"Нормативно-правовые основы и особенности дополнительного образования"
Статья
Автор: Коробова Татьяна Сергеевна, методист, МБОУ ДОД "Рыльский Дом детского творчества", город Рыльск. Курская область
В раздел дополнительное образование
Текстовая HTML-версия публикации
«Нормативно-правовые основы и особенности
дополнительного образования»
Дополнительное образовании – тип образования, объединяющий
образование, обучение и развитие в единый процесс с целью
удовлетворения и развития познавательных интересов, творческого
потенциала ребенка, способствующий самоопределению и самореализации
личности и опирающийся на свободный выбор ребенка видов деятельности.
Существенными чертами дополнительного образования являются: 1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности. Ребенок выбирает направление деятельности, темпов продвижения ребенка по конкретной программе; возможность смены направления и вида деятельности. Свобода выбора!!! (включаются субъективные личностные качества) 2. Ориентация на личностные интересы, способности и потребности ребенка. Дополнительное образование называют личностно-ориентированным, в отличие от школьного – предметно-ориентированного. 3. Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка. Эти процессы предполагают обеспечивание защиты ребенка от подавления, унижения, оскорбления и, одновременно, создание благоприятных условий для творческой самореализации (любящие, понимающие, доброжелательные, доверительные отношения, как в нормальной семье. Без нажима!) 4. В дополнительном образовании в большей степени реализуется единство обучения, воспитания и развития ( в школе в центре – обучение, получение знаний). 5. Деятельностно-практическая основа образовательного процесса. Дополнительное образование всегда было ориентировано на включение детей в практическую деятельность разных областей. Если в основе образования внимание уделяется знаково-символическим объектам, то в дополнительном образовании ребенок ориентируется на ознакомлении с
реальными объектами и жизненными объектами и явлениями, а также с ознакомлением их реально. Если в школе преобладает конгнективно-логическая деятельность (слова, доводы, рассуждения), то в дополнительном образовании собственно- практическая деятельность, имеющая эмоционально –образное выполнение процесса. 6. Многообразие видов деятельности, удовлетворяющие разные интересы, склонности и потребности ребенка. Преимущество за дополнительным образованием. Ребенок знает, что рядом его сверстники , которые занимаются другим видом деятельности. 7. Субъективный характер взаимодействия педагога и ребенка. Ребенок имеет право на свои суждения, высказывания, его инициативность поддерживается педагогом и друзьями по объединению, его педагог слышит). 8. Возможность создания ситуации успеха для каждого ребенка. У = Д + П (успех = достижения + признание). Дополнительное образование в основном менее регламентировано, более гибко, более способно к созданию развивающей среды, формированию субъект-субъектных отношений между педагогом и детьми, созданию ситуации выбора и успеха для каждого ребенка, способствует развитию творческого потенциала и жизненному самоопределению.
В раздел дополнительное образование