"Сценарий концерта хора "Cantabile"
Методическая работа
Автор: Хрипунова Вера Владимировна, концертмейстер, МБУДО "Детская школа искусств № 5 г. Йошкар-Олы", г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл
В раздел дополнительное образование
Текстовая HTML-версия публикации
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств № 5 г. Йошкар-Олы» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА«Сценарий концерта хора «Cantabile»
Подготовила: Концертмейстер Хрипунова Вера Владимировна Хор «Cantabile» детской школы искусств № 5 г. Йошкар-Олы- это творческий коллектив детей, которых объединяет любовь к музыке, к пению, к искусству. Коллектив состоит из учащихся средних и старших классов фортепианного, оркестрового отделений и отделения вокального исполнительства. С 2009 года руководителем старшего хора является Дмитриева Ирина Васильевна, концертмейстером- Хрипунова Вера Владимировна. В настоящее время коллектив состоит из 34 учащихся . За годы существования хор «Cantabile» стал настоящей лабораторией, формирующей и раскрывающей творческий потенциал учащихся, дающий возможность проявить себя каждому участнику хора в приоритетных направлениях. Отличительной чертой хора «Cantabile» является высокая исполнительская культура, качество звучания -звонкий, легкий, полетный звук, устойчивая интонация, диапазон более двух октав (соль малой октавы – ля бемоль второй октавы), исполнение 3-х – 4-х голосных произведений, музыкальность, выразительность, эмоциональность, отзывчивость детей к требованиям руководителя. Участники хора познают самобытный склад российской музыкальной культуры, изучают лучшие отечественные традиции вокально-хорового исполнительства, на репетициях хора целенаправленно ведется вокально- хоровое воспитание с одновременным решением задач музыкально- эстетического развития. Репертуар хора «Cantabile» широк и многообразен, включает в себя лучшие образцы русской и зарубежной классики, разнообразные по жанрам, приёмам звуковедения, динамическому контрастному сопоставлению. В творческий багаж хора входят произведения Дж. Перголези, В.А. Моцарта, А. Рубинштейна, П. Чеснокова, Д. Шостаковича, обработки народных мелодий, песни современных композиторов и композиторов Поволжья В. Шабрукова, С.Морозова, Н. Ромашова, С. Смирнова. Хормейстер использует наиболее целесообразную форму общения с детьми, при которой выполняются вокально-хоровые задачи, постоянно строится фундамент последующей работы, поддерживается интерес учащихся, на репетициях существует особенный эмоциональный тонус, сообразный художественным задачам. Репетиции, выступления, поездки сблизили, породнили всех участников хора. Коллектив стал похож на большую семью, один живой организм,
позволяющий ставить перед собой большие задачи и идти по пути их достижения. Стабильность и преемственность состава хора «Cantabile» поддерживается наличием коллектива –спутника (младшего хора). Частыми гостями репетиций и концертных выступлений коллектива являются многие выпускники хора «Cantabile» , что свидетельствует о большом значении хора в судьбе этих молодых людей, многие из которых связали свою жизнь с музыкой. Интересным моментом в работе стало сотрудничество со студентами дирижерско-хорового отделения факультета академической музыки Марийского республиканского колледжа культуры и искусств имени И.С. Палантая, которые проходят хоровую практику на старшей хоровой ступени. Подобное сотрудничество говорит о высокой оценке работы хормейстера и о наличии качественного и профессионального уровня хорового коллектива. В последние годы в репертуар хора вошли произведения преподавателей колледжа В.Н. Шабрукова и С.Н. Морозова. Творческие встречи с создателями хоровой музыки, исполнение их произведений, советы и пожелания авторов по поводу исполнения произведений –не только интересная и живая работа, но и яркие впечатления. Хоровой коллектив является активным участником праздничных концертов. Выступления коллектива отличаются высоким профессиональным уровнем, яркой эмоциональностью, глубиной раскрытия художественного образа, вокальной культурой. Концертная деятельность хора – это выступления на концертных площадках города – Дворца культуры им. ХХХ-летия Победы, Факультета академической музыки Марийского республиканского колледжа культуры и искусств имени И.С. Палантая, администрации муниципального городского округа г. Йошкар-Ола, Русского академического театра драмы им. Константинова, Центра культуры и досуга п. Знаменский, общеобразовательных школ №17, 21. Особую роль в патриотическом воспитании и формировании активной гражданской позиции у подрастающего поколения играют систематические выступления участников хора перед ветеранами Великой Отечественной войны. В целях совершенствования исполнительской культуры хор регулярно принимает участие в городских, республиканских, межрегиональных, всероссийских и международных конкурсах и фестивалях немало наград. Текст поэмы "Stabat Mater" был создан в XIV веке монахом- францисканцем Якопоне да Тоди (1230–1306) одним из образованнейших людей своего времени. Потрясённый смертью своей горячо любимой молодой жены, он переосмысливает свою жизнь и удаляется от мира. Он автор многих духовных текстов, в которых образ Девы Марии появляется неоднократно. Но нечаянную
известность ему принесла, написанная уже перед смертью, поэма "Stabat Mater dolorosa", повествующая о горе Матери, оплакивающей смерть Сына. С XIV века текст "Stabat Mater" начал использоваться в божественной Литургии и был неоднократно положен на музыку. Композитор I половины XVIII века Джованни Баттиста Перголези (1710- 1736), будучи представителем эпохи барокко, по своему творческому и психологическому темпераменту принадлежал скорее эпохе романтизма. А это уже XIX век. Перголези прожил всего 25 лет, из которых активному творчеству были посвящены менее десяти лет. История создания "Stabat Mater" Перголези исполнена романтики. Существует легенда, что источником вдохновения для композитора послужила личная драма. Его любимая девушка, на брак с которой её знатные родители не дали согласия, ушла в монастырь и вскоре умерла. Создавая музыку, автор смотрел на изображении Мадонны, которое было удивительным образом похоже на его умершую возлюбленную и за сочинением этой своей лебединой песни умер сам. Сейчас трудно сказать, насколько эта история соответствует действительности. Впрочем, наверное это и неважно. Важно то, что в мир пришла прекрасная музыка. Замечательно красивая, гениально простая и удивительно искренняя. В своё время она казалась очень необычной, шокирующе новой. Стоит Мать скорбящая возле креста слезного, где распят сын, Чью душу стонущую, омраченную и скорбящую пронзил меч. О как печальна и огорчена была эта благословенная Мать единородная. Как горевала и печалилась, Благая Мать, И содрогалась, Видя страшные муки Своего Сына. Какой же человек не опечалился бы, видя Мать Христа в таких муках? Кто не омрачился бы, видя благой Матери скорбь о Сыне? За грехи своего народа видит Иисуса покорившегося пыткам и бичеванию, Видит свое милое дитя умирающим, испускающим дух. О Мать, источник любви! Дай мне почувствовать силу скорби, Чтобы я мог плакать с тобой. 1. Дж. Перголези. "Stabat Mater" 1 Миниатюра В.А. Моцарта «Наш союз прекрасен, братья!» исполняется a cappella. Это своего рода гимн, и надо понимать это произведение вошло в репертуар неслучайно, поскольку эти строки хор считает своим девизом. 2. В.А. Моцарт «Наш союз прекрасен, братья!»
Горные вершины Спят во тьме ночной; Тихие долины Полны свежей мглой; Не пылит дорога, Не дрожат листы... Подожди немного, Отдохнешь и ты. Все знают, что это стихи известного русского поэта Михаила Лермонтова. Правда в данном случае он переводил великого немецкого поэта XVIII в. Иоганна Вольфганга Гёте (его стихотворение называется «Ночная песнь путника» и входит в состав большого романа "Годы учения Вильгельма Мейстера). Музыкальность перевода Лермонтова подтверждается тем, что оно легло в основу 40 романсов разных композиторов. Романс А.Г. Рубинштейна является наиболее известным вариантом. В переложении для хора романс звучит особенно проникновенно и гармонично. 4. Русская народная песня в обр. С. Благообразова «Ай на горе дуб» Работа на русской народной песней –это знакомство детей с миром фольклора. Именно в процессе работы над русскими народными песнями закладывается тот фундамент, на котором впоследствии формируются эстетические и нравственные идеалы учащихся. Здесь лежат истоки того, что называется «Этническим самосознанием». «Ай на горе дуб» относится к хороводным песням. То есть, их поют и одновременно водят хоровод. Слушая эту песню, мы так и видим неброскую, скромную в своем очаровании Россию с белоствольными березками и тихими речушками, да душистыми травами на лугах. 3. А. Г. Рубинштейн, ст. М.Ю. Лермонтова «Горные вершины» Два чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. Эти строки великого русского поэта А.С. Пушкина отражают суть того, что мы называем патриотизмом. Воспитание в подрастающем поколении чувства любви к тому месту, где он родился и вырос через исполнение произведений национальных композиторов, чтобы внутренне прочувствовать и передать то особое состояние души. 4. В.Н. Шабруков , ст. А. Иванова «Мы с тобой, милый край» В чем таинство колыбельной песни? Колыбельные – это такие удивительные песни, которые каждому из нас напоминают о далеком и милом детстве. Кто хотя бы раз в жизни не слышал обладающие волшебной силой строчки: "Баю, баюшки, баю, не ложись на краю…»
И каждый ребенок знает, что после того как по телевизору пропоют "спят усталые игрушки, книжки спят…", как бы не хотелось, но пора в кроватку… Русские народные колыбельные песни складывались веками, и в них – самое оптимальное соотношение мысли, движения и настроения. Эти песни – величайшее завоевание народной педагогики, поскольку они нераздельно соединены с народной практикой воспитания детей, когда ребенок – еще беспомощное существо, требующее постоянного заботливого внимания, любви, нежности и ласки, без которых он просто не выживет. Не случайно основное содержание народных колыбельных песен – это любовь матери к своему ребенку, ее мечты о его счастливом будущем: Колыбельные песни исполнялись одновременно раскачиванием люльки – в такт биению пульса и дыхательным движениями. Чаще всего колыбельная песня имеет размер, который накладывается на биение спокойного сердца (ритм 68-72 удара в минуту). К жанру колыбельной песни обращались такие композиторы- классики: Шуберт, Мендельсон, Бизе, Римский-Корсаков, Пуччини, Чайковский, Шуман, Шостакович и другие. Почти у каждой современной российской звезды эстрады, бардов, рок- исполнителей найдется в репертуаре колыбельная песня. Есть колыбельные у Анны Герман, Высоцкого, Розенбаума, группы «Ногу свело», у Татьяны Булановой, Анжелики Варум, Витаса, Александра Градского, Полины Гагариной и многих других. Сон приходит на порог. Крепко, крепко спи ты. Сто путей, сто дорог Для тебя открыты. 5. Муз. И.О. Дунаевского, сл. В. Лебедева-Кумача «Колыбельная» из кинофильма «Цирк». Хоровое искусство жанр синтетический. Оно воздействует на слушателя одновременно словом и музыкальными средствами. Благодаря такому двойному воздействию осмысление содержания вокально-хорового произведения значительно облегчается, т.к. позволяет его постигать через смысловое значение словесного текста. Сочиняя музыку, композитор стремится отразить в ней характер, настроение, основную мысль текста. Путь создания и воплощения художественного образа в музыкальном исполнительстве обычно представляют как цепочку: композитор - исполнитель – слушатель. В вокально-хоровом исполнительстве этот путь можно обозначит так: поэт – композитор - исполнитель – слушатель. Сейчас прозвучит оригинальное произведение композитора 20 века Б. Садовского. Композитор Борис Садовский создал детскую хоровую сюиту, состоящую из 9 песен: «Двенадцать егерей», «Демьянова уха», «Маркел-многодел», «Бедный Макар», «Прохор пек пирог», «Яков ловил раков», «Куприян чинил кафтан», «Филя-простофиля», «Шли с базара самовары».
В каждой песне либо восхваляется, либо высмеивается какое-то качество русского человека. Песня «Бедный Макар»- оригинальное произведение, написанное в народной манере, исполняется a capella 6. Муз. Б. Кравченко, сл. А.Б. Садовского «Бедный Макар» Композитор Сергей Морозов, который является нашим земляком, создал немало сочинений для детского хора и солистов. Сергей Морозов является частям гостем в детских школах искусств республики. С удовольствием поют песни композитора и старший и младший хоры нашей школы. Тематика песен о Великой Отечественной войне является одной из значимых в творчестве С. Морозова. Приближается знаменательная дата- 70 – летие Великой Победы. Многие фронтовики не дожили до этого дня. Но их дети , внуки и правнуки 9 мая возьмут фотографии отцов , дедов и прадедов и пройдут с ними- как свидетельство того, что «Никто не забыт и ничто е забыто» . 8. Музыка и слова С. Н. Морозова «Бессмертный полк» Ежедневно, ежечасно, Каждый миг существования Слышу музыки прекрасной Я знакомое звучание. Вслушайся, она повсюду. Слышишь, словно чьи-то руки Из теченья наших судеб Плавно извлекают звуки. И в ушах звенящий ветер, И полночных снов хрустальность, Все, что только есть на свете, Источает музыкальность. 9. Музыка и слова С. Смирнова «Музыка, звучи» Завершающее слово ведущей: Союз прекрасный – музыка и дети! Какое счастье слышать голоса, Которых нет чудеснее на свете, И видеть благодарные глаза. Любимый хор, мы верим без сомненья, Порадует еще нас много лет, Пусть новое приходит пополненье И новых добивается побед.
И мы, к вершинам мастерства взбираясь, Как по ступенькам гаммы «до мажор», Изо всех сих достичь вершин стараясь, Ведем к победам наш любимый хор.
В раздел дополнительное образование