"Роль средств музыкальной выразительности в работе над образной сферой в полифонии"
методическая разработка
Автор: Хрипунова Вера Владимировна, преподаватель фортепиано, МБУДО "Детская школа искусств № 5 г. Йошкар-Олы", г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл
В раздел дополнительное образование
Текстовая HTML-версия публикации
1 Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств № 5 г. Йошкар-Олы» «Роль средств музыкальной выразительности в работе над образной сферой в полифонии» План-конспект урока по специальности «Фортепиано» подготовила преподаватель по предмету «Фортепиано» Хрипунова Вера Владимировна г. Йошкар-Ола 2015.2
Тема урока:
«Роль средств музыкальной выразительности в работе над образной сферой в полифонии»
Цели урока:
-систематизация и обобщение знаний полифонии. -работа над средствами выразительности при создании образа полифонии на примере методико-исполнительского анализа Аллеманды из Французской сюиты Ми мажор И.С.Баха.
Задачи урока:
Образовательные: -развитие навыков полифонического мышления, определение средств музыкальной выразительности, работа над штрихами и динамикой. Передача содержания музыки. Воспитательные: -развитие коммуникативной культуры поведения общения. Развивающие: -расширение кругозора по теме: «Средства музыкальной выразительности в полифонии». Развитие интеллект ,памяти, мышления ,воображения.
Методы:
- аналитический,эмоциональный,развивающий логическое мышление.
Структура урока:
1. Начало урока.
- Организационный момент ( игра гаммы E-dur)
2.Основная часть.
а.) Работа над образом при помощи средств музыкальной выразительности в Аллеманде из «Французской сюиты» Ми мажор.
3. Заключительный этап.
1) подведение итогов (вывод) 2.)Домашнее задание. 3.)Конец урока.
3
Основная часть урока.
Блиц-опрос с учащимся :
1. Назови Годы жизни И.С. Баха. (1685-1750) 2. Страна – родина Баха. (Германия) 3. Город, в котором родился Бах. (г. Лейпциг) 4. В каком жанре написаны произведения И.С.Баха? (Полифония) 5. Эпоха. (Барокко) 6. Как назывались музыкальные инструменты на которых играли во времена Баха? (клавикорд ,орган ,клавесин) 7. Как называется пьеса, которую ты играешь? (Аллеманда) Слово преподавателя:
-
Мы ведь с тобой говорили, что означает слово сюита ? Сюита –в переводе - вереница, последовательность. А так как сюита-произведение, состоящее из нескольких частей, то его можно назвать циклическим произведением.(цикл многочастность). –Диалог с учащимся: - Вспомним из музыкальной литературы и перечислим танцы, которые входили в сюиту? - А ты знаешь – почему И.С.Бах выбрал именно эти танцы? - На прошлом уроке мы с тобой слушали звучание клавесина – тебе понравилось? - Давай проанализируем, чем звучание клавесина отличается от звучания современного фортепиано. Слово преподавателя: И.С.Бах написал нотный текст, а итальянский музыкант Ферруччо Бузони отредактировал их – поставил лиги, штрихи, динамические оттенки, украшения (кстати – каким термином правильно назвать украшения, которые используются здесь?) Для того, чтобы исполнять произведение стилистически грамотно, нужно как можно больше узнать о композиторе, эпохе и о музыкальном произведении.
4 Уже в середине 17 в. знаменитые теоретики находили Аллеманду «полностью вымершим», т.е. превратившимся в музыку для слушания, а не для танцев. По словам И. Маттезона Аллеманда « имеет серьезную и хорошо разработанную гармонию, изложенную арпеджированными аккордами». Исполнение. Вопрос: И так что же представляет из себя танец под названием Аллеманда? Ответ: Аллеманда – умеренный 4-х дольный танец с традиционным затактом в первом мотиве. Это немецкий танец, который широко использовался на балах в конце 16 в. во Франции. Дополнение. Может быть тебе интересно узнать, что короля Франции Людовика XV называли Король –Солнце, и он обожал танцевать. Аллеманда- это своеобразный «немецкий полонез», которым открывались придворные празднества при дворах владетельных сеньоров, танец сопровождался взаимными приветствиями и короткими репликами, что получило отражение в полифоничности изложения Аллеманды, во взаимных перебиваниях голосов, в сложности сплетения отдельных «недосказанных» мотивов, которые составляют ткань Аллеманды. Вопрос. Настроение пьесы – какое? Ответ. Светлое, праздничное. Вопрос. Тогда почему динамические оттенки – p и mp? Ответ. Можно представить, что мы находимся не в замке, а возле замка. Преподаватель: -В создании светлого характера определяющую роль иргает-
лад и тональность.
( Ми-мажор ) Вопрос. В каком темпе исполняется Аллеманда? Ответ. Аллегро.
Задание
. На столе лежат карточки с терминами, которые используются в Аллеманде, необходимо выбрать карточки на которых указаны определения средств выразительности.
5 Ответ: артикуляция, звуковая ровность, ощущение и передача музыкальной формы, фразировка, осмысленная интонация, голосоведение, характер исполнительских штрихов, динамические оттенки. Предлагается еще раз исполнить пьесу. Это произведение отражает диалог 2 людей . И говорить , то есть играть (пальцами) мы должны ясно и четко, иначе мы не разберем, что сказано ( привести пример) . Это и есть одно из средств выразительности, которое называется
артикуляция
. Средство музыкальной выразительности, которое необходимо для создания образа или сценки танца на балу. Очень важный момент заключается в возможности выразительно артикулировать «лентообразные» линии 16-ых нот и «говорить» без слов, а не «тараторить». Опираясь на вышесказанное, можно с уверенностью предположить, что темп Аллеманды подвижен, но не стремителен. В эпоху Барокко артикуляция была не только основным средством выразительности, но и главным проводником исполнительского стиля. Артикуляция во многом заменяет собой фразировку. Практическая работа. Фразировка, штрихи, динамика, темп. Так правая рука достаточно энергично развивает тематический материал Аллеманды, а в левой руке бас отделен и как бы изолирован, его интонационно ритмическое однообразие выдает типичные черты сопровождения, которые требуют соответствующей динамики. Левую руку следует сначала поучить на легато, чтобы услышать строение мелодии (показать л. р. 2 строчки на легато). Затем как написано на нон легато, но не рвать звук между собой, а стараться играть между легато и нон легато, с ощущением плотных кончиков пальцев к клавишам ( poko legato).Линия баса должна звучать очень выразительно, глубоким звуком. Играть следует весом руки, это усилит контраст с певучестью верхнего голоса и подчеркнет их самостоятельность (показать л.р. на нон легато 2 строчки). « Баховский», способ держать руку на клавиатуре предполагает, что все пять пальцев согнуты так, чтобы кончики их образовывали прямую линию и занимали такое положение относительно плоскости клавиатуры, что, когда надо взять тот или иной звук, ни одному пальцу не приходится дотягиваться до соответствующей клавиши: каждый палец уже находится непосредственно над той клавишей, по которой ему предстоит ударить. При таком положении руки ни один палец не падает на клавишу и (что бывает не менее часто) не устремляется к ней в некоем броске, а опускается на нее с известным ощущением внутренней силы и власти над движением, сила, или тяжесть, переносимая таким путем на клавишу, остается неизменной, причем палец отнюдь не снимается с клавиши движением вверх, а соскальзывает с ее переднего края благодаря тому, что исполнитель плавным,
6 но быстрым движением втягивает кончик пальца вовнутрь согнутой кисти, к ладони, и когда надо перейти с одной клавиши на другую, сила, или тяжесть, удерживавшая предыдущую клавишу в нажатом положении, мгновенно перемещается - в момент описанного соскальзывания - на другой палец, так что, с одной стороны, никоим образом не может возникнуть разрыв между предшествующим и последующим звуками, а с другой - предотвращается их наложение друг на друга, то есть их совместное звучание в пределах какого бы то ни было промежутка времени, вследствие чего звуки не удлиняются и не укорачиваются (о чем как раз и говорит К. Ф. Эммануэль), а имеют ровно такую протяженность, какую они должны иметь. Благодаря согнутому положению пальцев любое их движение приобретает легкость и непринужденность; исполнитель не барабанит, не производит невнятного шума и не спотыкается, как это часто бывает с теми, кто играет вытянутыми или недостаточно согнутыми пальцами. Втягивание кончиков пальцев (движением к себе), сопряженное с мгновенной передачей силы одного пальца другому, обеспечивает наивысшую степень отчетливости при извлечении отдельных звуков, вследствие чего при таком способе игры любой пассаж звучит блестяще, гладко и округленно, словно каждый звук - жемчужина; пассаж воспринимается слушателем без малейшего затруднения. Скольжение кончика пальца по клавише с неизменным ощущением тяжести позволяет струне вибрировать на протяжении необходимого промежутка времени; каждый звук становится благодаря этому не только более красивым, но и более продолжительным. По свидетельствам очевидцев, восторгавшихся игрой Баха, движения его пальцев были поразительно легкими и незаметными, их едва можно было уловить. Двигались только передние фаланги, тогда как кисть руки даже в самых трудных местах сохраняла свою округлую форму; пальцы лишь слегка приподнимались над клавишами, как будто играются сплошные трели, а когда тот или иной палец совершал необходимое движение, все остальные оставались неподвижными. И совсем уже никаких движений он не делал корпусом - лишние движения делает тот, кто не приучил свои пальцы двигаться легко и непринужденно. Вопрос: Для музыки барокко было характерно обилие украшений. Посмотри в ноты, ты видишь их? Все расшифровки украшений вписаны в текст. III) Заключительный этап. Работа над полифонией И.С.Баха помогает понять мир глубоких, содержательных музыкально-художественных образов композитора. Изучение клавира И.С.Баха много дает учащимся детских музыкальных школ для
7 приобретения навыков исполнения полифонической музыки и для музыкально- пианистической подготовки в целом. Для того, чтобы написать картину, художники пользуются кисточкой и красками, чтобы сочинить стихи, поэт использует слова. А чтобы те, кто слушает твое исполнение, перенеслись в 16 век, во Францию, в старинный замок, увидели танцующих дам и кавалеров, в камзолах и париках, просто необходимо использовать все доступные нам средства музыкальной выразительности. Мне дорог Бах... Ну, как бы вам сказать... Не то, чтоб нынче музыки не стало, Но вот такого чистого кристалла Еще нам не являлась благодать. Какое равновесие страстей, Какая всеобъемлющая совесть, Какая удивительная повесть О брошенной в века Судьбе моей.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. Видеокассета «Культура России. Серебряный век», 2006 г. 2. Иванов И.С. «Великая Россия», CD, 2007 г. 3. Петров Т.И., песня «Россия» (сл. И.Морковкина, муз. А.Зайкиной 2. Носина В.Б. Символика музыки И.С.Баха. М., Классика-XXI, 2006. Методическая литература. В.Носина « Символика музыки И.С.Баха» Друскин М. Клавирная музыка. Л., 1960. … А.Алексеев « История фортепианного искусства» Алексеев А.Д. История фортепианного искусства. Часть 1 и 2 djvu. М.: Музыка, 1988. 3. Корто А. О фортепианном искусстве. Издательство: Классика-ХХI, 2005 год
В раздел дополнительное образование