Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Электронное пособие как средство оптимизации взаимодействия педагогов и родителей в воспитательно-образовательном процессе"

статья

Автор: Диженина Татьяна Александровна, методист, МБОУДОД ДТДМ, Тольятти



В раздел дополнительное образование





Текстовая HTML-версия публикации


Электронное пособие как средство оптимизации

взаимодействия педагогов и родителей

в воспитательно-образовательном процессе.
Всем нам известно, что любое образовательное учреждение и семья – это два социальных института. Главным институтом воспитания традиционно является семья, где закладываются основы личности ребенка, то, что ребенок приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В свою очередь учреждения образования, а в частности дополнительного образования, выполняя государственный заказ, создают дополнительные предпосылки и уникальные возможности для воспитания, интеллектуального и творческого развития детей. Родители считают, что, отдав ребенка в учреждение дополнительного образования «заниматься», можно облегченно вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должен решать педагог. Педагоги, в свою очередь, придерживаются того мнения, что главными воспитателями ребенка являются его родители. Отсутствие взаимопонимания между педагогами и родителями не даст результатов. Процесс воспитания ребенка, развитие его способностей будет эффективным лишь при согласованных действия этих двух социальных институтов. Только в этом случае деятельность родителей и педагогов дополнительного образования в интересах ребенка может быть успешной. Основными задачами нашего учреждения в сфере взаимодействия «Дворец-ребенок-семья» стали: - установление партнерских отношений с семьей каждого обучающегося, создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества; - привлечение родителей к поддержке воспитательного процесса; - научно-методическое обеспечение и информационное сопровождение просвещения родителей с целью повышения их педагогической культуры; - проведение диагностических и маркетинговых исследований семьи. Исходя из этих задач, существуют основные направления и формы деятельности педагогического коллектива с родителями:  социологические и маркетинговые исследования семьи (опрос, анкетирование родителей);  организационно-педагогическая деятельность (организация деятельности родительских комитетов, проведение родительских собраний при наборе групп и в начале каждого последующего учебного года, по итогам успеваемости за полугодие, открытые занятия, участие в организации поездок на соревнования);  психолого-педагогическое просвещение родителей (организация работы «Правовой школы родителей», родительские всеобучи, круглые столы, индивидуальные консультации родителей);  культурно-массовые мероприятия с участием родителей (праздники «День матери», «Новый год», 8 Марта, Спортивная спартакиада, вечера
отдыха «День именинника», отчетные концерты, соревнования; экскурсии по городу, посещение выставок, кинотеатра и.т.д.)  социальное партнерство (участие в социально-значимых мероприятиях города «День Победы, День экологии, День знаний) Годы работы показали позитивные изменения, родители начали оценивать деятельность учреждения не только с позиции занятости ребенка, но с позиций становления его как личности. Все больше родителей приходят во Дворец не в качестве гостей и зрителей, а в роли участников образовательного процесса. Но, несмотря на это практика работы педагогов нашего учреждения показала, что даже успешное длительное использование такого многообразия форм работы с семьей не всегда дают положительные результаты в отношениях между педагогами, родителями и детьми. Очень часто возникали различные противоречия. Поэтому и появилась идея к проектированию и апробации новых, более продуктивных форм работы в условиях этих противоречий. Результатом совместной работы стало электронное пособие для родителей, чьи дети занимаются в творческом объединении «Художественная гимнастика» Дворца творчества детей и молодежи. Основная цель пособия - повышение качества подготовки обучающихся путем активного включения родителей в учебно- воспитательный процесс творческого объединения. Мы -авторы понимали, что в одном пособии невозможно раскрыть все вопросы, интересующие родителей. Стараясь выявить самые актуальные и волнующие большинство родителей и пытались максимально на них ответить. Данное пособие используется в группах I –го года обучения, возраст детей 5 лет и выбор этот не случаен, от той емкости, грамотности полученной родителями информации во многом зависит дальнейшее взаимодействие всех участников образовательного процесса. Пособие представляет собой электронный продукт, созданный в формате Power Point, хранящий на дисковом накопителе. Электронное пособие содержит слайды и оснащено гиперссылками. Использование простых инструментальных средств позволяет значительной части педагогов, имеющих богатый педагогический опыт, достаточно быстро и легко создать свой электронный продукт. Каждый слайд пособия служит источником информации обучающегося, информационного или методического характера. Первый слайд – это вступительное слово автора. Основная цель данного слайда – кратко сообщить идею продукта и одновременно добиться того, чтобы человек, с которым вы общаетесь, захотел узнать о нем больше. Первый слайд «Давайте познакомимся» содержит информацию ознакомительного характера, здесь родители могут более подробно узнать о деятельности учреждения в целом, и в частности о педагогах и творческом
объединении в котором занимается ребенок. Историю создания школы художественной гимнастики. Слайд содержит фото и видеоматериал. Подраздел слайда «Учебно-тематический план» содержит информацию об образовательной программе, по которой занимается ребенок, здесь вниманию родителей представлены основные разделы программы, количество часов на изучение той или иной темы, расписание занятий, информаций об основных формах организации учебно-воспитательного процесса, сроках проведения соревнований на текущий год. Подраздел слайда «Мониторинг образовательного процесса» содержит теоретический материал раскрывающий значимость проводимых мероприятий данного направления в учреждении и необходимый инструментарий для их проведения. Слайд «Что нужно знать о физическом развитии ребенка?» помимо теоретического освещения вопроса содержит практический материал по ознакомлению родителей с содержанием и мероприятиями, проводимыми в учреждении по отслеживанию динамики физического развития обучающихся: это, могут быть таблицы оценок физических качеств, тесты оценки уровня физической подготовленности обучающихся, и карта развития физических способностей обучающихся. Слайд «Домашнее задание» включает рекомендации по организации индивидуальных дополнительных занятий с детьми 5-6 лет в семье, которые помогут повысить качество подготовки обучающихся. Содержательная часть следующего шага «Музыкально-ритмическая подготовка» включает в себя помимо теоретического материала, практические рекомендации по организации деятельности на развитие чувства ритма у детей, примеры игр и заданий, упражнений, в которые можно играть с ребенком в семье. На слайде «Что в образе твоем…» в красочной форме представлена информация о требованиях, предъявляемых к внешнему виду спортсменов, как на занятии, так и на соревнованиях. Неплохим подспорьем для родителей, на наш взгляд является и информация, такого характера, как «Эскизы и модели купальников для занимающихся художественной гимнастикой» В заключении, авторы не подводят итогов, не делают выводов, а лишь дают слова напутствия с пожеланиями успехов родителям, чьи дети занимаются таким красивым видом спорта, как художественная гимнастика. Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Но использование такого пособия позволило нам активизировать и обогатить воспитательно-образовательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях, сделать процесс обучения системным и интересным для всех субъектов образовательного процесса.

Список используемой литературы
1. Аверкович Э., Вариченко Л. Диалоги о художественной гимнастике. Граница, 2007 2. Айзенк Х., Эванс Д. Проверьте способности вашего ребёнка. – М., 1998. 3. Арнаутова Е.П. Педагог и семья / Е.П. Арнаутова. – М.: Изддом “Карапуз”, 2001. 4. Винер И.А., Карпенко Л.А., Сивицкий В.А. Методика оценки развития физических способностей у занимающихся художественной гимнастикой: Учеб.пособие/ВФХГ, СПбГУФК им.П.Ф.Лесгафта.-М., 2007 5. Говорова П.А. Плешкань А.В. Специальная физическая подготовка юных спортсменок высокой квалификации в художественной гимнастике: Учеб.пособие.-М., Всероссийская Федерация художественной гимнастики, 2001 6. Горанов К. Содержание и форма в искусстве. – М., 1981. 7. Карпенко Л.А. Компоненты спортивного мастерства и основы обучения упражнениям художественной гимнастики. - Уч.пособие., С- Петербург, ГАФК, 2002 8. Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей / Н.В. Микляева. – М.: Айрис-пресс, 2006. 9. Тубельская Т. Детские праздники в семье. – М.: Сфера, 2000. 10. Художественная гимнастика. Учебник под общ.ред. Л.А. Карпенко: М., ВФХГ, 2003


В раздел дополнительное образование