"Нынче Масленица с нами - пахнет солнцем и блинами"
Разработка мероприятия
Автор: Коробова Татьяна Сергеевна, методист, педагог дополнительного образования, МБОУ ДОД "Рыльский Дом детского творчества", город Рыльск Курская область
В раздел дополнительное образование
Текстовая HTML-версия публикации
1«Нынче Масленица с нами - пахнет солнцем и блинами»
Ведущая:
С 16 по 22 февраля, согласно народного календаря, наступает сырная неделя: 16 февраля, понедельник, первый день Масленицы–
встреча
; 17 февраля, вторник –
заигрыш
; 18 февраля, среда –
лакомки
; 19 февраля, четверг –
широкий разгул
; 20 февраля, пятница –
тёщины вечеринки
; 21 февраля, суббота –
золовкины посиделки
; 22 февраля, последний день Масленицы –
прощёное
воскресенье
.
Сегодня мы с вами поиграем в игры:
1. Пронеси блин. 2. Бег в мешках. 3. Бой петухов. 4. Попади снежком. 5. Городки. 6. Напеки блины для гостей (нарисовать на листе бумаги блинчики) 7. Водим хороводы (пекутся блинчики). 8. Ручеек. 9. Найди блинчики. 10. Золотые ворота.
2
Понедельник — встреча
В этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. Песни, которые поют в день «встречи», очень жизнерадостны.
Игра № 1.
Вторник — заигpыш
С этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях, народные гулянья, представления. В больших деревянных балаганах (помещения для народных театральных зрелищ с клоунадой и комическими сценами) давали представления во главе с Петрушкой и масленичным дедом. На улицах попадались большие группы ряженых, в масках, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались веселые домашние концерты. Большими компаниями катались по городу, на тройках и на простых розвальнях. Было в почете и другое нехитрое развлечение — катание с обледенелых гор.
Игры №2 и №3
Среда — лакомка
Она открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами. В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях в складчину варили пиво. Повсюду появлялись театры, торговые палатки. В
3 них продавались горячие сбитни (напитки из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю.
Четверг — разгул
(перелом, широкий четверг) На этот день приходилась середина игр и веселья. Возможно, именно тогда проходили и жаркие масленичные кулачные бои, кулачки, ведущие свое начало из Древней Руси. Были в них и свои строгие правила. Нельзя было, например, бить лежачего («лежачего не бьют»), вдвоем нападать на одного (двое дерутся — третий не лезь), бить ниже пояса или бить по затылку. За нарушение этих правил грозило наказание. Биться можно было «стенка на стенку» или «один на один». Велись и «охотницкие» бои для знатоков, любителей таких поединков. С удовольствием наблюдал такие бои и сам Иван Грозный. Для такого случая это увеселение готовилось особенно пышно и торжественно. И все-таки это была игра, праздник, которому, естественно, соответствовала и одежда. Если и вы хотите следовать древним русским ритуалам и обычаям, если у вас сильно чешутся руки, можно слегка и позабавиться, наверное, дракой — снимутся заодно и все негативные отрицательные эмоции, наступит разрядка (может, в этом и был какой-то тайный смысл кулачных боев), а заодно это и поединок сильнейших. Только не забывайте обо всех ограничениях и, главное, о том, что это все-таки праздничный, игровой поединок.
Игры №4 и №5
4
Пятница — тещины вечера
Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары. А уж, сколько внимания и почестей оказывалось на масленице молодоженам! Традиция требует, чтобы они нарядные выезжали «на люди» в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе, чтобы торжественно под песни скатывались с ледяной горы. Однако, самым главным событием, связанным с молодоженами, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир (если, конечно, зять был ей по душе). В некоторых местах «тещины блины» происходили на лакомки, т. е. в среду на масленичной неделе, но могли приурочиваться к пятнице. Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали «тещины вечерки» приглашали на блины. Являлся обычно и бывший дружка, который играл ту же роль, что и на свадьбе, и получал за свои хлопоты подарок. Званая теща (существовал и такой обычай) обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов: сковороду, половник и пр., а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло. Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой, и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.
Игры № 6 и №7.
Суббота — золовкины посиделки
Золовка — это сестра мужа. Итак, в этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных. Как видим, на этой «масленице жирной» каждый день этой щедрой недели сопровождался особым застольем.
5
Воскресенье — проводы, целовальник, прощеный день
. Последний день масленичной недели назывался «прощёным воскресеньем»: родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать, а с «повинением», просили прощения за умышленные и случайные обиды и огорчения, причинённые в текущем году. При встрече (порой даже с незнакомым человеком) полагалось остановиться и с троекратными поклонами и «слёзными словами» испросить взаимного прощения: «Прости меня, в чём я виноват или согрешил перед тобой». «Да простит тебя Бог, и я прощаю»,- отвечал собеседник, после чего в знак примирения нужно было поцеловаться. Прощались с масленицей в воскресенье. В этот день в северных и центральных районах Европейской России жгли костры, а в южных — хоронили соломенное чучело Масленицы. Масленица — явление сложное и неоднозначное. Этот праздник восходит к весенним аграрным обрядам дохристианской эпохи жизни славян, когда масленица приурочивалась к дню весеннего равноденствия — рубежу, отделяющему зиму от весны. Обрядовые действия были направлены на то, чтобы зимние тяготы закончились и наступила весна, а за ней теплое лето с обильными хлебами. В XIX—начале XX в. в праздновании масленицы на первый план вышли элементы развлекательного характера. Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста — Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. Мужчины обычно «полоскали зубы», т.е. в изобилии пили водку, якобы для того, чтобы выполоскать изо рта остатки скоромного; в некоторых местах
6 для «вытряхивания блинов» устраивали кулачные бои и т.п. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и «парили» молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного. Пословица "Не все коту Масленица" произошла оттого, что после Масленицы наступает пост, а с ним вместе строго воздержная жизнь. С первого дня поста многие не пьют даже воды, пока не отслушают заутрени. Первые три дня ничего не варят: едят одно сухое, соленые огурцы, грибы, квашеную капусту, хрен да редьку и пр. С четверга варят из овощей кушанье без постного масла.
Игры № 9 и №10.
Ведущая:
Хочу рассказать какие еще потехи устраивались на Масленичной неделе.
МЕДВЕЖЬЯ ПОТЕХА
Ни одна масленичная неделя в Москве прошлого века не обходилась без медвежьего представления. Медвежья потеха была очень популярна среди всех слоев населения больших и малых городов, сел, деревень. Эта народная забава несколько раз упоминалась в "домострое", осуждающем ее как одно из "бесовских угодий", "богомерзких дел". Но, не смотря на запреты и гонения, медвежья потеха продолжала существовать, веселя и радуя крестьян и бояр, простых ремесленников и царей, взрослых и детей. С учеными медведями ходили по России с незапамятных времен, этот промысел был занятием древним, традиционным. Известно, например, что в 1570 году Иван Грозный, готовясь к свадьбе с Марфой Собакиной, отправил
7 в Новгород специального гонца с приказом доставить в Москву скоморохов с учеными медведями. В народе медведь ассоциировался с лешим, с языческим богом Велесом, поэтому считалось, он обладает магической целебной силой. В глазах крестьян но был сильнее нечистой силы и мог отвести беду: если спляшет около дома и обойдет вокруг него, то не случится пожара. Такое отношение сказалось и на прозвищах, которыми награждался медведь- артист. Везде его именовали почтительно-шутливо: "Михайло Потапыч" или "Матрена Ивановна", "почтенный Михайло Иванович господин Топтыгин". Дрессированные медведи смешили публику, изображая, как девушки красятся перед зеркалом, как женщины блины пекут. Вечным спутником Михайло Потапыча был "коза бодатая", которую изображал мальчик, наряженный в мешок с прикрепленной к нему козлиной головой и рожками. К голове был обычно приделан деревянный язык, от хлопанья которого происходил страшный шум. "Коза" выплясывала вокруг медведя, дразня его и клюя деревянным языком. Медведь, бесился, рычал, вытягивался во весь рост и кружился вокруг вожака. Это означало, что он танцует. После такой неуклюжей пляски вожак давал ему в лапы шляпу и медведь обходил с ней честную публику, которая бросала туда гроши да копейки. Зачастую, Топтыгина и его вожака угощали водкой, а после этого угощения вожак предлагал медведю "побороться". Такая борьба, правда, не всегда заканчивалась благополучно для вожака. Таким образом, медвежья комедия состояла из трех частей, которые могли идти в любой последовательности: танец медведя с "козой", выступление
8 медведя под шутки и прибаутки вожака, борьба медведя с хозяином или "козой". Единоборство человека с медведем, как демонстрация силы, ловкости мужества, было особенно популярно. Состязания такого рода устраивались не только для государей, но и для простого народа, причем бороться с медведем выходили как специально взятые для этой цели служители царского "ловчего пути", так и "любители-непрофессионалы". Поскольку медведь - главный герой представления, все внимание было приковано к нему. В первую очередь обыгрывалась сама фигура медведя. Как только зверь становился на здание лапы, человек невольно начинал сравнивать его с собой, соотносить с разными типами людей. И вдруг оказывалось, что пластика медведя, его внешний облик, неуклюжесть, косолапость, нечленораздельная "речь" (рев, ворчание) - все это черты недалекого, нескладного, добродушного, иногда полусонного и обычно невезучего простолюдина.
ПЕТРУШЕЧНЫЕ КОМЕДИИ
В старину на масленицу была чрезвычайно популярна Петрушечная комедия. Бывало, что одновременно выступали сразу несколько петрушечников, показывающих свою нехитрую комедию помногу раз в день. Обычно представление начиналось с того, что из-за ширмы раздавался хохот или песня и вслед за этим появлялся Петрушка. Одет он бывал в красную рубашку, плисовые штаны, заправленные в щегольские сапожки и колпак на голове. Непременными деталями его внешнего вида были также горб или даже два горба. И длинный горбатый нос.
9
КУЛАЧНЫЕ БОИ
Еще одна масленичная потеха - кулачные бои, которые есть остаток древне военной потехи, ибо наши предки сражались со своими врагами "на кулачках" - о чем свидетельствует летопись: в XXIII столетии во время войны Князя Киевского Мстислава III против Великого князя Юрия Всеволодовича, Мстислав, поощряя своих новгородцев и смолян к сопротивлению против неприятеля, предоставили на их волю сражаться пешими или на конях. Тогда новгородцы отвечали: "Мы не хотим на конях, но, по примеру, предков наших, пеши и на кулаках биться". В старину было три вида кулачных боев. Самым лучшим и интересным считался бой один на один. Практиковался и бой "Стенка на стенку", когда запасных бойцов каждая "стена" уговаривала встать на свою сторону, и они выпускались только когда неприятель пробивал стену. Надежда-боец летел с шапкою в зубах, бил груды на обе стороны, лежащего не трогал, и, пробив стену, возвращался с толпою льстецов прямо в кабак. А реже всего допускался бой "сцеплялка - свалка", который обыкновенно возникал из-за того, что старики подзадоривали молодых рассказами и обещаниями побиться. Молодые переходили с вестями из двора во двор, дети выходили на затравку и были предвестниками "сцеплялки".
БАЛАГАНЫ
Центром праздничной масленичной площади были балаганы. Ведь балаганы - это главная притягательная сила, самое заманчивое, хотя далеко не всегда доступное увеселение.
10 Балаганы - лицо гулянья. По количеству, убранству балаганов, по именам их владельцев судили о значимости и размахе гуляний. Слово "балаган" первоначально обозначало легкую верхнюю пристройку к дому. В начале XIX столетия оно имело значение "временная, разборная торговая постройка". Применительно к театрализованным зрелищам это слово начало употребляться только со второй половины XIX века. На сценах легких временных театров выступали профессиональные актеры, любители их числа мелких чиновников, мастеровых, ремесленников, а так же цирковые артисты.
Ведущая:
Ну вот и все. Мы с вами сегодня немножко поиграли, вы узнали что-то новое. А сейчас, по русскому обычаю, я приглашаю всех вас чайку попить и блиночка отведать!!!
В раздел дополнительное образование