"Роль и значение коллективного музицирования в развитии учащихся ДМШ и ДШИ по классу скрипки"
методическое сообщение
Автор: Иванова Елена Михайловна, преподаватель по классу скрипки, ДШИ №2 им. А.Г. Розума, город Ржев, Тверская область
В раздел дополнительное образование
Текстовая HTML-версия публикации
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Детская школа искусств №2 им. А.Г. Розума
Методическое сообщение
Тема: «
Роль и значение коллективного
музицирования в развитии учащихся ДМШ и ДШИ
по классу скрипки»
Составитель: Преподаватель ДШИ №2 им. А.Г. Розума струнно-смычкового отделения по классу скрипки Иванова Елена Михайловна г. Ржев Тверская область 2015 г.
Современная педагогика наряду с индивидуальным подходом к учащимся ,который является основным в работе, уделяет все больше внимания различным формам коллективного музицирования. Ансамбли скрипачей, создаваемые на базе детских музыкальных школ, свидетельствует о том, что в этих коллективных формах работы преподаватели увидели целый ряд дополнительных резервов музыкального воспитания творческой молодежи, связанных, прежде всего, с эстетическим воспитанием школьников.
Ансамблевое музицирование не только развивает
музыкальный слух, оно способствует развитию полифонического мышления,
учит слышать и понимать содержимое музыки.
Занятия учащихся в ансамбле помогают преподавателю по специальности решать следующие очень важные
задачи:
развивать у учащихся художественное мышление, интеллект, воображение, профессиональное внимание к музыкальному тексту и его озвучанию, развивать исполнительскую дисциплину, умение слышать музыку, исполняемую ансамблем в целом и отдельными группами, слышать звучание темы, подголосков, сопровождения.
В последние годы существует проблема с набором учащихся в классе скрипки и
виолончели.
Это вынуждает принимать детей без учёта их музыкальных, физических, интеллектуальных данных. Неоднородность контингента учащихся усложняет как основную, так и ансамблевую работу в классах.
Загруженность
учащихся
в общеобразовательных школах также создаёт дополнительные проблемы с организацией репетаиций в объединённых ансамблях отделения из учеников разных групп. Эти
проблемы
струнных отделений диктуют
необходимость
искать
различные формы организации ансамбля скрипачей
. Занятия учеников в классе преподавателя по инструменту имеют следующие преимущества: искать формы организации ансамбля скрипачей.
Актуальной
для преподавателя становится
форма работы с ансамблем своих учеников с первых лет обучения
игре на инструменте. Именно такую форму работы с учениками я веду в своем классе.
Цель, которая ставится перед любым коллективом - создать такую среду, где
бы ребенок развивался как личность, развились его способности и дарования.
Работа в коллективе дисциплинирует в отношении ритма, дает ощущение нужного темпа, способствует развитию мелодического, полифонического, гармонического и тембрального слуха, вырабатывает уверенность, помогает добиться стабильности в исполнении. В результате длительного контактирования ансамблисты обмениваются опытом, знаниями, отчего каждый становится богаче как специалист. 1.
Занятия в ансамбле
являются продолжением работы в основном классе и помогают решать с учеником одни и те же задачи учебного процесса, поднимая исполнительский уровень по обоим предметам.
2.
Проблема
контроля
за посещаемостью класса ансамбля, качества выучивания партий сводится к минимуму из-за регулярного общения преподавателя с учениками. 3.
Систематическая работа педагога с учениками
своего класса в ансамбле с первых лет обучения и до выпускного класса позволяет создать в школе сплочённый музыкальный коллектив со своими исполнительскими традициями. 4.
Такой детский музыкальный коллектив более мобилен в концертной и
творческой
деятельности
класса и школы, так как имеет в репертуаре произведения разной степени сложности и разнообразные по содержанию. Ученики класса в любое время могут объединяться для выступлений в разные группы, начиная с дуэтов, где старший, более опытный ученик, всегда поддержит на концерте младшего.
Занятиям
ансамблем
следует
уделять
особое
внимание
с
первого
года
обучения.
Педагоги – скрипачи ещё со времени становления скрипичной педагогики пришли к выводу, что на индивидуальном уроке с первых шагов обучения на скрипке полезно включать в занятия с учеником его совместную игру с педагогом. Мелодия учителя обогащает простейшие пьесы ученика на « открытых струнах», стимулирует интерес к занятиям. Для этого существует богатый репертуар для начинающих скрипачей. Значение занятий начинающих скрипачей в ансамбле отмечено в программах «Специальный класс скрипки. Специальный класс альта» 1976г. Участие в ансамбле
повышает
у
детей
общую
дисциплинированность,
формирует
ответственность
перед
окружающими
за
порученное
дело.
Участник ансамбля
,
знакомясь новыми музыкальными произведениями, обогащает свой кругозор, музыкальное восприятие, оттачивает профессионализм, эстетический вкус, ощущение стиля, повышая таким образом свое общее развитие, способность анализировать и находить нужное решение. Ансамблевая форма музицирования играет важную, существенную роль в процессе музыкального образования, воспитания и развития.
Общие
цели
-
один
из
важнейших
стимулов
активизации
художественной
жизни
ансамбля.
На простейшем материале начинающего скрипача можно работать и с группой учеников. В программе « Скрипка, альт, виолончель» 1989г. официально признаётся групповой метод работы на уроках в первые годы обучения: « В подготовительной группе 1 и 2 классах наряду с традиционной формой проведения урока возможны также мелкогрупповые формы, при которых время урока целиком используется на занятия с двумя-тремя учениками одновременно.
Это даёт педагогу возможность работать эффективнее и больше внимания
уделять
развитию
навыков
чтения
нот
с
листа
,
транспортированию,
подбору
по
слуху
в
ансамблевой
игре,
а
также
расширению
музыкального
кругозора учащихся .
Практика показывает, что перечисленные формы работы удобнее вести не на уроках по инструменту, а на отдельных занятиях младшей группы ансамбля класса и уроках музицирования.
Сочетание
группового
и
индивидуального
метода
работы
в классе скрипки применяются уже несколько десятилетий в знаменитой японской школе скрипачей Ш. Сузуки. В нашей стране эти методы давно применяют известные педагоги - методисты Э. Пудовочкин (г. Владимир), С. Мильтонян( г. Тверь), Г. Турчанинова (г. Новосибирск) , O. Щукина ( г. Вологда) и др. Новые методические подходы в работе с ансамблем начинающих скрипачей позволяют сформировать младшую группу ансамбля, несмотря на их ограниченные исполнительские возможности. В программе « Скрипка, альт, виолончель» 2002 г.
подчёркивается
необходимость
приобщения
ученика
к
игре
в
ансамбле,
начиная
с
первых
уроков
. При этом отмечается, что для учащихся
средних
способностей,
игра в ансамбле становится, нередко,
единственной
возможностью
участвовать в концертном выступлении. В программе, по которой я работаю,
предлагается модель организации ансамбля
скрипачей
из
одного
класса,
требующая от педагога определённой гибкости в формировании групп и подборе репертуара, но дающая возможность всем ученикам класса независимо от их способностей участвовать со своим инструментом в музыкальном коллективе и концертной жизни школы, что несомненно способствует воспитанию устойчивого интереса к обучению. Уровень профессионализма участников детского ансамбля, еще в недостаточной мере владеющих художественно- выразительными и техническими средствами ансамблевой игры, обусловливает особенности работы преподавателя, репертуарные поиски.
Основные принципы при подборе репертуара:
1
. Доступность
для участников ансамбля, как в техническом отношении, так и по содержанию. 2. Репертуар ансамбля скрипачей младших классов
не должен по трудности
быть сложнее пьес, изучаемых в классе по специальности.
3.
Репертуар должен способствовать развитию творческого воображения
учеников. Для этого в программу следует включать пьесы программного характера, жанровые зарисовки. 4. Учет
количества и уровня технической подготовки
учеников – участников ансамбля. 5. Принцип изучения музыкального материала
“от простого – к сложному ”.
6.Принцип
разнообразия
пьес в репертуаре. 7.
Выбор репертуара с перспективой
дальнейших концертных выступлений.
Необходимо начинающего скрипача подключать к участию в игре с ансамблем, по
возможности,
с
самых
первых
занятий.
Сначала исполняя несложные пьесы с преподавателем, затем с одноклассниками. Чувство ансамбля, умение слушать партнера
воспитывается уже в начальный период обучения.
Уже
в
этот
период требуется
интонационное, тембральное, динамическое единство разнородных инструментов.
Чем раньше происходит встреча ребенка с коллективным творчеством, тем большую радость приносят ему занятия музыкой.
Раннее погружение
ребенка в мир шедевров музыкальной классики, когда сам он только начинает овладевать инструментом, невольно заставляет его услышать некий идеал звучания, к которому нужно стремиться. Чем выше
качество звучания коллектива
, в котором оказывается ребенок, тем быстрее будет идти его развитие в звуковом и техническом отношении. Урок ансамбля - это прежде всего возможность влиять на развитие интеллекта ребенка, раскрыть его способность
дружить, общаться, сопереживать
– а значит, и чувствовать. На этих уроках можно с успехом заниматься
развитием
слуха,
ритма,
памяти,
чтением с листа.
Вместе малыши легче усваивают длительности, успешно закрепляют понятия распределения смычка, учатся овладевать средствами выразительности в музыке. На уроках ансамбля у них появляются общая интересная работа над произведением и перспектива концертных выступлений.
Чередование
основной
работы
над произведениями тех или иных теоретических знаний
и
постановочных
элементов
позволяет сделать уроки ансамбля интересными и полезными. При расстановке и распределении в ансамбле по группам Г.Турчанинова, например, советует распределять учеников таким образом, чтобы в каждом голосе было
равное
количество
скрипачей
продвинутых
и
более
слабых
. Также необходимо при организации и распределении участников детского музыкального коллектива учитывать и такие факторы, как
уровень обучаемости, психологические особенности учащихся.
В процессе творческого развития коллектива у юных музыкантов постепенно устраняются резкие индивидуальные различия, появляются ансамблевые навыки, однородное распределение смычка, характер коллективного звучания.
Воспитательная деятельность
руководителя ансамбля должна быть направлена на то, чтобы у юного музыканта формировалось чувство ответственности за общее дело коллектива, за успехи и творческую дисциплину товарищей, крепло желание трудиться с пользой для людей, воспитывалось чувство долга, взаимопомощи. Переживание радости труда в коллективе, совместное преодоление трудностей, творческие победы, напряженный путь к ним рождают духовное единство, способствуют совершенствованию личности и коллектива. Главные проблемы ансамблевой игры заключаются в одинаковом понимании детьми необходимости наиболее рационального способа звукоизвлечения, в стремлении к групповому единству и в воспитании внутренней потребности в создании требуемых звуковых красок.
Певучесть общего звучания ансамбля, выразительность
исполнения, ясность фразировочных намерений – это те основные задачи, которые я
ставлю перед его участниками.
В работе с ансамблем скрипачей проходят всевозможные репетиции, слушание музыки с обсуждением, открытые уроки для родителей, тематические вечера, совместные походы на концерты, все это должно вызывать интерес к музыке, инструменту. С первых уроков важно показать возможности инструмента. Игра педагога, беседы с учащимися о специфике инструмента, об истории его создания –
один из важных методов- наглядно-
слуховой.
Важно использовать возможности компьютера- инновационные технологии- прослушивать записи профессиональных исполнителей и сравнивать их со своим собственным «живым» исполнением. В развитии музыкального восприятия очень важен
практический метод
. Чтобы ребенок лучше почувствовал характер произведения возможно сочетать восприятие музыки с практическими действиями, с движениями рук пальцев, танцевальных и образных движений, инсценировка пьесы, танца.
Показ способов и приемов игры
на инструменте также необходим, здесь
практический метод сочетается с наглядным и словесным.
Беседа, рассказ пояснение – разновидности
словесного
метода
в музыкальном воспитании. Пояснение музыки, характеристика содержания музыки, совместный разбор
образов: чувств, настроений- развивают образное мышление. Формирование навыков и умений требует сочетания различных методов. Немаловажное значение для развития активности ансамблевой деятельности имеет
контроль:
проверка партий, выработка ансамблевых навыков в группах. Контроль проводить часто не рекомендуется, однако и без него невозможно оценить труд воспитанников. Объективный, доброжелательный контроль их не пугает, а способствует хорошему настроению, профессиональному росту и здоровому психологическому климату в ансамбле.
Рациональная
организация
репетиционной
работы
способствует
экономному
распределению времени на репетиции.
Для этого рекомендуется на каждое занятие намечать конкретные цели, задачи, методы проведения урока. Следует помнить о том, что все вопросы нельзя решить на одной репетиции. В течение одного занятия
следует
указывать 3-4 типа недостатков
и последовательно работать над их исправлением. Большее число различных замечаний будет неизбежно распылять внимание учащихся и не даст желаемого результата. Активизации творческого роста ансамбля способствует
целенаправленный
подбор
репертуара
. В ансамбле скрипачей
младших
классов
развитие воображения прямо связано с характером
наглядно-образного мышления,
поэтому в подборе репертуара необходимо останавливать выбор на программных произведениях, жанровых зарисовках.
В
подростковом
возрасте
мыслительная
деятельность
приобретает отвлеченное, абстрактно-логическое мышление. Оно раскрывает богатые возможности самостоятельного творчества, широкого применения на практике художественных и технических приемов.
Всю работу руководителя ансамбля я разделяю на три этапа:
подготовительный этап, репетиции с коллективом, концертное выступление.
Подготовительный этап
начинается с подбора учебного и концертного репертуара, который должен соответствовать техническим и художественным возможностям учебного коллектива, решать учебно-творческие и художественно-исполнительские задачи, способствовать всесторонне развитых музыкантов, развивать их эстетические вкусы.
Успешное проведение репетиции
во многом зависит от качества работы над партитурой, доскональное знание которой является обязательным условием в подготовке руководителя в работе с коллективом. На занятиях руководитель должен создать творческую атмосферу, суметь заинтересовать учащихся, вызвать у них желание увлеченно работать и находить удовлетворение в изучении произведения, сделать репетицию живой и интересной.
Логическим
завершением
работы
над произведением является
концертное
выступление.
Концерту предшествует генеральная репетиция, на которой рекомендуется сыграть все пьесы без остановки с целью проверки их качества, а также психологической подготовки всех участников коллектива к выступлению. Концерт – это подведение итогов, праздник, пришедший на смену кропотливой репетиционной работе. Концертное выступление активизирует сплочение коллектива, повышает уровень музыкально- эмоционального состояния, обостряет чувство взаимозависимости, внимание, приносит ощущение радости от общения с музыкой, со слушателями, от самого процесса игры. Впечатления от встреч со зрителем дают участникам коллектива возможность сравнивать, сопоставлять, думать, а главное – вызывают желание стать лучше, оправдать ожидания слушателей и руководителя. В конце кждого учебного года я провожу отчетный концерт учащихся моего класса в котором
большинство - именно ансамблевые номера.
В ансамбле обязательно должен быть
скрипач - коцертмейстер,
старший и более опытный среди учеников. Он сможет руководить ансамблем на репетициях и
концерте: вход и выход на сцену, показать ауфтакт, руководить процессом игры, исполнять более сложные сольные партии и многое другое.
Требования к работе ансамблистов: самостоятельное изучение партий дома,
полное внимание и активная работа в классе.
Музыка формирует человека – его сердце и ум, его чувства и убеждения, весь его
духовный мир. Воспитание музыкой, через собственное исполнение - это просто
незаменимый процесс в деле самовыражения.
Занятия в ансамбле скрипачей формируют общую культуру, всесторонне развивают личность посредством исполнительской деятельности. Ансамбль скрипачей среда и средство формирования творческой музыкальной индивидуальности, приобщения к музыкальному искусству, знакомят с миром зарубежной и русской классики, народной музыкой и джазом, воспитывают творческую активность, волю, умение дисциплинировать себя на публичных выступлениях.
Список используемой литературы:
1. Ауэр Л. «Моя школа игры на скрипке». Москва-1965. 2. Мильтонян С.О. «Педагогика гармоничного развития скрипача. Тверь- 1996. 3. Мищенко Г.«Методика обучения игре на скрипке» С-Пб 2009. 4. Мордкович Л. « Детский музыкальный коллектив: некоторые аспекты работы» (на примере ансамбля скрипачей). 5. Середа С. «Поиск и использование новых подходов к развитию музыкальных способностей исполнителей детского ансамбля скрипачей». 6. О.Щукина «Ансамбль скрипачей с азов» С-Пб 2007.
В раздел дополнительное образование