"Формирование у учащихся ценностно-смыслового отношения к природе средствами экотанцпластики"
статья
Автор: Литвинова Раиса Даниловна, преподаватель ритмики и хореографии, ГПОУ ТО ТПК, г.Тула, Тульская область
В раздел дополнительное образование
Текстовая HTML-версия публикации
«Формирование у учащихся ценностно-смыслового отношения к природе
средствами экотанцпластики»
Литвинова Р.Д., преподаватель ритмики и хореографии В Законе Российской Федерации «Об охране окружающей среды» говорится о воспитании бережного, ценностного отношения к природе посредством экологического просвещения и распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов»[17,с.4]. Противоречия во взаимоотношениях общества и природы в XXI столетии стали угрожающими. По мнению В.И. Вернадского, «человеческая деятельность превратилась в мощную преобразующую Землю силу, сопоставимую с геологическими процессами»[17,с.5]. На сегодняшний день у детей, впрочем, как и у взрослых, преобладает потребительскийподход к природе, еще низок уровень восприятия экологических проблем как личностно значимых. При обсуждении комплексной программы «Образование в области окружающей среды — экологическое образование», констатировалась «низкая экологическая культура учащейся молодежи, недооценка экологического этапа в системе образования, разобщенность его звеньев, отставание науки от запросов практики»[17,с.1]. В то же время, как отмечает А.Д. Урсул, педагоги во всем мире признают образование в области окружающей среды приоритетным направлением совершенствования общеобразовательных систем.[1,с.27].
Многозначительность проблемы экологического воспитания будущего поколения, его ценностно-смыслового отношения к природе требуют постоянной динамики их развития и совершенствования. Эффективность данного процесса определяется многоаспектностью привлекаемых средств. Экологические знания, умения, навыки не всегда являются рычагом, формирующим поведение в природе, отношение к ней. Важен процесс слияния с природой, одухотворение, эмоциональное осознание и единение развивающейся личности с окружающим миром. Особым потенциалом в развитии эмоционально-чувственной сферы личности, ее духовной культуры обладает художественное творчество, различные виды искусства, в частности, пластические искусства, хореография. «Искусство – это образ природы, нарисованный воображением»,- писал Э.Кейриш, психолог-исследователь в области экокреативности[13,с.12]. Хореографическое искусство синкретично. Органическая связь его с музыкой, костюмом, декорациями порождает проникновение в суть реальной действительности при помощи художественных обобщений, образов, танцевальной лексики, рисунка, вызывая у человека переживания, чувственные отклики, эмоциональное слияние с животрепещущей темой жизни на Земле. Хореографическое искусство, ранее не привлекавшееся, с его нетрадиционными технологиями, (пластические и музыкально-пластические этюды, экотанцевальные комбинации, сюжетные и тематические танцы, раскрывающие тему природы), способствует утонченному воспитанию и формированию экологически развитой эмоционально–чувственной сферы ребенка. Слияние темы природы, как неисчерпаемого источника вдохновения и мотива для творчества с уникальными возможностями хореографического искусства порождает особый потенциал экологической хореографии, заключающийся в возможности интенсивного воздействия на расширение эмоционально-чувственного опыта ребенка, опыта наблюдения, опыта общения с природными объектами. На основе расширения опыта достигается активная реализация творческой природы ребенка в процессе создания художественного экопластического образа, созидательной деятельности в природе, формирование экокультурных ценностных установок. Преодоление экологического кризиса возможно при условии гармонизации взаимодействия общества и природы, когда человек самостоятельно может вырабатывать и усваивать новые принципы и нормы нравственного отношения к природным объектам, к природе в целом. Такого кардинального изменения в системе «человек - природа» невозможно достигнуть без нового подхода к образованию и воспитанию, так как «причины
экологического кризиса следует искать в кризисе личности человека» [17,с.23]. Решение данной проблемы требует изменения подходов к образовательному процессу, как на уроках, так и во внеурочной деятельности, учета в преобразовании действительности экологических закономерностей, рационального, экономного использования природных богатств. По определению Российской энциклопедии понятие «це ́ нность» — это «важность, значимость, польза, полезность чего-либо,… нравственное качество»[16,с.560]. Психологический словарь трактует это понятие как «значимость явлений действительности, их соответствие основным потребностям общества и индивида, отдельным социальным группам»[24, с.286]. В педагогической науке деятельность, обеспечивающая передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям называют воспитанием, соответственно, «ценность» является понятием воспитательных функций педагогики. Принятие духовно-нравственных ценностей - ключевой фактор человечности, обеспечивающий устойчивость всему личностному существованию. Принятие ценности через деятельность открывает нравственное измерение, обеспечивает моральную рефлексию, пробуждает нравственное самосознание - совесть человека. Поскольку ценности это смыслы, то их принятие вносит смыслы в жизнь человека, открывает жизнь в ее духовном качестве. Итак, ценности – это смыслы воспитания и социализации, это понятия, относящееся к духовно-нравственному здоровью нации. «Приро ́ да — материальный мир Вселенной, в сущности — основной объект изучения естественных наук», - так характеризуется данное понятие в Энциклопедическом словаре. В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком)»[17,с.326]..Ценностное отношение к природе - это интегративное личностное качество, являющееся одним из базовых элементов экологической культуры человека. Оно "выплавляется" в процессе взаимодействия когнитивной, эмоционально- чувственной и деятельностной сфер его психики и проявляется в системе устойчивых взаимосвязей с объектами окружающего мира. Важность развития ценностно-смыслового отношения к природе у подрастающего поколения подчеркивалась и изучалась отечественными учеными В.И. Вернадским, Н.Ф. Винокуровым, JI. C. Выготским, И. Д. Зверевым, А. Н. Захлебным, И.Т. Суравегиным, Т. В. Драгуновым, Л. И. Божовичем и другими, исследования которых признавали приоритет компонента ценностно-смысловых ориентаций Художественная деятельность, объединяющее в единое целое музыкальное искусство и искусство движения, называется музыкально-пластической деятельностью. Характеризуя такого рода связь, В.В. Медушевский выделяет общее для двух искусств: общность тем - мир, человек, природа, события истории, современность и др.; родство художественных идей и образов; соответствие выразительных средств – звучаний, линий, эмоций. Музыкально- пластическая деятельность использует широчайший спектр двигательных действий: от элементов физической культуры до движений классического танца. Танец (с польского «taniec», от немецкого «Tanz») – вид искусства, в котором основное средство создания художественного образа – движения и положение тела танцовщика[3,с.118].. Танец, по мнению Е. В. Горшковой, - «вид искусства, в котором художественный образ создается посредством ритмичных пластических движений и смены выразительных положений человеческого тела. Он неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание, которой находит свое воплощение в его движениях, фигурах, композиции» [9,с.95]. Пластика (от греч. Platike – ваяние ) – «в сценическом искусстве – общая гармония движений и жестов. Пластика основана на согласованном и оправданном положении всех частей тела, при котором неподвижность ощущается как один из моментов прерванного движения»[10,с.36]. Пластика возникает как результат индивидуально-характерных особенностей фигуры, походки, манеры держать себя, движений и жестов человека, приобретающих в конкретном жизненном контексте эмоционально-смысловое значение. «Эко» - (сокращенное от экологии) по определению Большой советской энц иклопедии — «обиталище, жилище, дом, имущество; и — понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой»[17,с.402].
«Экотанцпластика»- это музыкально-пластические и хореографические движения с элементами экологического образа, которые ставят своей целью интегрировать процесс экологического воспитания с хореографическим образованием. Осуществляя данную цель необходимо решение следующих задач: развитие экологического познавательного интереса, использование знаний на уроках хореографии; формирование стремления к эстетико-этическому восприятию природы, грамотному поведению в ней; привитие потребности к нравственному, рефлексивному, созидательно-деятельному отношению ребенка в общении с природой; поддержание и развитие у детей устойчивого интереса наблюдать природу исследовать ее, отыскивать сходства между природой и человеком, побуждающее ребенка к гармонизации, в том числе, через эмоционально-пластическое выражение; освоение процесса эмоционального отклика ребенка, как отражения благополучного и неблагополучного состояния природы, стремления к переживанию в пластически- эмоциональных образах и позитивном поведении в природе; развитие творческой активности личности ребенка, его индивидуальности, эстетическое воспитание средствами хореографии; физическое совершенствование, развитие мышечного чувства, координации, чувства ритма, музыкальности; овладение грамотным исполнительским танцевальным и актерским мастерством. Основой экотанцпластики является принцип смыслового отношения к миру. Реализация не возможна без ориентации ребенка на восприятие окружающего мира, как целостной системы, где человек осознает себя частью природы, воспринимает мир через призму своей индивидуальности, личностных ценностей, эмоционально-чувственных переживаний. Расширение кругозора и углубление знаний о природе (привлекаются традиционные методы: экскурсии на природу, беседы, чтение книг, рассказ, просмотр видеоматериалов и т.д.) является необходимым условием успешного осуществления процесса формирования ценностно-смыслового отношения ребенка к природе. Научная осведомленность маленькой личности имеет практическое применение в процессе подготовки и проведения эколого- хореографических занятий. Содержанием занятий является теоретический и практический материал, творческий поиск детей, постановочная и репетиционная работа, концертная деятельность. В программу музыкально-пластической деятельности с элементами экотанцпластики также могут входить такие традиционные формы работы с детьми урок- занятие, экскурсии на природу, самостоятельные домашние задания, участие в массовых мероприятиях, беседы, рассказ, знакомство с видео- и аудио материалом и т.д. Важной формой работы с детьми является наблюдение за объектами в природе. Наиболее глубокому проникновению в образ природы способствуют интегрированные занятия. Например: сочетание выполнение аппликации и хореографических упражнений; приемы лепки и хореографии. Построение занятий следует начинать с выбора темы. Тематическая направленность занятий и задачи, которые ставит педагог перед детьми, определяют выбор педагогических приемов и методов (тренировочные упражнения, этюды, игры, беседы и т.д). Рекомендуется раскрывать тему занятия, активизируя деятельность детей, выясняя и формируя их представления о предмете занятия. Выявить, насколько хорошо учащиеся с ним знакомы, помогут беседы, диалоги, придумывание рассказов об объекте или предмете, рисунки и т.д. Развиваясь, дети постепенно приобретают способность выполнять танцевальные движения по заданию педагога, запоминать их последовательность, исполнять движения более четко и выразительно. Учитывая экологическую направленность, танцевальные комбинации должны подчиняться художественному образу природы (попрыгали, как зайчик, скачем, как лошадка, двигаемся мягко, как кошечка и т.д.). В содержании занятия следует оставить и элементы партерной гимнастики. Педагог также продолжает работать над постановкой корпуса, рук, развивает у детей чувство ритма, музыкальности, чувство пространства. Стремление выразить чувственный опыт взаимодействия с природой в творческой деятельности, прослеживающийся в процессе учебно-воспитательной работы на протяжении исследуемого периода, дают основания, сделать выводы об эффективности применения пластических средств хореографии в побуждении детей к чуткому отношению к природе.
Работа над экопластическими этюдами предполагает безграничное творчество свободу действий, ощущение духовного полета, материализация внутренних порывов в эмоциональном движении. Форма реализуется при помощи произвольных движений импровизации, свободной пластики, отражающий мироощущение ребенка, его внутренний настрой. Часто дети прибегают к приему подражания объектом реального мира, нередко являют продукт собственного воображения. Когда разученные движения воспринимаются ребенком как «собственные», он незамедлительно «выстраивает» образ из компонентов танцевальной лексики. Художественный экологический образ – это результат работы детской фантазии, воображения, основанный на любознательности, цепкости восприятия окружающего мира, способности неравнодушно относиться к нему, отождествлять себя с животными, растениями и явлениями природы. Для успешного решения педагогических задач следует делить целостный художественный образ на составляющие – подобразы, которые в процессе работы позволяют осознать, прочувствовать и передать его многомерность. Каждый подобраз является самостоятельным. Итак, можно выделить следующие разновидности подобразов. Образ-штрих – самое простое статичное изображение идеи через позу, визуальные индивидуальные элементы строения (ушки, хвостик, лапки), мимику. Этот прием может использоваться в играх типа «Художник», «Море волнуется раз…» и т.д, при ответах на загадки о природе, скульптурной иллюстрации музыки. Образ-контур – это «оживший» образ-штрих. Дети имитируют повадки и пластику объекта природы. Образ-музыка – это подобраз, который ребенок создает, отталкиваясь от музыкального сопровождения. При этом музыкальный материал должен быть красноречивым, повествующим, разноплановым. Образ-эмпатия– это обогащенные переживаниями и эмоциями предыдущие подобразы. Ребенок наделяет подобраз эмоциями, опираясь на собственную фантазию, представляя, какие чувства можно «пережить» создаваемый персонаж. Переживания можно воссоздать, исходя из специфических характеристик объекта (небо – хмурое, солнце - доброе, море – ласковое, павлин – гордый, воробей – суетливый, зайченок – трусливый и т.д.). Образ-лексика – отличается набором характеризующих его специально подобранных хореографических движений. Такая танцевальная миниатюра помогает ребенку впервые проявить свое творческое начало в создании сценической роли. По мере освоения танцевальной лексики ученик ищет определенные движения, которые, по его мнению, можно сопоставить с манерой перемещения в пространстве образа природы. Образ-сюжет – это образ, подчиненный фабуле. Эскиз образа обрамляется цепью событий, встраивается в сюжет, рожденный фантазиями детей или создаваемый по заданию педагога. Постановочная работа представляет собой результат совместного творчества педагога и учеников, демонстрирует степень усвоения ребенком учебного материала. Она реализуется в открытых занятиях, хореографических миниатюрах или массовых танцах, сценических танцах, которые выносятся на суд зрительской аудитории. Постановочная работа – это синтез работы педагога и находок и предложений детей. В результате такого сотворчества исполнение танца отличается особой проникновенностью, осознанностью, зрелостью, сильным духовным воздействием на зрителя. Темы теоретических интегрированных познавательных занятий: 1. «С нами рядом живой добрый друг» – о природе, ее красоте и неповторимости, о человеке как части природы, о любви человека к природе, к своей планете Земля. 2. «Осенний наряд березки» – о наступлении осени, изменении внешнего вида и состояния растений и животных, о палитре красок осенней природы. 3. «У кого сколько лапок» – о насекомых и птицах имеющих своеобразное строение конечностей и различное их количество (паук, пчела, аист и т.д.). 4. «Зимой белый, летом серый» - об условии существования зайцев, сезонных изменениях их внешнего вида, поведении в природе, манере двигаться. 5. «Мишка - сплюшка» - о зимней спячке медведя, весеннем пробуждении, особенностях
поведения, пристрастиях в питании. Дети, погруженные в атмосферу занятия экологической хореографии, мыслят образами природы. Это ярко проявляется при выполнении задания учителя. Важно, что ребенок, находясь в «природной среде» занятия, обращается к фантазии, рисует картинки природы, образы насекомых, шепотом напевает песенки о животных и растениях, которых изображает движением. Добиваясь правильного выполнения упражнений, учитель сравнивает движения с достоинствами представителями мира природы. Оценить возможности детей в результате обучения элементам экотанцпластики помогут контрольные и творческие задания, выявляющие степень усвоения учебного музыкально- пластического и хореографического материала. А выявление уровня ценностно-смыслового отношения к природе определят тестовые задания, наблюдения за их непосредственным общением с представителями животного и растительного мира, а также беседы с родителями по проведению совместных экологических акций и эколого-просветительской работы. Дети, погруженные в атмосферу занятий экологической хореографии, мыслят образами природы, и каждое занятие превращается в творческую лабораторию по созданию пластических, эмоциональных образов природы. Важно, чтобы ребенок, находясь в «природной среде» занятия, чувствовал себя свободным и счастливым. Список литературы 1 Абдуллин Э.Б. Теория и методика преподавания музыки / Музыкальное преподавание [Текст]: методолого – методическая подготовка учителя музыки / Э. Б. Абдуллин – М., Музыка, 2010. - 123c. 2 Боголюбская, М.С. Музыкально-хореографическое искусство [Текст] / М.С. Боголюбская.- М., Искусство, 2006.-294с. 3 Горшкова Е.В. От жеста к танцу [Текст] / Е.В. Горшкова. - М., Владос, 2009.- 99с. 4 Громов, Ю.И. Воспитание пластической культуры актера средствами танца [Текст] / Ю.И. Громов.- М., Балет, 2001. -121с. 5 Игнатьев, Е.И. Интонация в движении [Текст] / Е.И. Игнатьев.- М., Театр, 2007.-314с. 6 Козлов Н. Пластическая выразительность как один из определяющих компонентов в создании художественного образа [Текст] / Н. Козлов.- СПб., 2006. - 27с. 7 Кулагина И.Е. Художественное движение [Текст] / И.Е. Кулагина.-М., Владос, 2009.- 368с. 8 Михайлов Е.Н. Формирование адекватного содержания музыки в движениях как условия музыкального развития [Текст] / Е.Н. Михайлов.-М., Академия, 2006.-371с. 9 Недумова М. Движение, улыбка, добро [Текст] / М. Наумова, М., Театр, 2007.-263с. 10 Николаева Е.В. Музыкальная пластическая деятельность детей на музыкальных занятиях [Текст] / Е.В. Николаева.- М., Академия, 2004. - 372с. 11 Новерр Ж.Ж. Письма о танце и балетах [Текст] / Ж.Ж. Новерр.- М., Балет, 2011.-422с. 12 Рутберг И. Пантомима, движение и образ [Текст] / И. Рутберг.-М., Лира, 2010.-287с. 13 Спенсер Г. Психика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Г. Спенсер. - М., Академия, 2001.-435с. 14 Шатцкая В.Н. Развитие чувственно-образной сферы школьников [Текст] / В.Н. Шатская.-М., Академия, 2003.-411с. 15 Шишкова Р.Н Развитие познавательных способностей школьников [Текст] / Р.Н. Шишкова.-М., Академия, 2000.-134с.
В раздел дополнительное образование