"Компетентностная модель современного педагога дополнительного образования"
статья
Автор: Щербатова Юлия Викторовна, педагог дополнительного образования, МБОУДОД "Центр внешкольной работы Советского района" г. Брянска, город Брянск
В раздел дополнительное образование
Текстовая HTML-версия публикации
Щербатова Ю.В. педагог дополнительного образования МБОУДОД «Центр внешкольной работы Советского района» г. БрянскаКомпетентностная модель современного педагога дополнительного
образования
Путь к ученику начинается не с предмета, метода, а с того, какие мы есть сами. Не методом, а собственным духовным «Я» следует вооружиться. Е.Н. Ильин Каким должен быть современный педагог дополнительного образования? Современный педагог дополнительного образования должен быть коммуникативно-компетентным, умеющим организовать эффективную коммуникацию для достижения учебно-воспитательных целей. Ученые определяют коммуникативную компетенцию как «сердцевину профессионализма учителя». Основным назначением стандартов нового поколения является формирование современного человека. Это означает умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем (информационная компетенция); умение сотрудничать с людьми (коммуникативная компетенция); умение ставить цели, планировать, использовать личностные ресурсы (самоорганизация); готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность (самообразование). Но для этого самому педагогу дополнительного образования надо быть очень компетентным во многих вопросах образования. Педагогу следует развивать в себе готовность к сотрудничеству, личностную заинтересованность во благо других, желание
успеха при решении межличностных проблем в соответствии с требованиями его профессиональной деятельности. Стиль общения педагога с детьми- это категория социальная и нравственная, это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и обучающихся. Наиболее плодотворно общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. Она складывается на основе высоких профессионально-этических установок педагога дополнительного образования. Компетентностная модель современного педагога дополнительного образования должна включать: -ценности; -профессиональные качества; -профессиональные компетенции. Таблица 1 ЦЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ -свобода обучающихся быть самим собой; -помогать каждому обучающемуся его индивидуальные дарования сделать социально плодотворными; -доброжелательно и заинтересованно относиться к обучающимся; -быть готовым принимать конструктивную критику, вносить соответствующие коррективы в свою деятельность; -понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности; -иметь собственную -умении организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов обучающегося, сформированных как ключевые компетенции;
- индивидуальное развитие каждого обучающегося соответствует его способностям, интересам и возможностям; - обучающийся учится только тому, что соответствует его способностям, интересам и что он считает полезным для себя; - приобщение обучающегося к той культурной традиции, которая в максимальной степени может способствовать развитию. позицию и манеру обучения, не быть безликим.; -уметь делиться с обучающимися своими мыслями и чувствами; -демонстрировать компетентное поведение- собственную ответственность за результат, любознательность, способность к диалогу и т.д.; -использовать четкий, понятный, гибкий язык. - уметь организовать обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать, ставить цели, проявлять независимое мышление, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения. Таким образом мотивировать обучающихся в объединении на более высокие достижения и интеллектуальный рост.
Таким образом, современное обучение и воспитание в системе дополнительного образования невозможно по существу без профессионализма и индивидуально-личностного начала. Оттого, какие свойства своего "Я" педагог дополнительного образования передает своим воспитанникам, какие струны их души он сумеет затронуть, во многом зависят идеалы и поступки подрастающего поколения. Сделать это может тот, кто в высшей степени сам владеет профессиональным мастерством, кто способен и умеет творчески передать богатства человеческой культуры всем своим воспитанникам. А свой истинный смысл высокое звание "учитель" приобретает лишь тогда, когда оно неотторжимо от понятия культуры. Именно культурность и высокая нравственность делают педагога дополнительного образования личностью.
Список литературы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».- М.:Проспект, 2013.-160 с. 2. Ильин Е.Н. Искусство общения.- М.: Просвещение, 1989.-146с. 3. Определение понятия "компетенция"/ Электронный журнал «HR-Portal»
В раздел дополнительное образование