"В ногу со временем"
инновационная деятельность
Автор: Здор Оксана Сергеевна, психолог, БУ "Реабилитационный центр "Анастасия", город Лангепас
В раздел дополнительное образование
Текстовая HTML-версия публикации
1 Программа психолого - педагогического сопровождения несовершеннолетних с ограниченными возможностями на дому, с использованием планшетного компьютера. Автор: психолог Здор О.С. г. Лангепас, 2014 г. ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ «РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ «АНАСТАСИЯ»2
Оглавление
1.
Информационная карта проекта……………………………………3
2.
Пояснительная записка……………………………………………….6
3.
Этапы и сроки реализации программы……………………………11
4.
Механизм реализации проекта………………………………………15
5.
Кадровое обеспечение…………………………………………………16
6.
Примерная смета расходов на реализацию проекта……………..18
7.
Ожидаемые результаты………………………………………………19
8.
Приложение 1 …………………………………………………………20
9.
Приложение 2………………………………………………………….21
10.
Список используемой и рекомендуемой литературы…………….25
3
1.
Информационная карта проекта
№ п/п Наименование Содержание 1 Полное название программы «В ногу со временем» Программа психолого - педагогического сопровождения несовершеннолетних с ограниченными возможностями, на дому, с использованием планшетного компьютера 2 Автор программы Здор Оксана Сергеевна, психолог 3 Руководитель программы Преснякова Светлана Николаевна Директор бюджетного учреждения Ханты- Мансийского автономного округа – Югры «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Анастасия» 4 Территория, представившая программу Город Лангепас 5 Адрес, лицевой счет учреждения, представившей программу 628672, Тюменская область, Ханты- Мансийский автономный округ – Югра, город Лангепас, ул. Ленина, строение 48 УФК ХМАО ДФ ХМАО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Анастасия» л/с 290100042 р/с 40603810700003000004 в РКЦ г.Ханты- Мансийск ИНН 8607006294 БИК 047162000
4 6 Телефон/факс (34669) 2-80-09 7 Форма проведения Коррекционно-развивающие занятия, групповые и индивидуальные консультации, беседы, родительские собрания, лекции, семинары-практикумы, круглый стол, конференция 8 Цель программы Организация психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних с ограниченными возможностями, на дому, с использованием планшетного компьютера 9 Специализация программы Коррекционно – развивающий процесс с несовершеннолетними с ограниченными возможностями, на дому 10 Срок реализации программы 1 реабилитационный год 11 Количество подпрограмм Нет 12 Название подпрограмм Нет 13 Место проведения программы Бюджетное учреждение Ханты- Мансийского автономного округа – Югры «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Анастасия» 14 Официальный язык программы Русский 15 Общее количество участников программы Неограниченно
5 16 География участия в программе Город Лангепас, город Покачи 17 Условия участия в программе Семьи, имеющие несовершеннолетних с ограниченными возможностями, не посещающих учреждение 18 Особая информация и примечания Нет
6
2.
Пояснительная записка
Проблема социализации детей с ограниченными возможностями в науке раскрыта достаточно обширно и полно, ее рассматривали такие деятели науки, как Т.А. Власова, Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, Д.Б. Эльконин, К.C. Лебединская, В.В. Лебединский, И.Ю. Левченко, В.И. Лубовский, Е.М. Мастюкова, М.С. Певзнер, В.Г. Петрова, С.Я. Рубинштейн, У.В.Ульенкова, Ж.Пиаже. Возможно, скоро восприятие таких детей в нашем обществе станет нормой. Но трудности восприятия общества возникают у ребенка. Имеющийся дефект приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источником развития. Поэтому такой ребенок не в состоянии воспринять социальные нормы и требования. Обучение детей с ограниченными возможностями, так же как их дальнейшая социализация, контролируется государством. Кроме этого, существуют специальные центры, функционирующие на добровольной основе, на деньги спонсоров, предлагающие помощь детям с ограниченными возможностями. Психологическая поддержка и педагогическая работа, как правило, в определенном возрасте - основное, в чем нуждаются дети и подростки, отстающие в развитии. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» № 273-Ф3 от 01.09.2013 г. дети с ограниченными возможностями имеют равное со всеми право на образование. Для них предусматривается создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения образования, реабилитации, лечения, оздоровления. Существуют категории детей, которые в силу тяжести инвалидизирующего заболевания не имеют возможности посещать специализированное учреждение. В г.Лангепасе 105 детей инвалидов, из них 9% не посещают центр по причине тяжести заболевания. Для успешной социальной адаптации рекомендуется расширять бытовой и социальный опыт детей с нарушениями в развитии. Эту задачу можно решать средствами специального коррекционно -
7 развивающего воздействия. При коррекционно-развивающих занятиях необходимо уделять внимание востребованности теоретических знаний в повседневной жизни. Для этого необходимо связывать любые теоретические понятия с окружающей действительностью (Трубачева Т.П., Сементайн Н.А., 1998). Гораздо сложнее оказать коррекционное воздействие на детей, не посещающих учреждение, которые находятся на надомном обслуживании, поскольку приходящий специалист не в состоянии принести с собой весь наглядный материал, музыкальные произведения, видеоматериалы. Именно поэтому приобретение планшетных компьютеров для учреждения, является значимой задачей. Планшетный компьютер - это современный коррекционно- развивающий инструмент, который в руках специалиста преобразуется в коррекционно-развивающую динамическую наглядность, позволяющую решить коррекционно-реабилитационные задачи в надомном обслуживании. Появляется возможность использовать звуковое сопровождение, которое будет благотворно сказываться на эмоциональном состоянии ребенка. Появляется возможность дать детям, находящимся на реабилитации в домашних условиях, больше развивающего материала. Для детей с тяжелым инвалидизирующим состоянием, которые значительно отстают от своих сверстников в уровне развития психомоторики и координации движений, которые не в состоянии сидеть за обычным компьютером и выполнять задания с использованием компьютерной мыши и клавиатуры, планшетный компьютер является необходимым инструментом при смене видов деятельности. У этих детей психолого- педагогическое сопровождение должно протекать в динамично- меняющихся видах деятельности с использованием различных психолого- педагогических методов.
8 Не все родители, воспитывающие несовершеннолетних с ограниченными возможностями имеют возможность приобретения хорошего многофункционального планшетного компьютера для занятий в домашних условиях, и это связано в первую очередь с тем, что один из родителей постоянно находится рядом с ребенком, т.е. не несет финансовой прибыли семье. Именно поэтому внедрение планшетного компьютера в службу «домашнего визитирования», является актуальной задачей учреждения.
Новизна
и реабилитационный потенциал настоящего проекта заключается в повышении эффективности работы надомного обслуживания несовершеннолетних с ограниченными возможностями, не имеющих возможности посещать учреждение, путем внедрения информационных компьютерных технологий, в частности, использование планшетного компьютера в коррекционно-развивающей работе.
Целевая группа:
Программа предназначена для обслуживания несовершеннолетних с ограниченными возможностями, не посещающих учреждение по состоянию здоровья.
Цель:
Организация психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних с ограниченными возможностями на дому, с использованием планшетного компьютера.
Задачи:
Подобрать необходимые коррекционные, релаксационные программы для планшетного компьютера, учитывая особенности развития несовершеннолетних с ограниченными возможностями, не посещающих учреждения
9 Скорректировать психические процессы у несовершеннолетних с ограниченными возможностями при помощи планшетного компьютера Обучить элементарным приемам работы на планшетном компьютере детей с тяжелыми инвалидизирующими состояниями Стимулировать простейшую познавательную деятельность несовершеннолетних с тяжелым инвалидизирующим заболеванием. Активизировать роль родителей в использовании планшетного компьютера для несовершеннолетних в домашних условиях. Формировать положительные установки в сознании родителей по воспитанию своего ребенка.
Концепция программы
Концепция программы основывается на нескольких идеях, которые в большей степени отражают принципы коррекционно-развивающих занятий с несовершеннолетними с ограниченными возможностями. 1. Принцип гуманности основан на любви и бережном отношении к ребенку с ограниченными возможностями, уважении его личности, его понимании; формировании положительной мотивации ребенка к окружающей среде, сотрудничеству между взрослыми и детьми. 2. Принцип сочетания воспитательных и оздоровительных мероприятий – создание благоприятных условий для физического, социального, интеллектуального и психологического благополучия ребенка с ограниченными возможностями для поддержки, коррекции его здоровья и развития. 3. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода основывается на знании особенностей физического и психического развития ребенка с ограниченными возможностями, его способностей в создании условий для развития личности ребенка в целом. 4. Принцип психолого-педагогического сопровождения. Программа предусматривает психолого-педагогическое сопровождение детей,
10 отслеживание и коррекцию эмоционального фона ребенка, составление «маршрутного листа» на каждого ребенка, помощь участникам программы в индивидуальном развитии. 5. Принцип активного сотрудничества семьи и специалистов реабилитационного центра. Позитивные сдвиги, которых ребенок с ограниченными возможностями достигает с помощью специалистов реабилитационного центра, использующих мультимедийные технологии, могут сохраниться в реальной жизнедеятельности, только если родители будут учитывать интересы ребенка, создавать условия для развития познавательной активности и следовать рекомендациям специалистов учреждения.
11
3.Этапы и сроки реализации программы
Реализация программы осуществляется в три этапа и рассчитана на один реабилитационный год. 1. Организационный этап (1 месяц). 2. Основной этап (10 месяцев). 3. Контрольно-аналитический этап (1 месяц).
12
Этапы реализации программы отражены в схеме:
Рис. 1 Этапы программы Организационный этап
1 месяц
1. Проведение социологического опроса с целью изучения интересов и осведомленности родителей в области информационных технологий. 2. Формирование банка коррекционно - развивающих программ для детей с ограниченными возможностями. 3. Диагностика детей с ограниченными возможностями, не посещающих учреждение, с целью выявления потенциальных возможностей ребенка, для выбора коррекционно – развивающих программ в зависимости от инвалидизирующего заболевания. Основной этап
10 месяцев
1. Проведение мероприятий для родителей несовершеннолетних с ограниченными возможностями, с целью информирования об использовании в работе с детьми планшетного компьютера, дискуссия. 2. Использование планшетного компьютера на коррекционно-развивающих занятиях с детьми с ограниченными возможностями, не посещающих учреждение Контрольно- аналитический этап
1 месяц
1. Проведение мониторинга эффективности реализации программы. 2. Проведение презентации для родителей о работе несовершеннолетних с ограниченными возможностями, на планшетном компьютере. 3. Внесение коррективов и дополнений в программу для дальнейшей ее реализации.
13
Содержание деятельности по направлениям
Таблица 1
Этап
направления
деятельнос-
ти
Мероприятия
Цель, задачи
Формы
и
методы
работы
Сроки
Необхо-
димые
ресурсы
Ответствен
ный
Организа- ционный Социологи- ческое исследование Формирование целевой группы проекта -беседа -наблюдение -анализ медицинс- ких документов 1 неделя февраля Анкета, меди- цинские докумен ты Психолог Изучения интересов и осведомленности родителей в области информационных технологий - опрос -анкетиро- вание 2 неделя февраля Формирова- ние банка коррекционно -развивающих и релаксацион- ных программ Подбор игр, программ для несовершеннолетн их с ограниченными возможностями, с учетом возрастных особенностей, и особенностей медицинского диагноза Игры, упражнения, программы Март, Апрель План- шетный ком- пьютер Психолог Основной «Круглый стол» с родителями несовершен- нолетних с ограниченны ми возможностя ми Информирование о проведении коррекционно- развивающих мероприятий с использованием планшетного компьютера. Дискуссия, консульта- ция Май Буклеты Психолог, социаль- ный педагог, логопед Коррекцион- но-развива- ющие и релаксацион- ные програм- мы с несовершенно летними с ограниченны ми возможностя- ми Применение на практике коррекционно- развивающих программ, с несовершеннолетн ими с ограниченными возможностями Коррекцион но– развиваю- щие и релакса- ционные занятия Сентябрь – декабрь План- шетный ком- пьютер Психолог, социаль- ный педагог, логопед
14 Контроль- но- аналитичес кий Обобщение опыта работы по психолого- педагогичес кому сопровожде нию семьи, имеющей ребенка с тяжелей умственной отсталостью Проведение экспертизы эффективности реализации проекта: качества коррекционных и релаксационных программ на планшетном компьютере. Тестирова- ние, наблюдение, беседа с родителями, круглый стол, Проведение презентации для родителей о работе несовершен нолетних с ограниченн ыми возможностя ми, на планшетном компьютере. Январь План- шетный компью- тер Психолог, социаль- ный педагог, логопед Мониторинг эффективности реализации программ Анализ динамики показателей эффективности Социологи- ческий опрос Внесение коррективов и дополнений в программу для дальнейшей ее реализации. Беседа, тестировани е Февраль Психолог, социаль- ный педагог
15
4.Механизм реализации программы
Мероприятия программы реализуются в форме индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с ребенком и консультаций для родителей по внедрению коррекционных и релаксационных программ для несовершеннолетних с ограниченными возможностями. На начальном этапе происходит знакомство ребенка совместно с родителем с планшетным компьютером. При прикосновении к экрану компьютера ребенок ощущает небольшую вибрацию, что вызывает стимул к дальнейшим прикасаниям. Далее специалист направляет деятельность ребенка в соответствии с коррекционными программами на планшетном компьютере. Коррекционные программы разработаны таким образом, чтобы ребенок видел, слышал и ощущал тактильно результат своих действий, т.е. каждая программа сопровождается звуковыми, наглядными, тактильными эффектами, для того, чтобы спровоцировать импульс, а, в дальнейшем, рефлекс к выполнению определенных заданий. Коррекционные программы подбираются исходя из особенностей инвалидизирующего состояния детей с ограниченными возможностями. Следовательно, программа не усложняется дополнительными действиями ребенка, а дополняется новым наглядным и звуковым материалом, который в свою очередь вновь будет привлекать внимание ребенка. Программы будут разделяться по темам: ребенок и его окружение, (дополнительно может входить наглядный материал, отображающий семью ребенка; животный мир; игрушки; дом и т.д.). Звуковые программы направлены на релаксирующее воздействие на ребенка.
16
5.
Кадровое обеспечение программы
Таблица 2
Ответственные
за
проект
Функции
Образование
Директор Контроль за реализацией проекта Высшее Заместитель директора Приобретение расходных материалов Высшее Экономист Формирование и выполнение бюджета Высшее Заведующий отделением психолого- педагогической помощи Контроль за ходом выполнения мероприятий Высшее Заведующий организационно- методическим отделением Организация информационно- просветительской работы и методическое сопровождение проекта Высшее Психолог, социальный педагог, логопед 1.Формирование банка коррекционно-развивающих мероприятий (в зависимости от инвалидизирующего заболевания) при помощи планшетного компьютера для несовершеннолетних детей с ограниченными возможностями, не посещающих учреждение 2.Коррекционно- развивающая работа с Высшее
17 несовершеннолетними с ограниченными возможностями при помощи планшетного компьютера 3.Просвещение и обучение родителей коррекционно- развивающим мероприятиям при помощи планшетного компьютера в домашних условиях.
18
6.
Примерная смета расходов на реализацию программы
Таблица 3 № п/п Мероприятия Сумма, тыс.руб. Источник финансирования 1. Приобретение нового оборудования Планшетный компьютер – 2 шт. 50,0 Грантовая поддержка 2. Приобретение канцелярских товаров 5,0 Бюджет учреждения 3. Печать наглядно – информационно – просветительских материалов 10,0 Бюджет учреждения 4. Повышение квалификации исполнителей проекта 20,0 Бюджет учреждения
Всего
расходов
на
программу
85,0 Бюджет учреждения и запрашиваемые средства
19
7. Ожидаемые результаты
Рис.2 Ожидаемые результаты
Ребенок с
ограниченными
возможностями, не
посещающий
учреждение
Обучение элементарным приемам работы на планшетном компьютере детей с ограниченными возможностями, не посещающих учреждение Обучение родителей использованию коррекционно- развивающих программ на планшетном компьютере, для занятий с несовершеннолетними, в домашних условиях Укрепление положительных установок в сознании родителей по воспитанию своего ребенка Удовлетворение интересов и потребностей ребенка, исходя из его возможностей и способностей Активизация роли родителей в воспитании и развитии детей
20
Приложение 1
Анкета
«Выявление потребности клиентов в использовании планшетного
компьютера »
Уважаемые родители!
В учреждении специалисты хотели бы внедрить использование планшетного компьютера как одного из видов работы с детьми. Взаимодействие специалистов учреждения с Вами было более эффективным и успешным, пожалуйста, ответьте на вопросы данной анкеты, выбрав подходящий для вас вариант ответа. Это поможет нам качественно строить процесс предоставления услуг с учетом Ваших пожеланий и предложений. 1. Есть ли у Вашего ребенка доступ к планшетному компьютеру? Да Нет 2. Хотели бы Вы, чтоб Ваш ребенок научился пользоваться планшетным компьютером? Да Нет 3. Как Вы относитесь к использованию планшетного компьютера в работе специалистов центра на коррекционно-развивающих занятиях с Вашим ребенком? Положительно Отрицательно почему?__________________________________________ 4. Как Вы относитесь к использованию планшетного компьютера в работе специалистов центра для снятия эмоционального напряжения посредством музыкальных произведений и релаксационных программ? Положительно Отрицательно почему?__________________________________________
Благодарим за сотрудничество!
21
Приложение 2
Характеристика планшетных компьютеров
Диагональ дисплея планшета может составлять от 5,5 до 13 дюймов. Чем меньше этот показатель, тем устройство дешевле и компактнее. 7-10-дюймовые планшеты наиболее популярны. Их удобно использовать в поездках и носить с собой. На планшетах с диагональю от 7 дюймов вы сможете достаточно комфортно просматривать почту, бродить по Сети, читать, смотреть фото и видео. Модели с 10-дюймовым экраном лучше для домашнего использования, поскольку экран больше, глаза устают гораздо меньше, это является одним из показателей для работы на таком компьютере ребенка с умственной отсталостью, поскольку картинки перед ним предстают в более крупном масштабе. Разрешение для 10-дюймового – от 1024х600 пикселей. Разрешение 1280х800 пикселей и выше гарантирует HD-изображение – четкое насыщенное цветами изображение , однако такое устройство будет дороже. Для более серьезных задач (игр с хорошей графикой, работы в мультимедиа-редакторах и т.д.) выбирать необходимо процессоры с 4 ядрами, например, тактовой частотой от 1 ГГц.Чем мощнее будет процессор, тем эффективнее будет построена работа на компьютере. Операционные системы: 1. Android — операционная система от Google. Она проста в управлении и станет прекрасным выбором. МаркетGooglePlay предлагает широкий выбор приложений и виджетов — как платных, так и бесплатных. Их можно напрямую установить на планшет буквально в два клика. 2. Windows — привычная операционная система, которая на планшете использует те же программы, что и на ПК. Память: Оперативная память влияет на быстродействие устройства. 1 Гб RAM, как правило, хватает для работы в режиме средней нагрузки.
22 От объема встроенной памяти зависит то, сколько информации вы сможете хранить на планшете. Выбирайте по потребностям. Среднестатистическому пользователю будет достаточно 16-32 Гб. Увеличить объем доступной памяти можно с помощью microSD-карт. Необходимо убедиться , что в планшетном компьютере предусмотрен слот для карт памяти. Время работы: Чем больше диагональ дисплея и чем мощнее процессор, тем быстрее разряжается батарея. Оптимальным выбором станут устройства с емкостью аккумулятора от 8000 мАч. Хорошо, если время работы устройства без подзарядки составляет 6 часов и больше в режиме активного использования Wi-Fi. Планшеты 10 дюймов: Название планшетного компьютера Характеристика Стоимость Планшет SamsungGalaxyTa b 3 10.1 Дисплей: 10,1 дюйм., 1280x800пикс. Встроенная память: 16 Гб Карта памяти: microSD, microSDHC, 64 ГбПроцессор: 1600 МГц Время автономной работы: 9 ч Вес: 0,512 кг Коммуникации: GPS-приемник от 5780 до 21 737 руб Планшет SonyXperiaTablet Z Дисплей: 10,1 дюйм., 1920x1080пикс. Встроенная память: от 16 до 32 Гб Карта памяти: microSDXC, 64 ГбПроцессор: 1500 МГц Время автономной работы: 10 ч Вес: 0,495 кг Коммуникации: GPS- приемник, WLAN, bluetooth от 15890 д о 35 589 руб Планшет SamsungGalaxyN ote 10.1 Дисплей: 10,1 дюйм., 1280x800пикс. Встроенная память: от 16 до 64 Гб Карта памяти: microSD, 64 ГбПроцессор: до 1400 МГц Время автономной работы: 33 ч Вес: 0,6 кг Коммуникации: GPS- от 12 380 до 34 990 руб
23 приемник, WLAN, bluetooth Планшет LenovoYogaTable t 10 Дисплей: 10,1 дюйм., 1280x800пикс. Встроенная память: 16 Гб Карта памяти: microSDXC, 64 Гб Процессор:1200 МГц Время автономной работы: 18 ч Вес: 0,6 кг Коммуникации: GPS- приемник, WLAN, bluetooth от 11 890 до 15 100 руб Планшет Samsung- galaxyTab 2 10.1 Дисплей: 10,1 дюйм., 1280x800пикс. Встроенная память: от 16 до 32 Гб Карта памяти: microSD, 32 ГбПроцессор: до 1000 МГц Время автономной работы: 9 ч Вес: 0,588 кг Коммуникации: GPS- приемник, WLAN, bluetooth от 5 690 до 16 610 руб. Планшет LenovoIdeatab S6000 Дисплей: 10,1 дюйм., 1280x800пикс. Встроенная память: 16 Гб Карта памяти: microSD, microSDHC, microSDXC, 64 Гб Процессор: 1200 МГц Вес: 0,56 кг Коммуникации: GPS- приемник, WLAN, bluetooth от 13 391 руб Планшет ASUS MeMOPad 10 Дисплей: 10,1 дюйм., 1280x800пикс. Встроенная память: 16 Гб Карта памяти: microSD Процессор: 1200 МгцКоммуникации: WLAN, bluetooth от 9 590 до 12 110 руб Планшет ASUS TransformerPad 300 Дисплей: 10,1 дюйм., 1280x800пикс. Встроенная память: от 16 до 32 Гб Карта памяти: microSDHCПроцессор: 12 00 МГц Время автономной работы: 10 ч Вес: 0,635 кг Коммуникации: GPS- приемник, WLAN, bluetooth от 14 460 до 20 250 руб
24 Планшет AcerIconiaTab W511 Дисплей: 10,1 дюйм., 1366x768пикс. Встроенная память: 32 Гб Карта памяти: microSDHC, 32 Гб Процессор:1800 МГц Время автономной работы: 9 ч Коммуникации: WLAN, bluetooth от 19 900 до 28 220 руб Планшет PrestigioMultiPad 4 PMP5101C Дисплей: 10,1 дюйм., 1280x800пикс. Встроенная память: 8 Гб Карта памяти: microSDHC, 32 Гб Процессор:1600 МГц Вес: 0,612 кг Коммуникации: WLAN, bluetooth от 6 490 до 8 990 руб Планшет AcerIconiaTab W510 Дисплей: 10,1 дюйм., 1366x768пикс. Встроенная память: 64 Гб Карта памяти: microSDHC, 32 Гб Процессор:1800 МГц Время автономной работы: 9 ч Вес: 0,58 кг Коммуникации: WLAN, bluetooth от 16 860 до 22 500 руб Планшет Wexler TAB 10iS Дисплей: 10,1 дюйм., 1366x768пикс. Встроенная память: от 8 до 32 Гб Карта памяти: microSDHC, 32 ГбПроцессор: 1600 МГц Время автономной работы: 12 ч Вес: 0,62 кг Коммуникации: WLAN, bluetooth от 5 450 до 10 390 руб
25
10.Список используемой и рекомендуемой литературы
1. Планшет. Самоучитель работы на планшетном компьютере с ANDROID / Торельсон, Бушуев, Прокоди. – Спб.: Наука и техника, 2013. – 336с. 2. Законодательные материалы - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ"Об образовании в Российской Федерации" . – М.: Проспект, 2014. – 160с. 3. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья - Акатов Л.И. - Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2003. 4. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей
-
Александра Юсупова. – М.: ВЛАДОС, 2006. 5. Cоциализация детей с ограниченными возможностями здоровья - Чернухин О.А. – Новосибирск.: Немо Пресс, 2007. - 64с. 6. Королев В.В. Психологические аномалии. М.,2000 7. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике.–СПб.:Питер,2002
В раздел дополнительное образование