 3 Мозаика. 2 0.5 1.5 4 Флористика. 1 - 1 5 Итоговое занятие. 1 - 1 ИТОГО: 6 1.5 4.5
Общее понятие «мозаика». Из истории мозаики. Виды мозаики. (обрывная, объемная, из ватных шариков, круп, стекла, газетных комков). Художественное творчество мастеров Ставрополья. Практическая работа по замыслу. Развитие смекалки, творческого воображения.
Форма занятия
: беседа, просмотр видеофильма, практическое занятие.
Тема 4. Флористика.
Понятие «флористика». Вторая жизнь растений. Основные приемы построения композиции. Практиче- ское изготовление работы «Летняя фантазия».
Форма занятия
: беседа, просмотр иллюстраций, практическое занятие.
Тема 5. Итоговое занятие.
Выставка декоративно-прикладного искусства.
Участники программы
Дети и подростки в возрасте 6-13 лет.
Кадровое обеспечение
- методист по воспитательной работе; - педагог дополнительного образования; - педагог-организатор; - воспитатели; - музыкальный руководитель.
Материально-техническое обеспечение
Материально-техническая база данной программы предполагает наличие: - учебной аудитории; - технических средств (музыкального центра, медиаустановки, ноутбука, фотоаппарата, микрофонов); - дидактических материалов; - учебной литературы; - наглядных пособий; - канцтоваров.
Ожидаемые результаты
- расширение знаний по традиционной народной культуре; - приобщение детей к традициям русского народа; - приобретение навыков работы по изученным технологиям: бумажная пластика, мозаика, флористика.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. П. Асманн. Современная флористика. Издательство, культура и традиции Москва 2003г. 2. Н.А. Дмитриева «Краткая история искусств» М. «Искусство» 1989. 3. О. Лобачевская Плетение из соломки» М.: 2000г. 4. А. Миловский Скачи, мой добрый единорог» М.: 1982г. 1О. Полянская 500 фенечек для девочек М.: 11. М. Рамзаев Калейдоскоп чудесных ремесел М.: Просвещение 2000г. 12. Т.А. Селиванова Изделия из кожи М.: Просвещение 2001г. 13. Г.Федотов «Сухие травы» М.: Аст-Пресс 2000г. 14. А.С. Хворостов Д.А. Хворостов Художественные работы по де- реву» М.: 15. Н.А. Цирулик «Уроки творчества». 16. И. Черный Поделки из природных материалов М.: Аст-Пресс 2000г. 17. А.К Чикалов. В.Н. Полунина «Русское народное декоративно- прикладное искусство М.: Просвещение 1973г. 18. Т.Я. Шпикалова, М.А. Некрасова, Г.А. Поровская. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество» гуманит. Из. Центр Бладос 2000г. 19. Энциклопедия Подарки. Техника. Приемы. Изделия. Аст-Пресс 1999г.
Подпрограмма
«Радуга-дуга»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Лето – самое яркое по эмоциональной окраски время года. Задачи педагогов и воспитателей сделать это время интересным и незабываемым. Каникулы – это всегда заряд новой энергией, настроением, приобретением новых сил и навыков, богатейшее время воспитания и самовоспитания, духов- ного обогащения детей, приобщения к народным традициям. Для решения этих задач и была создана программа «Радуга-дуга». Программа является дополне- нием к основным программам летнего отдыха: «Веселая пора», «Возвращение к истокам». Развитие современного общества, поиск человеком смысла существования выдвигают задачу нравственно-эстетического и духовного воспитания детей на одно из ведущих мест. Еще в Древней Руси воспитание осуществлялось через усвоение народной этики, эстетики, участие в ритуалах и обрядах, приобщая, таким образом, детей к национальной культуре. Приобщение ребенка к национальной культуре – основной путь воспитания общечеловеческих качеств, это возможность проявить свои творческие способ- ности в любом виде деятельности без излишних физических и психологических нагрузок. Мудрость и простота, сочетающиеся в народной культуре, помогают доне- сти до маленького человека высокие нравственные идеалы. Художественный и воспитательный потенциал народной культуры высок, а обучающие возможно- сти огромны. Программа позволяет создать условия, которые помогут детям погрузиться в мир русского быта, русской культуры в целом. Ознакомление с устным народным творчеством, декоративно-прикладное искусство, театрали- зованная деятельность при подготовке праздников формируют особую среду, основанную на национальных традициях, которая развивает национальное са- мосознание, а значит и уважение к своему народу . Все в жизни меняется, а праздник остается, остается праздничная радость и особое волнение, чувство необычайности, будто видишь на небе радугу. Свет- лые чистые краски создают праздничное настроение, повышается способность воспринимать новое, интересное и увлекательное. Отсюда название программы «Радуга-дуга». Она является подпрограммой программы летней профильной смены «Возвращение к истокам».
Цель программы
: формирование духовно-нравственных ценностей обуча- ющихся средствами приобщения к национальной культуре, развитие природ- ных данных. Эта цель может быть достигнута при решении таких
задач:
- формирования у детей целостного восприятия народной культуры, ис- пользования средства народной педагогики, близких образов народной культуры; - создание возможностей развития творческой деятельности при освоении элементов народной культуры ; - воспитания любви к родной земле, уважения к традициям своего народа; - воспитания уважительного отношения друг к другу и взрослым;
- развития самостоятельности, инициативы и импровизационных способ- ностей; Программа предполагает участие в обрядах, праздниках детей и подростков на часах народного творчества. Занятия предполагают разнообразные формы изучения материала: беседы, обсуждения, инсценирова- ния обрядов и др. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными и психическими возможностями, индивидуальными особенностями детей, что предполагает корректирование времени и режима занятий. Данная программа носит образовательный характер, так как ориентирова- на на формирование духовно-нравственных ценностей детей средствами при- общения к национальной культуре. По цели обучения программа познавательная, так как направлена на моти- вацию познавательной деятельности, расширение кругозора детей. По форме организации содержания и процесса педагогической деятельно- сти программа является модульной. Рассчитана на 6 занятий по одному академическому часу в неделю. В кон- це обучения по программе проводится итоговое занятие, закрепляющее знание и умение детей по данным темам.
СОДЕРЖАНИЕ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
№
Тема
Общее
ко-
личество
часов
в том числе
теория
практика
1 Введение. Устное народное творчество 1 1 - 2 Забытые игры 1 - 1 3 Сказочное наследие 1 - 1 4 Богатыри земли русской 1 1 - 5 Народный календарь 1 0.5 0.5 6 Итоговое занятие. Фестиваль народов мира» 1 - 1 ИТОГО 6 2.5 3.5
Тема 1. Введение. Устное народное творчество.
Детский фольклор – область устного народного творчества. Содержание дет- ского фольклора: колыбельные песни. Потешки. Скороговорки. Считалки. Ко- лядные песни.
Формы занятий
: беседа, просмотр видеофильма, разучивание элементов из детского фольклора.
Тема 2. Забытые игры.
Значение игры в жизни ребенка. Игры-забавы. Образные движения в играх. По- движные игры: «Горелки», «Гуси-лебеди», «Коршун». Круговые игры: «Кош- ки-мышки», «Каравай».
Формы занятий:
конкурсы, игровое занятие.
Тема 3. Сказочное наследие.
Сказка - выражение нравственных норм и принципов. Изучение быта людей через знакомства со сказками.
Формы занятий:
просмотр видеофильма, театрализованное занятие, просмотр иллюстраций к русским народным сказкам.
Тема 4. Богатыри земли русской. Былины.
Былины – героическая песнь народа. Народные сказители. Нравственные устои былин.
Формы занятий:
беседы, чтение отрывков из былин, просмотр иллюстраций, инсценировка.
Тема 5. Народный календарь.
Календарь – дневник и энциклопедия русского быта. Закономерности и связи природных явлений – народные приметы, пословицы, поговорки. Летние праздники.
Формы занятий:
беседа, инсценирование обрядов.
Тема 6. Итоговое занятие.
«Фестиваль народов мира» с использованием изученного детского фольклора.
Участники программы
Дети и подростки в возрасте 6-13 лет.
Кадровое обеспечение
- педагог-организатор; - педагог дополнительного образования по предмету «Народоведение»; - методист по воспитательной работе; - музыкальный руководитель.
Материально-техническое обеспечение
Материально-техническая база данной программы предполагает наличие: - учебной аудитории; - технических средств (музыкального центра, медиаустановки, ноутбука, фотоаппарата, микрофонов); - дидактических материалов; - учебной литературы; - наглядных пособий; - канцтоваров.
Ожидаемые результаты:
К концу занятий по программе «Радуга-дуга» дети должны: - научиться выразительно рассказывать потешки и прибаутки; - знать 3-4 пословицы, уметь их объяснять; - уметь произносить скороговорки; - владеть элементарными навыками инсценирования; - знать 2-3 народные игры; - уметь определять характерные черты персонажей сказок; - знать символические угощения и характерные обрядовые действия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М.: «Школьная Пресса», 2003. 2. С.И. Мерзлякова Фольклор – музыка – театр. Программно-методическое пособие Изд.; ВЛАДОС, 1999. 3. Милославский А.С. Песнь жар-птицы. Рассказы о народных праздниках. М.: Детская литера- тура, 1987. 4. Якуб С.К. Вспомним забытые игры: Науч.-худож. Лит. М.: Детская литература, 1990. 5. Л.В. Кукуева Духовно-нравственное воспитание дошкольников на куль- турных традициях своего народа. Методическое пособие. М. АРКТИ, 2005г. 6. Т.А. Шарыгина Православные праздники для детей: сценарии и беседы. МТЦ Сфера, 2001г. 7. О.А. Князева, М.Д. Маханева Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа учебно-методическое пособие СПБ Дет- ство-пресс 2004. 8. Ю.С. Рябцев История русской культуры. Художественная жизнь и быт 15-17 веков. Москва. ВЛАДОС 1997г. 9. Ю.С. Рябцев. История русской культуры. Художественная жизнь и быт 18-19 веков. Москва. ВЛАДОС 1997г. 10. Н.И. Зайкина. Народное наследие. ТПО «Инициатива». ТОО «Символ и К» Ставрополь 1996г. 11. З.И. Барановская. Методическое пособие. Репродукции картин русских художников. Айрис-пресс, 2004. 12. «Раз, два, три, четыре, пять мы идем с тобой играть» Сост. М.Ю. Новиц- кая, Г.М. Науменко Москва. Просвещение 1995г. 13. В.М. Петров, Г.Н. Гришина, Л.Д. Короткова. Летние праздники и забавы для детей. Москва Творческий центр «Сфера», 1999г.
Подпрограмма
«Красота и здоровье»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Главная задача летнего оздоровительного лагеря – это, прежде всего оздо- ровление и организация отдыха детей. Обстановка в ней существенна отличает- ся от домашней, что является ключевым фактором в определении программ и целей оздоровительного лагеря. Возможность совместной деятельности с группой сверстников позволяет обучать их нормам социальной жизни, пра- вильному общению, усвоению принципа безопасного и здорового образа жиз- ни. Идеи выживания, укрепление здоровья, образования детей рассматриваются в единстве и составляют основу концепции летнего отдыха детей. Актуальность проблемы сохранения здоровья детей и профилактики раз- личных заболеваний сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Как сделать так, чтобы, обучаясь, ребенок не утрачивал здоровье, а наоборот, приобретал его, учился быть здоровым во всех отношениях: физически, психологически, нрав- ственно? Для решения этой проблемы создана программа «Красота и здоровье», в ос- нове которой лежат занятия по ритмике. Ритмика рассматривается как органичная часть системы образования, воспи- тания и развития личности ребенка. Музыкально-ритмическая деятельность содействует формированию у детей правильных представлений о характере движений, вырабатывает у них точ- ность и выразительность при выполнении упражнений, положительно сказыва- ется на эстетическом, нравственном и физическом развитии учащихся. Овладевая разнообразными движениями, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается пространственная ориентировка и координация, по- вышается жизненный тонус. Ритмические упражнения воздействуют на опор- но-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, спо- собствуют формированию правильной осанки, красивой походки, культуры движений. Занятия ритмикой способствуют формированию положительных качеств личности, влияют на умственное развитие детей, создают благоприятные усло- вия для их творческого воображения. Учитывая состояние физического развития детей, на занятиях чередуются нагрузка и отдых, напряжение и расслабление. Они разнообразны по содержа- нию (ритмические упражнения, задания на ориентировку, упражнения трени- ровочного характера, разучивание танцевальных элементов) и методам работы (прослушивание и разбор музыки, показ движений педагогом, постоянное по- вторение пройденного, музыкальные игры и импровизация). Весь процесс строится на сознательном усвоении навыков. Она включает в себя три раздела: - импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку; - ритмико-гимнастические упражнения; - танцевальные элементы народных плясок и современных танцев. Образовательная программа по ритмике составлена с учетом требований
современной педагогики. Программа «Красота и здоровье» является подпро- граммой программы летней профильной смены «Возвращение к истокам».
Цель программы
: Формирование музыкально-эстетической и физической культуры детей как важной и неотъемлемой части всей их духовной культуры.
Задачи:
- формирование музыкально-эстетической и физической культуры учащихся как неотъемлемой части их духовной культуры; - расширение функциональных возможностей систем организма; - приобщение детей к музыке; - совершенствование двигательных навыков учащихся.
Принципы программы
- обеспечение сохранности жизни и здоровья ребенка; - создание условий для конкретного воплощения творческих идей; - индивидуальный подход к каждому ребенку; Данная программа рассчитана на 6 часов, один раз в день по одному академическому часу, для детей 6-13 лет. Данная программа является общеразвивающей. По цели обучения она спор- тивно-оздоровительная, так как пропагандирует и помогает осуществлять здо- ровый образ жизни. В конце занятий по программе проводится итоговое мероприятие, закрепля- ющее умения и навыки, полученные в процессе обучения.
СОДЕРЖАНИЕ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
№п/п Название темы Кол- во часов В том числе теорет. практ. 1. Вводное занятие. Азбука музыкального движения. 1 0.5 0.5 2. Основы ритмической гимнастики 1 - 1 3. Игры и танцы с мячом и обручем. 1 - 1 4. Народные танцы. 2 0.5 1.5 5. Итоговое занятие. Праздник «Город мастеров» 1 - 1 ИТОГО: 6 1 5
1
. Вводное занятие.
Азбука музыкального движения.
Беседа о музыке, о средствах исполнительской выразительности в танце, об определяющем значении музы- ки в танце. Танцевальные шаги в образе, умение определять жанры и характер музыки, соотносить пространственные построения с музыкой.
Формы занятий
: беседа, объяснение, музыкальная игра, игропластика.
2. Основы ритмической гимнастики
.
Изучение основных исходных позиций рук, ног; разучивание комплекса рит- мической гимнастики для разных частей тела; последовательная разработка всех основных групп составов и мышц; сочетание ходьбы и бега под музыку. (Нагрузка регулируется в зависимости от степени подготовленности и возраста детей).
Формы занятий
: объяснение, показ упражнений, музыкальная игра, эстафета, игропластика.
3. Игры и танцы с обручем и мячом.
Вводное занятие. Движения для тренировки всех мышц и подвижности суста- вов, развитие двигательных навыков учащихся. Спортивно-хореографическая импровизация с обручами и мячами.
Формы занятий
: игра-путешествие, музыкальная игра, танцевальная импро- визация.
4. Народные танцы.
Знакомство с народным танцем, бытом русского народа, национальными ко- стюмами. Построение, перестроение и передвижение по залу в различных направлениях под музыку народных песен. Разучивание танцевальных шагов из русских народных танцев. Характерные элементы народных танцев. Хореографическая импровизация с элементами народных танцев.
Формы занятий
: беседа, показ движений, соревнования, просмотр видео- фильма, прослушивание аудиокассет, танцевальная импровизация.
5.Итоговое занятие
. Праздник «Город мастеров».
Участники программы
Дети и подростки в возрасте 6-13 лет.
Кадровое обеспечение
- педагог-организатор; - педагог дополнительного образования; - воспитатели; - хореограф; - музыкальный руководитель; - медсестра.
Материально-техническое обеспечение
Материально-техническая база данной программы предполагает наличие: - игровой площадки; - спортивного зала; - спортивной площадки; - спортивного инвентаря; - учебной литературы; - технических средств (музыкального центра, медиаустановки, ноутбука, фотоаппарата, микрофонов);
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- приобщение детей к традициям русского народа; - развитие индивидуальных и творческих способностей детей; - расширение функциональных возможностей систем организма; - личностное развитие участников смены, духовное и физическое оздоровле- ние; - укрепление и оздоровление организма детей.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Руднева С.Д, Фиш Э.М. Ритмика. Музыкальное движение. М.: Просвеще- ние, 1972. 2. Белкина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. М.: Про- свещение, 1983. 3. Ротерс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимна- стика. М.: Просвещение, 1989. 4. Ритмика и танец в начальной школе. Программа спецкурса для уч-ся 1-3 классов. Ставрополь, 1995. 5. Савченко Е. Эстетическое воспитание на уроках хореографии «Учитель» №3 май-июнь 2003. 6. Климов А. Основы русского народного танца. М.:1981. 7. Ерохина О.В. Школа танцев для детей. Серия «Мир вашего ребенка». – Ро- стов н/Д.: Реникс, 2003. 8. Физкультурные минутки в начальной школе. С.А. Исаева. Практическое по- собие. – М.: Айрис – пресс, 2003. 9. Латий Е. 365 развивающих игр и затей для маленьких детей. М.: Издатель- ство ЭКСМО, 2003. 10. Колодницкий Г.А. Ритмические упражнения, хореография и игры Методи- ческое пособие, 2 издание, Стереотип. – М.: Дрофа, 2004. 11. Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина «Са-Фи-Дансе». Танцевально-игровая гимна- стика для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. – СПб «Детство-пресс». 12. М.Г. Ишмухаметов. Нетрадиционные средства оздоровления детей. – «Начальная школа» 2005г. №1.
Театрализованное представление
«Город мастеров»
(для детей младшего и среднего школьного возраста)
Цели:
1. Формировать чувство причастности к духовному наследию прошлого на ос- нове активного и творческого использования элементов народного творчества. 2. Развивать смекалку, творческое воображение, эмоциональную отзывчивость. 3.Создать у детей радостное, веселое настроение.
Место проведения
: актовый зал
Оформление:
зал украшен цветами, на задней стене очертания города, в цен- тре надпись «Город мастеров». У сцены столы с поделками ребят, выставка де- коративно-прикладного искусства.
Действующие лица
: Скоморохи, Петрушка.
Оборудование
: столы, русские вышитые скатерти, поделки, выполненные руками воспитанников ЦДТ, канат, магнитофон, медиаустановка, ноутбук, CD и аудиокассеты с записями р/н песен, микрофоны, мешки, призы. Ход мероприятия: (звучит задорная народная музыка) (на сцену выходят 2 скомороха, ходят колесом, танцуют; они одеты в яркие рубахи, подпоясанные кушаками и скоморошьи колпаки с бубенчиками)
Скоморох 1:
Эй, господа, пожалуйста, сюда! Здравствуйте, гости званые, Гости желанные! Всем вам наше почтение!
Скоморох 2:
Спешите скорей, спешите скорей, Здесь праздника нашего нет веселей. Сегодня мы вместе на празднике нашем Сыграем, споем, посмеемся, попляшем.
Скоморох 1:
Всех на праздник-ярмарку приглашаем, Веселья и покупок хороших желаем! «Город мастеров» наш праздник называется, Потому что мастера здесь лучшие собираются!
Скоморох 2:
От души поклон вам низкий С добрым словом, с любовью да с песней. Песни самые модные Русские народные Для наших гостей Со всех волостей. (исполнение р/н песни «Ой, да в лесу калина»)
Скоморох 1:
В нашем городе умельцы проживают, Творчеством заняты, шьют и вышивают. Всех, кто хочет рукоделию научиться, Приглашают мастера и мастерицы!
Скоморох 2:
Они люди не простые, У них руки золотые. Мастерить научат скоро, Будет к празднику обнова
Скоморох 1:
Вы будете сегодня восхищаться, Ведь эти девушки трудились день и ночь, Чтоб показать сегодня вам свое творение – Театр мод на сцене всем на удивление
Скоморох 2:
От знойной Сахары до Балтийского взморья Нет лучше моделей, чем «Русское узорье» (Театр моды «Свой стиль» – показ моделей «Русское узорье»)
Скоморох 1:
А вот ярмарка-базар Интереснейший товар! Не стесняйтесь, подходите, Покупайте, что хотите!
Скоморох 2:
Экспонаты наши дельные Подходи-ка веселей! Плату мы берем не деньгами, А талантами гостей! (выступление отрядов. Выступавшие получают за свои выступления поделки, изготовленные ребятами на занятиях ДПИ) (звучит веселая музыка. Выбегает Петрушка, на голове яркий колпачок)
Петрушка:
Тра-ля-ля, а вот и я,
Здравствуйте, мои друзья, Надел я шапку на макушку, Знаете, кто я?
Все
: Петрушка!
Петрушка:
Молодцы, угадали.
Петрушка:
По Арзгиру шел да шел, И на Ярмарку набрел. Хорошо поете да играете, Еще лучше покупаете. А загадки отгадывать умеете? (загадывает загадки, дети отгадывают. Отгадавшим – сладкий приз)
Петрушка:
А теперь приглашаю вас На веселый перепляс. (звучит р/н песня «Выйду на улицу». Петрушка показывает движения р/н тан- цев, дети повторяют за ним. Вместе с ребятами танцуют и скоморохи)
Петрушка:
Веселая здесь детвора, Но мне в путь уже пора. Всем гостям мое почтение До следующего представления (уходит)
Скоморох 1
: Сюда, сюда все приглашаются, Матрешки появляются. (выходят матрешки, становятся полукругом)
Скоморох 2:
Матрешки расписные Украсили весь свет Одежкой похваляются- Красивее их нет. (танец «Матрешечки»)
Скоморох 1:
На Руси широкой, вольной, Песен сложено довольно. Замечательный народ Песню звонкую споет (исполнение шуточной песни «Песочница»)
Скоморох 2:
Как у наших у ворот Собирается народ.
Собирается народ. На веселый хоровод. (коллективный танец – «Хоровод»)
Скоморох 1:
Хоровод к завершению клонится, Слушай-ка, честной народ: Вас затейная околица К играм всяческим зовет.
Скоморох 2:
Тот, кто любит игры, шутки, Не теряйте ни минутки – К нам скорее подходите, С нами игры заводите. (игра «Замри», все танцуют под музыку, музыка останавливается, все замира- ют, кто шевельнется, выбывает из игры) ( конкурс «Скачки в мешках»)
Скоморох 1:
А сейчас мы предлагаем вам игру, Мерить силу, как бывало в старину. Самых крепких приглашаем мы ребят: Становитесь, силачи, в потешный ряд. (Все ребята делятся на 2 команды. Проводится конкурс «Перетягивание каната»)
Скоморох 2:
Расскажи, честной народ, Кто кого перепоет? Рот пошире разевай, Песню громче запевай! (проводится кольцовка р/н песен. Каждый отряд по очереди поет по одному куплету песни. Побеждает отряд, вспомнивший больше всего русских народных песен)
Скоморох 1
: Вот и подошла к концу наша ярмарка, игры да развеселые кон- курсы. Всем нашлось занятие в нашем «Городе Мастеров».
Скоморох 2:
Показали вы и удаль молодецкую, и задор, и руки золотые, и та- ланты недюжинные.
Вместе
: Пора и честь знать.
Скоморох 1
: Любим мы свое село, Любим край мы наш родимый. Будем следовать традициям, Расцветай наш край любимый. (звучит народная здравица, праздник завершается)
В раздел дополнительное образование